d9e5a92d

Петров А. - В Азии появятся зоны свободной торговли

Японские компании поддерживают создание в Восточной Азии зон свободной торговли. Они индифферентны к валюте расчетов, но обеспокоены проблемами курсовых колебаний и валютных ограничений.


Поддерживая создание зон

Японские компании уверены л своих силах и лс боятся конкурентов из соседних стран Азии (табл. 1). Об этом говорят итоги опросов, проведенных весной Японской ассоциацией содействия внешней торговле (JETRO).

Эта влиятельная ;і стране организация опросила Я у б промышленных производителей и торговых фирм. Почти половина из ответивших компаний имеют производство за границей, 27-4% - только в Японии.

Остальные фирмы - занимаются торговой (154%), экспоргно-импортной (8.0%) и прочей деятельностью (] .8%).
Опрос показал, что японские фирмы признают необходимость создания в Восточной Азии зон свободной торговли. Болышнст во однозначно приветствовали бы создание такой зоны с Китаем.

Наименее популярен вариант с Южной Кореей (3.9%). Варианты объединения почти всех основных государств Восточной Азин (АСЕАН, Китай) получили свыше четверти голосов, Таким обра юм, японцы лы:л предпочитают рассматривать регион как единое целое,
Выгоду от создания зон свобод ной торговли японские компании видят в том, что они смогут при ступить к внешней торговле или нарастить объемы уже проводимых экспортно-импортных операций, поскольку в результате ликвидации тарифных барьеров возрастет конкурентоспособность японских товаров (54.5'% ответов). Во вторых, значительное число фирм рассчитывает увеличить свои прибыли за счет снижения стоимости внешнеторговых опера ций, следующей за изменением порядка таможенных процедур (42.7%).

В-третьих, 22.3% фирм рассчитывают Получить прибыль в результате снижения стоимости импорта.
20.4% компаний выразили г гл дежоу па улучшение инвеста ил он ного климата в регионе. Число компаний, которые опасаются г гл плыва дешевой продукции и обо стрения конкуренции на внутрен нем японском рынке (19.4%) и рынках отдельных стран, где они уже присутствуют (15.6%), относи тельно невелико.

Одновременно положительные и отрицательные последствия создания зоны отметили 24-8% японских фирм.
Компании Страны восходящего солнца готовы приветствовать создание зоны свободной торговли между континентальным Китаем и государствами АСЕАН. Создание такой зоны даст японской стороне воэможі гость расширить экспорт своих продуктов ия Китая в государства АСЕАН ити в обратном направлении (особенно это касается производителей электронных изделии).

Сегодня на пути эха юрта за: еще стоят высокие таможенные пошлины (21 36% и эави симости от страны и характера изделия).


Некоторые компании (23.1%) та являют о своем намерении расши ригъ свою производственную базу з Китае, в том числе с прицелом на рынки государств АСЕАН. Ю.6% фирм, наоборот, хотели бы расширить производство в АСЕАН.

Однако чуть менее половины японских фирм (42.8%) придержи ваюгся консервативной позиции, предпочитая заниматься производством продукции в самой Японии и ограничиваясь лишь ее экспор том в развивающиеся страны Азии.
Индифферентная любовь
Формирование обширного, сво бодного от тарифов торгового пространства в Восточной Азии неизбежно ставит вопрос о валюте расчетов между контрагентами в торговле. На згу роль могут пре тендовать американский доллар, японская иена, а з перспективе -китайский юань.

Результаты исследований JETRO позволяют в какой то степени спрогнозировать валюту расистов в отношениях между Японией и Китаем.
Во-первых, исследование пока зало, что примерно 80% компаний так или иначе связаны с Китай ским рынком {табл. 2). Ко вторых, понятно, что торговля между дву мя этими странами ведется в долларах и иенах: менее половины японских компаний ведут расчеты с Китаем в долларах, треть - в иенах, 7% используют обо валюты одновременно. Доллар предпочитают импортеры (70.1% против 14 6% из 157 компаний), а иену -экспортеры (51-3% против 32.)% ия 234 компаний).

А 296 фирм, занимаюи тиха; эк сгюрп ю-имп орт-нымн операциями, отдают при оритет доллару (47.3% против 3:3.1%).
Любовь японских компаний к доллару объясняется рядом специ фических обстоятельств. Во-пер зых, юань на практике привязан к доллару. Во вторых, некоторые ки тайские экспортеры гге имеют воз можности вести торговлю в иенах. И таком случае зео хлопоты по обмену юаней на иены (или долла ры) японцам приходится брать на себя.

В-третьих, выбор валюты платежа нередко определяется китайской стороной ПО той простой причине, что свою продукцию сборочного производства, в которой использованы японские компонен ты, она реализует г га мировых рынках за доллары.
Среди компаний, имеющих про иэводство з Японии, наблюдается обратная картина, Японская валю ту оказывается популярнее ымери-канской. 7)то понятно, поскольку -эк основные расходы оплачивают сл ?. исках.
Таким образом, японские компании в общем-то индифферентны
Валюте расчетом, тогда Как ДЛЯ их китайских партнеров этот вопрос не лишен важности. Можно предположить, во-первых, что не удовлетворяется п редьявляемый спрос на японскую валюту.

Во-вто-рых, операции по обмену валюты слишком дорого обходятся неболь шим китайским компаниям. В-тре тьих, присутствие китайской проку к или г г а японском рынке недостаточно для того, чтобы обеспечить приток в страну необходимого количества иен.

Китай рискует лишиться японских капиталов

Дгл японских фирм важнее крутой вопрос: об обменном курсе.
н последнее время имели место попытки торговых контрагентов КНР заставить Поднебесную поднять курс своей валюты, Однако, хотя японские компании в целом и высказываются в пользу рева ль вацнн, четкий ответ дали лишь 366 фирм из Н76 приславших от веты, 47,3% компаний желают ви деть обменный курс юаня в рамках 8-8.28 юаня за доллар, то есть і га нынешнем уровне, Ревальва цию (менее 7.9 юаня за доллар) поддерживают 45-6%. А 12% предпочли бы видеть девальвацию китайской валюты (более 8,29 юаня за доллар).
Из тех фирм, которые имеют собственное производство за рубе жом, 49% предпочитают сохранить нынег пггее положение вещей. 39,6% выступают за ревальвацию китайской валюты, остальные - за девальвацию, Те, кто ведет свое производство в Японии, выступают за ревальвацию (60.5%), и лишь 23,3% предпочитают сохранить статус-кво.

Большинство торговых предприятии предпочитают сохранить существующее положение меіггеіі (54.5%), но треть выступает за ревальвацию. Среди экспортноимпортных компаний 2/3 выступают за ревальвацию и 1/3 за ста туе кво.
Среди компаний-импоргеров из Китая сохранить нынешнее поло жение вещей хотели бы 51.3% фирм, тогда как за повышение курса китайской валюты выступают лишь 31.6%. С фирмамн-экс портерами в КНР наблюдается об рати иг; картина: 63-1% компаний выступают за ревальвацию китийской валюты и лишь 29.1% - за сохранение статус-кво.

Для предприятий, занятых одновременно экспортом и импортом, неизменность курса (47-8%) предпочтительнее ревальвации (42%).
Если курс китайской валюты будет поднят до 6 юаней за доллар, это окажет двойственное влияние на японские корпорации. О0 .пом заявили почти половина ответивши?; Чы вопрос фирм. И лишь 11.9% отметили ее однозначно положительный, а 10 2% - отрицательный эффект.

Из вариантов ответов следует, что от сопутствующих ревальвации цено яых изменений пострадают японские импортеры, выиграют - экс портеры.
в целом же японские фирмы считают, что эффект ревальвации китайской валюты главным обра зом будет зависеть от местополо женин производственной Пазы компании. На тс фирмы, которые действуют только в Китае, измене ние курса будет иметь однозначно отрицательный эффект, тогда как ¦ьтл предприятий, расположенных ¦? соседних странах АСЕАН, - од нозначно положительный. Однако 48.

9% предприятий в Китае л 22,8% предприятий в АСЕАН под черкивают как положительные, так и отрицательные моменты этой акции.
к достаточно выгодной ситу а цни окажутся фирмы, действую щие одновременно в Китае л в регионе АСЕАН. Для них отрицательный эффект будет сглажен действием положительных факторов от удорожания китайской валюты. Наличие предприятий в других странах Восточной Азии не вносит принципиальных изменений я описанную картину
К положительным моментам ре-вальвации японские экспортеры относят в основном повышение конкурентоспособности собственной продукции на рынке КНР и па дение ценовой конкурентоспособ г гости китайской продукции, Импортеры - наоборот. Для некоторых фирм важен рост стоимос ти китайской валюты, для других -возможное ухудшение параметров экономического росту Китая, рост заработной платы іьі японских предприятиях в КНР.
В ответах японских компаний на анкету JETRQ просматриваются также варианты возможной реак или японских фирм на подорожание китайской валюты. Некоторые компании будут вынуждены пере смотреть географическое располо жение своей производственной ба эы в Восточной Азии, Отдельные комі г.іг ши I іоетараются расширить свою уже существующую произ Бедственную, торговую и исследовательскую инфраструктуру в странах АСЕАН.

Абсолютно псе фирмы постараются воспользоваться преимуществами неизбежно последующего за ревальвацией оживления экономической жизни в регионе.

Баланс будет иной

Японские исследования показывают, что японцы все глубже увязают в Китае, Примерно поло вина континентальных предприя тий уже достигли высокой степени локализации, 4/5 предприятий интенсивно наращивают исполь зование продукции местных фирм в своем производстве. Это означает , что база для использования китайской валюты я системе: взаиморасчетов между звеньями производственной цепи ясс время увеличивается,
Пекин также рассматривает создание зон свободной торговли я Восточной Азии как плацдарм для дальнейшей торговой экспанси и китайских предприятий в регион с последующим проникновением ту да своего капитала, Логическим итогом такого развития событий может выступить экспансия китайского юаня в систему региональных расчетов.
Сегодня спокойную жизнь японским предприятиям в отношениях с Китаем. Гонконгом и Малайзией, то есть со странами, где имеет место фиксированный курс валюты, осложняет волатильность валютной связки доллар'иена.
Предо р идти л, действующие я АСЕАН и на Тайване, обеспокое ны колебаниями курсов доллара к местным валютам, Недовольны японские фирмы и строгими валютными ограничениями, практи куемыми властями Китая, Вьетна мы и Индии.
Таким образом, можно предположить. что создание зон свободной торговли и ревальвация киты некого юаня в среднесрочной перспективе сформируют несколько иной, чем ныне, произведет венно географический баланс



Содержание раздела