d9e5a92d

Чичкин А.- Белоруссия не спешит переходить на российский рубль


В Белоруссии нет крупных запасов энергетического сырья и прямого выхода к морям, сложные природно-климатические условия, не самое благоприятное внешнеполитическое окружение и т.п. Именно в таких условиях Минску уже много лет удается проводить самостоятельную и весьма успешную финансово-экономическую политику.

 

Именно она позволяет противостоять разновидностям шоковой терапии, прочно обосновавшимся во многих странах бывшего СССР.

Технология независимости

Пожалуй, главная причина столь демонстративной белорусской специфики в том, что страна претворяет в разных секторах своей финансово-экономической политики опыт Скандинавии, Китая, Вьетнама.
Белорусская финансовая система мало зависит от перепадов конъюнктуры мирового валютного рынка благодаря приоритету госу дарственных интересов в экономической политике. Эмиссионная и товарная поддержка белорусских денег определяются не директивами МВФ, а реальными социально-экономическими потребностями.



Именно у Белоруссии минимальный в экс-СССР долг перед МВФ, а Парижскому и Лондонскому клубам она вообще ничего не должна.
Очевидно, что в таких условиях любая страна может проводить самостоятельную финансово-экономическую политику, не подстраиваясь под условия ее внешнего кредитования, и здесь отсутствует схема, распространенная в большинстве сгран бывшего СССР: вы отпускайте цены, уводите государство из своей внешней торговли, снижайте или вообще отменяйте экспортно-импортные пошлины и квоты, добивайтесь рекордно низкой инфляции, а взамен мы продлим вам сроки выплат прежних долгов и предоставим новые займы.
Современная белорусская финансово-экономическая система -это синтез опыта многих государств, их внутри- и внешнеэконо мических стратегий. Например, жи вотноводство и растениеводство в Белоруссии аккумулировали не только лучшие традиции сельскохозяйствен! юй кооперации Скандинавии, Китая и Вьетнама, по и опыт создания и развития аірогородоя Прибалтики и Восточной Европы.

Приближение сельских социально-бытовых условий и заработков к городским - главное направление агропромышленной политики белорусского государства.
Председатель исполкома Гродненской области Владимир Савченко заметил: Да, уровень зарплат в сельском хозяйстве у нас пока невысок - 200 долларов США. Но этот уровень рассчитывается исходя из результатов конкретной paботы.

Имеино у Белоруссии минимальный в экс-СССР долг перед МВФ, а Парижскому и Лондонскому клубам она вообще ничего не должна.
балл, а его шгатежно-покуг отельная способность выше, чем в большинстве других стран СНГ благодаря госрегулированию, прямому и косвенному, ценообразования и всех его составляющих.
Такое же мнение у посла Беларуси в РФ Владимира Григорьева: По данным белорусской и общеевропейской статистики, по урожай пости пшеницы, продуктивности животноводства, птицеводства и глубине переработки собственного сельхоз- и лесосырья Белоруссия от второй половины 1990-х гг. входит в пятерку европейских сгран-лидеров.
Аналогична и политика Минска но привлечению зарубежных капиталов. Компании, осваивающие продукцию повышенного спроса, освобождаются на несколько лет (в особых экономических зонах на 10-13 лег) от большинства налогов, пользуются льготными госкредитами и пошлинами на импорт необходимого оборудования.
Однако если проект не приносит должного эффекта, льготы мо гут быть отменены. Иностранные же объекты и СИ, отчисляющие минимум 10% доходов в экологические программы Беларуси, в т.ч. по развитию альтернативной энергетики и лесовосстановлению, а также к геологоразведочные исследования, освобождаются от налогов и часгично таможенных платежей.

Аналогичная практика использует ся во Вьетнаме, на Кубе, во многих регионах Китая.
Вот мнение шведского экономиста Олина Гленссонна: Белорусская социально-экономическая система - это сочетание кооперативного опыта сельского и лесного хозяйства в Швеции, прямого и косвенного регулирования эк эноми-ки в Китае и Вьетнаме, а также восточноевропейского опыта сближения условий жизни и работы в городской и сельской местности. В Белоруссии - предсказуемая, небюрократизированная инвестиционная политика, что привлекает инвесторов практически во все отрасли ее экономики.
Нужно заметить, что экономисты из КНР, Вьетнама, Швеции, Норвегии, Исландии работают в Беларуси с середины 1990-х гт. Китайцы и вьетнамцы, например, помогали становлению особых экономических зон в этой стране.
А доля иностранных инвестиций в сельское хозяйство Белоруссии составляет 15% от общего объема. В России менее 5%.

Очень большая корзина

Быстрый переход на российский рубль, па котором настаивает руководство РФ. распространит вну-трироссийскую финансово эко но мическую политику, точнее, ее монетаристские критерии и результаты, на Беларусь, а это столь же быстро обвалит ее экономи ку и социальную сферу. Поэтому Минск требует льготных гарантий от РФ, отказываясь, однако, от дублирования российской приватизации и бюджетно-ценовой политики,
Россия спорит с Беларусью по размерам гарантий, но настаивает на идентичной с РФ финансовой стратегии в экономике и социальной сфере.
Между тем курс белорусского рубля привязан не к доллару США, в отличие от нашего, а к корзине валют: российский рубль, доллар США, евро, и с конца 1990-х гг. -польский злотый, латвийский лат, литовский лит и украинская гривна {до трети ежегодного внешнеторгового оборота Беларуси и почти четверть иностранных капиталовложений в ее экономике приходятся на Польшу, Украину, Латвию и Литву).
Такая политика предотвращает зависимость финансово!) системы сграны от монополизма одной ино-страішой валюты. Во многом именно поэтому в Беларуси нет и не предвидится резких колебаний цен на товары и услуга - и национальные, и импортные, - что, в свою очередь, стабилизирует платежно-покупательную способность белорусских денег
Основные результаты финансово-экономической политики Минска та ковы .
Пло т окно-покупательная способность белорусских денег занимает, среда других постсоветских ва лют, одно из первых мест в бывшем СССР.
По ypoet по и темпам роста прямых зарубежных инвестиций в перерабатывающие отрасли Беларусь в экс-СССР уступает с середины 1990-х гг только странам Балтии.
Государство предпочитает прямо или косвенно субсидировать большинство предприятий, что зачастую перегружает национальный и региональные бюджеты, но позволяет- предотвращать массовую безработицу и социально политическую напряженность в стране.
Эмиссионная политика Белоруссии не зависит от директив транснациональных финансовых структур.
і Іремьер-мини стр Беларуси Сергей СИдорский считает: Что каса егся денежной политики и ее параметров, нас интересует прежде всего, что и сколько на конкрет нуго сумму денег можно купить, заплатить и ТП.п.
Все это позволяют сказать: Беларусь фактически реализует финансово-экономическую политику СССР конца 1940-х - первой половины 1950-х годов.- повышения платежно-покупательной способности и товарной наполняемости национальных денег. Белорусское государство намеренно замедляет темпы роста зарплат и других выплат, чтобы не провоцировать предприятия взвинчивать цены в ответ на быстрорастущий платежеспособ ный спрос.
Иными словами, переход Беларуси на российский рубль - едва ли только вопрос времени.



Содержание раздела