d9e5a92d

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИЕЙ

Ожидаемое улучшение ситуации на рынке труда и рост заработной платы приведут как к росту личного потребления, так и к увеличению издержек на заработную плату, усилению спро-сового влияния на цены. Важную роль в ограничении инфляции в этих условиях приобретает ожидаемый рост производительности труда и сокращение себестоимости материальных факторов производства, развитие ресурсосберегающих технологий под влиянием активизации механизмов рыночной конкуренции, а также согласованная политика доходов.
Прогнозирование рынка труда может рассматриваться как составляющая прогноза цен, если уровень реальной зарплаты про-
4. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИЕЙ
4.1. Алгоритм управления инфляцией
В зависимости от развития экономической и финансовой ситуации в стране и в международной экономике в целом все государства на том или ином этапе проводят целевое макроэкономическое регулирование путем использования имеющихся в их распоряжении инструментов экономической политики. Цели регулирования сформированы в таблице 16.
В рамках внутреннего баланса наиболее социально значимыми целями являются достижение полной занятости, сокращение безработицы, обеспечение стабильности цен через подавление инфляции на фоне сопоставимых со среднемировыми темпами экономического роста. Внешняя сбалансированность означает поддержание такого сальдо платежного баланса, которое без напряжения может финансироваться за счет притока иностранного капитала, стабильности обменного курса, который не нужно искусственно поддерживать через валютные интервенции или валютные ограничения.
Цели, которые может ставить перед собой правительство, начиная макроэкономическое регулирование, в самом общем плане могут быть описаны с помощью диаграммы Суона. Из нее следует, что, с одной стороны, для конкретного уровня дохода увеличение внутреннего потребления должно немедленно сопровождаться ростом дефицита текущего баланса и, напротив, увеличение положительного сальдо в торговли должно вести к снижению внутренней абсорбции.

Соответственно, способом ликвидации дефицита денежного баланса является сокращение внутренней абсорбции, а его положительное сальдо ее увеличение. С другой стороны, и экспорт, и импорт зависят от обменного курса.

Соответственно, по мере роста абсорбции растет импорт, что приводит к росту обменного курса, по мере ее сокращения импорт падает так же, как и обменный курс. Следовательно, в простейшем случае как внутренний, так и внешний баланс зависят от двух переменных внутренней абсорбции и обменного курса.
Конечной целью макроэкономического регулирования является одновременное достижение внутреннего и внешнего баланса. Инструментов экономической политики, которые можно использовать в данном случае два, изменение расходов (рост или сокращение бюджетных расходов) и переключение расходов (девальвация либо ревальвация).

Использование тех или иных инструментов экономической политики в критической степени зависит от того, в каком сегменте находится конкретная страна на диаграмме Суона.
Экономическая диагностика на основе диаграммы Суона (таблица 17), во-первых, позволяет определить, какие именно две из четырех проблем (дефицит или положительное сальдо торгового баланса, инфляция или безработица) и в каком сочетании являются наиболее актуальными для страны. Очевидно, что страна, находящаяся в сегментах III и IV, испытает наибольшие экономические трудности. Во-вторых, из нее следует, что существует только один структурно правильный уровень обменного курса.

Если страна желает придерживаться фиксированного обменного курса, но и фиксирует курс на неверном уровне, тогда внутренний баланс может быть достигнут только при условии существования огромного дефицита торгового баланса, а внешний баланс только на фоне большой безработицы. Оба баланса одновременно недостижимы.

В-третьих, она показывает, какую именно комбинацию политики изменения или переключения расходов необходимо проводить для одновременного обеспечения внутреннего и внешнего балансов сокращение/рост бюджетньгх расходов и девальвацию /ревальвацию.
Проблема в практическом использовании данной модели заключается в том, что она не позволяет точно определить, каковы должны быть масштабы параллельного изменения обменного курса и абсорбции для достижения равновесия. Еще одним существенным недостатком модели является то, что она упрощенно сводит внешний баланс только к торговому балансу, игнорируя тем самым международное движение капитала, а также вообще не рассматривает денежно-кредитную политику в качестве инструмента экономической политики.
Эта проблема была обозначена Д. Флемингом и решена Р. Манделлом, который показал, как можно, не трогая обменный курс, достичь одновременного внутреннего баланса за счет использования только бюджетного и внешнего баланса, за счет использования только денежно-кредитной политики. Он, соответственно, расширил трактовку внешнего баланса до масштабов платежного баланса страны в целом, в распоряжении которой для осуществления целенаправленного макроэкономического регулирования теперь имеются такие инструменты как бюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной политики.

Обменный курс полагается фиксированным, цены, как и прежде, неизменными.
В отличие от диаграммы Суона диаграмма Манделла-Флеминга показывает сочетание бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которое приводит к внутреннему балансу.
Она имеет положительный угол наклона, поскольку для поддержания внутреннего баланса экспансионистская бюджетно-налоговая политика должна быть частично компенсирована жесткой денежно-кредитной политикой, приводящей к равновесию, но при более высоком уровне бюджетный расходов, которые могли бы привести к разрастанию инфляции спроса, если бы не увеличившаяся процентная ставка, которая ее нейтрализует.
Экономическое содержание сегментов 1-ГУ, показывающих возможные макроэкономические дисбалансы, и в диаграмме Суона, и в диаграмме Манделла-Флеминга одинаково (таблица 17).
Модель Манделла-Флеминга поднимает важнейшие для теории и практики открытой экономики проблемы: выбора необходимого количества инструментов экономической политики для достижения макроэкономического баланса; определения инструментов, которые могут наиболее эффективно использоваться для достижения поставленных целей; определения последовательности применения этих инструментов.
Однако правильно выбрать инструменты, которых обязательно должно быть столько же или больше, чем целей, еще недостаточно для гарантированного достижения макроэкономического баланса. При фиксированном обменном курсе и неизменных ценах достижение равновесия возможно, только если не просто использовать оба инструмента, но использовать именно бюджетно-налоговую политику для достижения внутреннего баланса, а денежно-кредитную для обеспечения внешнего, т. е. использовать объективные рыночные возможности наиболее эффективно.

Если же приблизить модель к реальной рыночной экономике, то обменный курс обычно является плавающим, как минимум, может измениться по решению денежных властей, цены колеблются под воздействием спроса и предложения. При этом если среди целей экономической политики числятся обычно снижение безработицы, уменьшение инфляции, сокращение дефицита платежного баланса, то эффективная рыночная классификация может выглядеть иначе: денежно-кредитная политика используется для подавления инфляции, бюджетно-налоговая для устранения дефицита платежного баланса.

При одновременном использовании двух и более инструментов экономической политики возникает проблема, связанная с тем, что вместо того, чтобы усиливать друг друга, они могут частично вытеснять, гасить эффект друг друга.
Если в общей экономической теории рассматривается упрощенная 18-ЬМ модель, состоящая только из двух кривых, определяющих внутреннее равновесие, то в международной экономике К-ЬМ-ВР модель (Дж. Хикс, Э. Хансен) состоит, соответственно, из трех кривых.
18-ЬМ-ВР модель кейнсианская модель открытой экономики, показывающая такое соотношение уровня доходов и процентной ставки, при котором обеспечивается одновременное равновесие в трех секторах реальном, денежном и внешнем, -которое может достигаться путем отдельного или одновременного использования инструментов государственной экономической политики бюджетных расходов, регулирования денежной массы и обменного курса. Тем самым модель показывает способы установления макроэкономического равновесия:
- в реальном секторе, когда утечка средств из системы в виде сбережений (8) и расходов на импорт (1М) равны инъекции средств в систему в виде инвестиций (I) и доходов от экспорта (X). Равновесие реального сектора показывается с помощью 18 кривой (I инвестиции, 8 сбережения);
в денежном секторе, когда спрос на деньги в трансакционных и спекулятивных целях (М0) равняется их предложению (М5). Равновесие денежного сектора показывается с помощью ЬМ кривой (Ь ликвидность, М деньги);
во внешнем секторе, когда дефицит текущего (торгового) баланса (X 1М) покрывается чистым притоком краткосрочного капитала из-за рубежа Равновесие внешнего сектора показывается с помощью ВР кривой (ВР платежный баланс).
Механизм макроэкономической регулирования в рамках 18-ЬМ-ВР модели включает использование двух инструментов экономической политики бюджетно-налоговой и денежно-кредитной, может осуществляться в рамках широкого спектра подходов денежных властей конкретной страны к движению капитала от полной свободы до полного запрета, при том, что оно может устанавливать как фиксированный, так и плавающий режим обменного курса. Серьезный недостаток 18-ЬМ-ВР модели заключается в том, что она не предусматривает возможности изменения внутреннего уровня цен (инфляции), тогда как любое увеличение бюджетных расходов или денежной массы вместо того, чтобы вести к росту производства, может вызвать рост цен.
Модель совокупного спроса и совокупного предложения (ADAS модель) дополняет IS-LM-BP модель возможностью изменения цен и в реальном секторе. Она показывает, как во всех трех секторах реальном, денежном и внешнем макроэкономический баланс может достигаться автоматически, без вмешательства государства и без использования им какого-либо инструментов экономической политики.



AD-AS модель предусматривает возможность изменения цен, добавляет в число инструментов макроэкономического регулирования агрегированное предложение (AS) и в числе целей регулирования заменяет уровень дохода (Q) на агрегированный спрос (AD).
Целевое макроэкономическое регулирование в определенной степени должно быть всегда связано с управлением инфляцией. Управление инфляцией это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности инфляции, анализ ее симптомов, мер по снижению отрицательных последствий инфляции и использования ее факторов для последующего развития.
Проблематика управления инфляцией обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить тремя группами.
Первая группа включает проблемы распознавания инфляционных ситуаций. Это непростое дело своевременно увидеть наступление инфляции, обнаружить ее первые признаки, понять ее характер.

От этого зависит предотвращение инфляции. Но не только от этого. Механизм предотвращения инфляции надо построить и запустить в действие.

И это тоже проблема управления.
Вторая группа проблем управления инфляцией связана с ключевыми сферами жизнедеятельности экономики. Это, прежде всего, методологические проблемы их жизнедеятельности. В процессе их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях инфляционной ситуации.

Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера.
Проблематику управления инфляцией можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования инфляции и вариантов поведения социально-экономической системы в инфляционном состоянии, проблемы поиска



необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки инфляционных ситуаций также имеют большое значение.
Управление инфляцией составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления выступает всегда деятельность человека.

Предметом управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека.
Управление инфляцией имеет предмет воздействия проблемы и предполагаемые и реальные факторы инфляции, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления инфляции. Суть управления инфляцией выражается в следующих положениях:
*инфляцию можно предвидеть, ожидать и вызывать;
*инфляцию в определенной мере можно ускорять, претворять, отодвигать;
*к инфляции можно и необходимо готовиться;
*инфляцию можно смягчать;
*управление инфляцией требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
*инфляционные процессы могут быть до определенного периода управляемыми;
*управление процессами выхода из инфляционной ситуации способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Инфляции различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритм разработки управленческих решений и особенно в механизме управления).
Любое управление представляет собой процесс, т. е. последовательность операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект. Этот процесс имеет естественное закономерное содержание, которое определяется сущностью управления: целеполагание, оценка ситуации, нахождение главной проблемы, принятие и реализация управленческого решения.
Управление инфляцией, как всякое управление вообще, характеризуется определенными технологическими схемами управления. Но специфика управления инфляцией отражает и специфику его технологии.
Технология управления инфляцией это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления инфляции, снижения уровня ее отрицательных последствий. Нельзя технологию управления инфляцией сводить только к поиску вариантов поведения.

Это технология активной управленческой деятельности в полном комплексе всех ее функций, ролей и полномочий.
Технологическая схема управления инфляцией состоит из восьми блоков (рисунок 9). Они характеризуют возвратно-поступательную последовательность различных операций и их групп при разработке и осуществлении управленческого решения и, таким образом, опшмалышй вариант снижения инфляции.
Блок 1. На этом этапе разрабатывается план управления инфляцией (исходный документ).
Блок 2. Это второй этап в технологической схеме управления инфляцией. Здесь предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по управлению инфляцией.

При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации поиску новых целей, планированию по ним специальных мероприятий. Если есть обоснование целесообразности и своевременности включения управления инфляцией, совершается переход к блоку 3.
Блок 3. На этом этапе проводится разработка управленческих решений антиинфляционного характера, которая осуществляется, в свою очередь, в несколько этапов. Основными из них являются сбор исходной информации о ситуации в экономике, структурно-морфологический анализ ситуации, определение путей снижения инфляции, определение необходимых ресурсов, проверка возможности достижения поставленных целей.
Блок 4. На четвертом этапе создается система реализации управленческих решений по снижению инфляции. При этом определяются конкретные методы и варианты антиинфляционной политики.
Блок 5. На этом этапе управления инфляцией осуществляется организация выполнения управленческих решений. Это конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых в чисто определенной последовательности позволит достигнуть
Блок 6. На следующем этапе необходимы оценка и анализ качества выполнения управленческих решений по основным макроэкономическим показателям.
Блок 7. Теперь проверяется целесообразность проведения дополнительных работ по выводу экономики из инфляционной ситуации, которая состоит в определении того, на какой стадии выполнения находится антиинфляционная программа.
Блок 8. На заключительном для данной технологической схемы этапе управления инфляцией разрабатываются мероприятия по прогнозированию будущих инфляционных ситуаций. Прогнозирование является неотъемлемой частью технологии управления инфляцией.

Оно позволяет если не избежать инфляционных ситуаций, то подготовиться к ней и минимизировать ее последствия.
В качестве одного из перспективных подходов можно предложить факторно-целевое управление инфляцией. Термин факторно-целевой отражает синтез целеполагания (целевой установки) и совокупности факторов, способствующих или препятствующих реализации данной цели.

При этом факторы могут быть самой разнообразной природы и иметь самые различные характеристики, их можно классифицировать по множеству критериев и признаков, например внешние и внутрисистемные, субъективные и объективные, кратко-, средне- и долгосрочные, политические, экономические, социальные ИТ. д. [60].
Сущность факторно-целевого управления заключается, во-первых, в тщательном выявлении наиболее важных, ключевых факторов, определяющих существенные параметры протекания инфляционных процессов, и, во-вторых, в осуществлении целе-



направленного, четко ориентированного воздействия на эти факторы для успешного достижения поставленной цели. При этом характер воздействия может варьироваться в широком диапазоне от предельно сфокусированного целевого кратковременного воздействия на болевые точки до использования комплекса разнообразных, экономических, организационных и других регуляторов для достижения финансовой стабилизации.
Концептуальную идею факторно-целевого управления инфляцией можно представить в виде обобщенной схемы (рисунок 10), где отражены основные особенности факторно-целевого управления наличие в процессе управления этапов анализа и планирования на основе факторов, определяющих ее состояние, систематизация на иерархической основе целей управления и их тесная взаимосвязь с экономическими факторами, с одной стороны, и мерами воздействия на эти факторы с другой.
Как видно из рисунка 10, процесс факторно-целевого управления состоит из трех основных этапов анализа, планирования и реализации. Соответственно, одной из важнейших методологических основ факторно-целевого управления является обеспечение комплексности и внутренней логичности процесса управления инфляцией в рамках данного подхода.
Практически во всех теориях функционирования экономики денежная масса является основным фактором, определяющим уровень цен и инфляции. Согласно некоторым теориям, денежная масса также играет значительную роль в определении реального уровня производства и занятости в экономике данной страны.

Считая, что у ЦБ есть возможность влиять на денежную массу, рассмотрим основные цели, которым придается приоритетное значение при разработке денежно-кредитной политики.
Агрегатная производственная функция экономики показывает, что при высоком реальном объеме производства уровень безработицы низок (при постоянстве всех остальных факторов). Таким образом, основная цель ЦБ достижение высокого и стабильного реального объема производства совпадает с другой целью достижение низкого и стабильного уровня безработицы.

Второй основной целью ЦБ является достижение низкого и стабильного уровня инфляции.
Хотя ЦБ в принципе может осуществлять операции на открытом рынке, изменять учетную ставку или резервные требования, непосредственно достигая заданного уровня производства и инфляции, она редко этим пользуется. Вместо этого ЦБ обычно использует промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Промежуточная цель есть экономическая переменная, которую ЦБ выбирает для осуществления контроля на ней, так как считает, что это согласуется с основными целями.
В качестве промежуточных целей наиболее часто рассматривались допустимые ориентиры по изменению уровня процентных ставок, обменного курса, денежных агрегатов. Однако в последнее десятилетие проблемы регулирования инфляции не находят адекватного решения в рамках традиционных подходов, что обусловливает поиск новых подходов.

Одним из них является таргетирование инфляции.
Таргетирование инфляции включает в себя ряд элементов. Основными из них являются: 1) публичное провозглашение среднесрочных количественно определенных плановых показателей инфляции; 2) институциональное соглашение относительно ценовой стабильности как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; 3) стратегия, опирающаяся на широкую информацию с пониженным вниманием к промежуточным целям; 4) повышенная транспарентность денежно-кредитной политики посредством оповещения общественности и рынков о целях и планах денежных властей; 5) повышенная ответственность регулирующих органов за достижение плановых показателей [ИЗ].
Высокая степень прозрачности и ответственности, связанная с таргетированием инфляции, позволяет посторонним лицам контролировать выполнение условий оптимальности. Это создает более сильные стимулы для ЦБ строго придерживаться целевых показателей, чем при других правилах денежно-кредитной политики [114].
Переход к таргетированию инфляции сопряжен с некоторыми проблемами как технического, так и политического характера. Среди проблем технического характера основную сложность составляет моделирование трансмиссионного механизма, построение условий минимизации функций потерь, создание механизмов, обеспечивающих строгое соблюдение обязательств достижения устойчивости выбранной функции потери [178].
Построение функции потерь является важным моментом процесса перехода к инфляционному таргетированию, определяющим стратегическую направленность денежно-кредитной политики. Посредством минимизации функции потерь определяется функция реакции, т. е. зависимость, показывающая наиболее рациональные действия ЦБ (выбор инструментов) в данной ситуации.
Функция потерь представляет собой линейную комбинацию отклонений инфляции от целевого показателя и отклонения уровня производства в стране (ВВП) от прогнозного. Если в функцию потерь входит только инфляция, то имеет место так называемое прямое инфляционное таргетирование; если в функцию потери входит еще и отклонение уровня производства, то так называемое гибкое инфляционное таргетирование.

Таким образом, основным моментом построения функции потерь является определение весовых коэффициентов инфляции и отклонение уровня производства в уравнении, задающем функцию потерь.



Содержание раздела