d9e5a92d

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Это означает, что бюджетный дефицит не будет источником инфляции, а регулирование предложения денег в экономике, их ликвидности и, следовательно, уровня инфляции станут прерогативой Национального банка. Для получения положительных макроэкономических результатов необходимо отказаться от кредитов Нацбанка при ограничении эмиссионного кредитования коммерческих банков.
Для обеспечения макроэкономической стабильности и достижения цели по инфляции важными являются:
*недопущение превышения запланированного уровня непроцентных расходов;
*осуществление равномерного в течение года финансирования расходов бюджетов и использования их бюджетными органами для исключения краткосрочных всплесков инфляции;
*формирование финансового резерва для поддержания бюджетной ликвидности в перспективе. Финансовый резерв, аккумулирующий дополнительные доходы государства от экспорта в периоды улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, позволит осуществить более значительные предстоящие выплаты по внешнему долгу.
Таким образом, сохранится неинфляционный цринцип финансирования бюджетного дефицита. В качестве источников финансирования необходимо использовать доходы от эмиссии всех видов ценных бумаг.
В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики целесообразно осуществление ряда мер в области управления государственным долгом:
*переоформить часть облигаций государственных займов с постоянным купонным доходом, принадлежащих Нацбанку, в государственные ценные бумаги с выплатой купонного дохода, соответствующего ставкам на организованном рынке ценных бумаг, или досрочно погасить ценные бумаги;
*погасить векселя Минфина, принадлежащие Нацбанку, срок выкупа которых наступает, и уплатить по ним проценты;
*погасить соответствующую часть задолженности по средствам в иностранной валюте, предоставленным Нацбанкам Минфину для осуществления платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга республики и уплатить причитающиеся по этим средствам проценты;
*осуществлять своевременную уплату купонных доходов по облигациям внутреннего государственного валютного займа.
Совершенствование структуры платежного баланса и валютной политики. Со стороны платежного баланса, отражающего внешнеэкономическую деятельность, мероприятия снижения инфляции заключаются в улучшении его структуры.

В первую очередь это достижение равновесия по текущим операциям, связанным с движением товаров и услуг, т. е. экспортно-импортных операций.
Поскольку республика крайне нуждается в импорте недостающей продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, приобретаемых за иностранную валюту, то спрос на эту валюту возрастает. Он может быть покрыт адекватным по стоимости объемом экспорта. Однако с учетом преимущественно сырьевой экономики республики стоимость экспорта будет занижена в связи с неэквивалентной стоимостью сырья (экспорта) и готовой продукции (импорта), в исходном варианте, при увеличении импорта.

В этом случае требуется дополнительное увеличение производства экспортных товаров или изыскание внешних источников финансирования импорта, или расходования валютных резервов страны.
Таким образом, сокращение текущего дефицита платежного баланса, характерного для Казахстана, должно достигаться в целом за счет переключения внутреннего спроса с импортируемых товаров на местные, а также за счет повышения эластичности экспортного производства по отношению к внешнему спросу. Это достигается путем проведения политики установления обменного курса на реалистическом уровне, рационального сочетания торговых и валютных ограничений в периоды инфляционного всплеска и либерализации внешнеэкономических отношений при Снижении темпов инфляции.
Прогнозируемое состояние платежного баланса должно сохранить возможность некоторого укрепления курса тенге в реальном выражении. При этом меры политики обменного курса должны быть направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в казахстанские финансовые активы.
Валютная политика Казахстана должна проводиться Нацбанком исходя из основного направления обеспечение внутренней и внешней устойчивости тенге, т. е. обеспечение низкого уровня инфляции и устойчивого курса тенге по отношению к иностранным валютам стран внешнеторговых партнеров. Такое направление означает соответствие процессу инфляционного таргетирования, в основе которого заложено увеличение роли низкого уровня инфляции, что, соответственно, снижает роль обменного курса.
Отдавая приоритет плавающему обменному курсу, приходится учитывать при этом ряд противоречивых факторов. Среди них возможная потеря положительного сальдо торгового баланса.

Это будет стимулировать спрос на иностранную валюту, что при прочих равных условиях повлияет на курс тенге.
Использование режима плавающего обменного курса не предполагает установления количественных ориентиров курсовой динамики. Политика обменного курса должна быть направлена на сглаживание курсовых колебаний и накопление золотовалютных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга, интересы хозяйствующих субъектов.

Она должна осуществляться с учетом мониторинга широкого круга индикаторов состояния международных финансово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры.
Если руководство Казахстана хочет всерьез добиться успеха реформ и стабилизации экономики, требуются новые подходы и новые взгляды на валютное устройство Казахстана. Нельзя пытаться проводить жесткую денежно-кредитную политику, остающуюся центром внимания государства, без ужесточения валютной политики, без поворота валютного механизма от обслуживания узких интересов избранных коммерческих структур к обслуживанию интересов государства и более широких слоев населения.
Общие направления такого поворота должны заключаться в существенном усилении государственного регулирования внешнеэкономической сферы. При этом речь не идет о возврате к государственной валютной монополии, которая в нынешних условиях, действительно, противоречила бы рыночным принципам организации и функционирования казахстанской экономики. Речь идет об установлении на месте хаотичного и фактически неуправляемого валютного рынка, опирающегося на самостийный режим внутренней конвертируемости, разумной и взвешенной системы государственных валютных ограничений, к которым прибегали и продолжают прибегать другие страны при кризисных и чрезвычайных обострениях экономической ситуации.

В этом случае можно было бы рассчитывать на то, что стихийно действующий и поэтому разрушительный валютный режим уступит место объективно обусловленному и экономически подкрепленному процессу постепенного продвижения к подлинной конвертируемости казахстанской валюты.
Вместе с тем необходимо четко себе представлять, что при существующей расстановке сил практическое осуществление такого поворота дело чрезвычайно трудное, если не вовсе невозможное. Поэтому, как представляется, единственная возможность изменения ситуация это постепенное и осторожное осуществление отдельных, но взаимосвязанных друг с другом мер, которые в конечном итоге должны направить казахстанское валютное хозяйство в управляемое и регулируемое русло.

Разумеется, что очередность и время их разработки и осуществления должны увязываться с конкретными экономическими и политическими возможностями, чтобы не быть скомпрометированными и заблокированными их противниками.
К таким мерам можно было бы отнести:
*ужесточение режима работы валютных бирж, чтобы иметь возможность ограничить размах спекулятивных колебаний биржевого обменного курса;
*изменение официальной курсовой политики: сначала путем установления более обоснованного курсового соотношения тенге и иностранных валют с учетом котировок валютной биржи и внебиржевого рынка;
*активизацию контрольных и надзорных функцийНацбанка с тем, чтобы на всех уровнях четко отслеживалась и проводилась грань между текущими валютными операциями и операциями капитального характера, как это вытекает из требований действующего валютного законодательства;
*проведение ограничительной политики относительно допущения коммерческих банков к совершению валютных операций, имея перспективой сосредоточение таких операций у сравнительно небольшого числа наиболее сильных банков, работающих в тесном взаимодействии с Нацбанком;
*разработку программы последовательного повышения роли казахстанского тенге в международных расчетах, которая имела бы своим практическим результатом:
а) переход к внешней конвертируемости тенге для иностранных юридических и физических лиц. Это особенно важно в свете решения проблемы привлечения иностранных инвестиций в Казахстан;
б) установление обязательного 100% обмена валютных поступлений на тенге, причем с таким расчетом, чтобы максимальная доля обмениваемой валюты сосредоточивалась в Нацбанке;
в) вытеснение доллара из экономического и денежного оборота внутри страны, в том числе ограничение, а затем и прекращение обращения наличной долларовой валюты;
г) организованное и осуществляемое на государственном уровне использование тенге как средства международных расчетов и платежей, прежде всего со стороны ближнего зарубежья.
Развитие банковского сектора. Позиция в отношении дальнейшего развития банковского сектора должна определяться в совместном документе Правительства РК и Национального банка.

Основная цель дальнейшего реформирования банковского сектора, соответствующего международным представлениям о современном банковском бизнесе, это удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах и содействие экономическому развитию Казахстана.
В целях увеличения денежной массы в обращении необходимо повысить способности БВУ создавать кредиты или снизить процентные ставки на них. Повысить способности БВУ делать новые деньги можно путем покупки Нацбанком государственных ценных бумаг на фондовом рынке и снижения нормы обязательных резервов (например с 10 до 5% от всех депозитных обязательств банков).

Снизить процентные ставки возможно через снижение официальных процентных ставок Нацбанка (ставки рефинансирования по кредитам овернайт и по операциям РЕПО). Необходимо, чтобы реальная ставка вознаграждения (интереса) БВУ по кредитам находилась на уровне официальной ставки рефинансирования плюс маржа.


Положительное влияние на перспективы развития банковского сектора могут оказать меры по совершенствованию системы налогообложения кредитных организаций.
Важное значение для развития банковского сектора имеет привлечение иностранного капитала, для которого в настоящее время не установлено ограничений по участию в капитале казахстанских банков. Стимулировать привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор призваны меры по укреплению законодательного обеспечения прав инвесторов и кредиторов, снижению некоммерческих рисков вложений, повышению транспарентности информации о финансовом состоянии кредитных организаций.
Стратегическим направлением реформирования банковского сектора является развитие системы требований, предъявляемых к кредитным организациям. При этом Нацбанк при содействии международных экспертов должен продолжить работу по следующим направлениям:
*внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
*совершенствование системы обязательных нормативов путем повышения их эффективности;
*совершенствование требований, предъявляемых к внутреннему контролю в крупных организациях; развитие практики оценки рисков на консолидированной основе для банковских групп; введение критериев оценки в целях банковского надзора качества корпоративного управления в кредитных организациях;
- контроль за внедрением и использованием банковских технологий с применением сети Интернет, а также связанными с ними рисками.
С учетом активной роли банков в инфляционном процессе залогом успешной антиинфляционной политики является применение известных мировой практике правил и контроль за их выполнением. Нацбанк должен обладать статусом относительной независимости, выполнять свою важнейшую уставную задачу стабилизировать тенге, ограничивать кредиты на покрытие дефицита госбюджета и расходы на валютные интервенции, оеуществлять эффективное регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых институтов, сдерживая их кредитную экспансию.
В области развития банковского сектора должны продолжиться работы по внедрению в банках систем управления рисками, совершенствованию методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора. Дальнейшее совершенствование получит система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, повысится степень прозрачности банковской деятельности.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
5.1. Методы учета в условиях инфляции
В условиях относительно стабильного уровня средних цен использование в бухгалтерском учете метода оценки активов, основанного на первоначальной стоимости имущества (на фактической себестоимости проведенных операций), является наиболее предпочтительным, обеспечивающим достоверную информацию о стоимости активов и финансовых результатах. В условиях инфляционного колебания цен такая оценка приводит к искажению стоимости имущества, искусственному завышению дохода, недостатку оборотных средств и другим негативным последствиям.

Бухгалтерские отчеты не отражают достоверной информации о финансовом положении предприятия и результатах его хозяйственной деятельности, вводят в заблуждение всех пользователей этой информации и провоцируют ошибочные управленческие решения (таблица 19).
Проблемы, вызываемые инфляцией, отличаются как важностью, так и сложностью. Любой уровень инфляции, превышающий 3...4% в год, считается существенным. Инфляция вызывает:
а) необходимость дополнительных инвестиций, чтобы под-
держать уровень нормы прибыли;
б) переоценку стоимости основных средств;
в) управление рабочим капиталом;
г) определение наилучшего объема и вида займа;
д) точности измерения средств и их источников, отражаемых
на бухгалтерских счетах [116].
В условиях инфляции наблюдается, как правило, три сопутствующих друг друга типа движения цен: а) рост общего уровня цен; б) частные колебания цен; в) относительное изменение цен. Они происходят одновременно и являются взаимосвязанными.

Однако, хотя подъем общего уровня цен и отражает совокупный результат изменения всех цен, по нему не обязательно можно судить о темпах или даже направлении изменения цены на конкретный товар, так как последняя определяется соотношением спроса и предложения на данный товар. В условиях инфляции цена того или иного актива может расти быстрее или менее, чем общий уровень цен, или оставаться неизменной, или даже снижаться.

Точно так же и изменение структуры цен может происходить при постоянном общем уровне цен, если колебания отдельных цен взаимно компенсируются.
Общее изменение уровня цен обусловлено изменением стоимости денежной единицы в период инфляции. При отсутствии структурных или относительных колебаний все цены будут изменяться на один и тот же процент.

Однако, если цены изменяются различными темпами, что является обычной ситуацией, оценка изменений цены может быть получена только путем исчисления средней величины или индекса цен, выражающих общий уровень текущих цен, сопоставляемых с некоторым базисным периодом. Отношение текущего индекса цен к индексу базисного периода показывает относительное изменение всех цен, включенных в индекс.

Обратное отношение показывает изменение стоимости денежной единицы или изменение его покупательной способности.
В традиционном бухгалтерском учете, основанном на оценке по себестоимости, никакое изменение цен не выделяется; все изменения цен включаются в прибыль как результат хозяйственных операций. Счета бухгалтерского учета и данные отчетности могут быть откорректированы на изменения общего уровня цены без осуществления корректировок на колебания частных цен.

В этом случае затраты и расходы будут откорректированы на изменение стоимости денег, а результат этой переоценки по уровню цены будет исключен при расчете прибыли. Но потенциальные прибыли и убытки, образованные относительным изменением цен, не могут учитываться при определении чистой прибыли.
Если вместо себестоимости используются текущие цены, чистый операционный доход может быть исчислен без учета каких-либо результатов изменения цены. Но потенциальные прибыли и убытки не могут быть определены, если на счетах бухгалтерского учета не нашло отражение общее и частное изменение.

Иными словами, полный эффект относительных изменений цен не может быть определен и представлен в бухгалтерской отчетности, если счета не откорректированы на изменение стоимости денег и изменение частных цен [117].
Все сторонники переоценки делились на две группы: тех, кто настаивал на переоценке только отчетности, и тех, кто предлагал проводить переоценку каждого факта хозяйственной деятельности, т. е. подчеркивал необходимость переоценки данных текущего учета, ибо переоценка отчетности отрывала ее от Главной книги и регистров бухгалтерского учета; напротив, во втором случае обеспечивалось их полное тождество [118].
Рассмотрим основные варианты переоценки в условиях инфляции.
Методика переоценки отчетности по колебаниям курсов валют. Этот метод является наиболее простым и в той или иной мере применяется в Казахстане при заключении различных хозяйственных договоров.

Единственная проблема выбор твердой валюты [121].
Суть метода заключается в следующем. Поскольку в первичном документе любого материального и нематериального объекта всегда присутствуют две оценки в натуральном и
стоимостном измерителях, простейшим способом является переоценка ценностей по изменению курса падающей валюты относительно другой, более стабильной валюты. Возможна либо статическая, либо динамическая переоценка.
В первом случае переоценка делается на момент составления отчетности пересчетом всех балансовых статей, за исключением дебиторской и кредиторской задолженности, переоценка которых может выполняться только в том случае, если в основе соответствующего договора было предусмотрено использование стабильной валюты в качестве ценового ориентира. При пересчете используется курс валюты на дату составления отчетности.
Динамическая переоценка предполагает выполнение указанной процедуры ежедневно; безусловно, такая методика очень трудоемка и реально возможна лишь в условиях полной компьютеризации бухгалтерского учета.
Методика переоценки отчетности по колебаниям уровней цен. Влияние инфляции на финансовое состояние предприятия и его отчетность определяют с помощью индексов цен. Существуют две основные концепции: а) концепция финансовой природы капитала, предполагающая абстрагирование от предметно-вещественной структуры активов предприятия.

При этом отражение активов в учете делается либо по номинальным ценам, либо по ценам, выраженным с помощью общего индекса цен в денежных единицах одинаковой покупательной способности; б) концепция предметно-вещественной природы капитала, ориентирующаяся либо на индивидуальные индексы цен по конкретной номенклатуре товаров, либо на комбинацию индивидуальных и общего индекса цен.
Первая концепция основана на трактовке капитала как вложенных в предприятие денежных средств (пассив), вторая концепция трактует капитал как имущественную массу, т. е. набор материальных ценностей (актив). Она пропагандируется сторонниками концепции финансовой природы капитала, вложенного в тот или иной вид деятельности.

Сторонники этой концепции абстрагируются от предметно-вещественной структуры активов предприятия. Упор делается на общую оценку капитала предприятия в целом с учетом покупательной способности денежной единицы, ее колебаний во времени, характеризующихся изменением индекса среднего уровня цен.
Смысл первой концепции учета изменения цен заключается в периодическом пересчете по индексу цен активов и обязательств предприятия с учетом изменения покупательной способности денежной единицы. Все операции должны отражаться в текущем учете по ценам свершения, но при составлении отчетности данные корректируются с помощью индекса общего уровня цен.

В итоге относящиеся к различным периодам времени элементы статей баланса или отчета о доходах и убытках выражаются в сопоставимых ценах.
Вторая концепция пропагандируется сторонниками предметно-вещественной природы капитала, вложенного в тот или иной вид деятельности. Суть ее заключается в пересчете всех статей отчетности исходя из текущих цен.

Основная проблема состоит в достаточной сложности и субъективности формирования текущих оценок статей.
Первая концепция лежит в основе метода постоянной покупательной способности (Constant Purchasing Power СРР). Он отрицает возможность учета в денежных единицах. Когда ценность денег быстро падает, то фактические денежные единицы быстро изменяются и не могут служить адекватной единицей измерения в учете. Поэтому СРР использует индекс общей покупательной способности (RPI) для перевода всех денежных сумм в единицы постоянной покупательной способности, в зависимости отдаты, когда они возникли.

Можно сказать, что СРР воспринимает суммы, относящиеся к различному времени, как иностранную валюту и использует индекс различных цен как курс обмена.
По методу СРР немонетарные активы корректируются на индекс изменения общего уровня цен; все статьи отчета о доходах и убытках корректируются таким же образом, возникающие в результате изменения покупательной способности денег доходы и убытки по монетарным статьям, таким как денежные средства, счета к получению и оплате, отражаются в указанном отчете дополнительно к прочим традиционным статьям.
В рамках учета СРР принципы составления финансовой отчетности не отличаются от традиционно сложившихся и основываются на себестоимости. Следовательно, многие недостатки традиционных финансовых отчетов сохраняются и в будущем несмотря на смену модели учета [119].
На основе второй концепции построены бухгалтерские системы, предназначенные для учета текущих стоимостей или изменений отдельньгх цен, и называемые учетом по текущей оценке. В их число входят учет по цене замещения (Replacement Price Accounting - RPA), учет по текущей стоимости (Current Cost Accounting - CCA), непрерывный учет по современной стоимости (Continuously Contemporary Accounting СоСоА), учет по цене выбытия (Deprival Value Accounting DVA) и учет по приведенной текущей стоимости (Present Value Accounting PVA).
В отличие от метода учета по первоначальной стоимости (Historical Cost Accounting НСА), игнорирующего колебание индивидуальных цен, и от СРР, исходящего из предположения, что цены всех немонетарных активов меняются одинаково, RPA учитывает движение цен отдельных активов. Однако полностью охватить последствия инфляционного изменения цен он не в состоянии.

Половинчатость его проявляется в невнимании к влиянию инфляции на ценность денежной единицы, в которой выражаются все статьи финансовой отчетности, и в оперировании исключительно растущими для предприятия покупными ценами.



Содержание раздела