d9e5a92d

Особенности механизма инфляции в Казахстане

Этот принципиальный подход получил дальнейшее развитие в работах последователей Кейнса. Особую популярность приобрела в послевоенные годы так называемая кривая Фил-липса, устанавливающая устойчивую корреляцию между ставками заработной платы и безработицей.

Затем появились работы, подтверждающие наличие подобной закономерности. Этому эмпирическому наблюдению было дано впоследствии расширительное толкование.
Работа Филлипса стала рассматриваться как доказательство однозначной причинно-следственной связи не только между ценой труда, но и всякими другими ценами, т. е. инфляцией, с одной стороны, и уровнем занятости, с другой. Согласно этому взгляду, если цены низки, то безработица высока, и наоборот.
Вскрытие подобных количественных закономерностей стимулировало разработку таких мер антиинфляционной политики (объединенных под общим названием дефляционной политики), которые вели к минимизации инфляции на базе сдерживания экономического роста и увеличения безработицы. С кривой Филлипса и аналогичных построений в западную экономическую мысль внедрялась дилемма: высокая безработица или высокая инфляция. Как правило, кривая Фил-липса используется для описания альтернатив государственной экономической политики.

Считается, что правительство в состоянии оптимизировать соотношение между безработицей и инфляцией [31].
С реформированием кейнсианства стали появляться сомнения в существовании лишь прямой количественной зависимости, зафиксированной в уравнении обмена (т. е. в том, что рост объема денежной массы всегда является активной причиной роста цен, инфляции). Высказываются предположения о том, что рост общего уровня цен может быть вызван и процессами, происходящими на правой стороне уравнения (2), т. е. в производстве и предложении товаров, включая различные рыночные условия их реализации.

С развитием этого периода в западную теорию инфляции начинают энергично вторгаться идеи цены, оттесняя безраздельно господствующие теории денег.
В современном варианте теория цены как бы распадается на четыре части, каждая из которых нацелена на объяснение определенных факторов ценообразования, связанных: с формированием потребительского спроса; с предложением товаров и услуг, чаще всего в рамках поведения отдельного предприятия; с соотношением спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (т. е. сочетания на них монопольных и конкурентньгх сил); с формированием цен факторов производства (теория распределения).
Все факторы ценообразования, попадающие в эти разделы теории цены, начинают параллельно рассматриваться как факторы роста цен (инфляции). Подобный пересмотр традиционной чисто денежной (или связанной только с фактором спроса) теории инфляции имел важнейшее значение для понимания механизма инфляции и выработки более действенных средств борьбы с ней.
Кейнсианство оказало сильное воздействие на денежную теорию, но период его безраздельного господства оказался непродолжительным. Уже в 1956 г. вышел в свет сборник Исследования в области количественной теории денег под редакцией М. Фридмена.

Эта дата открывает период постепенного утверждения монетаризма новейшей версии количественной теории.
Монетаристская концепция инфляции, объясняющая ее природу исключительно уровнем цен, предопределяющем количество обращающихся денег (денежная масса), ставит в качестве причины усиления инфляционного процесса более быстрое увеличение номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема реального производства:
ДР = ДМДУ/ДО. , (6)
где: ДР - темпы роста цен;
ДМ - темпы роста денежной массы;
AV - темпы роста скорости обращения денег;
AQ - темпы роста объема производства.
При этом важную роль в механизме инфляции играют инфляционные ожидания.
На основе теоретических рассуждений и статистического анализа развития денежного обращения М. Фридмен приходит к выводу, что влияние нормы процента и скорости обращения денег на колебание денежной массы незначительно. Единственный фактор, который удовлетворительно объясняет большую часть колебаний спроса на деньги, - это реальный подушевой доход [32].
Монетаристы рассматривали инфляцию как чисто денежный феномен. По их мнению, единственной причиной усиления инфляции является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с ростом продукта.

Важную роль в механизме инфляции играют инфляционные ожидания [28].
На этом основании монетаристы подвергли сокрушительной критике кривую Филлипса. Они попытались доказать, что контракты вообще и коллективные договоры в частности заключаются с учетом ожидаемой инфляции, что превращает кривую Филлипса в вертикальную линию. Поэтому уровень безработицы зависит не от инфляции, а от реальных факторов адаптируемости людей к изменениям на рынке труда и в сфере производства, особенностей технического прогресса и т. д.
В борьбе против кейнсианского тезиса о возможности стимулирования производства при помощи дозированной инфляции монетаристы отстаивали тезис о том, что в долгосрочном плане деньги полностью нейтральны: денежные импульсы оказывают воздействие лишь на динамику общего уровня цен, но не на реальные процессы.
В первой половине XX в. по мере развития рыночных отношений и становления экономической науки монетарная концепция инфляции дополнялась и развивалась в работах Ф. Симиана, Э. Дж. Гамильтона.
Э. Дж. Гамильтон статистически исследовал движение цен.

Вызванная им корреляция между импортом серебра и золота и уровнем цен подтверждается теоретическими построениями Симиана. Ф. Симиан создавал теорию фаз экономического развития, сменяющихся под воздействием роста цен и движения драгоценных металлов [27, 33].
Монетаристский взгляд на природу инфляции оказал наиболее глубокое воздействие на денежно-кредитную политику государств и международных организаций. Борьба против инфляции любой ценой, в том числе и ценой сокращения производства, стала непререкаемой догмой для творцов экономической политики во всем мире.
В США, являющихся родиной монетаризма, параллельно с ним возникло иное направление экономической мысли, получившее название теории экономики предложения. Ключевой идеей этой теории служило подчеркивание необходимости поворота государственной экономической политики от кейнсианских рекомендаций стимулирования платежеспособного спроса к всемерному стимулированию предложения, т. е. предпринимательства. Сторонники теории экономики предложения (А.

Лаффер, Т. Рот, М. Фелдстайн) в основном поддерживают монетаристскую версию инфляции.
В отличие от монетаристов сторонники теории экономики предложения в качестве ведущих факторов непредвиденной инфляции анализируют несовершенную налоговую систему и регулирующую деятельность государственных учреждений. Это нарушает свободное ценообразование на рынках, ведет к непрогнозируемому росту издержек производства и, в конечном счете, к повышению темпов инфляции [34].
В латиноамериканском регионе, с его долгосрочным опытом высокой инфляции, сформировалась теория так называемой структурной инфляции. Эта теория рассматривает такой вариант инфляции, которая протекает как динамический процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения по отношению к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения [35].
Структуралисты усматривают причину роста цен в диспропорциях между отраслями и секторами хозяйства, неэластичностью предложения к спросу, слабой мобильностью факторов производства, негибкостью цен в сторону их снижения. На этом постулате строится антиинфляционная политика, которая состоит в преодолении структурных узких мест в экономике.
Со временем теория инфляции издержек дополнилась новыми факторами и постулатами и оформилась в социально-структурную концепцию инфляции, объясняющую рост цен структурой общества и его социальным устройством. По мнению авторов этих теорий, инфляция является неизбежным результатом стремления различных групп людей в обществе присвоить как можно большую долю национального дохода. К этому направлению относится и концепция администрируе-мой инфляции, объясняющая рост цен политикой монопольного ценообразования
Имелись и другие примеры интегрирования монетарной и структуралистской модели инфляции, в частности в развивающихся странах. Одним из первых было исследование специалистов МВФ Б. Агевли и М. Хоена.

Авторы показали, что расширение денежной массы, связанное с дефицитом государственного бюджета, является важной причиной инфляции (монетарный постулат) и вместе с тем сами бюджетные дефициты порождаются инфляцией, оказывающей специфическое воздействие на соотношение государственных расходов и доходов в развивающихся странах ввиду структурных особенностей их бюджетных систем (структурное положение) [37].
Концепции инфляция спроса* и инфляции издержек характерны для переходной экономики, где фактически противопоставляется рост цен, инициируемый на микроуровне, не считаюпщйся со спросовыми ограничениями, и инфляция, вызванная внешними шоками. В экономиках переходного типа инфляцию спроса следует рассматривать как продукт рыночной саморегуляции в противоположность инфляции издержек, которая является порождением именно недостатка этой саморегуляции.

Понятие инфляция издержек позволяет объединить немонетарные факторы структурного, институционального и политэкономического происхождения и инфляционную инерцию. В то же время причины инфляции спроса могут быть как монетарного, так и немонетарного происхождения, например вызванные фактором ожидания.

Следовательно, инфляция спроса и монетарная инфляция нетождественные понятия [38].
Каждая из изученных теорий и концепций, по сути, рассматривает инфляцию как способ восстановления равновесия некого частичного баланса, и в этом отношении упрощает действительность. Поэтому важной задачей экономического исследования является соединение этих теорий или их отдельных, рациональных элементов в общую теорию инфляции, создание единой модели инфляционного процесса и описание его особенностей в странах с переходными экономиками и развивающимися рынками.
Наиболее ранняя попытка соединить идеи инфляции спроса и инфляции издержек была сделана Филлипсом в начале 50-х годов. В своем развитом виде (к концу 60-х годов) эта концепция считает, что динамика цен определяется ожидаемой инфляцией, движением заработной платы, производительностью труда и уровнем безработицы [36].


Опыт развития инфляции, ее усиление в конце 60-70-х годов, проблемы антиинфляционной стратегии указали на недостатки теоретико-методологических подходов к трактовке инфляции и привели к появлению многофакторного подхода в экономической литературе (Аникин А. В., Энтов Р. М., Богданов А. С, КрасавинаЛ. Н., Усоскин В. М., Шенаев В. Н., Солюс Г. П., Никитин С. М., Меньшиков С. М., Кондратьев Ю. Г.). Многофакторный подход предохраняет от гипертрофированной оценки одних и недооценки (игнорирования) других факторов.

В качестве основной методологической посылки исследования инфляции предполагается, что в условиях современной экономики не .существует механически разъединенных процессов роста цен [39].
Появляясь в сфере обращения, инфляция своими корнями уходит в процесс воспроизводства, являясь формой противоречий, которые в нем накапливаются [28]. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому многие диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в нарушениях процесса общественного производства [40, с.8].

Инфляционные процессы находятся под влиянием различных факторов, отражающих производственные, финансовые и социальные аспекты развития государства [41]. Игнорирование этого факта приводит к тому, что из функциональной взаимозависимости денежной массы и цен априори выводится односторонняя причинно-следственная связь между денежной массой и ценами, тем самым исключаются из анализа промышленные и торговые монополии в качестве возбудителей инфляционного процесса [40, 42].
С учетом этих недостатков большинство авторов видят основную причину роста цен в комплексе условий, связанных с монополизацией экономики, в частности с ценообразованием крупных монополий. Вопросы ценообразования и связанные с ним проблемы инфляции более подробно рассматриваются в работах [43, 44].

В них отмечается, что хронический характер инфляции связан с жесткостью цен, которая, по существу, оказывается лишь внешним проявлением монополистической координации действий между предпринимателями в отраслях, характеризующихся высоким уровнем концентрации.
Особенностью работы С. М. Меньшикова является анализ стагфляционной ситуации быстрого роста цен во время кризиса, особенно ярко проявившейся в середине 70-х годов. Здесь большое внимание уделяется вопросу трансформации ценообразования в связи с возрастанием монополистического контроля на товарных рынках.

В то же время отмечается, что значительный рост цен в периоды кризисов 1969-1971 гг. и 1973-1975 гг. происходил в условиях быстрого роста денежного спроса и значительного количества денег в обращении, что сочеталось с падением производства вследствие недостаточности сбыта. Таким образом, Меньшиков видит основную причину роста цен в комплексе условий, дополняющих друг друга и усиливающих инфляцию [36].

Г. П. Солюс, А. В. Аникин и В. М. Усоскин дополняют анализ инфляции исследованиями по теме денежно-кредитных систем США и Западной Европы, рассматривая одним из основных факторов инфляции изменение сущности денег в современных западных странах [32, 42, 45, 46, 47].
Активизация инфляционных процессов в западных странах способствовала развитию нового подхода к проблеме инфляции и вместе с ним осмыслению теории денег и инфляции, их критическому анализу. В этом аспекте написаны работы В. А. Степаненко, П. А. Вострикова, С. А. Далина, И. Н. Дворкина.

В них отмечаются недостатки различных теоретико-методологических подходов в изучении инфляции [28, 48, 49, 50].
К современной фискальной теории инфляции, которая все еще не сформировалась в единое научное направление, относят: 1) концепцию инфляции налогов (в рамках кривой Лаф-фера); 2) изучение влияния дефицита бюджета и способов его покрытия на уровень инфляции; 3) концепцию сеньоража и инфляционного налога как альтернативных источников государственных доходов; 4) анализ обратного влияния инфляции на равновесие фискального баланса. Особый интерес представляет концепция инфляционного налога и сеньоража, взаимодействие которых определяет диссонанс в движении цен и денежной массы и изменение уровня монетизации экономики [51, 52].
В новом контексте рассматривает инфляционный процесс Е. П. Баранова. Выделив комплекс факторов, вызывающих снижение уровня инфляции в середине 80-х годов, автором был проанализирован механизм влияния роста цен на показатели развития предприятия [53].
1.2. Особенности механизма инфляции в Казахстане
Будучи сложным многофакторным явлением, инфляция, наряду с общими чертами, всегда отражает особенности той экономической почвы, на которой она формируется. Это касается комбинации генерирующих ее факторов, механизмов ее развития, реакции на нее различных экономических агентов и секторов хозяйственной системы конкретной страны.
На протяжении 1992-1996 гг. инфляция выступала одним из определяющих элементов того социально-экономического фона, на котором происходят изменения в общественном устройстве Казахстана. Традиционно рост цен, превышающий известный и умеренный уровень, считается малопригодным условием для любых прогрессивных общественных преобразований.

Видимо, это справедливо и для Казахстана. И вместе с тем вряд ли можно утвердительно ответить на вопрос о существовании в 1992 г. реальных условий для проведения рыночных преобразований в более спокойном и конструктивном режиме.
На пути системных экономических преобразований в Казахстане можно выделить определенные этапы. Первый из них охватывает период с 1992-1993 гг., т.е. от начала коренного реформирования экономики до введения собственной валюты. Макроэкономическая политика в этот период определялась в России.

Да и вся экономика республики во многом зависела от решений, принимавшихся в соседней стране [54].
Первым шагом была либерализация цен на потребительские товары. Со 2 января 1992 г. постановлением Правительства РК были введены новые цены, уровень которых возрос от 2 до 10 раз.

При этом цены на сырье, топливо, средства производства оставались фиксированными.
Экономика Казахстана, находясь в зависимости от поступлений денежной массы из России, испытывала дефицит наличных денежных средств, который, вкупе с инфляцией, приводил к сокращению платежеспособности населения, сужению внутреннего рынка сбыта и, соответственно, - к сокращению объемов производства [55].
Таким образом, либерализация цен, вопреки ожиданиям роста предпринимательской активности, вызвала очередной этап спада производства, который сопровождался значительными темпами инфляции. Цены устанавливались не в результате соответствия спроса и предложения, а на основе регулярного директивного объявления новых цен: индекс потребительских цен (в процентах к предыдущему году) составил в 1992 г. 3060%, в 1993 г. - 2265%, индикатором чего послужили инфляционные ожидания. Спад производства в эти годы составлял до 13%.

Примечательна парадоксальная ситуация: глубокий спад производства и высокий уровень инфляции не вызывали открытой безработицы.
Второй этап рыночных преобразований в стране начался с введения 15 ноября 1993 г. казахстанской валюты тенге и с формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризовался созданием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры.
Значительный спад производства и гиперинфляция на фоне неплатежей характеризовали второй этап экономического кризиса в переходный период.
Данные таблицы 1 показывают, что в динамике инфляции наивысший всплеск наблюдался по ценам на платные услуги населению, грузовые перевозки и по ценам производителей на промышленную продукцию, свидетельствуя о преобладании издержек производства. Главным фактором роста цен в этих секторах стали действия естественных монополий.
Высвобождение цен не стало фактором интенсивного расширения производства. Более того, их рост на первом этапе в 2-5 раз стал одним из факторов спада производства с временным лагом до 1-1,5 лет. В рыночной экономике рост потребительских цен, как правило, ведет к сжатию платежеспособного спроса, а в экономике переходного периода такая ситуация не получила заметного выражения. Это объясняется ростом инфляционных ожиданий у потребителей, воспитанных дефицитной экономикой, первый скачок цен вызвал авансовый спрос.

Таким образом, на первом этапе либерализации цен в основном имело место инфляция спроса [56].
тенге. Дефицит платежного баланса по счету текущих операций составил около 7% к ВВП.
Некоторые исследователи считают, что с 1996 г. начался новый, третий, этап реформирования и развития экономики, обусловленный реализацией программы углубления реформ на 1996-1998 гг.
Характерным для первого этапа инфляции (1991-1992 гг.) является преобладание негативного влияния монетарного фактора. В 1993-1994 гг. влияние этого фактора снижается: на фоне самого глубокого спада производства допущено значительное увеличение денежной массы, однако темпы инфляции несколько снизились (таблицы 1 и 2).

В этот период и в последующем высокий уровень инфляции объясняется ростом затрат (значительно превышающих объективно необходимые), сохранением монопольных структур в производстве и значительных звеньев посредничества.
В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики в 1994 г. удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации и довести индекс потребительских цен до 1258%, относительно стабилизировать курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и несколько оживить производство в ряде экспортно-ориентированных отраслей промышленности.
Основными задачами экономической политики правительства в 1995 г. оставались: достижение финансовой стабилизации, создание условий для нормализации производства и торговли, повышение платежеспособного спроса, оживление инвестиционной деятельности на принципах рыночных отношений. С этой целью в 1995 г. в отличие от предыдущего года выдерживалась умеренно жесткая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, проводились дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, реформирование отношений собственности и формирование рыночной инфраструктуры; усиливается финансовый и валютный контроль. К декабрю 1995 г. годовой уровень инфляции составил 60,3%.

Сокращение производства составило около 10%. Дефицит государственного бюджета не превысил 3,5% к ВВП. Реализация умеренно жесткой монетарной политики позволила обеспечить стабильность
Для общей характеристики экономической ситуации рассмотрим совместную динамику двух показателей - темпов спада промышленного производства и инфляции. Из таблицы 2 хорошо видно несколько характерных периодов.
Первый период, с января 1992 г. до середины 1994 г., когда рост инфляции почти в 20 раз привел к спаду производства на 13%-х пунктов. На этот же период приходится пик разрыва хозяйственных связей.
Второй период, когда хорошо просматривается стабильная линия предложения денег. Хозяйствующим субъектам было предложено новое условие - дорогие деньги.

Ответом на это стала эволюционная инфляция, поскольку для начала субъекты экономики попытались использовать эти деньги для достижения прежних целей (рентабельности, доходов). Спад про-
в 1994 г. в сравнении с предыдущим периодом составил 13 процентных пунктов.
Третий период сложился уже в 1995 г. Глубокий спад производства существенно сузил сферу хозяйственной деятельности каждого субъекта. Это заставило предприятия придерживаться более сдержанной ценовой политики, что снизило инфляционный потенциал экономики.
Таким образом, к тому времени денежные факторы перестали быть определяющими для формирования уровня инфляции. На наш взгляд, условия для ускорения роста цен созданы на уровне планирования своей деятельности самими субъектами рынка.
Отражением состояния экономики является государственный бюджет страны. В условиях сокращения производства и налоговых поступлений, роста внутренних цен, уменьшения объемов экспорта неизбежно происходит сокращение доходов бюджета. Вместе с тем безработица, сужение внутреннего рынка и рост импорта требуют увеличения расходной части бюджета. Увеличение бюджетного дефицита стало одной из серьезных проблем для суверенного Казахстана на протяжении всех лет переходного периода.

Самый высокий уровень бюджетного дефицита был в 1995 г. 4% к ВВП (таблица 3).государственных казначейских векселей. Лишь в 1996 г. дефицит бюджета сложился в пределах экономической нормы, составив 2,6% к ВВП.



Содержание раздела