d9e5a92d

Спрос на деньги

В последнем случае выходим на гипотезу об обратной зависимости инфляции и денежной массы, согласно которой рост цен является исходной причиной роста денежной массы. В рамках данной гипотезы политика ЦБ в большей или меньшей степени носит адаптивный характер.

Применительно к существующим реалиям это означает, что кредитная эмиссия является производной спроса на деньги. Спрос на деньги, величина которого, конечно, далеко не всегда может быть адекватно оценена, в свою очередь, выступает линейной функцией от инфляции.

То есть связь роста денежной массы и инфляции имеет не прямой, а обратный характер. Исходя из этой гипотезы, прирост денежной массы должен быть пропорционален приросту цен с некоторым временным лагом.
Данная гипотеза, очевидно, отрицает возможность активной роли ЦБ в антиинфляционном регулировании, отводя ему роль якоря-волокуши, способного замедлить динамику инфляционных процессов путем ограничений, налагаемых установками денежно-кредитной политики на размеры кредитной эмиссии, но не остановить эти процессы. Следует отметить, что математические методы не подтверждают существования обратной зависимости между ростом денежной массы и инфляцией.
Из полученных результатов следует вывод, что, манипулируя денежной массой, можно влиять на темпы инфляции. Тем не менее, это не снимает целой группы существенных причин, обусловливающих рост цен и спроса на деньги. Через некоторое время, после рестрикций в денежно-кредитной сфере, темпы инфляции замедляются. Временный лаг между сокращением темпов роста денежной массы и снижением уровня инфляции примерно тот же, что и для противоположного случая, т.е.

2-3 месяца. Однако сужение доступа к кредиту в условиях падения производства, дефицита производственного потребления и практики предоплаты выступает дополнительным фактором стагнации.

Одновременно монополизм и структурные диспропорции исключают достижение реальной стабилизации цен.
В качестве подтверждения правильности гипотезы о росте денежной массы как условии (а не непосредственной причины) роста цен следует указать опыт Казахстана первой половины 1992 г. Тогда реакцией на попытку проведения рестрикционной денежно-кредитной политики явилось резкое увеличение объема неплатежей, по экономическому результату адекватное росту денежной массы. Можно указать точнее тот факт, что за 19952002 гг.

ВВП в текущих ценах вырос в 4,1 раза, тогда как тенго-вая денежная масса (МЗ) 13,4 раза.
Рост денежной массы неоднозначен и не совпадает с темпами инфляции. Это массовое заблуждение до сих пор сдерживает перелом в экономике. Поэтому П. А. Востриков пишет, что широко распространенная в экономической литературе точка зрения о равнозначности роста эмиссии денег подъему цен не подтверждается накопленным в России и за рубежом опытом.

По его мнению, на цены влияют не объем эмиссии как таковой, а направление денежных потоков и характер использования выпущенных в обращение денег [103].
Известно, что устойчивое увеличение денежной массы, в конечном счете, трансформируется в общий рост уровня цен. Однако это оставляет открытым вопрос о факторах, которые определяют темп роста денежной массы.

Часто говорят, что рост денежной массы является следствием дефицита государственного бюджета [104].
Инфляционное воздействие бюджетного дефицита зависит не только и не столько от его размеров, сколько от методов его покрытия. Правительство может покрыть дефицит бюджета тремя способами: занять средства, использовать валютный резерв или печатать деньги. Как правило, правительства с хронически большим бюджетным дефицитом имеют большой зарубежный долг (новые заимствования за рубежом не представляются возможными).

Поэтому они вынуждены покрывать этот дефицит в первую очередь за счет использования валютных резервов. Это можно представить в следующем виде:
(18)
(09Р-0[М) + (м,-м(н)-е(в-с-в-с.,) =
= р(о + р - т) +\о„ - е(гв;., ,
где: Гр, Гр | - государственный долг населению в текущем и предыдущем периодах;
МЛ, Мь, количество денег высокой эффективности в текущем и предыдущем периодах;
Е номинальный обменный курс;
В*с В*с.1 - бъем валютных резервов в текущем и предыдущем периодах;
О государственное потребление;
I* инвестиционные расходы;
Т налоги за вычетом трансфертных платежей.
в правой части уравнения (18) показан бюджетный дефицит: превышение государственных расходов (текущие расходы, инвестиции и процентные платежи по внутреннему долгу) над государстве иными доходами (налоги и процентные поступления на валютные резервы). Левая часть (18) показывает источник финансирования бюджетного дефицита. Если правительство не имеет возможности занимать у населения, тогда (IX - Г ,) = 0.
При М„ - М и DBF - (й + I - Т) + (И5Н - ЕГВ*^)/Р уравнение (18) можно выразить в форме:
(М„ - М^,) - Е(В*в - В*1) - РфЕР), (19)
где: ЪЕР - бюджетный дефицит.
Возможны два вида связи между бюджетным дефицитом и ростом денежной массы. Первый: в краткосрочной перспективе увеличение дефицита, вызванное стимулирующей бюджетно-налоговой политикой, может вызвать рост номинальной и реальной процентных ставок.

Если ЦБ устанавливает некоторые ориентиры в движении процентных ставок, то в стремлении сдержать их повышение он может увеличить темп роста денежной массы. Второй: государство может пойти на сознательное расширение денежной массы, используя его как средство получения государственного дохода на протяжении длительного времени.
В таблице 12 показаны изменения денежной массы и бюджетного дефицита (выраженного как процент от ВВП). Как видно, ясной зависимости между денежной массой и уровнем дефицита не наблюдается. При фиксированных обменных курсах денежная масса определяется предложением денег, а равновесное количество денег равно:
М = ЕР'0/У{Г).
Аналогично М„ + Е.,Р'.10.,Л/(|-.1), (20)
где: К, Р*_, - индекс внешних цен в текущем и предыдущем периодах;
Г, Г (- номинальная ставка процента в иностранной валюте в текущем и предыдущем периодах.
При предпосылках Е = Е_, (фиксированный обменный курс) (} = }_, (отсутствие экономического роста), Р* = К_( и Г = ?А (мировые показатели заданы и постоянны) М будет равняться М.г С учетом этого из уравнения (19) получаем:
-Е(ВВ'1) = Р{0ЕР). (21)
Из выражения следует, что если спрос на деньги постоянен и правительство может занимать только у ЦБ, тогда, по сути, все заимствования происходят из-за рубежа, даже если правительство в действительности пытается делать займы у центрального банка. Любая попытка занять у него ведет просто к увеличению денег высокой эффективности, что, в свою очередь, вызывает утрату резервов и последующее элиминирование увеличения предложения денег.

Таким образом, правительство, которое решает покрыть дефицит за счет займов у ЦБ, будет косвенным образом финансировать дефицит, обусловленный потерями валютных резервов.
Отсюда можно сделать существенные для практики выводы. Правительства, особенно с переходной экономикой, часто располагают немногими доступными источниками финансирования. Когда они фактически не способны занимать у внутренних и внешних резидентов, единственной возможностью финансирования дефицита является заем у центрального банка. Но согласно проведенному исследованию непосредственное заимствование у ЦБ при фиксированных обменных курсах и мобильности капитала косвенно приводит к сокращению валютных резервов.

Это происходит так, как если бы бюджетный дефицит напрямую погашался путем расходования валютных резервов.
После того, как ЦБ израсходовал валютные резервы, система обменных курсов меняется с фиксированного режима на плавающий. В таких условиях правительство не может делать займов и у него нет больше валютных резервов, так что един-с^ым способом финансирования дефицита является эмис-
^Ре^ный размер дефицита теперь равняется Реальной величине изменения предложения денег. Это изменение способно
Ш~м^оюджетным дефицитом и темпом инфляции можно представить следующим образом:
л = ОЕР/(М/Р-ОЕР) (22)
Из выражения (22) вытекают следующие выводы. При плавающих обменных курсах дефицит государственного бюджета ведет к инфляции, существует определенная язь между раз мерами дефицита и темпом инфляции.

Каждый уровень дефи цита приводит к конкретному темпу инфляции. Можно также да,™ о более высокий уровень дефицита сопровождается более высоким темпом инфляции. „.„^.а
^шансирование государственных расходов за счет расширения денежной базы представляет собой альтернативу явному налогооо-ложеТию. Правительства могут из года в год получать (некоторые получают) значительные средства путем печатания денег, т.е. пу-
^^^^^^^^ * путем вьи^Где^ко^ые население добавляет к имеющимся нару-каТношнальным запасам, для поддержания реальной стоимости д^Гжнь^х балансов на постоянном уровне, говорят, что государство финансирует себя посредством инфлядаонного
Ставка инфляционного налога равна тс/(1 + тс) налоговая база - уровню реальных денежных остатков (М/Р). Общие поступления от налога, используемые для Фи^^ Четного дефицита, определяются произведением ставки налога и базы налогообложения:
1Т - ОЕР - \п/ (1 + я)]/(М/Р), (23)
тельство РК собрало с помощью инфляционного налога в тече ние 1994-2001 гг. Видно, что величина очень значительна.
Сеньораж измеряет количество реальных ресурсов, которые способно получить правительство, печатая деньги. Таким образом, сеньораж может быть измерен покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за данный период:
эе - [(м - м.,)/м](м/р),
где: БЕ - сеньораж.
В таблице 13 также приведены данные, показывающие, в какой степени наше государство использовало сеньораж как источник дохода. Наибольшая доля сеньоража в ВВП приходится на 1995 г.
При фиксированных обменных курсах правительство может не допускать бюджетного дефицита, не вызывая инфляции, даже если финансирование осуществляется путем приобретения государственных долговых обязательств центральным банком. Это может произойти потому, что при фиксированных обменных курсах агенты избавляются от избыточных денежных средств посредством покупки иностранных активов и дефицит, в конце концов, финансируется за счет уменьшения валютных резервов ЦБ. Но резервы, в конечном счете, истощаются. В этот момент ЦБ уже не может поддерживать паритет своей валюты и ее курс падает.



Начиная с этого момента дефицит трансформируется в плавающий обменный курс при постоянном обесценении национальной валюты. При действующем паритете покупательной способности (ППС) темп инфляции будет равен темпу обесценения валюты.

В таблице 14 отражены основные этапы процесса финансирования бюджетного дефицита при фиксированных и гибких обменных курсах.
и большим бюджетным дефицитом будет сложно поддерживать фиксированный обменный курс, и им придется либо перейти к плавающему курсу, либо часто корректировать валютный паритет.
При фиксированных обменных курсах дефицит государственного бюджета, финансируемый посредством денежной эмиссии, в итоге финансируется за счет уменьшения валютных ресурсов. До тех пор, пока резерв есть, обменный курс может оставаться фиксированным, а страна избежать инфляции. Однако если дефицит устойчив и резервы истощены, у ЦБ нет другого выхода кроме девальвации (или перехода к плавающему обменному курсу).

В таком случае инфляция неизбежна.
Крах системы фиксированных обменных курсов известен как кризис платежного баланса. Если население предвидит крах, это приводит к спекулятивной атаке, истощающей резервы центрального банка.

При плавающих обменных курсах устойчивый дефицит вызывает непрерывное падение курса национальной валюты и, в конечном счете, финансируется через инфляционный налог на реальные денежные остатки.
При устойчивых темпах инфляции существует максимальный дефицит, который может финансироваться с помощью печатания денег. Правительство может временно финансировать дефицит более высокий, но за счет ускорения инфляции вместо сохранения ее стабильного темпа.

Если правительство пытается длительное время финансировать более высокий дефицит, вероятным результатом явится гиперинфляция [105].
Существует некоторый темп инфляции (критическая точка), который максимизирует инфляционный налог правительства, но если он превышает определенный уровень, правительство начинает терять, а не приобретать доход. Другими словами, для инфляционного налога существует кривая Лаф-фера.
В экономической литературе проблемы количества денег, необходимых для развития экономики, являются одними из наиболее дискуссионных. Ряд авторов обосновывает правомерность политики дефицитности денег в экономике.

Другие считают целесообразным наличие некоторого избытка денег и соответственно небольшой инфляции [106, 107].
Известно, что М. фридмен, предлагая среднегодовое увеличение денежной массы на 4...5%, учитывал увеличение реального ВНП (примерно на 3%) и незначительное снижение скорости обращения денег [108]. Однако учет только этих двух факторов представляется недостаточным, так как естественный спрос на деньги инициируется не только ими, но и стоимостью перераспределяемых доходов.

Перераспределяемые доходы существенно расширяют емкость сферы денежного оборота и активно влияют на уровень денежной эмиссии.
Часто предполагают, что проблемы баланса внешних операций являются монетарными по своей природе. Рассмотрим вопрос относительно роли монетарных принципов в объяснении проблем платежного баланса.

В частности, утверждение о том, что дефицит платежного баланса является отражением излишнего предложения денег.
При любом конкретном дефиците платежного баланса значительное сокращение денежной массы восстанавливает баланс внешних операций. Причина заключается в том, что сокращение денежной массы, увеличивая ставку процента и уменьшая расходы, вызывает сокращение экономической активности, падение дохода и, следовательно, падение импорта.

Верно и то, что этот результат мог бы быть достигнут жесткий бюджетно-налоговой политикой, так что нет ничего собственно монетарного в интерпретации средств восстановления баланса внешних операций [102].
Особенностью рыночных реформ в Казахстане, как было указано, является высокий уровень долларизации экономики. В долларизованной экономике большинство цен фактически выражаются в долларах (Р*) и затем переводятся в цены в национальной валюте путем умножения на доминирующий обменный курс. Поскольку цены выражаются в долларах, но оплата происходит в национальной валюте, приходим к соотношению
Р = ер*. (25)
Следовательно, обменный курс связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В ходе гиперинфляции обменный курс Е повышается приблизительно тем же темпом, которым растут внутренние цены.

Высокая инфляция прекращается сразу после стабилизации обменного курса. Кроме того, в этом
случае инфляция перестает быть инерционной, так как предприятия и домашние хозяйства перестают использовать долгосрочные контракты и индексацию по прошлым меркам. Это также способствует быстрому прекращению высокой инфляции.
Покупательная способность национальной валюты каждой страны зависит от уровня ее внутренних цен. В результате роста внутренних цен покупательная способность национальной валюты должна сократиться, что приведет к пропорциональному обесценению курса ее валюты.

Если уровень внутренних цен снижается, то покупательная способность национальной валюты растет, что приводит к пропорциональному росту ее курса.
В условиях ППС темпы инфляции внутри страны совпадают с суммой темпа обесценения (или девальвации) валюты и темпа инфляции за рубежом:
л = (Е - Е.^/Е., + я\ (26)
где: я' - темпы инфляции за рубежом.
В соответствии с паритетом покупательной способности изменения обменного курса вызывают пропорциональные приросты уровня цен. Воздействие изменений обменного курса на цены показано в таблице 15.
На уровне обыденного сознания кажется вполне очевидным, что в стране с высоким темпом инфляции курс ее валюты будет понижаться по отношению к валютам стран с более низким темпом инфляции (Е растет), и, в свою очередь, обесценение национальной валюты стимулирует рост внутренних цен. В общем виде зависимость между Р и обменными курсом Е может быть представлена следующей схемой: 1Р;2Е' (рост цен повышает обменный курс, повышение обменного курса ведет к росту цен).
В отличие от номинального реальный обменный курс (е) определяется равенством:
е = ЕР'/Р. (27)
Более детальный анализ статистики цен и обменных курсов показывает, что в краткосрочном плане (несколько месяцев, один-два года) теория ППС работает плохо. Наблюдаются большие отклонения от паритета практически всех курсов для стран с различным уровнем инфляции.

Например, уровень ежедневной инфляции в Великобритании в 70 80-е годы постоянно превышал уровень инфляции США, тогда как долларовая цена фунта стерлингов внутри этого периода сначала упала с 2,50 (1974 г.) до 1,70 долл. (1977 г.), затем повысилась до 2,38 (1980 г.), опять упала до 1,10 долл. (1985 г.) и составила в 1997 г. 1,60 долл. [109].
Таким образом, паритет покупательной способности является достаточно надежным критерием на долгосрочных интервалах, но на коротких отрезках времени (месяц, год) обменный курс весьма слабо привязан к изменениям цен на товары и услуги (к темпам инфляции).
Свяжем теперь темпы инфляции внутри страны я и в остальном мире пс изменением реального е и номинального Е курсов:
Де - ДЕ = я - п. (28)
Это соотношение можно сформулировать так: курсовая цель равна инфляционной; иначе говоря, темп падения номинального курса иностранной валюты настолько превосходит темп паде -ния ее реального курса, насколько темп инфляции за рубежом превосходит отечественный. Напомним, что чем больше стано
вится величина Е, тем сильнее падает курс национальной валюты.
Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение ППС и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже.

Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане.
Зависимость инфляции от уровня обменного курса особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь между динамикой обменного курса и относительным темпом инфляции проявляется при расчете курса на базе экспортных цен.

Цены мирового рынка представляют собой денежное выражение интернациональной стоимости. Что касается импортных цен, то они менее приемлемы для расчета относительного паритета покупательной стоимости валют, так как сами во многом зависят от динамики обменного курса.

В конечном счете, на мировом рынке происходит стихийное выравнивание курсов национальных денежных единиц в соответствии с реальной покупательной способностью.
Однако обменный курс влияет на инфляцию и более непосредственным образом. Так, цены на импортные товары, скорее всего, вырастают пропорционально изменению обменных курсов, а многие импортные конечные товары увеличиваются при расчете индекса цен на потребительские товары. Если Рт - цена импортных товаров, а Рс индекс цен на потребительские товары в целом, то можно записать два ключевых равенства:
Ре = Р + (1-6)Рт, (30)
где: Рт* - цена импортируемых товаров за границей;
5 параметр, показывающий удельный вес товаров внутреннего производства в индексе потребительских цен (5 0...1).
Таким образом, даже если на цены товаров внутреннего производства (Р) не распространяется ППС, то часть свободного индекса потребительских цен Ре, которая зависит от конечных товаров, непосредственно обусловливается обменным курсом.
Более того, хотя ППС не является основной для определения цен на товары внутреннего производства в целом, тем не менее для определения цен некоторых из них используется ППС. Применительно к широко экспортируемым товарам (например, к сырью) изменения обменного курса непосредственно воздействуют на цены товаров внутреннего производства независимо от совокупного спроса и совокупного предложения. Цена на экспортируемую продукцию (Рт) определяется в соответствии с ППС: Рт =ЕРТ*.

Цены на неэкспортируемые товары (Рм) зависят от соотношения совокупного спроса и совокупного предложения. Общий уровень внутренних цен - это средневзвешенная цена на товары двух групп:
Р = фРт + (1 - ф) Рм = ф (ЕР/) + (1 - ф) Ри, (31)
где: ф - параметр, образующий удельный вес цен экспортируемых товаров в общем уровне цен на товары внутреннего производства (ф 0...1);
Рт* цены экспортируемых товаров за рубежом.
Еще один канал, по которому обменный курс непосредственно воздействует на цены, это импортируемые промежуточные товары, используемые во внутреннем производстве. Повышение обменного курса обусловливает рост цен на импортные промежуточные товары и через них на конечную продукцию. Тогда цены на неэкспортируемые товары можно представить как функцию заработной платы (\у) и цены промежуточных товаров (Рп):
Рм - смг + рРп - х*г +рЕР„\ (Рп - ЕР/), (32)
где: Рп* - цены промежуточных товаров за рубежом;
а, р эмпирические коэффициенты.
Из уравнений (29) (32), с учетом всех каналов прямого воздействия обменного курса на уровень цен (цен на готовые импортные товары, цен на внутренние экспортируемые товары, цен на импортные промежуточные товары), влияющих на издержки внутреннего производства, получим уравнение для определения индекса цен на потребительские товары:
Р0 = [об (1 - ф)]* + [ рб (1 - ф) р; + 6фР/ + (1 - ф)Рт*]Е. (33)
Например, импорт при падении курса тенге стано-
вится все дороже, и импортные цены ориентируются не столько на рост издержек производства, сколько на падение курса тенге. По существу, снижение курса заранее становится фактором внутреннего ценообразования, а при резком снижении курса тенге, несмотря на рост внутренних цен, происходит не приближение, а отдаление по многим группам товаров от мировых цен.

Снижение курса тенге стимулирует экспорт продукции по демпинговым ценам, а предприятия получают прибыль больше, чем при реализации продукции на внутреннем рынке. Падение курса тенге не заинтересовывает производителей наращивать экспорт за счет увеличения объема производства, снижения себестоимости продукции, повышения производительности труда.

Можно сократить поставки на внутреннем рынке и иметь неплохие финансовые результаты.
В отечественной экономике взаимосвязь инфляции и обменного курса чрезвычайно примитивна. Снижение курса национальной валюты неизбежно ведет за собой рост цен. Конечно, это классический вариант, но лишь для импортных товаров. Однако в Казахстане растут цены и на отечественные товары, причем даже те, в которых нет ни импортного сырья, ни импортных комплектующих, ни импортной упаковки.

Таким образом, обменный курс является общеэкономическим источником инфляции, точнее говоря, ее катализатором. Взаимодействие обменного курса и инфляции неэластично. Отечественная практика не знает случаев снижения цен в периоды роста курса тенге. Повышение курса тенге может способствовать увеличению импортных закупок, но не оказывает понижающего влияния на цены.

Возможны лишь небольшие коррекции около достигнутого уровня.



Содержание раздела