d9e5a92d

ДОКТРИНА КАРТЕРА

Если они та. отрицают попытки вмешиваться во внутренние дела Ирана, как это сделал на днях президент США, то тут же делаются оговорки, отнюдь не исключающие возможность такого вмешательства под соответствующим предлогом.
Советский Союз, который поддерживает с Ираном традиционные добрососедские отношения, решительно заявляет, что он против вмешательства извне во внутренние дела Ирана кого бы то ни было в любой форме и под каким бы то ни было предлогом. В этой стране имеют место события чисто внутреннего порядка, и решаться связанные с этим вопросы должны самими иранцами.

Все государства должны придерживаться здесь принципов, заложенных в Уставе ООН, как и в ряде других основополагающих международных документов, должны уважать суверенитет и независимость Ирана, иранского народа.
Должно быть ясно и то, что любое, а тем более военное вмешательство в дела Ирана государства, которое непосредственно граничит с Советским Союзом, СССР рассматривал бы как затрагивающее интересы его безопасности. ДОКТРИНА КАРТЕРА В Европе и на Ближнем Востоке... рассматривают Америку как ошалевшего слона, который заблудился и топчет огороды.
Дж. Болл,
банкир,
бывший заместитель госсекретаря США. Нагнетание страхов
Когда в январе 1979 года раздавленный, растерянный и смертельно больной шах уже готовил самолет для бегства из Ирана, в Вашингтоне лихорадочно подсчитывали политические, экономические, военно-стратегические убытки от потери этой страны и срочно искали козла отпущения. Всем было ясно, что иранская революция происходила в силу внутренних причин и была, в частности, ответом на американскую политику. Но признать это означало бы расписаться в исторической обреченности ряда своих основополагающих внешнеполитических концепции.

Срочно требовалось найти первопричину американских бед в советских кознях и происках и убедить в этом общественное мнение в США, а затем и в других странах.
Тогда-то по страницам газет и журналов принялся разгуливать свирепый русский медведь, готовый проглотить субтильную Западную Европу и запить злодейское пиршество ближневосточной нефтью. И факты и аргументация в этой отнюдь не оригинальной пропагандистской линии хромали, но зато эмоций было достаточно.
Американский еженедельник Тайм в номере за 15 января 1979 года прибегнул как раз к такому образу. На его обложке была стилизованно изображена та часть нашей планеты, что охватывает Пакистан, Афганистан, Иран, Ближний Восток, Эфиопию. Сверху над этой изогнутой в виде полумесяца полосой с Персидским заливом в центре нависала голова медведя со злобными и алчными глазами. Основной материал номера шел под заголовком Дуга кризисов.

Не подлежит сомнению, что Советский Союз заинтересован в распространении своего влияния на всю зону, охваченную кризисом, писал Тайм. Положение дел не так уж и изменилось со времен царизма. В 1775 году была опубликована последняя воля Петра Великого, в которой он завещал русским правителям: приближайтесь как можно ближе к Константинополю и к Индии.

Кто господствует там, будет властелином всего мира...
Далее Тайм излагал заведомо подложное политическое завещание Петра I. Оно было сфабриковано в XVIII веке французским авантюристом д'Еоном, отмечает советский историк Ф. Нестеров. Впервые фальшивка была опубликована не в 1775 году, а в 1812-м по личному указанию императора французов, пожелавшего оправдать свою агрессию против России ссылкой на русские экспансионистские замыслы. В XIX веке историографы разоблачили фальсификацию, причем мнение специалистов из разных стран, в том числе Франции, оказалось по этому вопросу совершенно единодушным.

В ноябре 1941 года последняя воля Петра I одновременно появилась на страницах нескольких газет третьего рейха, а спустя почти сорок лет после этого эстафету лжи подхватывает американский журнал, претендующий на респектабельность! При этом делаются попытки дать лживое толкование ходу событий на мировой арене, бросить тень на внешнюю политику СССР, возродить миф о советской военной угрозе.
Русский медведь может нас раздавить! вопили правые французские газеты. Британская корпорация Би-би-си подготовила и выпустила на экраны телевизоров клеветнический телефильм Медведь на пороге, в котором представила Советский Союз агрессивной державой.
Вся эта свистопляска не была связана исключительно с обстановкой в бассейне Персидского залива. Она обеспечивала пропагандистское прикрытие для того внешнеполитического поворота от разрядки к конфронтации, о котором мы уже писали.

В более краткосрочном плане запугивание советской военной угрозой предназначалось для подготовки декабрьского (1979 года) решения НАТО о развертывании новых ядерных ракет средней дальности в Западной Европе.
Но вернемся к ситуации в бассейне Персидского залива и к упомянутому номеру журнала Тайм.
Дуга кризиса простирается вдоль берегов Индийского океана и состоит из стран с неустойчивой социальной и политической структурой в важнейшем для нас районе, который угрожает сейчас развалиться на куски, писал журнал. Политический хаос, который может возникнуть в результате этого, вполне могут заполнить элементы, враждебные нашим ценностям и сочувствующие нашим противникам. В более широком плане эта дуга кризиса, как представляется помощнику президента Картера по национальной безопасности, тянется от Индокитая до южной оконечности Африки.

Практически, однако, Бжезинский имеет в виду страны, которые расположены на южном фланге Советского Союза, от полуострова Индостан до Турции, и далее на юг, через Аравийский полуостров, до района Африканского Рога.
Центром тяжести этой дуги является Иран, который занимает четвертое место в мире по производству нефти и более двух десятилетий был оплотом военной и экономической мощи США на Ближнем и Среднем Востоке. Сейчас правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви приходит к концу.

Но какое бы правительство ни пришло к власти в этой крайне важной в стратегическом отношении стране, это, безусловно, отразится на политике всего района и на геополитике всего мира.
Далее авторы обзора с размашистым высокомерием имперских стратегов, не брезгуя ложью и передержками, навешивают ярлыки на целые страны и народы, не считаясь с тем, насколько оскорбительно это может звучать.
Территория района, охваченного кризисом, огромна. Она включает Индию, которая когда-то была самым многонаселенным демократическим государством мира, а сейчас стала политически разобщенной, неспокойной страной с недееспособным правительством, поглощенным внутренними раздорами; нищую Бангладеш; неустойчивый Пакистан, где неэффективный военный режим в настоящий момент подумывает о том, чтобы казнить свергнутого премьер-министра Зульфикара Али Бхутто, автократичного, но блестящего политического деятеля, который поднял свою страну из развалин, после того как в 1971 году Индия нанесла ей сокрушительное поражение на северо-западе Афганистан, где правительство, захватившее власть в прошлом году, старается подчинить своему контролю одно из наиболее неуправляемых обществ в мире, состоящее из множества племен; на западе Турцию, раздираемую религиозной рознью и подорванную отсутствием социальной стабильности. Непосредственно к югу от Ирана, на противоположной стороне Персидского залива, расположена Саудовская Аравия, традиционный монархический строй которой пока остается неприкосновенным, но которая тем не менее крайне уязвима.

Египет, который спасают от банкротства денежные инъекции Саудовской Аравии, сталкивается с проблемой волнений в городах с чрезмерной скученностью населения. На юге находится Судан с его умеренным правительством, едва уцелевшим после двух попыток совершить государственный переворот, инспирированный радикальной Ливией. На южном фланге Саудовской Аравии расположен Южный Йемея, радикальное правительство которого поощряет партизанскую войну в соседнем Омане.

На противоположном берегу Красного моря, в районе Африканского Рога, эфиопский режим, возглавляемый подполковником Менгисту Хайле Мариа-мом. Размышляя на прошлой неделе над сложными проблемами стран бассейна Индийского океана, Бжезинский сказал в заключение: Надо быть глупым или наивным, чтобы закрывать глаза на мрачные тучи, сгущающиеся на горизонте.
Характер этих туч удивительно меняется от страны к стране. Некоторые страны, богатые нефтью, такие, как Иран, Саудовская Аравия и даже Ирак, стали еще более трудноуправляемыми в результате притока нефтедолларов.

Другие ужасающе бедны. Третьи недостаточно развиты в экономическом отношении, как и большая часть третьего мира.

Характерной чертой всего района является внутренняя уязвимость, порожденная тем, что оии расположены в центре столь важной в стратегическом отношении территории.
А где же Советский Союз, вооруженный завещанием Петра Великого? Где же главный возмутитель спокойствия? Вот он:
Хотя нет неопровержимых доказательств того, что русские ведут подрывную деятельность в Иране, желая избавиться от шаха, или что они исподтишка пытаются свалить другие режимы в районе дуги кризиса, но вполне возможно (!), что со временем в Советском Союзе возникнет нехватка нефти, требующейся ему, чтобы обес-
почивать топливом свою развивающуюся экономику. Таким образом, в 80-х годах этот район легко может стать центром международного конфликта.

Соединенные Штаты в данный момент, видимо, не готовы к тому, чтобы принять подобный вызов.
Логика блестящая и безупречная: доказательств подрывной деятельности русских нет, СССРпока крупный экспортер нефти, но возможно, что ему скоро не хватит горючего и тогда он, может быть, начнет продвигаться в Персидский залив. США должны готовиться к подобному вызову.

Фактов нет, но они могут быть, а раз так надо действовать!
Возможно, больше всего тревожит американских стратегов то, что осложнения в Иране могут непосредственно повлиять на Саудовскую Аравию, писал Тайм. Сами саудовцы считают, что их окружают враждебные режимы: на юго-западе Эфиопия, на юге марксистский Южный Йемен, на севере Афганистан со своим новым левым правительством, а на противоположном берегу Персидского залива Иран, раздираемый гражданской смутой.

Саудовцы опасаются, что недружественные соседи могут задушить Саудовскую Аравию, перекрыв ее выходы к морю (устье Персидского залива и вход в Красное море) и создав угрозу для нефтепромыслов. Несмотря на недавние разногласия Саудовской Аравии с Западом, ее политика остается по-прежнему антикоммунистической и антисоветской.


Что общего между другими главными странами дуги кризиса? задает журнал риторический вопрос и отвечает: Неустойчивость, мусульманская религия, сильный национализм и почти ничего больше. Как это ни странно, больше всего сходства между Египтом и Ираном, хотя первую страну принято называть вечно больным человеком Ближнего Востока, а вторая несмотря на сегодняшние неурядицы обладает таким экономическим потенциалом, который может позволить ей остаться сверхдержавой в масштабе данного района.
Ирак, который по количеству нефти занимает четвертое место на Ближнем Востоке, имеет много общего с Ираном, помимо границы протяженностью в 700 миль, в частности, там, так же как и в Иране, большинство населения мусульмане-шииты; Ирак тоже разработал смелую программу экономического развития, и в нем тоже большой властью пользуется полиция. Но у иракцев мало шансов на то, чтобы продемонстрировать свое недовольство правительством. Багдадский режим сохраняет дружественные отношения с Москвой, хотя иракский национализм мешает более тесным отношениям между ними.

Иракцы исподволь крепят дружбу и сотрудничество с консервативными саудовцами. Официально совещание глав государств и правительств арабских стран в Багдаде было созвано для того, чтобы осудить договоренности, достигнутые в Кэмп-Дэвиде.

Демонстрируя еще один триумф прагматизма над идеологией, Ирак сделал попытку заручиться сотрудничеством Ирана для подавления мятежа курдов в северной части страны; проводя ярую антиизраильскую и антиамериканскую внешнюю политику, он не прочь заключать коммерческие сделки с американскими фирмами.
Обстановка в Пакистане крайне неустойчива. Пакистаном управляет мусульманин-пурист генерал Мохам-мад Зия-уль-Хак.

Меня беспокоит, говорит один западный дипломат, то, что в этой стране может найтись свой Каддафи, какой-нибудь радикальный майор или полковник пакистанской армии. В один прекрасный день мы проснемся и обнаружим, что он занял место Зия-уль-Хака, и смею вас заверить, что Пакистан будет не единственной страной, где в результате этого нарушится равновесие.
Обычно в такого рода статьях во влиятельном еженедельнике запрятана не только программа действий на ближайшее время и ее пропагандистское оправдание, но и сверхзадача. В данной статье она была скрыта в одной фразе: Что касается правительства Картера, история его деятельности представляет собой, по крайней мере на первый взгляд, печальное зрелище полного смятения и бессилия. Журнал, выражая мнение правых кругов в американской правящей элите, не только подталкивал администрацию Картера на все более жесткий и авантюристический внешнеполитический курс, но и исподволь готовил общественное мнение к приходу еще более правого правительства. Эту мысль подтверждает опубликованная в начале января 1979 года в газете Вашингтон пост статья обозревателей Р. Эванса и Р. Новака, ястребов, специализирующихся на нагнетании антисоветчины и военного психоза.

На прошлой неделе президент негласно отдал приказ о том, чтобы оперативное авианос-ное соединение американских ВМС из состава 7-го флота отправилось со своей базы на Филиппинах в Индийский океан в качестве запоздалого предупреждения насчет того, что Запад проявляет особый интерес к Ирану, сообщали они. Бывший английский премьер-министр консервативного правительства Гарольд Макмиллан заявил на неофициальном обеде, устроенном представителем компании Атлантик Ричфилд в Лондоне: Положение для Запада настолько плохо, насколько это возможно, ii становится все хуже.

Европейцам приходится иметь дело с самым слабым американским правительством за всю мою жизнь.
Спустя немногим более месяца, 12 февраля 1979 года, новая подстрекательская статья тех же авторов:
Одно высокопоставленное американское должностное лицо недавно вернулось из Саудовской Аравии и сделало следующее конфиденциальное предупреждение:
королевская семья Саудовской Аравии, потрясенная катастрофической неудачей США в Иране, теряет доверие к Вашингтону Джимми Картера. Эта тревожная информация из Саудовской Аравии, самого ценного, имеющего нефть союзника Америки, объясняет, почему през^ент решил послать министра обороны Гарольда Брауна в Эр-Рияд.

Он стал первым главой Пентагона, который посетил это королевство в пустыне.
Когда Г. Браун вернулся из поездки по ряду стран Ближнего Востока, он вместе с Дж. Шлесинджером в категорической форме настаивал на необходимости послать в район Персидского залива американские вооруженные силы.
Стремясь заткнуть стратегическую брешь, образовавшуюся в американских позициях на Ближнем и Среднем Востоке после крушения павлиньего трона, Вашингтон начал наращивать здесь свои вооруженные силы. Повышенное внимание стали уделять оставшимся союзникам или клиентам в этом регионе, в частности Израилю и Египту. И Тель-Авив и Каир отнеслись с пониманием к американским призывам и выразили готовность оказывать поддержку американской политике в регионе.

Разногласия между Израилем и Египтом проявлялись в основном в вопросе, кому какое место занять в проектируемом альянсе и в цене, которую они стремились выторговать за это.
Хотя падение шахского режима ослабило позиции Израиля в регионе, оно увеличило ценность Тель-Авива в глазах Вашингтона. В лице шахского Ирана Израиль потерял единственное дружественное государство на Ближнем и Среднем Востоке, лишился поставок Иранской нефти (раньше60 процентов его потребления).

Поэтому в Тель-Авиве стали подчеркивать общность американо-израильских экономических, политических и стратегических интересов, похвалялись стабильностью своего режима, мощью своей армии, способной, по словам израильских руководителей, обеспечить сотрудничество в защите интересов Запада лучше и эффективнее, чем армия любого умеренного арабского государства. В качестве самого надежного союзника США Израиль претендовал на львиную долю американской помощи.
С просьбой поставить ему 300 истребителей F-16, сотни танков, тысячи бронетранспортеров, ракеты и другую боевую технику обратился к США и Египет, полагая, что Вашингтон, занятый поисками новых верных клиентов, нуждается в нем не меньше, чем в Израиле.
Считая Израиль своим главным союзником в регионе, США нуждались и в Египте центральном, самом крупном и сильном арабском государстве. Он был необходим Вашингтону и в роли связующего звена между тем же Израилем и арабскими странами с проамериканской ориентацией.

Ось Тель-Авив Каир должна была стать основой проамериканской военно-политической группировки на Ближнем Востоке.
Для этого США форсировали заключение в марте 1979 года мира между Каиром и Тель-Авивом. За получение ограниченного суверенитета над Синаем Египет отказывался от поддержки палестинцев и устанавливал отношения с Израилем в полном объеме.

Это привело к разрыву дипломатических отношений с Египтом большинства арабских стран и к его почти полной политической изоляции на Ближнем Востоке.
В отличие-от Каира, большинство арабских стран, в том числе консервативных, с недоверием и даже осуждением отнеслись к сепаратному мирному договору садатовского Египта с Израилем и к планам создания военно-политического союза с предоставлением в нем Израилю преобладающей роли. Попытки подключить к израильско-египетскому сговору умеренные арабские государства не удались.
А пока, еще с марта 1979 года, то есть до появления проблемы американских заложников в Иране, до афганских событий, Совет национальной безопасности и комитет начальников штабов уже приступили к рассмотрению планов периодической отправки в район Персидского
залива отрядов военных кораблей с морскими пехотинцами и авиацией на борту, а также создания в Индийском океане еще одной стратегической авианосной группы на постоянной основе. Расширялась база на Диего-Гарсия, подыскивались новые.
США стали саботировать и переговоры с Советским Союзом, и международные конференции, проводившиеся или намеченные, чтобы договориться о демилитаризации Индийского океана.
Планы создания отдельного флота в Индийском океане дебатировались в США еще в 60-х и начале 70-х годов. Однако тогда от них отказались, в первую очередь по финансовым соображениям.
Но использование военно-морских сил всегда было частью американской глобальной политики. По данным Брукингского института в Вашингтоне, с 1946 по 1975 год США 215 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, при этом в 177 случаях с развертыванием ВМС для выполнения как дипломатических (демонстрация силы), так и военных задач.
Ближневосточное оперативное соединение американских ВМС было создано в 1948 году, три небольших американских корабля базировались на Бахрейне. С января 1972 года район к востоку от Суэца был включен в зону ответственности 7-го (Тихоокеанского) флота, а Восточное Средиземноморье в районе к западу от Суэца в зону ответственности 6-го флота. Напомним, что тогда Суэцкий канал еще был закрыт. В бассейне Индийского океана проводились маневры и учения с участием кораблей США и их союзников по блокам НАТО, СЕНТО и АНЗЮС.

В Индийском океане с 1971 по июль 1979 года побывало 18 американских авианосных соединений, и более 20 раз американские корабли прибегали здесь к демонстрации силы против прибрежных, в том числе арабских, государств. В 1979 году полным ходом шло формирование сил быстрого развертывания на основе секретной директивы ПД-18, подписанной Картером еще в 1977 году. Как писал видный американский специалист М. Клэр, руководящий исследовательской программой Милитаризм и разоружение, речь шла о довольно старом проекте создания специальных сил для вторжения в пределы иностранного государства и оккупации его территории в случае неугодных Вашингтону перемен.

На языке Пентагона, писал М. Клэр, это означало, что подобные силы должны быть способны проникнуть, подавляя вооруженное сопротивление, на занятую противником территорию, находящуюся на большом удалении.
Силы быстрого развертывания могли бы быть брошены в бои в случае возникновения внутренних беспорядков в жизненно важных для США районах, блокады важных путей снабжения Запада нефтью и вторжения вражеских сил. Наиболее удобный для США вариант предусматривал, что какая-либо нефтедобывающая страна на Ближнем Востоке попросит о вмешательстве США, но и без такой просьбы войска интервентов должны были быть готовы быстро реагировать на прямую угрозу. Новые старые концепции
В начале своего президентства Дж. Картер говорил, обращаясь к горькому опыту интервенции во Вьетнаме:
Мы боролись с огнем с помощью огня, не задумываясь над тем, что огонь лучше всего гасить водой. Этот подход провалился, и Вьетнам служит примером его интеллектуальной и моральной убогости.

Три года спустя глава американской администрации выдвинул собственную доктрину, основанную на имперских притязаниях. Она была изложена в послании О положении страны, направленном 23 января 1980 года конгрессу.
Доктрина была провозглашена под аккомпанемент оглушительной пропаганды, которая пыталась создать впечатление, будто поток нефти из бассейна Персидского залива вот-вот прервется, остановленный лапой русского медведя или толпами мусульманских фанатиков.
С течением времени зависимость всего мира от нефти Персидского залива, вероятно, возрастет, писал президент США в своем послании конгрессу. Отказ поставлять нефть нам или другим поставил бы под угрозу нашу безопасность и вызвал бы еще более серьезный экономический кризис, чем великая депрессия 50 лет назад.

В прошлом году мы начали расширять возможности переброски своих вооруженных сил в район Персидского залива и сейчас изучаем возможность более активного использования военных объектов в этом районе. Мы увеличили свое военно-морское присутствие в Индийском океане.

Наши силы быстрого развертывания... можно было бы использовать в поддержку дружественных правительств в районе Персидского залива и Юго-Западной Азии, а также в других районах...



Содержание раздела