d9e5a92d

Антиинфляционная политика в Казахстане

Экономический кризис в Польше в конце 80-х годов проявился в усилении аотиинфляционгшх процессов, причем одновременно с ростом дефицитности экономики. Во второй половине 1989 г. в стране возникла шперинфляция [57].

Программой стабилизации польской экономики, реализация которой началась в январе 1990 г., предусмотрены были, наряду с либерализацией цен и ограничением роста заработной платы, жесткая денежно-кредитная политика, девальвация злотого и введение его внутренней конвертируемости, а также ряд других мер, проводимых одновременно. Стабилизационная программа была построена таким образом, чтобы его внедрение стимулировало следующие процессы: во-первых, сбалансировало бы спрос и предложение на товарном рынке, и в частности сформулировало бы механизм цен, нормализующих рынок; во-вторых, ограничивало бы уровень инфляции минимальными величинами; в-третьих, сбалансировало бы в перспективе текущие обороты [84].
В стабилизационной программе Польши отметим следующие три основные сферы деятельности: жесткая денежно-кредитная политика, контроль за ростом заработной платы, введение внутренней конвертируемости злотого.
Первая сфера воздействия стабилизационных мероприятий должна была охватить финансовую политику и проявиться в жестком контроле за предложением денежной массы и регулировании темпов ее роста путем введения реальных положительных ставок. Поэтому важной составляющей шоковой терапии явилась новая денежно-кредитная политика.

В ее основе отказ от льгот по кредиту и переход к положительной, т. е. установленной выше уровня инфляции процентной ставке.
Антиинфляционная денежно-кредитная политика позволила достичь положительных результатов. Дорогой кредит стал главным препятствием для переноса роста затрат с производства на потребителей и затормозил инфляцию.

Он оказал в то же время сдерживающее воздействие на возможности предприятий в области расширения производства.
Вторая сфера, в которой регулировались направления программы, твердый контроль за ростом номинальной заработной платы. В Польше был принят механизм частичной индексации зарплаты посредством увязки с помощью специальных коэффициентов допустимого роста фонда заработной платы на фирме с уровнем инфляции [57].
Политика сдерживания роста доходов и ограничений в кредитной сфере тесно увязана в программе стабилизации с политикой в области обменного курса. Отсюда третья сфера реализации программы - введение внутренней валютной конвертируемости при унификации обменного курса.

Фирмам было вменено в обязанность продавать валютные средства, полученные от экспорта, по стабильному обменному курсу, а банки, в свою очередь, обязаны были продавать валютные средства импортерам.
Планом стабилизации в Польше было предусмотрено, что в случае отклонения официального курса валют от курса в конторах (рыночного) более чем на 10% правительство предпринимало соответствующие меры в целях их сближения. Государство располагало запасами конвертируемой валюты, необходимыми для стабилизации курса злотого.

Стабильность обменного курса рассматривалась как один из факторов преодоления инфляции.
Проблема выбора варианта обменного курса в качестве номинального якоря, продолжительности его поддержания остается актуальной для переходных экономик. Польша, Словакия, Чехия, Эстония начали с жестко фиксированного обменного курса.

Чехия, Словакия и Эстония и сейчас не отказались от избранной стратегии, Польша в течение нескольких лет использовала ползучую привязку, а сейчас поддерживает режим управляемого плавания.
Возможен вариант использования ползучей привязки в качестве номинального якоря, не прибегая к жестко фиксированному курсу.
Использование ползучей привязки в качестве номинального якоря в борьбе с инфляцией предполагало заранее объявленные мини-девальвации с меньшими темпами, чем ожидался рост цен. Предсказуемость в динамике обменного курса и, следовательно, в динамике цен как прямо, так и опосредованно зависимых от обменного курса, позволяла избежать валютных спекуляций, воздействовала на инфляционные ожидания, при этом поддерживалась, в известной степени, конкурентоспособность.
Опыт Болгарии подтверждает, что стратегия использования обменного курса в качестве номинального якоря в борьбе с инфляцией может быть эффективной, если она поддерживается жесткой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политикой. В случае провала политики риск потери репутации у правительства несравненно выше, чем в случае неудачной стабилизации на денежной основе, ибо незапланированная девальвация валюты или переход к гибкому обменному курсу очевидны любому экономическому агенту, в то время как незначительное увеличение денежной массы может быть легче скрыто от него.
Если восточноевропейские страны при переходе к рыночной экономике ориентировались в основном на шоковую терапию, то для ведущих азиатских стран с командно-директивной экономикой стал типичен вариант постепенного перехода. Здесь наиболее интересен успешный опыт Китая.
Крупным мероприятием, осуществляемым в денежно-кредитной сфере, стало двухэтапное урегулирование процентных ставок по вкладам и кредитам. Первый этап проводился с 1 сентября 1988 г., когда уровень банковского процента по срочным сберегательным вкладам был повышен (в % в год): по вкладам на 1 год с 7,20 до 8,64; на 3 года с 8,28 до 9,72; на 5 лет - с 9,36 до 10,80; на 8 лет - с 10,44 до 12,42.

Были введены вклады сроком на 2 года со ставкой 9,18% годовых. Было объявлено также о страховании от обесценения сберегательных вкладов на 3,5 и 8 лет. Это означает, что в случае, если индекс роста цен превысит уровень банковского процента по вкладу, вкладчику выплачивается разница между
Одновременно процентные ставки по средствам на срочных счетах предприятий на срок 1, 2 и 3 года были подняты до того же уровня, что и по вкладам населения. Кроме того, банки начали принимать депозиты по счетам предприятий на срок в 5 и 8 лет исходя из ставок, аналогичных применяемым к вкладам населения.

Указанная мера расценивалась как крупное повышение процента с учетом того, что до него уровень ставок по депозитам на срок в 1 год составлял 5,04%.
С другой стороны, с учетом финансовых возможностей предприятий ставка по банковским кредитам предприятиям на срок 1 год была повышена в небольшой степени - с 7,9 до 9,0% годовых, что рассматривалось в качестве одной из мер государства по поддержанию стоимости денег и ограничению их чрезмерного расходования.
Перечисленные меры сыграли положительную роль в стабилизации экономики и финансов страны, однако доход за счет сберегательных вкладов, находящихся в банках, оказался недостаточным для покрытия потерь от инфляции, продолжался быстрый рост расходов на потребление и замедленный рост вкладов населения. В начале 1989 г. на руках у населения находилось 180 млрд. юаней наличных денег.

Эти деньги парализовали экономику страны, и без того находившуюся в состоянии напряжения.
В этих условиях проводился второй этап урегулирования процентных ставок по вкладам и кредитам. С 1 апреля 1989 г. уровень банковского кредита по срочным вкладам был повышен в следующих размерах (% в год): по вкладам на полгода - с 6,48 до 9,00; на 1 год с 8,64 до 11,34; на 2 года - с 9,18 до 12,24; на 3 года - с 9,72 до 13,14; на 5 лет - с 10,8 до 14,91; на 8 лет - с 12,42 до 17,64.

Сохранялась практика страхования от инфляции вкладов сроком от 3 лет. Одновременно в соответствующей степени возросли ставки по банковским депозитам предприятий [59].
Китайское руководство реалистично оценило немедленное введение конвертируемости юаня, предлагаемое МВФ, как путь, грозящий экономике страны при недостаточном развитии в ней рыночных отношений значительными потерями. Вместо этого был выбран специфический путь формирования ограниченной конвертируемости [13].
В отношении деревянного юаня, несмотря на укрепление его позиций внутри страны, был сохранен жесткий контроль по его обмену на иностранную валюту. Параллельно же введенный золотой юань, обеспеченный определенной долей резервов страны и выпускаемый соответственно этому обеспечению, получил либеральные права обмена на иностранную валюту (при жестких ограничениях обмена на деревянный юань).

Первоначально золотые юани использовались для оплаты труда работников несырьевых предприятий, успешно осуществляющих экспорт. Подобная мера, во-первых, стимулировала экспорт готовых промышленных товаров; во-вторых, позволила увеличить валютные ресурсы государства и использовать их в качестве инвестиций для развития жизненно важных отраслей экономики; в-третьих, помогла ликвидировать долларизацию экономики; в-четвертых, золотой юань был позднее использован государством как стимул, чтобы вернуть часть товарной массы, производимой на экспорт, на внутренний рынок, что способствовало и его насыщению и усилению на нем конкуренции.
В Китае инфляция в период проведения реформ сохранялась в умеренных для стран с переходной экономикой размерах и не превышала 18... 19% в год.

Меры по сдерживанию роста цен носили в значительной степени административный характер. За счет сохранения жесткого государственного контроля за общими масштабами денежной эмиссии и кредитования китайской экономики удалось избежать чрезмерно высокой инфляции.
Многие западные эксперты признают, что введение золотого юаня с ограниченной конвертируемостью действительно способствовало успешному развитию китайской экономики. В 1994 г., с учетом быстрого развития рыночных отношений в Китае, от системы с двумя денежными знаками отказались, и начался переход уже единого юаня к конвертируемости в соответствии с международными стандартами.
В целом опыт стран с переходной экономикой свидетельствует, что стабилизация может быть достигнута как на базе обменного курса, так и на денежной если она поддерживается разумной макроэкономической политикой. Из 26 стран с переходной экономикой в 15 наблюдался экономический рост, в том числе и в ряде бывших республик СССР [85]. Преимущество стабилизации на базе обменного курса состоит в более быстрых темпах снижения инфляции, меньшем падении производства и занятости, хотя введение фиксированного обменного курса требует


более жестких предпосылок.
Российскую реформу обычно связывают с ортодоксальным типом финансовой стабилизации. Имея в виду как начальный ортодоксальный пик в 1992 г. (либерализация цен, повлекшая за собой ликвидацию денежного навеса в экономике), так и последующую политику макростабилизации, связанную преимущественно с использованием монетаристских методов.

При этом использованы и денежный якорь, а с 1995 г. и валютный якорь (введение валютного коридора, который с середины мая 1996 г. стал наклонным коридором) [86].
Вместе с тем использовались и меры гетеродоксального характера. Некоторые из них носили открытый характер (постепенный отпуск цен на энергоресурсы, железнодорожный транспорт, коммунальные услуги и др.; существование до 1994 г. налога на превышение оплаты труда; введение единой тарифной сетки по оплате работников бюджетной сферы); другие реализовывались в косвенной форме, приобретая чаще всего социально уродливый характер (обесценение денежных вкладов населения в результате либерализации цен, массовые невыплаты заработной платы) [12].
В начале рыночных реформ российское правительство предполагало, что курс рубля удастся контролировать косвенным путем, т. е. за счет жесткой монетарной политики и создания стабилизационного валютного фонда, призванного играть на валютном рынке роль мощного психологического амортизатора. Общая схема взаимодействия в связке эмиссия обменный курс объем валютных операций задумывалась следующим образом: ограничение денежной массы - увеличение спроса на рубли в экономике в целом и рост предложения валюты на бирже относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара рост спроса на валюту нарастание объема биржевых конверсионных операций.
В конкретных условиях эта схема была существенно скорректирована. Выяснилось, что монетарная политика не в состоянии противостоять инерционной экономической структуре.

В результате контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен.
В данном контексте стоит проследить зигзаги курсовой политики России за годы рыночных реформ. Решительно начав в 1992 г. переход к рынку, Россия отказалась от политики фиксации курса рубля и перешла к режиму его рыночного формирования под влиянием спроса и предложения на внутреннем валютном рынке иностранных валют и рублевой денежной массы. Для регулирования этих составляющих курса рубля были введены следующие денежно-кредитные инструменты [29]:
- валютные интервенции;
*котировки покупки-продажи долларов по операциям Банка России и изменение динамики официального обменного курса;
*депозитные операции для регулирования уровня рублевой ликвидности на межбанковском рынке; динамика процен-тньгх ставок по операциям Банка России на денежном рынке.
При этом считалось, что задаче скорейшей либерализации внешнеторгового и валютного оборотов отвечает режим плавающего обменного курса. Однако поскольку последний стал в России ценообразующим фактором, а спираль инфляции в то время быстро раскручивалась, режим свободного плавания рубля провоцировал рост его обесценения.
Необходимость подавления инфляции потребовала ужесточить бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В соответствии с этим с середины 1995 г. был введен режим односторонней привязки рубля к доллару с установлением валютного коридора, что позволило тогда ограничить инфляционные ожидания в стране [87].
В середине 1996 г. произошло ослабление бюджетно-налоговой политики, увеличился бюджетный дефицит, возрос государственный долг при одновременном ухудшении конъюнктуры на мировых товарных рынках. Курсовая политика Банка России отреагировала на это введением так называемого наклонного валютного коридора.

Был установлен курс продажи и покупки иностранной валюты, что позволяло при мягкой корректировке валютного рынка и выполнять принятые Россией международные обязательства по обеспечению конвертируемости рубля по текущим операциям [88].
В этих условиях Банк России по согласованию с правительством принял политику плавающего обменного курса. По мнению бывшего председателя Банка России В. В. Геращенко [89, с. 13], объявление осенью 1997 г. трехлетнего валютного коридора было стратегической ошибкой, переоценкой достигнутых к тому времени успехов.

Жесткий валютный контроль в значительной степени и привел к краху банковской системы, представив ей возможность заимствовать средства на ных рышках для финансирования как своих потребностей, так и потребностей своих клиентов, подвинул российские коммерческие банки к заключению форвардных сделок.
События 17 августа 1998 г. в России показали, что в период финансового кризиса и разбалансированности отдельных сегментов финансового рынка возможности государства по управлению процессами, происходящими в денежно-кредитной сфере, в банковской системе, с помощью только отдельных рыночных инструментов оказываются недостаточными для коренного изменения ситуации. В такой обстановке должны быть востребованы меры воздействия на субъекты валютного рынка как регулирующего, так и административного характера, к которым относятся в первую очередь меры валютного регулирования и валютного контроля [90, 91].
Благодаря взвешенной денежно-кредитной и валютной политике Банка России, обеспечивающей соответствующую экономическим условиям динамику денежной массы и некоторое укрепление рубля в реальном выражении, в 1999 г. удалось достичь улучшения макроэкономических показателей инфляция снизилась до 36,5%, что более чем в 2 раза ниже уровня 1998 г. [86].
Проведение денежно-кредитной политики в условиях плавающего обменного курса определяет особую важность контроля за денежным предложением. Поэтому в качестве промежуточной цели Банк России определяет темпы прироста денежной массы (агрегат М2) [92].
2.3. Антиинфляционная политика в Казахстане
С начала рыночных реформ Центральный банк и Правительство РК вынуждены были бороться с инфляционным взрывом, порожденным разовой и массовой либерализацией цен в 1992 г. Осуществлялась она путем сокращения государственных расходов, в особенности инвестиционных, свертыванием социальных программ, введением высокой ставки процента, в том числе и на уровне рефинансирования коммерческих банков. В целом политика финансовой стабилизации создавала крайне неблагоприятную ситуацию для производства и инвестиций.
Монетаристская политика Нацбанка вызвала острый денежный голод в экономике, особенно в 1992-1993 гг. Прирост денежного агрегата МЗ отставал от динамики ВВП в текущих ценах примерно на 10%. Это вызвало дефицит денежных средств на трансакционные, не говоря уже об инвестиционных, цели.

Ставка банковского процента превышала показатели рентабельности в реальном секторе экономики, которая, таким образом, лишалась притока инвестиционных средств.
Для регулирования кредитной деятельности коммерческих банков, уровня ликвидности банков и денежной массы использовалась политика минимальных обязательных резервов. Минимальные резервные требования в 1993 г. были установлены на уровне 20%. Операции на открытом рынке и интервенции на валютном рынке не проводились.

Естественно, в этих условиях не удалось сдержать рост денежной массы и инфляции.
Начиная с 1994 г. денежно-кредитная политика стала осуществляться всеми классическими инструментами, главными из которых стали: регулирование объема предоставляемых кредитов, уровень официальной ставки рефинансирования, установление обязательных резервов и проведение операций на валютном рынке. Минимальные резервные требования в 1994 г. были повышены до 30%.

С 1 августа обязательные резервы составили 30% от депозитных обязательств в тенге и 15% в иностранной валюте. На валютном рынке была внедрена обязательная продажа 50% экспортной выручки.
Несмотря на проводимые мероприятия, денежная масса возросла на 576,1%, инфляция хотя и снизилась, но оставалась на уровне 1258%, ВВП к предыдущему году составил 87,4%, отношение денежной массы к денежной базе (коэффициент мультипликации) составило 1,74.
Меры по либерализации экономики, приведшие, в первую очередь, к повышению цен на производственные и трудовые ресурсы, с введением жестких кредитных ограничений, привели к усилению спада производства. За период 1992-1994 гг. объемы производства в Казахстане в реальном исчислении сократились на 55%, в то время как реальные инвестиции составили 28% от уровня 1991 г. Пик экономической рецессии пришелся на 1994 г. падение на 24% за год, что было во многом связано с введением национальной валюты в конце 1993 г. и жестких мер денежно-кредитной
Низкая конкурентоспособность казахстанской продукции на мировом рынке обусловила резкое увеличение доли сырьевых ресурсов в общем объеме экспорта. В 1994 г. 70% казахстанского экспорта составила продукция нефтегазового комплекса, цветной и черной металлургии, энергетики.

Именно эти отрасли имели возможность поддерживать производство и реализацию, в то время как перерабатывающие отрасли подверглись негативным последствиям разрыва хозяйственных связей и роста цен на готовую продукцию.
Основными и позитивными итогами развития экономики Казахстана в 1995 г. стало замедление темпов экономического спада и значительное снижение уровня инфляции. Темп девальвации биржевого курса тенге за 1995 г. составил 17,9%, а уровень инфляции на конец года 60,3%.

При этом денежная масса возросла на 109 %, денежный мультипликатор составил 1,81.
В 1995 г. была прекращена выдача директивных кредитов. Размещение централизованных кредитных ресурсов происходило в основном посредством проводимых кредитных аукционов.

Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 3 месяцев. При этом основная доля (около 73%) приходилась на долю трехмесячных кредитов.

В этом же году стали предоставляться кредиты на ломбардной основе.
С середины 1995 г. Нацбанк начал проводить работу по формированию собственного портфеля ценных бумаг, который к 1 января 1996 г. увеличился по номинальной стоимости до 386,6 млн. тенге, что соответствовало 6,8% от общего количества находившихся в обращении на рынке казначейских обязательств с различными сроками погашения. Недостаточный портфель ценных бумаг не позволял Нацбанку использовать операции на открытом рынке как инструмент денежного регулирования. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг осуществлялись Нацбанком больше с целью активизации вторичного рынка, что в целом удалось, судя по динамике его развития. Нацбанком было приобретено казначейских векселей на сумму 650,8 млн. тенге и реализовано на сумма 1340,4 млн.

Доход от указанных операций составил 47,7 млн. тенге.
В 1996 г. впервые за годы развития Казахстана как суверенного государства ВВП вырос на 0,5%, темпы инфляции снизились до 28,7%, девальвация курса тенге до 15,4%, денежная масса за год возросла всего на 16,6%, коэффициент мультипликации составил 1,65. Официальные ставки вознаграждения Нацбанка неоднократно пересматривались в сторону снижения при сохранении их положительного реального значения.

Улучшение макроэкономической ситуации позволило снизить норму обязательных резервов с 20 до 15%.
Предоставление кредитов Правительству на покрытие дефицита бюджета проводилось строго в рамках бюджетно-налоговой политики. Изменена практика выдачи льготных кредитов. Размещение Нацбанком кредитов осуществлялось через аукционы, межбанковский рынок, а также на ломбардной основе.

Всего за 1996 г. Нацбанком предоставлено кредитов в размере 11,3 млрд. тенге и возвращено 6,2 млрд.
В 1997 г. ставка рефинансирования снизилась с 35,0 до 18,5%, ставка вознаграждения (интереса) по ломбардным кредитам с 39,0 до 16,5%, по кредитам овернайт - с 25 до 15%. Норма обязательных резервов банков также была снижена с 15 до 10%.

Рынок государственных ценных бумаг занял доминирующие позиции на финансовом рынке страны.
Продолжалась тенденция оживления экономики. Рост реального ВВП составил 2%, уровень инфляции на конец 1997 г. определился в 11,2 %, против ожидаемых 17,5 %, девальвация тенге составила всего 2,8 %, денежная масса возросла на 28,2%, коэффициент мультипликации снизился до 1,50, кредиты реальному сектору увеличились на 17,6%.
В целях регулирования денежной базы и поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг с сентября 1997 г. Нацбанком начали осуществляться операции на вторичном рынке. В этом же году стали активно проводиться операции РЕПО.
Такой низкий коэффициент мультипликации (в 1996 г. был 1,66) при росте денежной массы на 28,2% обусловлен тем, что денежная масса возросла в основном не за счет увеличения кредитов реальной экономике, а в результате роста внешних активов (в основном приобретения иностранной валюты).
Такие результаты, наряду с другими положительными тенденциями в экономике, были достигнуты благодаря проведению ограничительной денежно-кредитной политики и регулированию курса тенге.



Содержание раздела