d9e5a92d

Сторонники экономики предложения

Различные теоретики инфляции (кейнсианцы, монетаристы, сторонники теории экономики предложения, структурной инфляции и др.), в соответствии со своими пониманиями этого явления, рекомендуют и различные методы борьбы с ней. При этом значительную роль сыграли два фактора: трактовка самого понятия (феномена) инфляции, сущности и формы ее проявления; разработка экономической политики, направленной на ограничение инфляции.
Основные теоретики и представители современной экономической мысли по-разному оценивают роль инфляции и меры борьбы с ней. Кейнсианцы признают инфляцию как положительное явление в условиях: кризисных спадов инфляция стимулирует рост экономики; периодов подъема ползучая инфляция полезна и даже необходима.
В качестве меры борьбы с инфляцией, имеющей высокие темпы, кейнсианцы предлагают параллельно дефляционную политику и политику доходов.
Монетаристы признают действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба лишь с помощью усиления рыночно-конкурен-тных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.
Сторонники экономики предложения признают только один антиинфляционный путь стимулирующее развитие производства и предложения товаров. А сторонники теории структурной инфляции, признавая галопирующую инфляцию полезной в развитии экономики, в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структурную перестройку экономики.
Наибольшее распространение во всем мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции: кейнсианский и монетаристский.
Теоретической основой антиинфляционного регулирования в послевоенный период служили кейнсианские концепции, в которых разработан макроэкономический подход к проблеме инфляции. Инфляция выступала в этих концепциях как результат взаимодействия таких агрегатных величин, как эффективный спрос и совокупный продукт, общая занятость.

Важнейшим субъектом антиинфляционной политики является государство, осуществляющее макроэкономическое регулирование.
Стимулирующая роль инфляции проявлялась, согласно кейнсианским воззрениям, в условиях неполной занятости, когда дополнительная эмиссия денег трансформировалась под влиянием растущего денежного спроса не столько в повышение цен, сколько в наращивание производства и предложения товаров. В условиях достижения полной занятости несколько менялся механизм стимулирующего влияния инфляции, к которому подключались инвестиции и процентные ставки (именно норме процента уделялось основное внимание как каналу влияния денежной сферы на реальную экономику).
Такое понимание инфляции предполагало, что в задачи регулирования инфляции включается не собственно борьба с инфляцией, а недопущение высоких темпов обесценения денег, порождающих серьезные социальные конфликты. Тем более, что борьба с инфляцией требовала сдерживания спроса, ограничения расходов государства, что прямо обусловило рост безработицы и сокращение производства.
Ориентирование на политику дешевых денег, как на способ создания благоприятных условий развития экономики, не позволяло использовать денежно-кредитное регулирование для преодоления недостаточности совокупного спроса. В результате возникла необходимость в широком применении бюджетно-налоговых методов регулирования, которые нацелены и на стабилизацию экономического развития, и на ограничение инфляции. В рамках бюджетно-налогового регулирования главную роль играли государственные расходы, бюджетно-налоговая политика выполняла основную роль источника финансирования государственных расходов.

Методы денежно-кредитного регулирования использовались на вспомогательные, обеспечивающие условия для проведения антиинфляционной политики.
В традиционной кейнсианской модели прослеживается обратная зависимость, представленная кривой Филлипса, между уровнем инфляции и безработицы, что определяет роль денежно-кредитной политики. Эта роль состоит в уменьшении уровня безработицы посредством увеличения совокупного спроса до необходимого уровня за счет экспансионистских мер денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, снижение учетной ставки или резервных требований).

Указанная зависимость предопределяет также роль бюджетно-налоговой политики. Рост государственных расходов и сокращение налогов также приведут к увеличению совокупного спроса.

Ценой такой политики является высокий уровень инфляции.
Кейнсианской точке зрения противостоял в 50-60-х годах М. Фридмен. Кардинальный для монетарной теории вывод: стабильность функции спроса на деньги означает, что экономика нуждается в устойчивом увеличении денежной массы, необходимой для ее нормального функционирования.

Если в кейнсианской теории не придавалось большого значения нестабильности денежного предложения, то монетаристы именно в расхождении между спросом на деньги и их предложении видят исходный пункт цикличных колебаний экономики и нестабильности денежного предложения.
В соответствии с положениями монетаризма инфляция, предполагающая переход к новому уровню цен, возникает лишь при изменении масштабов денежного обращения. Поэтому инфляция всегда и повсюду есть денежный феномен, единственный источник ее денежная сфера экономики, порождающая избыточность предложения денег.

Деньги представляются в этой схеме в качестве ключевого элемента всей хозяйственной структуры. В частности, существует прямая взаимосвязь между динамикой денежной массы и уровнем ВНП, а точнее уровнем товарных цен.

Последний уровень товарных цен рассматривается как канал передачи влияния денежных факторов на реальную экономику.
Борьба с инфляцией монетаристы сводят к мерам, направленным на уменьшение количества денег в обращении и вообще платежеспособного спроса, т. е., по существу, к основным мерам дефляционной политики. Особое значение придается полной ликвидации дефицитного бюджетного финансирования и устойчивому поддержанию жестко ограничительной денежно-кредитной политики.

Монетаристы полностью отрицают какую-либо значимость мер борьбы с инфляцией издержек; единственно, что, по их мнению, необходимо делать на стороне предложения и производства товаров это всемерно поддерживать конкурентно-рыночный климат, а во внешнеэкономических отношениях плавающий обменный курс.
Монетаристы видят в денежно-кредитном регулировании основу макроэкономической политики, в том числе антиинфляционной. Важная роль при этом отводится рыночному механизму, предопределяя упор на использование косвенных инструментов регулирования.

Бюджетно-налоговые методы регулирования в этот период отошли на второй план, хотя было уже сформулировано требование о непротиворечивости денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики как условия эффективности борьбы с инфляцией.



Монетаристская антиинфляционная политика предусматривает два блока: стимулирование свободного предложения и сокращение совокупного спроса.
В условиях дефицита государственного бюджета монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополнительных инвестиций (поощрение малого и среднего бизнеса, приватизация, либерализация рынков и т. д.).
Сокращение совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет сокращения социальных программ и государственной поддержки неэффективного производства.
Монетаристские программы осуществляются в три этапа (рисунок 1):
*на первом проводигсяконфискационная денежная реформа;
- на втором сокращается бюджетный дефицит и удорожается кредит;
*на третьем снижаются налоговые ставки.
На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем рычаги, стимулирующие рост товарной массы [64].
Монетаризм в настоящее время используется в качестве теоретической базы антиинфляционного регулирования, однако все больше приобретает характер теоретического монетаризма, дополняется элементами других теоретических построений. В
качестве одного из них выступает теория экономики предложения.
Теория экономики предложения отвергает бюджетный дефицит, потому что государство не в состоянии его контролировать и осуществлять финансирование таким образом, чтобы не выходить за рамки монетаристской денежной стратегии. Позиция ее сторонников продиктована не только сомнениями в реальности идей Фридмена, но и стремлением освободить бюджетно-налоговую политику государства из монетаристской тюрьмы, придать ей самостоятельный характер.

Расчет делается, главным образом, на эффективность налогового регулирования.
Далек от реальности и подход теории экономики предложения к целям антиинфляционной политики. Если монетаристы видят ее задачу в стабилизации и снижении темпов инфляции в отдаленной перспективе, то у теоретиков экономики предложения более широкие амбиции. Они выдвигают в качестве текущей экономической политики не стабилизацию, а непосредственное влияние на снижение темпа инфляции.

Долгосрочной задачей считается полное прекращение роста цен, не связанного с рыночными процессами.
Создатели теории экономики предложения утверждают, например, что даже построенная в полном соответствии с правилами Фридмена денежно-кредитная политика никогда не остановит инфляцию, поскольку не гарантирует свободного функционирования рыночной системы, нарушаемого несовершенной налоговой структурой. Первостепенное значение придается ими не денежному, а налоговому регулированию, причем главное направление его радикальной перестройки усматривается в значительном уменьшении ставок налогообложения.

Эта позиция диаметрально противоположна кейн-сианской точной настройке, одним из методов которой является антиинфляционное манипулирование налоговыми ставками, направленное на регулирование совокупного спроса.
Структуралисты считают, что для сдерживания высокой инфляции необходимы, прежде всего, изменения в структуре экономики на базе стимулирования сбалансированного экономического роста, ликвидации диспропорций, роста эластичности предложения и мобильности факторов производства. По их мнению, только денежным, финансовым и ценовым регулированием с инфляцией не справиться; к тому же рестрикционные меры, без соответствующих структурных перестроек, могут привести к кризисному положению в экономике.


В экономической литературе появляются исследования, затрагивающие вопросы эффективности экономической политики, в составе которой находятся меры регулирования инфляции. Основной аспект, в котором рассматриваются эти вопросы, упирается в решение двух задач, стоящих перед любым правительством: контроль за инфляцией и стимулирование экономического роста.

Как правило, противоречивость этих задач не позволяет в полную силу реализовать методы рыночного регулирования [65, 66, 67, 68, 69, 70].
Экономическая политика как интеллектуальный продукт, описывающий особенности экономической деятельности общества, состоит из четырех элементов, являющихся опорными для всей конструкции принципов, которых должна придерживаться экономическая деятельность, технологий достижения целей, самих целей и способов использования технологий для их достижения [71].
Главная цель экономической политики страны состоит в обеспечении устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Она может считаться достигнутой тогда, когда одновременно вьшолняются следующие условия [60]:
1)постоянный и соизмеримый экономический рост, вызванный научно-техническим прогрессом и соответствующими структурными изменениями в национальной экономике;
2)экономическая стабильность (стабильность цен и покупательной способности национальной валюты, низкие уровни инфляции и бюджетного дефицита);
3)внешнеэкономическое равновесие (поддержание положительного платежного баланса, поддержание в приемлемых рамках внешнего долга страны);
4)экономическая справедливость (обеспечение всех граждан материальными благами и услугами в объемах, гаранти-
Конституцией страны, создание равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов, развитие рыночной конъюнктуры и регулирование деятельности монополистов);
5) постоянное улучшение уровня жизни населения, повышение качества человеческого капитала.
Очевидно, что экономические цели общества, на достижение которых должна быть направлена государственная экономическая политика, взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены, зачастую противоречат друг другу и должны рассматриваться в комплексе. Конфликтность целей экономической политики может быть разрешена путем компромисса, когда приоритет отдается той цели, достижение которой находится под угрозой и невыполнение которой грозит наибольшей опасностью для экономики.
Превращение борьбы с инфляцией в одну из ведущих целей экономической политики государства стимулировало разработку вариантов антиинфляционной политики. Общее направление антиинфляционной политики формируется под влиянием множества факторов, в том числе общехозяйственной конъюнктуры; характера инфляционных процессов; особенностей теоретической базы экономической политики и др.
Выбор варианта антиинфляционной политики непосредственно влияет на практические возможности и эффективность регулирования. В целом, несмотря на многофакторность инфляции, считается, что каковы корни инфляции, т. е. каковы основные факторы, порождающие или стимулирующие ее в данный период, таково должно быть и лечение.

Речь идет о необходимости использования адекватных причинам инфляции методов экономической политики. С другой стороны, выбор метода регулирования является и политическим вопросом, поскольку при его решении определяется объект (сектор экономики, слои населения и др.), который будет нести основное бремя издержек инфляции.
Принятие того или иного варианта антиинфляционной политики становится результатом оценки достаточно большого числа условий, характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политики мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 основных варианта. В основе лежат процессы синхронизации развития экономики, интеграционные тенденции, сблизившие денежно-кредитные и финансовые системы развития капиталистических стран и обусловившие практическое сходство инфляционного феномена.

Конечно, разрабатываемые в отдельных странах или в отдельные периоды времени программы по борьбе с инфляцией могут включать в себя и некоторые меры, выпадающие из основных вариантов. Все же в большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции сферу денежного обращения [5].
Антиинфляционная политика это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих ее воздействия инфляции спроса и инфляции издержек. Ее задача заключается в том, чтобы создать действенный механизм регулирования инфляции, с помощью которого она должна переводиться в рамки и формы, не дестабилизирующие ее эффективность.

Для достижения этой цели необходимо учитывать основные принципы антиинфляционной стратегии, вытекающие из объективных условий развития экономики и опыта антиинфляционного регулирования [72].
В международной практике используются два варианта антиинфляционной политики: дефляционная политика (регулирование спроса) и политика доходов.
Дефляционная политика это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и бюджетно-налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничением денежной массы и т. п.
Политика доходов опирается на предпосылку, что монопольная рыночная власть и дисбалансы на рынке труда представляют собой неотъемлемые и неизбежные факты экономической жизни. Сторонники этого подхода пытаются изменить поведение монополистов на рынках труда и товарных рынках таким образом, чтобы их решения о ставках заработной платы и уровне цен лучше соответствовали целям полной занятости и ценовой стабилизации.
Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных бюджетно-налоговых, денежно-кредитных мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению ресурсов.
Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика обычно осуществляются не изолированно, а совместно. Если они не зависят друг от друга, то существует четыре возможных комбинаций различных видов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики: 1) расширительная бюджетно-налоговая и расширительная денежно-кредитная политика; 2) ограничительная бюджетно-налоговая и ограничительная денежно-кредитная политика; 3) расширительная бюджетно-налоговая и ограничительная денежно-кредитная политика; 4) ограничительная бюджетно-налоговая и расширительная денежно-кредитная политика.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с тенденциями и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение главных целей экономической политики в рамках магического многоугольника: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, поддержать равновесие платежного баланса.
Важнейшая задача, стоящая перед государством в процессе осуществления экономических реформ, заключаются в выборе оптимальной стратегии их проведения. Для всех бывших социалистических стран она сводилась к выбору одному из двух возможных подходов. Первый предполагал проведение максимального числа радикальных реформ в кратчайшие сроки (так называемая шоковая терапия). Речь в этом случае шла о быстром проведении либерализации и финансовой стабилизации и одновременном начале системных изменений.

Второй подход, известный под названием градуализм, основывался на проведении частичных преобразований (постепенная либерализация экономики и формирование рыночных структур) и их поэтапном углублении [73].
Проблема финансовой стабилизации имеет три важных аспекта: макроэкономический, институциональный и структурный. Макроэкономический аспект охватывает вопросы влияния денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политики на внутренние цены. Институциональный аспект связан с реформой отношений собственности, политики либерализации экономической деятельности, развитием финансовых рынков и институтов, системы законодательства.

В области структурных изменений ключевую роль играет проблема роста сбережений и инвестиций.
Различают два основных вида (типа) модели макроэкономической стабилизации. Это ортодоксальный и гетеродок-сальный подходы.

В обоих из них центральное место отводится осуществлению антиинфляционной стабилизационной программы, однако, с некоторыми различиями.
В ортодоксальном подходе делается упор на сокращение дефицита государственного бюджета как за счет уменьшения государственных расходов (на управление, оборону, социальные цели, на поддержку госсектора, на государственные субсидии и капиталовложения и т. п.). Жесткая бюджетно-налоговая политика сопровождается ужесточением денежно-кредитной политики, что реализуется в политике дорогих денег: ограничение денежной эмиссии, сокращение кредитов ЦБ, повышение учетной ставки процента, увеличение нормы резервных требований, продажа государственных ценных бумаг на фондовом рынке и т. п.
Ортодоксальный подход имеет две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов (так называемых якорей). В первом случае выбирается денежный якорь: в основу кладутся монетаристские методы, основанные на жесткой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политике при плавающем обменном курсе, когда в качестве антиинфляционных мер выдвигается сокращение совокупного спроса и ограничение денежной массы.

Во втором случае выбирается валютный якорь, когда больший акцент делается на стабилизацию обменного курса; указанная мера способствует снижению инфляционных ожиданий, повышению степени предсказуемости действий экономических субъектов, привязывает внутренние цены к объявленному курсу и тем самым имеет инфляционные последствия.
Две отмеченные разновидности ортодоксального подхода отличаются друг от друга рядом позиций. Во-первых, базой: в одном случае (при плавающем курсе) это национальные деньги, в другом (при фиксированном курсе) валюта, чаще всего доллар. Во-вторых, способом подавления инфляции: в одном случае это ограничение денежной массы, в другом стабилизация обменного курса. В-третьих, целями использования денежно-кредитной политики: в одном случае это широкий набор возможных целей, включая воздействие на цены, занятость, обменный курс и. др.; в другом это единственная цель, связанная с поддержанием объявленного обменного курса.

В-четвертых, результатами экономической политики: в одном случае это возможное увеличение ВНП при стимулирующей денежно-кредитной политике и отсутствие влияния на ВНП при стимулирующей бюджетно-налоговой политике; в другом совершенно обратная картина. В-пятых, внешнеэкономическими последствиями: в одном случае это сохранение заметной неопределенности в сфере международных операций; в другом это, напротив, более высокая степень определенности с возможным наличием при этом внешнеторговых затруднений экспортоори-ентированных производств в связи, как правило, с завышеннос-тью курса национальных валют.
Стабилизация на базе обменного курса предполагала использование в качестве номинального якоря фиксированного обменного курса (в его различных вариантах: жестко фиксированный курс, валютный совет, ползучая привязка, валютный коридор). Снижение инфляции достигалось в результате стабилизации цен на товары объекты международной торговли, которые непосредственно связаны с обменным курсом, а через них стабилизировать цены на товары, несвязанные непосредственно с международным обменом.
Стабилизация на базе обменного курса имеет и ряд других преимуществ перед жесткой денежно-кредитной политикой. Фиксированный обменный курс представляет контролируемую и прозрачную цель, очевидную для любого экономического агента, в то время как немногие из них разбираются в хитростях денежных агрегатов, да и информация о денежной массе менее доступна. Кроме того, изменения обменного курса всегда непосредственно обусловливают изменение цен, а воздействие изменений денежной массы проследить в целом труднее, поскольку изменения цен могут отражать сезонные колебания, изменение спроса на деньги и т. д. В переходной экономике чрезвычайно трудно спрогнозировать и измерить спрос на деньги и, следовательно, рассчитать оптимальный размер денежной массы.

Gодход делает упор на политику стабилизации применительно к ценам и доходам, хотя при этом может вбирать в себя и оба якоря ортодоксального подхода (иначе говоря, монетарную политику и стабилизацию обменного курса).



Содержание раздела