d9e5a92d

Механизмы управления инфляцией

Таким образом, сочетание ограничения движения капитала и гибких курсов означает, что счета текущих операций должны быть все время сбалансированы.
Этот баланс сохраняется при операциях на открытом рынке благодаря удорожанию национальной валюты. Оно ведет, согласно ППС, к снижению уровня внутренних цен. В свою очередь, снижение цен элиминирует недостаток предложения денег.

В конечном счете Р падает, но М/Р остается неизменным. Поэтому при гибком обменном курсе результат получается тот же, что и в случае мобильности капитала: удорожание национальной валюты достаточно для снижения цен в той же пропорции, в какой уменьшается номинальный объем денежной массы.

М/Р возвращается к исходному уровню, а ставка процента и баланс текущих операций в результате закупок на открытом рынке остаются неизменными.
Если, защищая отечественного производителя, государство вводит квоты и тарифы на импорт, то чистый экспорт растет, так что при постоянном денежном предложении обменный курс должен подняться. Чтобы удержать его на объявленном уровне, необходимо увеличить предложение инвалюты.

Совокупный доход в результате увеличивается вместе с сальдо счета текущих операций С. Эффект получается совершенно иным, отличным от того, который наблюдается в случае плавающего курса постоянство всех реальных показателей.
Целевые параметры проводимой политики национальный доход 0_, сальдо счета текущих операций (торговый баланс) Ж и обменный курс Е зависят от принятой системы обменного курса и проводимой политики. Эти результаты предоставлены в таблице
Стабилизация инфляции предполагает безработицу, поскольку она нужна для снижения ставок заработной платы. Поэтому одна из самых сложных проблем управления инфляцией состоит в необходимости регулирования инфляции и безработицы.
Зависимость Филлипса для инфляционного роста цен с учетом инфляционных ожиданий имеет вид:
л+1 = W+1 -b(U - Un), n t1 = const. (52)
Согласно формуле (52), инфляция будет падать по сравнению с предыдущим трендом, если фактический уровень безра
ботицы и превысит естественный уровень ип. Но часто доказывается, что темп инфляции зависит не только от ожидаемого темпа инфляции я%., и величины процента безработицы, но также и от изменения коэффициента безработицы.

Доказательство состоит в том, что при едином и том же уровне безработицы инфляция будет различной в зависимости от того, падает безработица быстро или же, наоборот, быстро растет.
Это обобщение отражено в уравнении (53), где введен дополнительный член с(и и.,) в кривую Филлипса. Коэффициент с отражает степень воздействия изменения безработицы (и - и_,) на темп инфляции. В этой обобщенной форме фактор высокой безработицы все еще оказывает смягчающие воздействия на инфляцию, но они теперь модифицируются под влиянием изменения безработицы:
^.-- „-Ии-и^-сШ-и.,). (53)
Уравнение (53) представляет непосредственный интерес для политических решений, поскольку оно предполагает, что имеется конкретный выбор. Чем более быстрым является снижение безработицы, тем меньше уровень снижения инфляции при каждом уровне безработицы.
Проблема выбора экономической политики состоит в том, чтобы снизить безработицу, но в то же время осуществить долгосрочное снижение инфляции. Закон Оукена утверждает, что снижение безработицы требует стратегии неуклонно быстрого экономического роста. Но уравнение (53) показывает, что стратегия быстрого сокращения безработицы будет способствовать росту темпа инфляции.

Надо делать выбор между быстрым подъемом, который в короткие сроки сократит безработицу, и замедленным подъемом, который понизит инфляцию, но ценой стойкой безработицы.
Альтернатива инфляция - безработица зависит от конкретных механизмов, использованных экономическими субъектами при прогнозировании инфляции. При адаптивных ожиданиях экономические субъекты прогнозируют инфляцию только по данным об инфляции в предыдущих периодах. С учетом этого механизма уравнение (53) можно записать следующей формулой:
Яи71-Ьи-и„). (54)
Согласно уравнению (54), темпы инфляции не изменяются только в том случае, когда текущий уровень безработицы и = ип. Если и ип, то п +1 я. Если же и Ц,, то л +| я. Таким образом, безработицу можно удерживать ниже естественного уровня, прибегнув к экономической политике, что ведет к росту темпов инфляции.
Когда динамика инфляции определяется механизмом, описываемым уравнением (54), любая попытка снизить инфляцию потребует временного (на переходный период) роста безработицы выше уровня ип. Ценой ликвидации инфляции становится тогда некоторый переходный уровень безработицы, с которым придется мириться ради заданного снижения уровня инфляции; немного видоизменив уравнение (54), получим количественную оценку этой цены:
и - Ц, = - (1/ Ь) К, - я) = БР. (я - тс.,). (55)
Формула (55) означает следующее: каждый процент снижения инфляции требует превышения безработицы над ее естественным уровнем на (1/Ъ)%. Коэффициент ущерба (БЯ) оказывается очень полезным для оценки стоимости ликвидации инфляции через безработицу. Он измеряет кумулятивную избыточную безработицу, т. е. превышение безработицы над ее естественным уровнем в конкретном периоде, деленное на сокращение инфляции в том же периоде. Проще говоря, 8Я определяет, на сколько процентов дополнительно должна возрасти безработица, чтобы инфляция уменьшилась на заданную величину.

Чем меньше коэффициент ущерба, тем дешевле обходится ликвидация инфляции.
В виде формулы коэффициент (Эк.) между периодами 0 и I можно представить следующим образом:
= [Ц, - ип) + (Ц, - и„) + ... + (Ц - Ц,)]/ (я0 - л,). (56)
Важным аспектом теории рациональных ожиданий является то, что домашние хозяйства и предприятия вынуждены формировать свои ожидания по поводу будущих цен на основе представления о будущей политике государства. Напротив, в концепции адаптивных ожиданий прогнозирование инфляции основано на прошлом.
А теперь рассмотрим дилемму инфляция безработица с учетом рационального ожидания. Ключевое уравнение этой концепции имеет вид:
и.1-ип + И(я+1-я-.1), (57)
где Ь = % (ч/с^). Используя соответствующую кривую Филлип-са, сторонники концепции рациональных ожиданий делают следующий вывод: безработица в следующем периоде является функцией погрешности прогноза инфляции для того же периода.

Когда инфляция оказывается выше ожиданий, безработица незначительна, и наоборот.
Воспользуемся теперь законом Оукена, чтобы связать уравнение безработицы с уровнем производства. Уравнение (57) можно переписать в виде:
0+, = 0^4,-*%,)¦ (58)
Итак, если инфляция выше ожидаемой, то объем производства оказывается выше, чем при полной занятости (0/+] соответствует уровню безработицы ип). Когда же уровень инфляция ниже ожидаемого, объем производства ниже 0_+1.
Если исходить из основ концепции рациональных ожиданий, то дилемма объем производства инфляция вообще отсутствует. Считается, что государство может свести инфляцию к нулю без какого-либо снижения объема производства и роста уровня безработицы.
4.3. Механизмы управления инфляцией
Основными направлениями денежно-кредитного регулирования на ближайшую перспективу являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней инфляции и дефицита государственного бюджета, создание благоприятных конкурентных условий товаропроизводителям и устойчивого платежного баланса страны. Стратегическими целями денежно-кредитной политики являются обеспечение внешней и внутренней сбалансированности в экономике.
Денежно-кредитная политика должна формироваться и проводиться на основе двух базовых принципов. Первый это применение элементов целевой инфляции.

Второй использование денежного агрегата МЗ в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики.
Первый базовый принцип исходит из признания того, что в настоящее время в Казахстане не существует ни одного показателя, чья взаимосвязь с конечной целью денежно-кредитной политики была бы стабильной, надежной и достаточно предсказуемой. Поэтому Нацбанк для достижения конечных целей денежно-кредитной политики будет анализировать и учитывать широкий спектр показателей и их влияние на инфляцию.
В перспективе наиболее значимыми для инфляционных процессов будут такие показатели, как параметры выполнения фискальной политики, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционные ожидания, динамика доходов населения, состояние платежного баланса, денежных рынков и рынков капиталов.
Второй базовый принцип формирования и проведения денежно-кредитной политики состоит в использовании агрегата денежной массы МЗ как монетарного, с некоторым краткосрочным временным лагом, оказывающего влияние на инфляцию.
В последние годы в Казахстане не наблюдается тесной корреляции динамики показателя МЗ и инфляции. Поэтому целевым ориентиром денежно-кредитной политики Нацбанка, как было отмечено, становится инфляция.
Отличительной чертой политики таргетирования инфляции является ее гибкость и толерантность по отношению к способам достижения конечной цели, что позволяет ей не сделаться заложницей определенной экономической теории. Естественно, при устойчивой зависимости между денежными агрегатами и инфляцией режим инфляционного таргетирования может быть сведен к управлению предложением денег.

Если учесть, что обменный курс также является фактором инфляции, то вполне могут быть уместными и действия по регулированию обменного курса. Единственной оговоркой в данном случае будет готовность Нацбанка мгновенно отказаться от управления тем или иным параметром в случае выявления нарушений связи между ним и инфляцией.
Политика инфляционного таргетирования при использовании подобного режима состоит из двух фаз: достижение желаемого уровня инфляции и поддержание его в дальнейшем. Дополнительно к этому стоит отметить, что на ранней стадии функционирования в рамках инфляционного таргетирования Нацбанку необходимо апробировать свой прогностический и инструментальный аппарат.
Переход на новый метод предполагает соблюдение определенных требований и включает в себя ряд элементов.
Основой успешного введения указанного метода считается соблюдение таких факторов, как устойчивое состояние бюджета и гарантии макроэкономической стабильности, стабильности финансовой системы и независимости центрального банка, понимание взаимосвязей между инструментами денежно-кредитной политики и инфляцией, инфляционная открытость. Отличительной чертой системы таргетирования инфляции является то, что управление инфляцией признается основной целью денежно-кредитной политики.



В том случае, если цель достижения определенного показателя вступает в противоречие с прочими целями, например с регулированием обменного курса, то приоритетным направлением выступает антиинфляционное [115].
Новый метод означает сугубо прагматический подход к решению проблемы инфляции и дает Нацбанку свободу действий в выборе моделей, инструментов и даже целей с условием, что его политика в обязательном порядке должна одним из своих итогов иметь показатель инфляции, находящийся на заранее определенном уровне. Новая форма организации денежно-кредитной политики позволяет денежным властям использовать находящиеся в их распоряжении инструменты в соответствии со складывающимися обстоятельствами.

Отличительной чертой политики таргетирования инфляции является гибкость по отношению к способам достижения конечной цели, т. е. определенного уровня инфляции.
Для изменения принципов формирования денежно-кредитной политики в Казахстане уже сложились определенные предпосылки. В частности, используется режим плавающего обменного курса; публично объявляются ориентиры инфляции (однако не среднесрочные, а годовые), имеющие верхнюю и нижнюю границы; ценовая стабильность выступает в качестве главной долгосрочной цели денежно-кредитной политики.

Таким образом, технологически можно было бы полностью перейти к тар-гетированию инфляции.
Основными условиями, позволяющими Казахстану перевести свою денежно-кредитную политику в режим таргетирования инфляции и действовать в этом режиме, являются:
*способность ЦБ проводить независимую денежно-кредитную политику;
*отсутствие у ЦБ каких-либо целей, равноправных по отношению к достижению инфляционных показателей;
*возможность органов денежно-кредитного регулирования моделировать и предсказывать внутреннюю инфляцию, включая оценку временных лагов и действие трансмиссионного механизма, через который инструменты денежно-кредитной политики воздействуют на уровень цен.
В соответствии с законодательством Национальный банк располагает достаточно широким кругом инструментов денежно-кредитной политики, которые в основном соответствуют международной практике. Вместе с тем возможности их применения в полной мере (особенно в части проведения операций на открытом рынке с облигациями Нацбанка и государственными ценными бумагами) будут зависеть от устранения оставшихся законодательных ограничений по выпуску облигаций Нацбанком (в том числе в части объема и срока их выпуска) и повышения степени ликвидности государственных ценных бумаг в портфеле Нацбанка.

Рассмотрим эти инструменты.
Обязательные резервы. Национальному банку необходимо воздержаться от повышения нормативов обязательных резервов, поскольку эта мера может применяться лишь в исключительных случаях.

Вместе с тем Нацбанк должен продолжить работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов.
Необходимо уточнить перечень резервируемых обязательств, порядок исключения из расчета обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями (в том числе по выпущенным ценным бумагам), порядок отнесения привлеченных средств кредитной организации к категории привлеченных средств юридических и физических лиц, установить период расчета обязательных резервов и расчета штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования, исходя из фактического количества календарных дней в году.
Операции на открытом рынке. Создание и развитие рынка ценных бумаг в определенной степени взаимосвязаны с инфляцией.

Он может стимулировать инфляционные процессы, и в то же время инфляция может оказывать воздействие на рынок ценных бумаг.
В Казахстане сложился своеобразный механизм взаимодействия инфляции и рынка ценных бумаг. Инфляция порождает необходимость уплаты более высоких дивидендов.

Но поскольку происходило обесценение дивидендов, вся деятельность на рынке ценных бумаг сосредоточивается на биржах, на получении дохода от спекулятивной перепродажи этих бумаг: акций, векселей, сертификатов, опционов и фьючерсов.
Затем действует другой механизм дальнейшего обесценения тенге превращение этого спекулятивного дохода в доллары и отток их за границу. Это, безусловно, выгодно определенной категории людей и коммерческих структур и абсолютно не выгодно ни государству, ни экономике.
Опасность инфляционных аспектов рынка ценных бумаг в Казахстане состоит в настоящее время в том, что их количество и объем весьма ограничены. Это в основном финансовые инструменты и акции коммерческих банков.

На рынке не представлены и пока еще слабо развиваются облигационные займы предприятий, нет долгосрочных государственных облигаций.
Поэтому проблема состоит в том, чтобы развитие рынка ценных бумаг в дальнейшем пошло по линии не выпуска акций, а выпуска долгосрочных облигационных Это даст возможность шире и надежнее инвестировать предприятия.
Необходимо осуществить переход от эмиссии краткосрочных к выпуску среднесрочных и долгосрочных ценных бумаг на срок от одного до трех лет, обеспечивающих положительную ставку и высокую ликвидность. В условиях снижения инфляции, а также учитывая надежность бумаг, выпускаемых Правительством, государственные ценные бумаги с фиксированными процентами будут весьма привлекательными не только для крупных инвесторов, но и для населения.
Проведение Национальным банком операций на открытом рынке должно быть направлено на регулирование ликвидности банковской системы для достижения целей денежно-кредитной политики. С этой целью необходимо продолжить осуществление эмиссии облигаций Нацбанка, а также проводить операции с этими облигациями на вторичном рынке, что обеспечит предоставление банкам надежного краткосрочного инструмента, который они могут использовать для управления собственной ликвидностью.
Процентные ставки. Другим инструментом денежно-кредитной политики является управление процентными ставками.

Регулирование процентными ставками и предложением денег проводится Нацбанком путем установления ставки рефинансирования и обязательных норм резервирования.
Действующая система процентных ставок Нацбанка во многом соответствует мировой практике. В эту систему входят ставка финансирования и ставки по кредитным и депозитным операциям Нацбанка, осуществляемым с кредитными организациями.

Экономический рост, наблюдаемый в Казахстане, в последние годы, при относительно невысоком уровне инфляции, свидетельствует о рациональности складывающегося текущего уровня процентных ставок. Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики на развитие экономики требуется расширения роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит придать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономической деятельности.
В связи основной целью операций Нацбанка на де-
нежном рынке станет достижение такого баланса между размером банковских резервов и межбанковскими процентными ставками, при котором средневзвешенная рыночная ставка будет находиться около середины коридора, устанавливаемого Нацбанком. В случае приближения средневзвешенной рыночной ставки близко к любой из границ коридора в зависимости о факторов смещения, будет корректировать ликвидность выпуском нот, привлечением депозитов, проведением операций РЕПО и, в случае необходимости, пересмотром границы коридора.
Важную роль среди процентных ставок Нацбанка играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации ставка рефинансирования выполняет специальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Нацбанком сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития, и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.

Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.
Рефинансирование банка должно осуществляться через предоставление внутридневньж кредитов, кредитов овернайт и ломбардных кредитов, в том числе путем расширения территориальных учреждений Нацбанка, предоставляющих такие виды кредитов. Кроме того, необходимо возобновить практику предоставления ломбардашх кредитов по фиксированной процентной ставке.
Ставки по кредитам овернайт и внутридневным кредитам необходимо использовать Нацбанком при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка.

В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Нацбанка и операциям с облигациями Нацбанка с банками, при проведении которых осуществляется абсорбирование свободной банковской ликвидности.
Устанавливаемые Нацбанком процентные ставки по своим операциям оказывают все более значительное влияние на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка и на величину процентов по кредитам, предоставляемым нефинансовым организациям.
В среднесрочной перспективе Нацбанку необходимо строить процентную политику таким образом, чтобы:
*содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирования совокупного спроса в соответствии с ориентирами денежно-кредитной политики;
*на основе анализа влияния процентных ставок по своим инструментам на ставки денежного рынка и уровень доходности других секторов финансового рынка, ставки по кредитам реальному сектору определить вид ставки, оказывающей наиболее значимое влияние на экономику.
Наряду с этим для рефинансирования банков могут использоваться такие инструменты денежно-кредитной политики, как валютные свопы и операции РЕПО с государственными ценными бумагами.
Реализация задач снижения уровня инфляции в Казахстане объективно связана с необходимостью системных преобразований в экономике, прежде всего в направлении сокращения дефицита госбюджета, совершенствования структуры платежного баланса и валютной политики, развития банковского сектора, реформирования инфраструктуры естественных монополий и изменения тарифной политики и. т. д.
Сокращение дефицита государственного бюджета. При разработке антиинфляционной программы основное внимание необходимо уделить мерам по обеспечению своевременного поступления платежей в бюджет, сокращению бюджетного дефицита. Обобщив предложения ученых-экономистов, направленных на совершенствование налоговой политики в условиях инфляции, можно сформировать следующее:
*изменение принципов и методов налогообложения, в частности применение регрессивной шкалы при взимании НДС;
*избирательное (в базовых отраслях) снижение налогового бремени, которое должно привести к расширению внутреннего платежеспособного спроса и началу экономического роста;
*освобождение от налогов части чистого дохода предприятий, направляемой на научные исследования, разработку и освоение новой техники, и внедрение новых технологий;
*разовое пополнение оборотных средств до уровня научно обоснованных нормативов;
*усиление налогообложения спекулятивных операций и доходов от собственности, а также социально и экономически вредных видов деятельности;
*максимальное использование налогового потенциала внешней торговли: введение обязательных условий, гарантирующих оплату экспорта со стороны нерезидентов, прекращение налогового стимулирования вывоза капитала, ликвидации льгот и исключений об уплате таможенных пошлин, НДС, акцизов на импортируемые товары;
*снижение базовой ставки подоходного налога;
*дальнейшее перераспределение тяжести налогообложения физических лиц с относительно низкими доходами, повышение налогообложения на лиц с более высокими и сверхвысокими доходами с одновременным ограничением максимального процента;
*расширение неналоговых методов мобилизации бюджетных доходов, особенно ренты экспортируемых сырьевых товаров с низкой степенью переработки;
*разработка научно обоснованных методик налогообложения низкорентабельных месторождений нефти и газа, предполагающих снижение налоговых ставок с целью решения экологических и социальных проблем в зонах высокой эксплуатации ресурсов.
Эти позитивные процессы должны быть подкреплены дальнейшим совершенствованием системы управления государственными финансами. Для финансирования дефицита должны быть использованы рыночные методы заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках, а также ограниченное привлечение займов международных финансовых организаций и кредитов правительств иностранных государств, получаемых на двусторонней основе.



Содержание раздела