d9e5a92d

Основы антиинфляционной политики

Этот уровень достигался поэтапно, в ходе реализации правительственной программы выхода из кризиса экономики Казахстана, принятой в 1994 г.
Смену политики финансирования можно наблюдать по таблице 4. Соотношение внутренних и внешних источников четко показывает тенденцию изменения приоритетов. Так, в 1994 г. дефицит в объеме 79,7% финансировался из внутренних источников, а в 1997 г. только 26% покрывалось из внутренних каналов, 74% же финансировалось из внешних источников.

По прогнозам, указанный приоритет в политике финансирования дефицита будет сохраняться.
Среди внутренних источников финансирования 98,3% составляют неинфляционные источники (82,5% - государственные краткосрочные казначейские обязательства и 15,8% среднесрочные) и 1,7% национальные сберегательные облигации. Внешнее финансирование дефицита предусматривается в размере 44,4% за счет кредитов международных финансовых организаций, 30,1% за счет размещения еврооблигаций на мировом рынке ссудных капиталов, 15,4% - за счет кредитов иностранных государств на двусторонней основе и 10,1% за счет кредитов иностранных частных коммерческих банков и предприятий.
Чрезмерный бюджетный дефицит в первые годы погашался за счет эмиссии денежной массы, что вызвало очередной виток инфляции. Неинфляционные инструменты погашения бюджетного дефицита стали применяться позже с 1995 г.
Однако проводимые в экономике преобразования достигаются немалой ценой. Очень значителен происшедший за эти годы спад производства, что является, пожалуй, самой трудновосполнимой потерей. Продолжается острый инвестиционный голод, ведущий к проеданию ранее созданного национального богатства.

Как видно из таблицы 5, до 1996 г. происходил непрерывный спад производства (и в промышленности, и в других отраслях народного хозяйства). В течение 1996-1997 гг. оно несколько стабилизировалось, а в 1998 г. опять снизилось.

В результате спада республика к началу 1999 г. потеряла 39,2% ВВП и на 50,2% снизила промышленное производство. Спад производства является основной, глубинной причиной финансовой нестабильности в стране.
В условиях весьма своеобразной социально-психологической атмосферы в обществе, пытающемся от централизованного планирования перейти к классическому рыночному хозяйству, и создалась совершенно незнакомая нормальному рынку ситуация, когда одновременно росли цены и товарный дефицит. Эту ситуацию подробно описал Г. Колодко [57] применительно к Польше, но она очень четко проявилась и в нашей стране.
Разрушительное действие инфляции дополнялось платежным кризисом, когда субъекты хозяйствования не в состоянии приобрести необходимые ресурсы из-за их значительного удорожания и обесценения своих оборотных средств, а также затруднениями с реализацией изготовленной продукции по причине отсутствия необходимых средств у партнеров. Так, кре-
задолженность предприятий и организаций на конец 1994 г. составила 145,5 млрд. тенге, или 31,3% от ВВП, в том числе просроченная 47,5 млрд. (32,7% от общей суммы). Дебиторская задолженность предприятий и организаций составила 123,4 млрд. тенге 26,6% ВВП, в том числе просроченная 44,0 млрд. (35,7%).

Задолженность по ссудам банков определилась в 14,6 млрд. тенге, а задолженность по централизованным кредитным ресурсам, предоставленным Национальным банком банкам второго уровня, 16,2 млрд. тенге, что составило, соответственно, 27,6 и 30,6% от всех предоставленных кредитов [58].
Когда началась реформа в Казахстане, мало кто знал о свойствах, причинах и последствиях инфляции и о том, как с ней бороться. Поэтому дискуссии по вопросам денежно-кредитной политики и инфляции находились под давлением многочисленных неверных концепций. Одни высказывали мнение о том, что инфляция в Казахстане - результат монополизации экономики. Однако, если монополии ведут к установлению чрезмерно высокого уровня цен на определенные товары, то они не могут служить объяснением постоянно растущих цен, утверждают оппоненты.

При этом они ссылаются на имеющиеся исследования [59], где указывается, что по международным нормам даже экономика России не является столь уж монополизированной, не говоря уже об экономике нашей страны. Другие утверждали, что инфляция результат либерализации цен.

Да, всеобщая либерализация цен может привести к одноразовому скачку общего уровня цен, возможно, даже весьма сильному, если, как это было в нашей республике, оно осуществлялась в условиях значительного избытка денежной массы, отсутствия рынка и конкуренции, но она не может породить постоянный инфляционный процесс. И эту точку зрения, безусловно, подтверждает опыт Казахстана: цены на потребительские товары, как видно из таблицы 1, подскочили на 3060% в 1992 г., после того как большинство цен было выведено из-под контроля. Но затем темпы роста цен замедлились, составив 2265% в 1993 г. и 1258% в 1994 г.
В 1994 г. действовал ряд причин, замедляющих инфляцию. Среди них высокие темпы роста неплатежей, меры по сдерживанию роста заработной платы и пенсий, увеличение объема эмиссии ГКО, ограничение кредитной эмиссии Национального оанка весенне-летняя тенденция снижения ставки рефинансирования Нацбанка, становление нового механизма приватизации. Кроме того, в первой половине 1994 г. сдерживаемое падение курса тенге служило как бы якорем по отношению к инфляции и ее темпам: темпы падения курса тенге были в этот период ниже, чем темпы роста цен.

Таким образом, динамика курса тенге становилась своеобразным тормозом для роста цен.
В целом факторы, сдерживающие рост цен в 1994 г., перевешивали совокупность факторов, стимулирующих инфляцию. Это привело к тому, что дефицит консолидированного бюджета (на уровне 10% ВВП) сопровождался существенно более низкой инфляцией.

По данным Агентства РК по статистике, потребительские цены в 1993 г. выросли в 9 раза, а в 1994 г. в 3 раза.
Сторонники монетарного подхода исходили из того, что казахстанская инфляция изначально представляет собой типичный, хотя и в некотором смысле усложненный случай инфляции спроса. При этом объем спроса определяется величиной денежной массы. Математические методы как будто вполне подтверждают эту версию; особенно в период с 1992 г. до 1994 г., когда инфляция практически идеально укладывалась в монетаристскую модель с устойчивым трехмесячным лагом между ростом денежной массы и ростом цен.

Однако при таком подходе за скобками остаются предыстория и начальный этап развития инфляционных процессов, т. е. генезис инфляции. Без внимания или, по крайней мере, без должного внимания остаются и отдельные обстоятельства, так или иначе связанные с инфляцией в ее достаточно развитой форме.

С целью выявления действительных факторов роста цен представляется целесообразным обратиться к проблеме генезиса и развития инфляционных процессов.
Макроэкономическая политика в Казахстане, несмотря на непоследовательность, была ориентирована на финансовый вариант макростабилизации, т. е. ставила своей целью достижение финансовой стабилизации преимущественно монетаристскими методами. Господствующим стало представление о том, что казахстанская инфляция имеет монетарную природу и что, следовательно, антиинфляционная политика должна, в первую очередь, сводиться к ограничению денежной массЭы и ко_ нечного спроса.
Между тем имеется немало оснований для вывода о существенном значении инфляции издержек в казахстанской экономике. Это обусловлено особенностями экономики и ходом рыночных преобразований. Экономисты разделились на своеобразные лагеря: тех, кто связывает инфляцию в Казахстане только с монетарным (денежным) фактором, и тех, кто считает, что инфляция издержек, порождаемая немонетарными факторами, доминирует над инфляцией спроса. В соответствии с этим предлагаются и меры антиинфляционной политики, рассчитанные на подавление либо инфляции спроса, либо инфляции издержек.

Указанные меры связаны также с той или иной моделью антиинфляционного регулирования.
Чтобы вести речь о полной картине инфляции, укажем еще на ряд обстоятельств, имеющих чисто казахстанскую специфику и действующих как факторы роста цен. Часть из них актуальна на сегодняшний день, часть менее актуальна.

Однако эти факторы формировали или продолжают формировать картину инфляции.
Все факторы имеют монетарную природу, т.е. лежат непосредственно на стороне денежных параметров. Следует, однако, оговориться, что для объяснения отечественного типа инфляции приходится прибегнуть к более широкому толкованию функциональной связи инфляции и монетарных факторов, чем это принято в классическом варианте.

К числу таких специфических факторов принадлежат, в частности, повышение доли принудительного коммерческого кредитования (неплатежей) в национальном продукте, параллельное хождение на территории Казахстана доллара, распад рублевой зоны, бегство за пределы страны валютной выручки предприятий и доходов граждан-резидентов и некоторые другие факторы.
Теперь вернемся к такому классическому фактору роста цен, как увеличение денежной массы. Расчеты показывают, что если всю совокупность условий инфляции принять за 100%, то рост данного параметра объясняет 85,8% общего роста цен. Соответственно, на долю прочих неклассических монетарных факторов приходятся 6%, на рост скорости оборота денег 3,4, на снижение объемов производства и рост неплатежей 2,4%.

Иными словами, по формальному признаку фактор роста денежной массы действительно является доминирующим.
Вместе с тем можно ли считать, что в условиях казахстанской инфляции данный параметр действует по классическому сценарию? Согласно монетарной теории, инфляция представляет собой обратную линейную функцию от ВВП в постоянных ценах и линейную функцию от денежной массы и скорости оборота денег.

В наших условиях эта зависимость дополняется фактором неплатежей и прочих обстоятельств, речь о которых шла выше. В то же время зависимость темпов роста цен от динамики увеличения денежной массы может интерпретироваться как констатация достаточного и необходимого условия.

В первом случае (достаточное условие) возникновение инфляции и ее темпы следует объяснять именно увеличением денежной массы.
В действительности платежеспособный спрос явно не успевал за ростом соответствующего предложения в денежном выражении. За очень короткое время были съедены накопления предприятий и сбережения населения. Это, в свою очередь, самым отрицательным образом повлияло на инвестиции и нормальное развитие рынка ссудных капиталов как в кредитной системе, так и на фондовой бирже, или на рынке ценных бумаг.



Повышение платежеспособного спроса у всех субъектов государства, предприятий и населения было возможно лишь путем кредитной экспансии Нацбанка и коммерческих банков, что должно было найти выражение как в росте наличной, так и безналичной денежной массы, а также в скорости обращения денег. На конец 1994 г. в Казахстане масса наличных денег в обращении (МО) составляла 20,3 млрд. тенге. К концу 1996 г. она достигла 62,8 млрд.

Соответственно возросла и денежная масса, о чем свидетельствует показатель МЗ, которая на конец 1994 г. составила 55,4 млрд. долл., на конец 1996 г. 135,0 млрд.
Таким образом, со стороны объема денежной массы нельзя объяснить колоссальный рост цен товаров и услуг в течение 1994-1996 гг. Напротив, денежной массы не хватало даже для обслуживания существовавшего платежеспособного спроса, что привело, естественно, к двум явлениям: во-первых, к отсрочке платежей, а следовательно, росту задолженности; во-вторых, к нарастанию неплатежей вообще. При этом в неплатежах было повинно как государство, не выполнившее свои обязательства по утвержденному бюджету, так и предприниматели, задержавшие платежи своим партнерам и банкам.

Последнее, в свою очередь, создавало затруднения банкам, которые не выполняли обязательства ни перед своими клиентами, ни в сфере межбанковского кредитования. Суммарная задолженность предприятий по обязательствам на конец 1994 г. составила 148,6 млрд. тенге, а к началу 1998 г. приблизилась к 1100,8 млрд.

Это подтверждает вывод о том, что увеличение денежной массы в результате кредитной экспансии не успевало за ростом суммарных предложений товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся.
Кроме того, расшивка неплатежей приведет к росту совокупного спроса, который в настоящее время искусственно подавлен. По оценке Института экономики МОН РК, решение этой проблемы позволит увеличить налоговые поступления на 3...4% ВВП, или почти на 20...25% по сравнению с современным уровнем сбора налогов, т. е. позволит уменьшить дефицит бюджета при одновременном увеличении государственных расходов на инвестиционные нужды [60].
Анализ конкретной действительности приводит только к одному выводу: обесценение денег в Казахстане происходит не по причине избытка денежной массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда отсутствуют конкуренция и государственное регулирование инфляционного процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен осуществляется, главным образом, не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли. В результате конечная цена товара, предложенного потребителю, зачастую в несколько раз превышает цену производства.

Создание дополнительного, платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживает уже существующую инфляцию и вызывает дополнительную эмиссию денег, которая является не причиной, а следствием безудержного роста цен.
Уровень (коэффициент) монетизации к концу 1996 г. составил примерно 9,5%. В нормально функционирующей рыночной экономике реальной денежной массой обеспечивается обычно не менее половины ВВП.

Например, в России, где данный показатель выше нашего (12... 15%), ведущие ученые в последнее время настойчиво ставят вопрос о его повышении и доведе-ниидо 30...35% к объему ВВП [61].
Процесс реализации экономических реформ Казахстана показал, что попытки сдерживать инфляцию путем ограничения денежной массы (монетаристскими методами) дали определенные позитивные результаты, но при этом привели к спаду производства и инвестиций, падению жизненного уровня. За период 1992-1998 гг. реальные денежные доходы населения снизились в 1,5 раза, о чем свидетельствует соотношение роста индекса потребительских цен и доходов населения.

В целом картина расходов за 1998-2002 гг. выглядит следующим образом (таблица 6).
Согласно теории Кейнса, с ростом денежных доходов расходы на потребление должны снижаться. Но в Казахстане некоторое уменьшение уровня потребительских расходов в 1997 г. по сравнению с предыдущими годами никак не связано с увеличением денежных доходов.

Изменение структуры расходов в решающей степени вызвано существенным ростом индекса потребительских цен на платные услуги.
Одним из главных факторов инфляции является малоэффективная бюджетно-налоговая политика, обусловившая постоянное увеличение дефицита государственного бюджета. Налоговые поступления за 1995-1998 гг. составили 12... 17% ВВП, а расходы государственного бюджета 20...24% и, следовательно, дефицит 3...4%. При этом дефицит госбюджета в 1996 г. составил 37,0 млрд. тенге, а в 1998 г. - 62,2 млрд.

Дефицит более чем на 4/5 покрывался за счет централизован-кредитов Нацбанка, а следовательно, носил инфляционный характер.
Несовершенство налоговой системы, отсутствие эффективного механизма налоговых изъятий обусловливают неизбежность обращения к кредитам Нацбанка. В 1992-1998 гг., в целях минимизации отрицательных последствий дефицита госбюджета, Национальный банк неоднократно прибегал к методам его финансирования посредством расширения заимствований на финансовом рынке. Согласно данным Министерства финансов РК, государственный долг на 1.08.1998 г. составил 233, 5 млрд. тенге.

Государственный внутренний долг составил 81,4 млрд. тенге, что составляет 34,8% общего объема. Внешний долг составил 152,11 млрд. тенге, или 65,2% от суммы всего долга.

Удельный вес государственных специальных казначейских обязательств, в которые был оформлен долг Нацбанку по кредитам, полученным в течение 1993-1997 гг., составляет 45,3%. Доля государственных ценных бумаг МЕКАМ, МЕОКАМ и НСО составляет 42,7% [62].
Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов. К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение денежного спроса над товарным предложением, в результате чего происходит нарушение требований закона денежного обращения.

Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной массы к их возросшему уровню. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или инфляцию.
Фактором генерирования инфляции является действующая система валютной либерализации и связанная с ней долларизация казахстанской экономики. Иностранная валюта прочно внедрилась в национальные каналы денежного и валютного обращения. Она проникла и закрепилась в производстве, ценообразовании, налогообложении, наконец, что самое опасное, в бытовом обороте. По имеющейся информации, в конце 2002 г. в наличном денежном обороте Казахстана параллельно обращалось около 132 млрд. тенге и 1890 млн. долл.

Последняя величина, если пересчитать ее по биржевому курсу того периода, превосходила объем тенговой массы. В настоящее время масса долларов в наличном обороте уже в 2,5 раза превышает массу наличных тенге.
При свободном обмене валюты по рыночному курсу значительная ее часть направляется коммерческими структурами в сферу обращения для закупки и последующей реализации импортных товаров. Являясь воплощением определенной созданной стоимости в национальном производстве, уже однажды пройдя сферу обращения, валютная единица через процесс импортного обращения дополнительно вступает в национальный оборот с приращениями.

Таким образом достигается мультиплицирующий (умножающий) эффект искусственного ценового приращения без образования естественной стоимости, получаемой при производстве аналогичной единицы стоимости [63].
Процессы, протекающие в валютной сфере, таят в себя и значительный инфляционный потенциал. Дело в том, что одной из составляющих инфляции как многофакторного явления, как уже отмечалось, служит так называемая импортируемая, т. е. привносимая из-за рубежа, инфляция.

Последняя, в свою очередь, имеет три основных канала или механизма формирования.
Во-первых, источником внешних инфляционных импульсов может быть рост цен на импортируемые товары, связанный с повышением уровня этих цен в странах-экспортерах. Так как инфляция на Западе в настоящее время невелика, то и перспектива подобного развития событий не должна вызывать особой тревоги.
Второй тип инфляционного воздействия извне это выходящее за пределы внутренних потребностей расширение денежной массы в стране в результате возникновения крупного по своим размерам и устойчивого активного сальдо платежного баланса по текущим операциям или массированного притока капиталов в ликвидной форме, в особенности при наличии фиксированного обменного курса.
Особую опасность представляет собой третья разновидность импортируемой инфляции, которая вызывается понижением курса национальной денежной единицы. Такое понижение, соответственно, повышает рыночные цены импортируемых из-за границы потребительских товаров.

Что же касается ввозимого сырья и полуфабрикатов, то их удорожание в результате падения курса увеличивает стоимость производимых с их помощью товаров внутри страны, т. е. приводит в действие механизм инфляции издержек.
Эти три последовательных шага явились внешним механизмом раскручивания инфляции, если ее рассматривать с чисто финансовой стороны. Двумя дополнительными факторами, увеличивающими финансово-кредитную сторону инфляционного процесса, стали механизмы кредитной инфляции и неполадки в налоговой системе, вызывающие, в частности, инфляционное бюджетное финансирование.
Венчают пирамиду причин инфляции неденежные факторы, вызывающие эту болезнь транзитной экономики. Неденежный характер инфляции объясняется двумя причинами.

Во-первых, резким снижением эффективности использования производственного потенциала, рабочей силы, энергоресурсов. Во-вторых, несоизмеримостью ценовых пропорций, складывающихся в значительной мере под влиянием мировых и монополистических цен, что ведет к повышению текущих и капитальных затрат.
1.3. Основы антиинфляционной политики
Основы регулирования инфляции в каждой отдельной стране должны исходить из особенностей ее исторического развития, а также специфики экономического, социального и политического положения. Однако при всех имеющихся различиях регулирование инфляции во многих странах имеет много общего.

Различается же оно по степени радикальности, срокам и последовательностью проведения.
Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:
1)формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения;
2)выработка системы мер, способных ей противостоять.
В первом случае правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления: индексацию доходов и компенсацию потерь от инфляции.
В практике наиболее распространена индексация заработной платы. Зарплату можно индексировать в соответствии с ВНП, объемом продаж или с какой-то иной переменной.

Изменения зарплаты почти всегда привязывают (с определенным запаздыванием) к общему изменению индекса потребительских цен (я), используя примерно такого рода соглашение: = уяг+ другие факторы. Это равенство представляет собой в общем виде правило индексации задним числом. Заработная плата изменяется в соответствии с некоторой долей инфляции за прошедший период (у), при этом значение V изменяется от 0 до 1. Если V = 1, можно говорить о полной индексации, т. е. о приращении зарплаты как раз на величину инфляции за истекший период.

Но гораздо чаще V 1, поэтому можно говорить только о частичной индексации.
Достоинством адаптивной антиинфляционной политики является смягчение социальной напряженности, установление пределов падения жизненного уровня. Но при этом дефицит государственного бюджета углубляется, причины инфляции не устраняются, временно сглаживаются лишь ее последствия.
Индексационный механизм можно охарактеризовать как способ существования экономики в условиях высокой инфляции, своеобразное болеутоляющее средство, смягчающее проявления, но затрудняющее борьбу с самой болезнью. Отсрочка же в борьбе с инфляцией, в конечном счете, приводит к увеличению издержек стабилизационного периода.
Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Поскольку инфляция связана с деформациями на товарном и денежном рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением, антиинфляционное регулирование должно обязательно включать два блока: регулирование совокупного спроса; регулирование совокупного предложения.
В теоретической трактовке мер борьбы с инфляцией существует плюрализм мнений, при отсутствии господства какой-то единой теоретической школы.



Содержание раздела