d9e5a92d

Топливно-энергетический комплекс

Предприятиям с длительным циклом производства было разрешено произвести дооценку материальных ценностей по цене их последнего приобретения, что укрепило их собственные оборотные средства. 23 предприятиям Минпрома была предоставлена финансовая льгота в виде нормативного распределения выручки от реализации продукции.
Необходимо отметить, что в большинстве случаев эти и другие виды поддержки себя оправдывали. Они способствовали улучшению работы объединений "Интеграл", "Горизонт", "Минский тракторный завод", "БелавтоМАЗ", а также ряда других предприятий.
Вместе с тем надо признать справедливыми критические замечания Комитета государственного контроля по поводу предоставления льгот и преференций, а также учета получаемого экономического эффекта. Здесь явно не дорабатывают и Минфин, и Минэкономики, и отраслевые министерства.

Необходимо внести необходимые изменения в нормативные документы, улучшить систему оперативного учета и контроля, повысить ответственность предприятий за эффективное использование предоставляемой помощи.
3.2. Топливно-энергетический комплекс
Вопросы надежного обеспечения народного хозяйства Республики Беларусь топливно-энергетическими ресурсами (включая их поставку, условия оплаты, соблюдение платежной дисциплины) - в центре внимания Правительства.
За 8 месяцев в республику поставлено 9,8 млрд. куб. метров газа (96,5 процента от запланированного объема). Основная проблема сегодня - это своевременная оплата поставок газа.
Контролируя вопрос погашения образовавшегося долга, Правительство ведет работу по уточнению условий и схем оплаты поставок газа в республику. С Минфином России ведутся переговоры по взаимозачету, в счет поставок белорусских товаров бюджетным организациям России. "Белтрансгаз" с участием Белгазпромбанка, Газонефтехимической компании уже использует краткосрочный кредит с последующей поставкой материально-технических ресурсов субъектам хозяйствования России.
За январь - август 1998 г. на переработку поступило 7043 тыс. тонн нефти, в том числе из Российской Федерации 6021 тыс. тонн (соответственно - 93 и 95 процентов к аналогичному периоду 1997 года).
Производственным объединением Белоруснефть добыто 1022 тыс. тонн нефти (100 процентов к уровню января - августа прошлого года).
Ухудшились платежи концерну Белнефтехим субъектами республики, получившими нефтепродукты. Долг сельскохозяйственных потребителей 465 млрд. рублей; "Белэнерго" - 72,5 млрд. рублей.
Несмотря на все сложности, Правительством приняты меры по созданию необходимых запасов топлива для работы в осенне-зимний период 1998/99 года.
На 1 сентября 1998 г. на предприятиях концерна Белнефтехим", нефтеперерабатывающих предприятиях и в государственном резерве в наличии имелось дизельного топлива, автомобильного бензина и топочного мазута соответственно 256, 129 и 109 процентов к аналогичному периоду 1997 года. Так что в зиму мы входим с нормальным запасом топлива.

Вместе с тем надо отметить, что медленно накапливают эксплуатационные запасы топочного мазута на предприятиях концерна "Белэнерго".

На начало сентября запас топочного мазута составил только 70 процентов к уровню прошлого года.
Правительство предоставило гарантии по кредиту на общую сумму 560 млрд. рублей, выданному Белпромстройбанком производственным объединениям энергетики и электрификации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 1998 г. 1201)
3.3. Сельское хозяйство
Заметные организационные и технологические изменения продолжают осуществляться в сельскохозяйственном производстве.
Совершенствуется структура посевных площадей. Почти в два раза увеличились посевы пшеницы, на 90 процентов - рапса.

Площади под зернобобовые культуры составили почти 350 тыс. гектаров.

В текущем году в структуре многолетних трав злаков - не более 20 процентов. Стали доминировать бобовые травы.
Улучшилось воспроизводство семенного материала. Наметились положительные сдвиги в обновлении машинно-тракторного парка.

Накапливается опыт по организации механизированных отрядов.
В текущем году государством была оказана селу заметная поддержка (всего более 12 трлн. рублей, в том числе 8 трлн. рублей из фонда поддержки, 2,5 трлн. рублей - льготные кредиты для проведения весенне-полевых работ, топливный кредит - 1,5 трлн. рублей). Это позволило на 18 процентов увеличить внесение минеральных удобрений, обновить технический парк, организованно выполнить весенние полевые работы и рассчитывать на хороший урожай.
О погодных условиях текущего года вряд ли стоит подробно говорить (засуха в начале вегетации зерновых, переувлажнение со второй половины вегетации). Затопленными оказались более 200 тыс. гектаров сельхозугодий.

Сильно полегшие посевы с повышенной засоренностью при постоянных дождях крайне затруднили уборочный процесс, предопределили большие потери выращенного урожая, как никогда затянули период уборки. В силу чего валовый сбор зерна составил немногим более 5,2 млн. тонн при урожайности 22,8 центнера с гектара.
Надо признать, что сложные условия уборки в последние годы становятся уже правилом. Нужно делать соответствующие выводы.

Следует активизировать работу по обновлению парка комбайнов. Для своевременного и качественного ремонта комбайнов более полно целесообразно использовать рембазу предприятий республиканского объединения "Белагропромтехника". И начинать эту работу не в июле, а уже сегодня.

Необходимо решать проблему производства собственного зерноуборочного комбайна.

Более полно нужно использовать также технические мощности республики по производству зерноуборочных жаток.
В текущем году, с учетом уменьшившегося сбора зерна, на фоне недобора кормов, особо актуальное значение приобретает повышение эффективности скармливания зернофуража посредством обогащения его комплексом кормовых добавок. При использовании местных сырьевых ресурсов (белок зернобобовых культур, сапропели, галиты, известняки и др.) резко снизятся затраты на импорт этих добавок.
На развитии животноводства положительно сказались принятые меры по повышению эффективности крупных откормочных комплексов. Уже в прошлом году удалось снизить расход кормов на единицу продукции и повысить среднесуточные привесы животных.

За первое полугодие нынешнего года в свиноводстве этот показатель достиг 454 грамма, что на 13,5 процента выше, чем в 1997 году.
Сейчас разворачивается программа по повышению эффективности комплексов по откорму крупного рогатого скота. Реализуемые мероприятия позволили обеспечить рост продуктивности животноводства.

За 8 месяцев текущего года производство (выращивание) мяса скота и птицы увеличилось на 11 процентов, молока - на 6 процентов.

Закупки выросли соответственно на 15 и 9 процентов.
В республике продолжается работа по оздоровлению и реформированию неплатежеспособных хозяйств. В порядке выполнения Указа Президента от 3 марта 1998 г. 97 постановлением Правительства ряд сельскохозяйственных предприятий отнесен к подлежащим реформированию.

По каждому неплатежеспособному хозяйству, при помощи районных комиссий, разрабатывается программа финансового оздоровления и реструктуризации.
Опыт ряда районов и хозяйств показывает, что такое реформирование не исключает присоединение убыточных хозяйств к другим предприятиям АПК (Белптицепром, Белагропромтехника, Белсельхозхимия), а также создание кооперативно-долевых хозяйств, развитие фермерских хозяйств. Минсельхозпрод и облисполкомы должны четко определиться по каждому такому колхозу и совхозу и практически решать эту наболевшую проблему с учетом накопленного опыта.
По 12 районам, находящимся в худших природных и экономических условиях, определен комплекс первоочередных мер по активизации мелиоративного строительства, сортообновления, по увеличению закупки основных видов сельхозтехники и т.д. На эти цели предусмотрено выделить 939 млрд. рублей.

Ход выполнения принятого решения, а также степень эффективности использования выделенных ресурсов будут специально рассмотрены в Правительстве в ближайшее время.
В этом аспекте у Правительства есть серьезные претензии к Минсельхозпроду, где накопившиеся проблемы стремятся разрешить прямолинейно через очередное повышение цен, оставляя в стороне рост эффективности производства.
По-прежнему беспокоит положение дел в агрокомплексе Минской области. Надо признать, что здесь по многим позициям ситуация продолжает ухудшаться.

Нет должного внимания к положению дел со стороны Минского облисполкома.
Все наши усилия в развитии сельского хозяйства направлены на повышение его устойчивости и эффективности, на создание условий для производительного труда и достойной жизни сельских тружеников. 4. Социальная политика За 7 месяцев текущего года (по сравнению с 1997 годом) реальные денежные доходы населения увеличились на 23 процента. Если в 1996 году реальная зарплата увеличилась на 5,1 процента, в 1997 году - на 14,5, то за 8 месяцев текущего года - на 36,8 процента.
Экономический рост позволяет постепенно повышать реальную покупательную способность заработной платы, что подтверждают фактические данные. На среднемесячную заработную плату в прошлом году можно было приобрести 1,1 объема минимальной потребительской корзины, в текущем году - 1,4 объема такого набора.
Генеральным соглашением между Правительством, республиканскими объединениями предпринимателей и профсоюзов предусмотрено обеспечить в 1998 году уровень среднемесячной заработной платы в отраслях народного хозяйства не ниже 130 процентов от минимального потребительского бюджета.
Фактически сегодня выходим на уровень 135-140 процентов. Обеспечивается постепенное увеличение доли оплаты труда в ВВП.

Так, если в 1995 году удельный вес оплаты труда в ВВП составил 33 процента, в 1996 1997 годах около 37 процентов, то в текущем году примерно 46 - 47 процентов.
В соответствии с указаниями Президента страны продолжается совершенствование системы оплаты труда. С 1 октября повышается тарифная ставка первого разряда до 700 тыс. рублей (доплаты к тарифным ставкам работников 1 - 5 разрядов составят от 200 до 50 тыс. рублей).
В определенной мере будут тем самым несколько сглажены диспропорции в оплате труда между бюджетной сферой и реальным сектором экономики. В целом зарплата работников бюджетной сферы повысится на 18 - 20 процентов.


С учетом установок, предусмотренных Указом Президента страны, в хозрасчетной сфере зарплата находится в зависимости от увеличения объемов производства и повышения эффективности хозяйств. С принятием нового варианта Единой тарифной сетки, впервые после преодоления в экономике кризисных явлений, будет установлено оптимальное соотношение межразрядных коэффициентов не менее 7 процентов.
Должное внимание уделяется пенсионному обеспечению. Своевременно производится перерасчет пенсий с учетом действующего законодательства.
Выплата пенсий производится стабильно, в соответствии с графиком, до 25 числа каждого месяца. С 1 сентября, вслед за внесенными изменениями и дополнениями в Закон о пенсионном обеспечении, увеличены размеры пенсий по случаю потери кормильца на каждого иждивенца с 30 до 40 процентов среднемесячного заработка кормильца, принимаемого для исчисления пенсии, а на детей круглых сирот с 30 до 50 процентов среднемесячного заработка обоих кормильцев.
Кроме этого, с 1 сентября увеличен размер социальных пенсий. Указанные изменения коснутся более 180 тысяч пенсионеров.
Жилищное строительство является одним из важнейших социальных приоритетов в работе Правительства.
Ввод в эксплуатацию жилых домов увеличился за 8 месяцев на 120,3 процента, в сельской местности - на 135,8 процента.
Надо отметить, что двухлетний опыт функционирования в республике института субсидирования граждан (при строительстве, реконструкции или покупке жилых помещений) продемонстрировал его жизнеспособность и социально-экономическую эффективность. Объем государственных безвозмездных субсидий, предоставленных гражданам на строительство и приобретение жилья, в 1996 году составил 136,4 млрд. рублей (при плане 452,4 млрд. рублей), а в 1997 году - 645,9 млрд. рублей (при плане 424,31 млрд. рублей).

На 1998 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. ? 427 на субсидирование предусмотрено 1000,5 млрд. рублей, в том числе 300 млрд. рублей - на финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры.
Вместе с тем мы видим и проблемы. Во-первых, происходит снижение удельного веса привлекаемых собственных средств граждан.

В 1996 году каждый рубль, использованный на предоставление субсидий, в среднем по республике привлек 2,01 рубля собственных средств граждан, инвестированных в жилищное строительство.

В 1997 году этот показатель составил 0,98 рубля, в 1998 0,76 рубля на 1 рубль субсидий.
Очевидно, что предоставление льготных кредитов и одноразовых безвозмездных субсидий снижает заинтересованность вкладывать собственные средства.
Во-вторых, допускаются многочисленные нарушения при определении лиц на получение субсидий и льготных кредитов. Должного порядка здесь еще нет.

Система субсидирования и льготного кредитования не является достаточно прозрачной. Должностные лица допускают нарушения при постановке на учет.
В связи с этим в настоящее время разработан проект нового положения, где предусмотрены дополнительные, более жесткие условия предоставления одноразовых субсидий.
Из открытых на текущий год кредитных линий на жилищное строительство за 8 месяцев уже использовано 85 процентов объема (т.е. 7,2 трлн. рублей), что может затруднить в четвертом квартале финансирование жилищного строительства.

В связи с этим особенно актуальной становится задача сокращения не завершенного строительства жилья (4,4 млн. кв. метров или 115 процентов от годового задания по вводу).

Средства необходимо концентрировать на вводных жилых домах. Задачи, поставленные в области жилищного строительства, должны быть и будут выполнены в полном объеме.
5. Дальнейшее совершенствование управления народнохозяйственным комплексом
Рядом декретов и указов Президента страны создана устойчивая правовая база для формирования современной системы управления народнохозяйственным комплексом. Она адекватна обновленной Конституции страны, закрепляет прогрессивные организационные решения.

Очень важно, что в развитие этих положений принят новый Закон о Совете Министров Республики Беларусь.

Поэтому необходимо продолжить работу по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления.
Есть поручение Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко выработать конкретные предложения, направленные на повышение степени взаимодействия Совета Министров и других органов государственного управления. Правительство со всей ответственностью приступило к их разработке, с учетом современного понимания активной роли и значения государства в переходный период.
Надо отметить, что за последний период заметно видоизменилась работа Совета Министров. Мы меньше стали тонуть в дежурных, спонтанных вопросах. Работа приобрела более плановый характер, с ориентацией на перспективу.

Рассматриваемые вопросы, как правило, имеют межотраслевой характер.

В таком аспекте были рассмотрены вопросы функционирования строительного комплекса, легкой промышленности, совершенствования внешней экономической деятельности и другие. Принятые решения ставятся на контроль.

Конкретизируя Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы, Правительство подготовило и приняло ряд концепций по промышленной и сельскохозяйственной политике, по совершенствованию жилищно-коммунального комплекса. Составлен прогноз социально-экономического развития республики до 2015 года.
Сложилось нормальное взаимодействие между Правительством и законодательной властью. Члены Президиума Совета Министров регулярно выступают в Парламенте с отчетами.

Есть хорошее взаимодействие с Комиссиями депутатов при подготовке законопроектов.
Определился тесный рабочий контакт с судебной властью
Последнее время заметно улучшилась координация деятельности с руководством Национального банка по широкому спектру проблем. Конструктивно работает координационный совет по денежно-кредитной и финансовой политике с участием руководителей крупнейших банков.
Есть хорошее взаимодействие между Правительством и облисполкомами. Председатели облисполкомов принимают активное участие в работе Правительства.

Их конструктивные предложения, а порой и критические замечания реализуются повседневно.
Принципиальное значение при выработке стратегических решений имеют рабочие совещания, проводимые под председательством Президента страны. Готовятся они по конкретным проблемам социально-экономической жизни.

Очень важно, что сам процесс выработки решений имеет открытый и сбалансированный характер.
Без натяжек можно признать, что у Правительства постепенно формируются конструктивные рабочие отношения и с Комитетом государственного контроля. Особое значение, по мнению Правительства, сегодня имеет последовательная реализация предложений республиканской комиссии, созданной распоряжением Президента Республики Беларусь (21.03.1998 44рп).
По отдельным направлениям для выработки конкретных мероприятий были созданы специальные рабочие группы, которые возглавили заместители Премьер-министра и Председатель Правления Национального банка. Меры экстренного характера были включены в протокольную запись заседания Президиума Совета Министров.
Надо признать, что реализация рекомендаций и предложений республиканской комиссии заставила многие министерства и ведомства по иному взглянуть на складывающуюся ситуацию, внести в свою работу существенные коррективы. Вопросы реализации предложений республиканской комиссии рассмотрены на заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов, советов концернов, а также исполкомов.
Регулирование процессов расчетов между банками, частичное освобождение от налога на прибыль экспортеров, пересмотр порядка первоочередных инвестиционных проектов для финансирования из республиканского фонда поддержки экспортеров, меры по защите отечественного товаропроизводителя, поставка отечественных товаров по прямым связям, разработка мер по использованию в строительстве нормативного метода ценообразования - далеко не полный перечень позиций, по которым на практике есть конкретный результат.
Здесь особо надо выделить отработку новой системы ценообразования на лесоматериалы, совершенствование порядка участия нерезидентов в поставках энергоносителей, а также вопросы по регулированию внешней экономической деятельности.
Надо отметить, что отдельные рекомендации и предложения республиканской комиссии требуют дополнительной проработки. Это касается, например, вопросов по собственности, а также предложений по отпуску отечественной продукции предприятиям торговли без предварительной оплаты, ограничению деятельности фирменной торговли, по запрету производства спирта и ликероводочной продукции коммерческими структурами, разработке порядка купли-продажи долговых обязательств предприятий и других.
Есть договоренность: по тем позициям, где есть своеобразные разночтения, подключать группы экспертов и определить общие позиции.
Надо признать, что отдельные разработанные мероприятия не были выполнены в срок или выполнены в неполном объеме, опять же, из-за низкой исполнительской дисциплины. Поэтому, несмотря на заметные сдвиги в лучшую сторону, здесь есть еще над чем поработать, совершенствуя систему управления.

И повышение требовательности Правительство начало прежде всего со своего Аппарата.

Так, за нарушение исполнительской дисциплины ряду сотрудников объявлены взыскания.
Плохо работают аппараты отдельных министерств. Неоднократно сроки выполнения поручений нарушали Минпром, Минкультуры, МИД, а также концерны " Белнефтехим" , " Белтопгаз" и " Белресурсы" . Все это - результат недостаточной организации управленческого труда, прямой безответственности.

Поэтому Правительство намерено усилить требовательность и исполнительскую дисциплину. Легкой жизни здесь никто не должен искать.
Серьезные недоработки в области внешнеэкономической деятельности обусловлены низкой результативностью работы Минвнешэкономсвязей. Это Министерство до сих пор еще не стало координирующим органом по защите экономических интересов республики.

По-прежнему недостаточно эффективно работает Министерство по координации деятельности республиканских органов государственного управления по выполнению прогнозных показателей внешней торговли, особенно в части ограничения некритического импорта.
Не отработано оперативное руководство работой дипломатических представительств со стороны МИД и Минвнешэкономсвязей, особенно по урегулированию вопросов, связанных с выполнением протокольных поручений. Из-за плохой подготовки трижды переносилось рассмотрение на заседании Президиума Совета Министров отчетов руководителей МИД, Минвнешэкономсвязей и Министра по делам СНГ об итогах выполнения министерствами и другими республиканскими органами государственного управления поручений Президента Республики Беларусь по результатам официальных и рабочих визитов в иностранные государства в 1995-1997 годах.
По ряду позиций у Правительства есть претензии и к руководству Минпрома. Это качество продукции и сбои в выпуске новой техники, неплатежи в бюджет, невозврат кредитов.
Есть факты нарушения регламента Минфином. Министат в текущем году не внес на рассмотрение Правительства ни одного вопроса, хотя проблем на этом направлении предостаточно.

Нет хорошей юридической шлифовки у тех проектов, которые вносятся Мингосимуществом. На коллегиях не заслушиваются отчеты руководителей территориальных комитетов.

Пробуксовывает реформа заработной платы, которую курирует Минтруд. Каждый год вносятся различные изменения в тарифную сетку.

Здесь мы - мировые чемпионы.

Однако четкая система регулирования зарплаты еще не создана. Минтруд формально контролирует ликвидацию задолженности по зарплате.
Своеобразие экономической политики, проводимой в республике заключается в том, что неожиданно для всех полисимейкеров (не говоря уже о специалистах министерства экономики) показатели первой половины 1998 года в два раза превышают прогнозные параметры. Несовпадение прогноза и реальной экономической ситуации официальными властями никак не объясняется, за исключением случаев использования пропагандистского клише о своеобразном пути развития республики как восстановления всего лучшего, что было при социализме.
Макроэкономическая суть происходящих процессов заключается в инфляционном стимулировании совокупного спроса на потребительские и инвестиционные товары при фактическом субсидировании двух секторов (жилищное строительство и сельское хозяйство). Рост искусственной кредитной денежной массы ведет логически и фактически к падению курса национальной денежной единицы и увеличению инфляции.
Стимулирование "разогрева" промышленности и сельского хозяйства вызывает увеличенное потребление сырьевых и энергетических ресурсов (из России), что привело к текущей задолженности в 430 миллионов долларов перед российскими поставщиками. Правительство и Национальный Банк пытаются в данных условиях использовать административные методы управления экономикой, усиливая контроль за экспортно-импортными операциями, валютными трансфертами.
В выступлениях белорусского президента стали звучать призывы к востребованию поставки части энергоресурсов со стороны России в виде гуманитарной помощи, что является симптоматичным для последнего времени. С другой стороны, страна не может остановить значительный рост импорта, в результате чего отрицательная величина чистого экспорта составила к июню 1998 года 784,7 миллионов долларов.

Это свидетельствует и о том, что при отсутствии внешних инвестиционных потоков объективно Беларусь не в состоянии поддерживать стабильный курс своей денежной единицы.

Ситуация может быть охарактеризована как инфляционный производственный рост при общей нестабильности монетарной сферы и ценовых деформациях.
Принципы экономической политики 1998 года



Содержание раздела