d9e5a92d

Эфемерное могущество

Кровное родство, принадлежность к клану или племени все еще определяют место индивидуума в обществе, успех или неудачу его продвижения как в традиционных, так и в новых сферах деятельности. Приоритет в обществе отдается интересам и солидарности родственной группы против интересов индивидуума и тех, кто находится вне этой группы. Фаворитизм, кумовство по отношению к членам семьи, клана, племени господствует в экономической сфере, в государственной бюрократии, вооруженных силах.

Поддержание чести и репутации семьи считается важной ответственностью, а обязанность кровного мщения связывает даже отдаленных родственников. Авторитет шейхов и племенной знати высок.
Мы намеренно не употребляем слово трайбализм применительно к Саудовской Аравии и княжествам, так как этот термин устойчиво относится исследователями к обществам африканских стран южнее Сахары, и ограничимся выражением кровнородственные и племенные связи. Хотя ислам в принципе признавал равенство всех людей, но многие столетия он мирно сожительствовал с племенной и полукастовой структурой аравийского общества. Кровнородственные связи вписались в феодальную по своей сути структуру централизованного государства Саудовской Аравии, сложившуюся к началу 30-х годов. Естественно, что они не могли исчезнуть за три-четыре десятилетия нефтяной эпохи.

Но развитию капиталистических отношений и в целом любой модернизации не могут способствовать традиции постановки клановых связей выше компетентности, трудолюбия и других деловых качеств, личного доверия и симпатии выше бухгалтерской точности.
Кровнородственные связи по-прежнему затушевывают и классовую эксплуатацию, и классовые грани в аравийском обществе. Племенная взаимопомощь, отношения патрона и клиента, патриархальный авторитет главы рода или племени зачастую оказываются сильнее новых социальных связей и классовой принадлежности.
Но хотя семейные связи остаются могущественными в саудовском обществе, их характер медленно меняется. Объединения племенные постепенно уступают место семейным группам более ограниченного размера.

Эти изменения особенно чувствуются в прослойке, получившей современное образование, среди чиновников, торговцев, интеллигенции, квалифицированных рабочих. Образованные саудовцы больше стремятся к моногамии. Полигамия постепенно исчезает в этой среде не только потому, что стоимость женитьбы становится невозможно высокой, но также и потому, что моногамный брак больше отвечает новому образу жизни и функциям современного человека.

В этих же семьях склоняются к тому, чтобы дать образование своим дочерям и даже своим женам. Существование подобных семейных очагов отражает эволюцию образа жизни и мышления, которая вызывается и новыми формами образования и опыта, и конфликтом поколений.
Напомним, что само слово арабы в Аравии означало кочевников, бедуинские племена в первую очередь. Оно не распространялось на потомственных земледельцев-феллахов и вольноотпущенников, на низшие племена и ремесленников.

Расширительное применение слова арабы это уже плод XX века.
Национальное сознание, то есть сознание принадлежности к некой саудоаравийской нации, в Саудовской Аравии развито мало. Для княжеств Персидского залива, за исключением Омана, об этих тенденциях и говорить не приходится. Это констатировали и западные исследователи.

Появление новых средств коммуникаций и информации, усиление хозяйственной взаимозависимости различных провинций, контакты с иностранцами и поездки за границу, которые демонстрировали разницу в культуре и образе жизни в Саудовской Аравии и за ее пределами, ускорили и формирование нации, и появление чувства национальной принадлежности. Но реальное образование саудоаравийской нации, даже в рамках смутно определенной аль-умма аль-арабийя общеарабской нации, далеко еще не достигло уровня, до которого этот процесс дошел, например, в Египте или Сирии.

Несмотря на общность языка, культуры, истории, единство территории, складывающееся хозяйственное единство, семейно-племенные и религиозные связи остаются более мощными, чем общенациональные.
Сама идея национального территориального государства родины новая для аравийского общества. Концепция родины, преданность которой человек демонстрирует прежде всего, противоречит духу ислама, который делает акцент на универсальную общность верующих, противопоставленных немусульманам, а не на национальные группы, которые отличаются друг от друга.
Национальное сознание и националистические чувства в Саудовской Аравии до недавнего времени ограничивались небольшой прослойкой населения, связанного с современным сектором в экономике, гражданской и военной бюрократией или с системой образования. Те, кто называли себя националистами, были, скорее, реформистами и модернистами.

Но настолько смутными были эти чувства, что левое крыло националистов отвергало даже слово саудовский в названии их народа и нации, считая, что оно связано с династией Саудидов.
Изменения в обществе Саудовской Аравии и княжествах происходят быстрее, чем в других ближневосточных странах, учитывая, конечно, точку отсчета. Старый общественный баланс нарушен и навсегда потерян. Нефтяные монархии столкнулись с острыми внутренними противоречиями, неизвестными им раньше.

Это вызвано изменением классовой структуры, постепенным усилением буржуазии, ростом рабочего класса, ослаблением кровнородственных и племенных связей, столкновением интересов различных классов и социальных групп, традиционных понятий и новых социально-политических идей, ростом современной и традиционной оппозиции. Но степень социальной напряженности в королевстве и у его соседей нам трудно определить.

Саудовская пресса, например, совершенно не отражает общественных проблем, политические партии, профсоюзы, клубы, собрания запрещены, революционно-демократическая оппозиция загнана в подполье или эмигрировала, поэтому свидетельства и факты могут быть только косвенными и единичными.
До событий в Мекке и Восточной провинции казалось, что в Саудовской Аравии и княжествах не сложилось взрывоопасной ситуации. Разгром повстанцев показал, что правящие классы удержались у власти и продемонстрировали, что они не намерены с ней расставаться. Кое-какие реформы осуществляют именно они, а не представители средних слоев, армии или бюрократии, буржуазных или буржуазно-демократических разночинцев. Перемены проводятся осторожно, под давлением по-современному образованной прослойки в бюрократическом аппарате, вооруженных силах и деловых кругах, чтобы дать ответ на новые социально-экономические требования.

С помощью внешней модернизации правящие классы пытаются оградить себя от худшего, от опасных для них социальных потрясений. Осознавая, что им не обойтись без современных знаний, правящие кланы стали покупать для своих членов самое лучшее образование и вместе с тем кооптировать в верхушку бюрократического аппарата образованных, но лояльных режиму представителей других социальных групп, особенно торговой буржуазии.
Для удержания в подчинении угнетенных классов и слоев населения от рабочих до вольноотпущенников и от шиитов до иммигрантов правящий класс совершенствует и укрепляет аппарат репрессии и вооруженные силы. Органы безопасности и вооруженные силы без колебаний применяются для жестокого подавления революционно-демократической и любой другой оппозиции.
Обладая нефтяными доходами, принявшими колоссальные по любым масштабам размеры, нефтяные монархии до недавнего времени успешно откупались от требовании коренных перемен. Потенциально недовольных и политически активных лиц поглощал разбухающий, неэффективный, но престижный и хорошо оплачиваемый государственный аппарат.

На экономическом буме наживались довольно широкие прослойки. Режимы пока что обеспечивали себе достаточно прочную п широкую социальную базу в лице средних городских слоев и бюрократии, благородных кочевых племен, получающих королевские субсидии, консервативно настроенного купечества и зарождающейся промышленной буржуазии.

Но особенность общества в нефтяных монархиях состояла и в том, что значительная часть угнетенных, эксплуатируемых классов и слоев населения, которые потенциально могли бы быть враждебны режиму, долгое время оставалась в темноте и невежестве, находилась под влиянием племенных шейхов и других традиционных лидеров, улемов-богословов, в небольшой степени подкармливалась властями и была консервативно настроенной.
Вот это сочетание реформ сверху, репрессий, подкупа значительной части населения и консерватизма аравийского общества и обеспечивало до поры до времени стабильность одних из самых архаичных режимов на земном шаре. Но сами социально-экономические перемены в обществе и даже элементы модернизации, вынужденно вводимые сверху, расширяют базу для конфликта между режимами и темп общественными классами и слоями, которые стремятся к более глубоким реформам, а, в конечном счете, к захвату власти.
Старый общественный баланс в Саудовской Аравии, как и в княжествах, нарушен, но новый, несмотря на все подпорки и частичные меры, не создан. Подобное состояние неустойчиво п чревато социальными взрывами в самых неожиданных формах.

Урок мекканских событий говорит именно об этом. Эфемерное могущество
Вооруженные силы Саудовской Аравии начали бурно расти с 60-х годов, а к началу 80-х расходы на них приняли просто фантастические размеры, даже если делать скидку на коррупцию и взяточничество. В 1977 году королевство обогнало Иран в качестве первого покупателя американского оружия в мире, а на 1981 год был заложен военный бюджет более чем в 20 миллиардов долларов. Это означало 45 тысяч долларов в год на каждого мужчину, женщину, ребенка и старика примерно вдесятеро больше, чем в высокомилитаризованных странах НАТО.

Правда, значительная часть этих средств шла на строительство инфраструктуры и военных городков (с неизбежными многомиллиардными выпадениями в карманы власть имущих), на дороги и учебные заведения. Но и то, что оставалось, плохо вписывалось в задачи законной обороны.
В 1965 году вооруженные силы страны насчитывали около 40 тысяч человек, включая армию, небольшие ВВС, очень маленький флот, а также национальную гвардию. Регулярная армия и национальная гвардия имели примерно по 20 тысяч человек.


Высшие командиры армии и национальной гвардии набирались из членов королевской семьи с безупречной лояльностью королю. Армейское офицерство вербовалось в особенности из пристоличного района Арида.

Армии было запрещено заниматься политикой специальным декретом от 20 марта 1960 года.
Национальная гвардия, очень мобильная и хорошо вооруженная, подчинялась до начала 60-х годов непосредственно королю, а затем влиятельному члену клана Саудидов Абдаллаху ибн Абд аль-Азизу. Она помогала полиции в поддержании безопасности и порядка и служила для баланса влияния армии. Члены национальной гвардии набирались из благородных племен, преданных королю, в то время как полиция и армия рекрутировались из всех групп населения.

Подразделения национальной гвардии обычно изолировались от населения.
После второй мировой войны главным источником вооружения были США. Они же направляли большую часть инструкторов.

В 1951 году США и Саудовская Аравия подписали соглашение о помощи и взаимной обороне. США сохранили базу в Дахране и предоставили новое оружие и военное снаряжение.

В 1952 году США направили специальную миссию для подготовки саудовской армии вместо английской миссии, отозванной в результате англо-саудовского конфликта из-за Эль-Бурайми. В 1957 году па пять лет продлилась аренда Дахрана, и США продолжали участвовать в подготовке саудовских вооруженных сил. В 1962 году саудовское правительство отказалось возобновить сдачу в аренду базы в Дахране.

Однако военная миссия американских инструкторов сохранилась.
К началу 80-х годов в армии было 45 тысяч человек, имевших на вооружении 75 средних и тяжелых танков, 150 легких танков, 400 бронетранспортеров, в авиации около 15 тысяч человек (полторы сотни современных боевых самолетов, 33 транспортных, 40 вертолетов), в ВМФ примерно 2500 человек, национальная гвардия, стоявшая особняком, насчитывала 2530 тысяч. Вооружение ввозилось в основном из США, но также из Великобритании и Франции.
Саудовцы начали рассчитанное на многие миллиарды долларов военное наращивание, с тем чтобы модернизировать свои вооруженные силы в 80-е годы. Военные комплексы появляются по всей стране, военно-морские базы строятся на Красном море и в Персидском заливе, новая авиабаза создается в Табуке, в северо-западной части Саудовской Аравии; кроме, того, внушительный ассортимент современного оружия находит путь на саудовские склады.

В саудовском арсенале уже есть две эскадрильи штурмовиков Лайтнинг английского производства, две эскадрильи самолетов F-5, ракетная система Хок, ракеты Сайдуиндер и Маверик класса воздух воздух, а также современные танки и артиллерийские системы. Новые дополнения к растущей военной машине завод по производству тактических ракет близ Эр-Рияда и истребители F-15 американского производства.
Несмотря на всю боевую технику, которую она имеет, Саудовская Аравия остается второразрядной военной державой,писал американский журнал Ньюсуик еще в апреле 1978 года. Ее постоянная армия меньше, чем иорданская. Саудовцы не имеют военных традиций в современном смысле, и солдатам, которые не так давно водили верблюдов через пески, предлагают сейчас справляться с ракетными системами, оснащенными электронной аппаратурой, и сверхзвуковыми реактивными истребителями.

Чтобы их военная машина не скрипела, они должны полагаться на американских советников и технических специалистов, и такое положение будет сохраняться еще многие годы.
Никто серьезно не ожидает, что регулярные вооруженные силы, а также полувоенные формирования смогут защитить огромную территорию королевства и его основные месторождения нефти в случае вторжения крупных и хорошо вооруженных сил противника, не говоря уже о возможности серьезной наступательной операции, писала в мае 1980 года Файнэншл тайме.Саудовские вооруженные силы едва ли смогли бы противостоять нападению Израиля на северо-западный район, нападению Ирака на северо-восточный район или совместному нападению обоих Йеменов на юго-западный район. Они смогли бы отразить нападение лишь одного из Йеменов. Но все это сугубо теоретические предположения. Более вероятной угрозой представляется возможность воздушного налета на саудовские города, пограничные стычки, подобные тем, которые время от времени вспыхивают на границе с НДРЙ, а недавно с ЙАР, а также террористические вылазки в пограничных районах, рейды на оазисы и убийства шейхов.

Все это рассуждения провокационного оттенка; ни оба Йемена, ни Ирак не нападали и не собирались нападать на Саудовскую Аравию. Но признание слабости ее вооруженных сил при сверхзатратах многозначительно.
На первый план в королевстве выдвигается необходимость защищать королевскую семью. Считается, что ее интересы требуют, чтобы вооруженные силы не были слишком эффективными, чтобы между ними не было очень тесного взаимодействия и чтобы они не проявляли инициативы.

Не обязательно противоречит интересам королевской семьи и то обстоятельство, что руководство вооруженными силами предоставляет возможности для наживы тех, кто возглавляет военное ведомство, имеющее колоссальный бюджет.
Саудовцы неплохо владеют техникой, но они гораздо хуже могут сохранять или ремонтировать ее. Поэтому их зависимость от иностранных специалистов действительно остается постоянной. В настоящее время в стране находится 10 тысяч американцев при одной лишь военной миссии США. 2 тысячи специалистов имеет Бритиш эйр-спейс корпорейшн (обслуживающая саудовские ВВС).

Их роль в возможных военных действиях или в подавлении внутренних беспорядков неопределенна, писала Файнэншл таймс.
Дисциплина в войсках и в национальной гвардии в основном низкая. Лишь недавно солдатам запретили работать в качестве водителей такси, что они делали в чаек службы.
Западногерманский журнал Шпигель в номере от 14 апреля 1980 года опубликовал интервью, данное ему министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом.
Вопрос. Некоторые иностранные дипломаты говорят, что Саудовская Аравия основная опора Запада на Ближнем Востоке сможет выжить в политическом плане от двух до пяти лет, не больше, если предположить, что остальные государства Персидского залива не будут сломлены еще раньше.

Что вы можете сказать по поводу этих пророчеств?
Ответ. Они неверны. Один инцидент за 50 лет не может привести к полному нарушению стабильности. У вас в Германии (ФРГ) было больше террористических акций, чем у нас в Саудовской Аравии.

Вы ведь не думаете, что из-за этого ваша правительственная система распадется?
Двойственный характер правящего класса Саудовской Аравии.обуржуазившихся феодалов внутри страны и специфической финансовой буржуазии на международной арене определяет противоречивость, иногда кажущуюся, иногда подлинную, ее внешней политики. Как союзник и клиент США, как составная часть международного финансового капитала, объединенный с ним общностью интересов, саудовский королевский режим должен был бы поддерживать американские внешнеполитические акции.

Но в качество хранителя святых мест ислама, имама общины мусульман-единобожников, главнокомандующего правоверных король Саудовской Аравии (выразитель интересов правящего клана, заитересованного во внутренней стабильности режима) был вынужден выступать против израильской агрессии, сионизма, объявлять нефтяное эмбарго против Соединенных Штатов, поддерживать правое дело арабского народа Палестины, требовать освобождения из-под власти неверных Восточного Иерусалима с его мечетью Аль-Акса, осуждать соглашения в Кэмп-Дэвпде, сепаратный мир между Египтом и Израилем.
В своих внешнеполитических связях Эр-Рияд наибольшее внимание уделяет США. Его зависимость от Вашингтона чаще всего берет верх над всеми прочими соображениями внешпеполитического порядка.

Под диктовку Вашингтона, который утверждает, будто бы Саудовской Аравии грозит внешняя опасность и будто бы он готов ее защитить, она добывает значительно больше нефти, чем этого требуют ее экономические интересы, чтобы помочь самому крупному в мире потребителю энергии и стабилизировать цены на жидкое горючее.
Краеугольный камень внешней политики Саудовской Аравии ее тесные и взаимовыгодные связи с Соединенными Штатами, писал в марте 1978 года американский журнал Ньюсуик. Саудовцам уготовано место под американским военным зонтом, им обеспечен постоянный приток технической помощи и приоритет в торговых делах.

Взамен этого США получают значительную долю инвестиционных долларов Саудовской Аравии по меньшей мере 35 миллиардов долларов в одних только основных казначейских облигациях и бесчисленные другие долларовые авуары на миллиардные суммы, а также довольно определенную гарантию удовлетворения их будущих потребностей в нефти. Уже сейчас Саудовская Аравия на 20 процентов обеспечивает поставки импортируемой в США нефти, и процент этот, судя по всем имеющимся прогнозам, резко возрастет в 80-х годах. Это наряду с тем фактом, что миллиарды саудовских нефтедолларов находятся сейчас в обращении в США, делает тесные связи исключительно важными с американской точки зрения.

За исключением условий мирного урегулирования на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия и США сходятся во взглядах фактически по всем важным международным вопросам.
Традиционные и крепкие связи клана Саудидов с американцами составляют живую ткань американо-саудовского союза. Большое число представителей младшего поколения королевской семьи получили образование в США Гарварде, Принстоне, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. АРАМКО, производившая добычу большей части саудовской нефти, имеет здесь прочные и давние связи.

Еще один мост большая американская военная миссия, представители которой работают в саудовских сухопутных войсках и в ВВС. Представители ЦРУ бдят в Саудовской Аравии, помогая укреплению режима.
По мнению саудовского правящего клана, Вашингтон недостаточно активно вмешивался для спасения шаха, и в Эр-Рняде стали задавать вопрос, а как поведут себя американские покровители в случае потрясений в королевстве. Усиление агрессивности США в регионе, пх военного присутствия, создание сил быстрого развертывания вызывают и одобрение и опасения Эр-Рияда.
Официально правительство Саудовской Аравии утверждают, что оно не хочет присутствия американских войск в районе Персидского залива или в самом королевстве и что страны этого района, включая Саудовскую Аравию, с успехом могут сами защитить себя. Однако в действительности оно не против того, чтобы США имели военные базы в Омане, Сомали и Кении с присутствием па них американских войск и чтобы создавались склады и запасы снаряжения для авиационных и морских частей сил быстрого развертывания.

Саудовская Аравия может помочь в финансировании военных сделок странам, которые будут принимать также же меры для вооруженных сил США.
Что касается использования американцами военных сооружений в самом королевстве или размещения на его территории американских войск, то это декларативно отвергается. Правящий клан лучше американцев понимает, насколько присутствие чужеземных войск на территории королевства дестабилизирует обстановку.
Однако, имея в вооруженных силах Саудовской Аравии около 10 тысяч своих военных и гражданских специалистов, которые находятся на всех военных базах, США могли бы очень легко использовать их для своих военных самолетов и кораблей, для прямого появления здесь сил быстрого развертывания.
В Эр-Рияде понимают, что внутренняя и внешняя безопасность режима зависит и от стабильности в самом арабском мире, хотя эта точка зрения игнорируется правительством США. Главный дестабилизирующий фактор в этом районе арабо-израильский конфликт, палестинская проблема, к которой Саудовская Аравия, как хранитель святых мест ислама, не может оставаться безразличной.
Кэмп-дэвидские соглашения между Египтом и Израилем под эгидой США были восприняты в Эр-Рияде как поражение саудовской политики. За период с 1973 года королевство предоставило Египту несколько миллиардов долларов (по данным Файнэншл тайме не менее 7 миллиардов) в виде помощи на различные цели. Однако оно не могло оказать на Садата военного и морального влияния, чтобы остановить его.

Королевство не порвало все связи с Египтом, несмотря на грубые оскорбления в его адрес со стороны президента Садата.Оно не закрыло воздушного сообщения с Египтом, не выслало домой несколько сот тысяч работающих в стране египтян, не запретило им переводить на родину деньги, не изъяло из египетских банков помещенных туда саудовских средств (впрочем, египтяне могли просто заморозить эти авуары), не запретило частных вложений саудовцев в Египте или владения там частной собственностью. Но убийство Садата было встречено в Саудовской Аравии с облегчением.
Слабость позиций Саудовской Аравии состоит в усугубляющейся зависимости от США в обстановке, когда и религиозная и светская оппозиция выдвигают антиамериканские лозунги.
Обострение обстановки в зоне Залива в конце 70-х годов заставило Саудовскую Аравию более серьезно относиться к своей внешней безопасности. Она заключила соглашение о безопасности с Ираком, с которым она имеет разногласия в идеологическом плане, а также координирует мероприятия по внутренней безопасности со странами Персидского залива.
Саудовцы выражают готовность оказать новую помощь Пакистану в связи с афганскими событиями и финансируют афганских мятежников. Предоставляя средства Турции, они непосредственно оказывают помощь НАТО.
По данным ОПЕК, в 1979 году сумма помощи, предоставленной Саудовской Аравией другим странам, составила 1,9 миллиарда долларов в сравнении с 1,5 миллиарда долларов в 1978 году. Увеличение произошло по линии как двусторонней, так и многосторонней помощи. Важной причиной этого было увеличение помощи арабским прифронтовым государствам Сирии и Иордании, а также палестинцам в соответствии с решением Багдадской встречи в верхах в ноябре 1978 года.

Все же 'сумма внешней помощи 1979 года меньше рекордного уровня 1977 года, когда она достигла 2,4 миллиарда долларов.
Кроме безвозмездной помощи прифронтовым арабским государствам и палестинцам в размере 1 миллиарда долларов в год, согласно соглашению от июня 1979 года, ежегодно предусматривается выделение около 100 миллионов долларов для финансирования бюджета ЙАР.
Саудовская Аравия делает большие вклады в многосторонние фонды помощи арабские, исламские, а также при ООН и ОПЕК. В 1980 году она согласилась предоставить 55 миллионов долларов для программ продовольственной помощи ООН на 1980 и 1981 годы.
Саудовский фонд развития распределяет большую часть помощи для конкретных проектов. До июня 1978 года общая сумма этой помощи составила примерно 3 миллиарда долларов.
Увеличение веса Саудовской Аравии в международных делах определяется не только ее ролью главного производителя нефти за пределами социалистических стран, но и крупнейшего экспортера капиталов. Мощь этой страны величина ее кошелька.
Королевство проявляет особую щедрость в отношении трех групп стран: некоторых арабских стран (Северного Йемена, Туниса, Сомали, Марокко, Мавритании, Иордании); некоторых мусульманских стран, прежде всего Пакистана, но также Индонезии, Малайзии, Мали и Нигера;
некоторых западных стран, где обозначается левая угроза.
Саудовская Аравия уже не предоставляет займы безоговорочно. Она требует перестройки структуры экономики каждой страны, которая просит помощи. Египет, где Саудовская Аравия финансировала поворот садатовского режима резко вправо в экономике и политике, лучший тому пример.

Подход Эр-Рияда чаще всего согласуется с предписаниями Международного валютного фонда, где Саудовская Аравия участвует своими капиталами.
Каковы бы ни были суммы помощи, щедроты саудовцев распространяются широко. Более 10 стран Черной Африки получают фонды на развитие, причем наибольшая доля достается Уганде, Мали, Нигерии, Заиру и Гвинее.

В Азии Эр-Рияд помогает также Бангладеш, Южной Корее, Малайзии, Тайваню и Филиппинам. До своего краха даже сайгонский режим получал помощь от саудовцев.
Финансовые связи Саудовской Аравии с Западной Европой исключительно прочны. Правительство Эр-Рияда держит огромные вклады в английских, швейцарских и германских банках и вложило примерно 20 миллиардов долларов в европейскую недвижимость и торгово-промышленные предприятия.
Фактически вся саудовская помощь окрашена антикоммунистическими мотивами и задачами проповеди ислама. Антикоммунизм и антисоветизм саудовских правителей, сформировавшийся не в последнюю очередь под влиянием западной пропаганды, препятствовал им правильно оценить и интересы своей страны, и подлинный характер угроз региону Ближнего н Среднего Востока.
Подлинный вес Саудовской Аравии на международной арене все же несоизмерим с размерами ее капиталов и с имиджем этакой сверхдержавы, созданной ей американской пропагандой. Это определяется четырьмя основными элементами. Первый чисто военный: несмотря на огромные расходы на военную технику и вооружения, саудовская армия не оказывает значительного влияния на соотношение сил в регионе.

Она предназначена прежде всего для подавления оппозиции внутри страны. Второе препятствие демографического характера.

При населении 45 миллионов коренных жителей у Саудовской Аравии просто нет кадров для материализации своей политики на международной арене. Третье препятствие экономического порядка. Имея столь малочисленное населенно ii территорию в 2250 тысяч квадратных километров, причем в настоящее время обрабатывается всего 0,2 процента этой площади (то есть 4500 квадратных километров),страна не в состоянии добиться подлинного экономического подъема или полностью использовать свои финансовые возможности. Наконец, четвертый элемент, не менее существенный, чем три предыдущих, архаичность самого режима.

Саудовское могущество на международной арене слишком эфемерно, поэтому воспринимается как нечто преходящее, временное, неустойчивое.
Все большее включение экономики нефтяных аравийских государств в мировое капиталистическое хозяйство делает их зависимыми от колебаний международной конъюнктуры. Нынешнее падение цен на нефть неизбежно вызывает сокращение потока нефтедолларов, срывая экономические планы и сужая для правящего класса возможности успешно откупаться от перемен.

Существенно дестабилизирует обстановку в этих странах и политика Вашингтона с ее нескрываемыми имперскими задачами и методами. Неизбежная реакция на эту политику ясно выраженный антиамериканский характер массовых движений в Аравии, проходящих как под светскими, так п под религиозными лозунгами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В штабах и сил быстрого развертывания, и стратегических сил США бытует выражение последний берег. Для одних он означает реальную береговую линию Персидского залива, которую они собираются захватить. Для других ядерную катастрофу по аналогии с романом Невила Шьюта На последнем берегу и одноименным фильмом Стэнли Крамера, предостерегающими о возможности ядерного апокалипсиса.

Но было бы ошибкой считать, что предполагаемое использование сил быстрого развертывания не включает в себя планов ядерной эскалации. Все больше накапливается свидетельств того, что будущие действия интервенционистского корпуса предусматривают использование первыми ядерного оружия.

Речь идет о применении его и против народов развивающихся, неядерных стран.
Раньше уставы американских вооруженных сил предусматривали возможность прибегнуть к оружию массового уничтожения, если обычные средства окажутся неэффективными. Ныне, согласно доктрине войны на земле и в воздухе, включенной в 1982 году в новый Полевой устав сухопутных войск США 100-5, предусматривается применение первым ядерного оружия на поле боя, чтобы свести к минимуму американские потери и нанести наибольший урон противнику. По словам официальных представителей Пентагона, положения устава предназначены и для войны в бассейне Персидского залива и на Ближнем Востоке.

Но, как признают даже авторы этих планов, нет никакой уверенности в том, что ядерный конфликт можно ограничить определенными рамками и не дать ему перерасти во всеобщую ядерную войну. Нацеливая силы быстрого развертывания с ядерным оружием в руках и на далекие от Америки берега, верхушка американской администрации подталкивает целые народы, если не все человечество, к последнему берегу.
Таков самый опасный, чудовищно опасный аспект взрывчатой ситуации в зоне Персидского залива, этом нефтяном резервуаре мира. Но даже если отвлечься от возможности ядерной катастрофы, все равно никто не рискнет предположить спокойного развития событий в этом регионе.

Настолько регион милитаризован, настолько накалены страсти, настолько высоки ставки, сделанные Вашингтоном.
Рассказ о зоне Персидского залива не может быть пи исчерпывающим, ни завершенным. Время принесет новые факты и свидетельства, которые прольют дополнительный свет на известные события или откроют детали, находящиеся сейчас за семью печатями. Головокружительный темп перемен сделает устаревшими кое-какие выводы и наблюдения, изложенные в этой книге.

Но если читатель почувствует саму сложность, многослойность, запутанность ситуации в зоне Персидского залива, если окажется, что автору удалось найти главные нити, составляющие клубок проблем в этом регионе, то можно считать, что его задача выполнена.
И еще одно. Если лет пятнадцать назад о Персидском заливе у нас писали два-три исследователя, то сейчас появилось немало новых имен.

Советские авторы, упомянутые в тексте, не исчерпывают списка. Однако, учитывая характер данной книги, она, как правило, не утяжелялась ссылками.
Международное значение зоны Персидского залива, интерес к ней нашего читателя, несомненно, вызовут появление новых работ, посвященных этой теме.



Содержание раздела