d9e5a92d

Динамика ВВП

Для многих аналитиков ситуация в белорусской экономике является весьма спорной и сомнительной с точки зрения оценки реальных процессов и их статистического оформления. Вместе с тем, феномен белорусской экономики не может держаться лишь на статистических аберрациях либо ошибочных методах экономической политики.
Проблема "зарыта" гораздо глубже. Начало нынешнего года показало, что в белорусской экономике превалирует экстенсивный рост экономики, что при хронической недогрузке мощностей основных отраслей стимулируется специально инициируемым спросом.

Что касается использования мощностей промышленности, то эта проблема не решена в пост советских странах в связи с жесткой монетарной политикой и общеэкономическими требованиями формирования жестких бюджетных ограничений для хозяйственных субъектов. Собственно это и есть реализация принципов рыночной, конкурентной и эффективной экономики.
Что касается переходных состояний, то принципы классической экономической теории не совсем совпадают с реалиями "производственной машины" которая была запущена в работу во времена первых пятилеток и просто так не остановится, даже если многие экономисты возжелают сделать свою страну непременно рыночной и непременно демократической. Беларусь демонстрирует "последние шансы" неосоциализма в его стихийно кейнсианской форме, которая стала все четче проявляться в экономической политике нынешних политических элит республики.
Под давлением соответствующих лоббистских групп увеличение кредитной эмиссии по сравнению с прошлым годом воздействовало на то, что основные макроэкономические агрегаты оказались в 1,5-2,5 раз выше прогнозных. При этом в ходе принятия прогнозных показателей сдвижка параметров на 1 пункт обсуждалась чуть ли не как принципиальный вопрос будущей экономической политики 1998 года.

Все получилось и проще, и парадоксальнее.

Собственно говоря, можно было и не строить таких прогнозов, а выдвинуть просто тезис "большого скачка". Все получилось бы в результате прекрасно.
В Беларуси дело выглядит таким образом, что президент поручил своим лучшим чиновникам в правительстве разработать ориентиры для экономики, но цифры были этими чиновниками занижены почти в два раза. В иные времена такое можно было признать вредительством врагов народа.

Белорусская официальная пропаганда пока молчит по данному поводу, так как более или менее приемлемых вариантов объяснений данному феномену евро-тигрового экономического роста просто нет.
Однако обратим внимание на то, что увеличение совокупных агрегатов макроэкономических потоков происходило в реальном секторе экономики. Это сильная сторона белорусской действительности.

Вместе с тем, что касается финансовой сферы, то ситуация в стране пока является крайне негативной.

Обменный курс белорусского рубля противоречиво и медленно приближается к рыночным параметрам, а нормальной внутренней конвертируемости денежной единицы достичь пока не удалось.
Одной из самых сложных проблем для президентской команды является проблема инфляции, к которой у руководства республики весьма специфическое отношение. По большому счету, понимание природы и механизмов инфляционных процессов весьма условное и субъективное.

За весь последний период активной политики "дешевых денег" практически ничего не делалось по созданию нормальной ситуации на денежном и кредитном рынках, что "оторвало" реальный сектор от монетарного.

Есть нечто "производственное", замеряемое объемами выпуска товаров и "рыночное", что выражается в движении денежных потоков и трансфертов финансовых ликвидных инструментов.
Руководство республики считает самым главным злом финансовый и банковский сектор (интересно, что аналогичную точку зрения в свое время отстаивал Генри Форд), само существование которого в негосударственной форме является почти что преступлением. По крайней мере, неоднократно утверждалось, что финансовые и денежные проблемы Беларуси инспирированы частными московскими (а может киевскими) и балтийскими банками, которые и привели белорусский рубль к обвалу в марте этого года.
Специальная комиссия Комитета государственного контроля (орган с широкими полномочиями и лично курируемый президентом) после анализа ситуации обнаружила, что причины падения курса национальной денежной единицы связаны с большей степени с кредитными эмиссиями. Дело не только и не столько в спекуляциях и недобросовестном поведении покупателей ресурсов газа и нефти, сколько в социалистической монетарной политике нынешних полисимейкеров.

Такого рода "открытия", очевидные профессиональным экономистам, стали одним из выводов специальной комиссии, доклад которой был даже засекречен. Едва ли стоило ли это делать при четко диагностируемой ситуации в экономике республики.

Впрочем, резоны были только лишь политические.
В контексте развития реального сектора основные параметры и тренды экономической динамики первой половины 1998 года имеют следующие характерные особенности:

  1. не прогнозируемое и неожиданное опережение роста реальных доходов по сравнению с увеличением размеров ВВП, что свидетельствует о новой растущей макроэкономической диспропорции. Если реальные доходы увеличились на 20 процентов при прогнозе в 6-7 пунктов, то внутренний валовой продукт прирос всего на 12.5 пунктов. При этом у занятых в реальном секторе растут ожидания повышения минимальной заработной, как исходной основы увеличения заработков рабочих и служащих;
  2. резкое увеличение объемов внутренних продаж потребительских товаров. Прирост составил 41,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это массовое усиление потребительства имеет свои специфические предпосылки, связанные с административным торможением инфляции, когда цены отрываются от своей стоимостной основы и растут диспропорции относительных и абсолютных цен;
  3. инвестиционный рост на 28,8 пунктов, что обеспечило увеличение основных агрегатов отраслей экономики. Министерство экономики считало максимально возможным обеспечение для этого года показателей роста инвестиций всего на 12-13 процентов, что весьма много для страны, выходящей из затянувшейся экономической рецессии;
  4. рост негативного совокупного чистого экспорта, который достиг за 5 месяцев величины в 784,7 миллионов долларов;
  5. рост отрицательного торгового баланса со странами вне СНГ. Если в прошлом году он составлял 188,3 млн. USD, то в этом году уже достиг 615,9 млн. USD.

В целом эти макроэкономические тренды являются своего рода "ответом" экономики на столь явно выраженную социалистическую денежную политику и стимулирование субсидиарного развития строительства и сельского хозяйства. С другой стороны, падение реальных доходов населения в результате действия инфляционного налога, вроде как опровергается статистическими выкладками о 20 процентном приросте доходов за 6 месяцев этого года.

Вместе с тем, помесячный анализ свидетельствует о том, что в январе произошло 12 процентное падение реальной заработной платы, после некоторого роста к апрелю она опять падает на 4,4 процента и пребывает затем на достигнутом уровне.
Это однозначно диагностируется потребительскими подходами населения, которое не воспринимает показатели 20-процентного прироста реальных доходов как свои собственные. По этой причине до 80 процентов населения республики оценивают свое экономическое положение как средне-плохое.
Что касается основных макроэкономических агрегатов, то, естественно, показатели динамики валового внутреннего продукта являются самыми универсальными и важными для экспресс диагностики состояния страны и реализации ее потенциальных возможностей.
Динамика ВВП
Как видно из диаграммы в производстве валового внутреннего продукта существуют специфические квартальные колебания. Неизвестно хотели или нет производители продукции воспроизводить лучшие социалистические традиции, но к концу квартала показатели улучшаются.

Вместе с тем обратим внимание на то, что имеет место и значительный перепад показателей: от 9 до +10. Нашей экономике еще далеко до устойчивости, хотя ряд секторов отличается значительной динамикой без снижения параметров.

В производстве ВВП в отличие от прежних годов заметно увеличение объемов выпуска агарного сектора. 7 процентный прирост продукции это уже достижение, хотя цена его слишком дорога, сектор остается субсидируемым, как и в прежние времена.
Министерство статистики по данным за половину 1998 года не приводит абсолютной величины ВВП за июнь месяц, но его можно высчитать как разницу, что дает величину в 46779млн. рублей (228360-181581). Это больше майского показателя на 14,6 процента в текущих ценах (46779/40792)х100).

С другой стороны, индекс цен за июнь составил 2,7 пункта по сравнению с маем. Таким образом, получается, что реальные изменения ВВП достигли показателя в +11,9 процента.

Как ни странно, но министерство статистики не опубликовало вообще данный показатель. Возможно, ценовые изменения промышленной продукции были выше, но это не так.

Средний индекс на июнь был незначительным (по белорусским масштабам) 3,6 пункта, хотя продукция электротехнического назначения подорожала на 10,6 процента, а производство труб на 6,9 пунктов. Но это, что называется, исключение из правила.
Принимая во внимание отмеченные факты, когда ВВП вырос на 11,9 процентов, тем не менее, вырисовывается ситуация, что именно это обстоятельство обходится вниманием официальных отчетных статистических данных за первое полугодие 1998 года. Скорее всего, необычность ситуации заставляет делать это именно таким образом.

Белорусские статистические чиновники, стараясь занизить показатели инфляции сами себя загоняют в угол.

В конечном итоге ситуация говорит сама за себя.
Качественные характеристики анализируемых процессов заключаются, прежде всего, в том, что при высоком росте ВВП (+12,5) мы еще больше увеличили свое внутреннее потребление (рост товарооборота на +41,4). Весьма проблематичный показатель, так как увеличение реальных доходов составило всего 20 процентов.

Следовательно, на 21 процент прироста продаж на внутреннем рынке товары покупаемые в республике вывозились за пределы страны, либо покупались теми, кто имеет не декларируемые доходы. Расхождение весьма существенное и оно, пожалуй, впервые проявило себя в белорусской макроэкономической реальности.


Вместе с тем, с учетом реальных доходов и покупательной способности наших домашних хозяйств можно утверждать, что это скрытый экспорт белорусских товаров, прежде всего, в Россию. Попытки правительства ограничить вывоз потребительских товаров можно признать неэффективными, хотя все лучшие силы милиции и прочих силовых структур были брошены на это бесперспективное дело.

Итоги первого полугодия наглядно свидетельствуют о повторении ошибок "славного" советского прошлого, когда запретами пытались бороться с нормальными, объективными процессами жизни экономики и общества.
Надо также подчеркнуть и такой момент, что вследствие искусственного сдерживания цен внутри страны белорусские товары имеют достаточно высокую ценовую конкурентоспособность на российском рынке, что и создало именно такого рода ситуацию. Специально подчеркнем то, что весь официальный экспорт составил 2,9 миллиардов долларов, но это без учета скрытого трансферта товаров и услуг.
Экспорт-импорт: рост отрицательного торгового баланса
Последние три года особую "болевую точку" белорусской экономики стал представлять торговый баланс и все то, что непосредственно замыкается на внешнеэкономическую деятельность. 1998 год не стал переломным для интеграции Беларуси в мировую экономику.

Более того, есть все основания полагать, что белорусская экономика более всего интегрируется в российскую и происходит медленная, но верная переориентация экспортно-импортных потоков с запада на восток.
Этот год отличается политикой импортзамещения, но сама идея и ее реализация не дает ожидаемого эффекта. По существу стимулирование экспорта является вторичной целью, хотя такая политика представляется ошибочной.

Как результат в течение первой половины года отрицательное сальдо торгового баланса (-784,7 млн.

USD) оказалось выше, чем за аналогичный период прошлого года. К положительным итогам можно отнести только положительный чистый экспорт в Россию (+25,9 млн.

USD).
Как уже отмечалось, 1998 год свидетельствует также и о переориентации экспортно-импортных потоков. Снижается экспорт в страны вне СНГ.

В 1997 году он составлял 790,1 млн. USD, а в настоящее время снизился до показателя в 688,9 млн.

Едва ли следует признать такую ситуацию удовлетворительной, тем более, что продажа товаров и услуг в западные страны дает конвертируемую валюту. К сожалению, во всех наших остальных экспортных операциях превалируют бартер и безденежные сделки, хотя министерство статистики и анализа утверждает, что удельный вес бартерных операций составляет всего 30,6% общего объема экспорта и 24,3% объема импорта республики (это с учетом экспорта в западные страны).

Однако денег возвращается в страну всего одна треть от суммы экспорта.
Основными торговыми партнерами нашей республики, как и прежде, являются Россия 61,4% от всего объема товарооборота, Украина 7,2%. Среди стран вне СНГ: Германия 5,2%, Польша 2,8%, Литва 2%, Италия 1,6%, США 1,6%.
В отличие от ряда постсоветских стран структуру экспорта белорусской продукции можно считать достаточно прогрессивной. Так, за январь-май 1998 года в структуре товарных потоков экспорта республики доля транспортных средств составила 17,4%, машин и оборудования 12,9%, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности 11,3%, текстиля и текстильных изделий 11,5%, недрагоценных металлов и изделий из них 9,5%.

Практически можно говорить о том, что машиностроение и химическая промышленность дает около 40 процентов белорусского экспорта, что весьма важно для понимания экономических возможностей страны и ее перспектив в региональном экономическом пространстве.
Особый интерес представляют изменения в фактических физических объемах основных экспортных товаров в этом году по сравнению с предыдущим.

Экспорт Январь-май Январь-май 1998 г.
1997 г. 1998 г. в % к январю-маю 1997 г.
Калийные удобрения (в пересчете на 100% К2О), тыс. т 1107,8 1126,2 101,7
Химические волокна и нити,
тыс. т
55,3 55,3 100,0
Тракторы, штук 6861 8386 122,2
Грузовые автомобили, штук 4885 5065 103,7
Металлообрабатывающие станки, штук 1626 1474 90,7
Черные металлы, тыс. т 440,0 535,4 121,7
Шины для грузовых автомобилей, тыс. шт. 116,4 153,4 131,9
Шины для сельскохозяйственных машин, тыс. шт. 35,0 43,1 122,8
Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт. 290,4 101,3 34,9
Телевизоры, тыс. шт. 63,0 71,6 113,8
Бытовые часы, тыс. шт. 508,9 628,2 123,4
Мотоциклы, штук 7296 6812 93,4
Велосипеды, тыс. шт. 61,6 106,5 173,0

Беларусь лишена полностью природных ресурсов, что делает ее зависимой от импорта сырья и материалов из соседних стран и, прежде всего, из России. Вместе с тем, в структуре импорта доля минеральных продуктов составила 26,4%, машин и оборудования 15,4%, несколько меньше были величины продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности 10,5%, недрагоценных металлов и изделий из них 11,7%.
Объем белорусского импорта важнейших товаров представлен следующими данными. При этом задача снижения величин импортируемых товаров является одной из стратегических установок белорусского руководства.

Этому и служит политика импортзамещения.

Импорт Январь-май Январь-май 1998 г.
1997г. 1998г. в % к январю-маю 1997 г.
Нефть, тыс. т. 4240,2 4004,1 94,4
Природный газ, млрд. куб. м. 7,4 7,1 95,3
Каменный уголь, тыс. т. 313,6 434,4 138,5
Электроэнергия, млн. кВт. ч. 3939,8 4152,9 105,4
Черные металлы, тыс. т. 567,6 791,4 139,4
Электрические двигатели и генераторы, тыс. шт. 60,8 83,2 136,7
Шины, тыс. шт. 849,2 759,5 89,4
Кальцинированная сода, тыс. т. 31,0 33,7 108,8
Каустическая сода, тыс. т. 20,9 22,2 106,2
Ациклические спирты, тыс. т. 37,9 41,9 110,4
Циклические углеводороды,
тыс. т.
101,6 106,8 105,2
Хлопковое волокно, тыс. т. 2,3 9,8 в 4,2р.
Натуральная шерсть, тыс. т. 6,5 4,9 76,1
Зерновые культуры, тыс. т. 273,4 400,2 146,4
Растительные масла, тыс. т. 32,2 26,7 82,8
Сахар, тыс. т. 230,2 179,6 78,0
в том числе сахар-сырец 2,7 0,8 29,8

Основным поставщиком топливно-энергетических ресурсов для Беларуси, как и в прежние времена, является Россия. Каустическая сода поставлялась из России, Польши, Украины; зерновые культуры из России, Украины, Казахстана, Литвы, США.
"Разогрев" белорусской экономики требует значительного прироста сырьевых товаров и по этой причине со странами СНГ сальдо внешней торговли сложилось отрицательное в размере 168,8 миллиона долларов.
Как до, так и после заключения Союза с Россией основным торговым партнером Республики Беларусь среди стран СНГ является Российская Федерация. Ее доля в общем объеме внешнего товарооборота составляет 87%.

На долю Украины приходится 10,2%, менее значительные величины приходятся на Молдову 1%, Казахстан 0,8%, Узбекистан 0,5%.
Домашние хозяйства: основные характеристики
Для трех с половиной миллионов домашних хозяйств республики самой важной проблемой является сохранение весьма низкого уровня доходов и обеспечение минимума существования. Средняя заработная плата (в пересчете по реальному курсу доллара) в два раза ниже, чем в России, хотя в отличие от соседней страны она выплачивается вовремя и полностью (как правило, исключения относятся к аграрному сектору и некоторым подотраслям промышленности).
В общем объеме денежных доходов населения в январе-мае 1998 года заработная плата работников, включая выплаты социального характера, составила 84150 миллиардов рублей, финансируемые из государственного бюджета социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и другие) 27253 миллиарда рублей. Даже несмотря на отрицательное отношение руководителей республики к предпринимательству и частной собственности как таковой, тем не менее, доходы от собственности (дивиденды, проценты по вкладам и ценным бумагам), несмотря ни на что составили 2195 миллиардов рублей, а поступления из финансовой системы, доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 34398 миллиардов рублей.
Структура денежных доходов населения в январе-мае 1998 года представлена в следующей таблице:

Январь-май (в процентах к общей сумме)
1997 г. 1998 г.
Всего денежных доходов
в том числе:
100 100
заработная плата работников, включая выплаты социального характера 47,5 56,9
социальные трансферты 16,7 18,4
доходы от собственности 1,4 1,5
поступления из финансовой системы, доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы 34,4 23,2

Представленные данные свидетельствуют об усилении социалистических традиций в политике доходов и формировании соответствующих им стереотипов и приоритетов экономической и производственной деятельности.
Из общего объема денежных доходов в январе-мае 1998 года население наибольшую часть денежных ресурсов израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 118317 миллиардов рублей. Изъятия в форме оплаты налогов и добровольных взносов составили относительно небольшую сумму в 14070 миллиардов рублей.

Равной ей величиной были: накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, покупка валюты 14119 миллиардов рублей.
Достаточно сложной проблемой для домашних хозяйств республики был неукротимый рост цен, которые не хотели останавливаться по приказу премьер-министра или президента. Вместе с тем, специальным указом был введен показатель прироста цен не более, чем в 2 процента в месяц.

Это моментально создало не столь уникальную ситуацию, сколь учебную для правительственной и президентской команды, которая знакомилась с принципами рыночной экономики, особенно такими эффектами как "вымывание дешевых товаров" и "дефицит".

В ряде районов республики по этой же причине были введены жесткие ограничения на продажи одному лицу не более установленной нормы товаров.
В результате такой политики сложилась весьма специфическая динамика цен, возник "инфляционный навес" в связи с искусственным торможением роста цен. Как сформировалась в конечном итоге ситуация видно из следующих статистических данных.
Индексы потребительских цен, %

Июнь 1998 г. к I полугодие 1998 г.
Июню
1997 г.
декабрю 1997 г. маю
1998 г.
к I полугодию 1997 г.
Все товары и услуги 140,7 121,9 102,7 144,7
в том числе:
Все товары 140,2 121,9 102,9 145,2
из них:
Продовольственные 141,9 123,6 103,3 147,4
Непродовольственные 133,7 115,7 101,5 136,6
Услуги 144,7 121,3 101,0 142,6

Так как продовольствие дорожало более всего, то можно утверждать, что жизнь становилась сложнее для основной части населения. Примерно 60 процентов семейных бюджетов тратилось на покупку самых необходимых продуктов питания, причем не дорогих импортных, а своих.

Каждая четвертая семья получала продуктовую или материальную поддержку от родственников.

Собственно это является значительной (по времени существования) традицией как городского, так и сельского населения страны.
Особый вопрос заработная плата и ее дифференциация по отраслям и сферам деятельности. Нынешняя практика Беларуси отличается следующими особенностями.

Так, номинальная среднемесячная заработная плата, начисленная работникам народного хозяйства в январе-мае 1998 года, составляла 3529,2 тысячи рублей и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2 раза. В мае начисленная средняя заработная плата составляла 3854,9 тысячи рублей и возросла по сравнению с апрелем 1997 года в 1,9 раза, по сравнению с апрелем 1998 года на 5,1%.
Расчеты министерства статистики и анализа показывают, что размер реальной заработной платы, начисленной в январе-мае 1998 года, по сравнению с январем-маем 1997 года возрос на 37,1%, в мае 1998 года по сравнению с маем 1997 года на 33,9%, по сравнению с апрелем 1998 года на 1,6%. Отметим при этом, что к июню 1998 года один доллар США стоил приблизительно на "черном рынке" (для населения другие не работают в валютной сфере) 55-60 тысяч рублей.

Таким образом майская заработная плата среднего белорусского "труженика" составляла всего 70 американских долларов. Это соответствует и средней зарплате прошлого года.
БеларусьРоссия:
сравнительные характеристики первой половины 1998 года
В самом общем виде ситуация такова, что в России существует приверженность к либеральным экономическим технологиям, а в Беларуси кейнсианству. Эффект "дешевых денег" посредством кредитных эмиссий вызывает рост объемов выпуска реального сектора, но снижает уровень доходов населения.

Действует инфляционный налог, что характерно для Беларуси. По этой же причине белорусский рубль слаб, отсутствует реально внутренняя конвертируемость и при множественности обменных курсов субсидируется импорт энергоносителей и сырьевых ресурсов.
Российский вариант экономической политики заключается в формировании стабильного обменного курса и снижения уровня инфляции. Это достигнуто, но с большим трудом, о чем свидетельствуют переговоры с Международным Валютным Фондом.

Однако в российской экономике процесс роста инвестиций так и не пошел, хотя прогнозов на этот счет в конце прошлого года было предостаточно.

Парадокс заключается в том, что как белорусский, так и российский вариант экономической политики не являются полноценными.То, что получилось у одних не вышло у других. Истина, возможно, где-то посредине, хотя экономическая модернизация обеих стран по существу еще и не начиналась.

Строго говоря, это относится и к первой половине 1998 года.



Содержание раздела