d9e5a92d

Моисеев С. - Трудные роды африканского эко

Введение единой валюты в Европе оказало -демонстрационный эффект на африканские страны. На черном континенте началась волна валютной реинтеграции, и вскоре ожидается появление третьей валютной зоны.



Валютные амбиции
Ну встрече Экономического сообщества государств Западной Африки, прошедшей ь конце 1999 года ч '.'ого, правительства договорились об ускорении процесса ре тональной интеграции, Спустя не сколько месяцев пять стран Западной Африки (Гамбия, Гана, Гвинея, Нигерия и Сьерра-Леоне) объявили о начале амбициозного проекта но созданию третьего валютного союза г регионе. Объеди ¦ іегг-не предполагалось назвать За палеоафриканская валютная зона (West African Monetary Zone, WAMZ).

К подписанной декларации вскоре присоединилась также Либерия.
Организация WAMZ строится но аналогии с Европейским валютным союзом. В декабре 2000 г. прави тельства пяти струн учредили Западноафриканский валютный ин статут (West African Monetary
Institute, http-VAvww. wamt-tmao.org). Новый орган начал функциониро-вать 1 января 2001 его штаб-квартира располагается :і Аккре, столице Ганы.

Институт был создан г состылстрии с программой валютного сотрудничества стран Эко номического сообщества госу дарств Западной Африки для технической подготовки к введению общей валюты, На встрече в Дака ре в декабре 2001 г, совет мнннст роз и управляющих центральных банков WAMZ рекомендовал г га звать общую валюту зоны эко (есо). Среди альтернативных названий новой валюты значатся джинн (gtni) и каури (kauri).
В таблице і представлены некоторые ооциал ьно-эконом ичес-кие характеристики участников WAMZ. Все страны значительно отличаются Друг СіТ Друга как ltt доходу на душу населения, так и по размеру территории, Так, Ни герия на фоне Гвинеи и Ганы вы глядит гигантской страной, но также л самой бедной.
Чтоб!:: выровнять экономическое развитие членов Сообщества, власти договорились о критериях конвергенции, которые позволят гармонизировать макроэкономиче скую обстановку в регионе, Требо вания конвергенции включали в себя четыре пункта:
¦ снижение инфляции до 5% к 2003 Г,;
¦ финансирование дефицита государственного бюджета за счет центрального банка не должно превышать 10% налоговых поступлений предыдущего года;
¦ валовые иностранные резервы центрального банка должны покрывать объем шестимесячного импорта;


¦ отношение дефицита госбюд места і; ВВП с 2002 г должно быть ниже 4%.
Контроль за соблюдением кри териев возложен на совет, в который вошли министры финансов и главы центральных банков всех пяти стран. Для содействия номинальной конвергенции и стабильности валютных курсов руководство WAMZ решило использовать европейский механизм обменных курсов, согласно которому курсы должны колебаться в диапазоне ±15%.

Американская валюта вы бра на і! качестве якорной по трем причинам: внешний долг стран WAMZ, их экспортные контракты и резервы национальных централь пых банков выражены в долларах США.

Когда финансы поют романсы

К сожалению, статистические органы африканских стран ра б от шит крайне неудовлетворительно, и мы не имеем своевременной и адекватной картины происходящего м WAMZ. Практически все страны, за исключением Нигерии, еще далеки от поставленных в рамках валютного союза целей, Нигерии удалось выполнить выше упомянутые нормативы лишь благодаря хорошей конъюнктуре между народного нефтяного рынка ьо второй половине 1990-х годов. Нарушение обязательств можно было предвидеть заранее - слишком мало времени власти отвели на программу конвергенции национальных экономик.

Для сравнения, в Европейском валютном со юзе конвергенция заняла семь лет (1992-1999 гтО. Реальные сроки конвергенции членов WAMZ отодвигаются на неопределенный период, возможно, до 2010 года.
После завершения первой фазы валютной интеграции права и обя занностн по проведению единой денежно-кредитной политики в зоне перейдут к Западноафриканскому центральному банку (West African Central Bank, WACB). Его первичной целью является поддержание ценовой стабильности в регионе, которая определяется как годовая инфляции ниже 5%.

Наци опальным центральным банкам на правах отделений WACB отойдут обязанности по реализации единой денежно кредитной политики на внутреннем рынке.
Ключевой проблемой валютной интеграции является слабая нало гово-бюджетная политика стран Африки. Практически ьсс страны имеют хронически высокий бюджетный дефицит, Разрыв между доходами и расходами правительства в 10% уже стал нормой для региона.

Сохранение столь высокого дефицита будет право циро ьыть развал с::тс нс возникшего валютного союзы из-за неравномерного pactіределения издержек бюджетного финансирования ере ди членов зоны. Отсутствие внутреннего рынка долговых обязательств, я также чрезмерный внешний долг не оставляют, по су ти, никакой нормальной возмож ноеги финансировать дефицит бю дж ста африканских стран.
Часть бюджетного дефицита покрывается за счет иностранной финансовой помощи ь форме грантов от развитых западных государств. Величина зарубежных грантов и ряде стран достигает 10% ВВП. Оставшаяся часть бюджетного дефицита покрывается за счет денежной эмиссии, Попытки развитых стран через МВФ и Все мирный банк навязать белее жест-



кую дисциплину бюджета или списать часть внешнего долга не привели к кардинальному решению проблемы.
Образование Сообщества может послужить хорошим внешним ограничителем слабой налоговобюджетной политики. Однако без сторонней помощи валютный проект вряд ли имеет высокие шансы на успех.

Решить проблему бюд жетной дисциплины можно путем реализации комплекса мер: стимулирование развития внутреннего рынка долговых обязательств, вве дение законодательных ограничений на размер дефицита бюджета и государственного долга, о также учреждение института зарубежного гаранта, которым на добровольных началах могут быть Европейский центральный банк или Банк Англии.

Оптимальность

Сообщества
Теоретически проект WAMZ мог бы стать демонстрационной моделью валютной интеграции на африканском континенте и подать пример региональной конвергенции. Создание Западноафрикан ской валютной зоны окажет заметное влияние на развитие региона.

Население пяти стран достигает 150 млн. человек, что составляет 21.8% населения югу от Сахары. Объединение увеличило бы население общей валютной зоны до 220 млн. человек, а совокупный ВВП до S74 млрд. (23.6% ВВП региона южнее пустыни).
Определить, что перевешивает - недостатки и.-:л преимущества участия в валютном союзе, можно с помощью критериев теории оп тимальных валютных зон. Рассмо трим перспективу создания WAMZ и валютного союза, исходя из критериев оптимальности объединения.
- Внешнеторговые отношения. На внутрирегиональную торговлю во всех странах приходится крайне незначительная доля внешнего pro вого оборота. Как правило, она не превышает 9% экспорта и П% им порта (табл. 2).

Понятно, что это без учета черных рынков и челночной торговли. Базы.поя часть внешней торговли приходится на роз о ну.

Следовательно, создание Западноафриканской валютной зоны будет субоптимальным реше нием, Конечная цель интеграции -образование единого валютного пространства с привязкой к евро -является конечным решением для ретона.
- Асимметрия макроэкономических шоков. Производственные структуры сильно различаются от страны к стране. Особенно это заметно по агропромышленному сектору: доля сельского хозяйства в ЗЗП колеблется от 54% (Гвинея-Биссау) до 3% (Кабо-Верде).

Большое значение стандартного егкло нения в структуре ВВП по секторам экономики свидетельствует об асимметричном воздейст вии макроэкономических шоков г гл две валютные зоны. Условия внешней торговли (соотношение экспортных и импортных цен) так же сильно варьируются, Особенно амплитуда их колебаний велика я Нигерии, являющейся самым крупным нефтяным экспортером в Африке.

Различное влияние шоков внешней торговли на страны Сообщества объясняется их неодинаковой экспортно сырьевой специализацией. Гвинея на между народный рынок поставляет бокситы.

Сенегал и Того - фосфаты, Нигер - урин и т.д. Нигерия, Гви нея, Нигер н Гвинея-Бмссау полностью зависят от экспортных пости вок своего ключевого товара, доля внешнеторгового дохода от которого достигает более 50%, Таким образом, объединение крайне не однородно, и и случае масштабно го кризиса членам Сообщества бу дет выгодно его покинуть,
¦ Мобильность трудовых ресурсов. К сожалению, достоверные сведения о мобильности трудовых ресурсов в Африке от сутствуют, и мы можем судить о миграции населения только по косвенным оценкам.

Согласно данным Всемирного байка, В странах Сообщества гражданство получило большое количество иностранцев. В Кот дТІвуаре доля резидентов иностранцев достигает 26%, в Гам бии - 14%: я Гвинее - 8%. Таким образом, Экономическое сообще ство государств Западной Африки характеризуется значительной мо бильн остью главного фактора про-илю детва - труда, что будет спо собствовать быстрой адаптации к новым макроэкономическим условиям.

Высокая мобильность трудовых ресурсов стала возможной после отмены визового режима. Хотя визовые требования отсутствуют в крупнейших мировых валютных зонах (США и Вропа), миграция на селения в развивающихся странах гораздо выше.
¦ Фискальный федерализм. Издержки растущей безработицы в



случае макроэкономического дисбаланса я объединении могут быть покрыты зи счет бюджетных трансфертов от других членов валютной зоны. Кстати, отсутствие фискального федерализма в Евро-зоне рассматривается как один и:: потенциальных источников поста бильности ЕС- В декабре 3001 г. :ju встрече глав государств и прави тсльотв WAMZ было решено со здэгь своеобразный фонд соли ;[арі:ости.

Фонд стабилизации 'л сотрудничества Западноафрикан ской валютной зоны начал дейст воватъ 1 марта 3003 г., его уставный капитал достигает S100 млн. Целью его деятельности является создание общего пула финансовых ресурсов членов WAMZ и оОееле-чение помощи в макроэкономической адаптации в случае непредви денных шоков. Африканский банк развития (African Development Bank, ADB) назначен внешним уп равляющнм финансовыми актива ми Фонда.

Хотя еще гге ясно, как на практике будет функциониро ватъ Фонд, но можно предполо жить, что операции его будут иметь асимметричный характер. Глазная причина - превалирующий размер экономики Нигерии по отношению к другим членам зоны. Срок полномочий Фонда охватывает период конвергенции национальных экономик.

С началом операций Западноафриканского центробанка Фонд может быть преобразован в агентство или банк развития, задачей которого станет обеспечение финансовой помощи членам WAMZ.
Как можно заключить из этих критериев оптимальности, WAMZ в перспективе может стать устойчивым валютным союзом. Небильности будет способствовать высокая мобильность трудовых ресурсов и фискальный федерализм.
В то же время интеграция я рамках Западноафриканской ви-лютной зоны не является оптимальным решением для стран ре гиона, Ее создание может быть только промежуточным этапом слияния двух крупнейших обье диненнй региона - Экономичес кого сообщества государств За падной Африки и зоны франка CFA. Валютный союз обоих обье ди нений будет полностью ориен тирован на зону евро, и, как следствие, обменный курс к единой европейской валюте станет фиксированным.

Будущее не за горами

Каково будущее валютной системы африканских стран? Если объединение окажется успеш ным, то под влияние зоны евро попадет 42.4% территориальных образований Африки. Вряд ли на черном континенте когда-либо появится і! наличном обращении европейская валюта, однако я макроэкономическом плане Старый Свет и бывшие колонии окажутся я общей валютной зоне.

Вне зоны евро останутся валютный союз Южной Африки; несколько стран, фиксирующих обменные курсы к доллару США или валютной кор эине; и еще 20 государств, отпус тивших свои валюты я управляемое плавание.



Содержание раздела