d9e5a92d

Хёфпе Д. - Динамика основных показателей инфляции

Базовая инфляция в феврале 2005 г. составила 0,7% (в феврале 2004 г. - 0,8%), а за период с начала года - 1,6% (за январь-февраль 2004 г. -1,7%). По оценкам, за счет роста цен на группу товаров и услуг, входящих в расчет базового индекса потребительских цен, в январе-феврале 2005 г. было получено 1,3 процентного пункта, или 34,7% общего прироста цен на потребительском рынке, против 1,4 процентного пункта, или 50,0%, в январе-феврале 2004 года.
В феврале 2005 г., как и в феврале 2004 г., цены на непродовольственные товары возросли на 0,4%. За январь-февраль непродовольственные товары стали дороже на 0,7% (в соответствующий период 2004 г. - на 0,9%). По итогам периода среди непродовольственных товаров более всего подорожали трикотажные изделия - на 1,3% и табачные изделия - на 1,2%.

По основным видам непродовольственных товаров прирост цен был меньше, чем в январе-феврале 2004 года.
В феврале 2005 г. бензин автомобильный подешевел на 0,2%, а за январь-февраль - на 1,9% (за январь-февраль 2004 г. он подорожал на 0,6%).
За счет роста цен на непродовольственные товары общий прирост потребительских цен в январе-феврале 2005 г. составил 0,2 процентного пункта, или

Инфляция за скользящий 12-месячный период (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Динамика цен на потребительские


Динамика цен на непродовольственные товары (в % к предыдущему месяцу)



5,8%, против 0,2 процентного пункта,или 9,0%, в январе-феврале 2004 года.
Цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции в феврале 2005 г. повысились на 0,9% (в феврале 2004 г. - на 1,1%), а за январь-февраль - на 2,0% против 2,3% за соответствующий период предыдущего года. Рост цен на эту группу товаров в январе-феврале 2005 г. обеспечил, по оценкам, 0,9 процентного пункта, или 22,3% общего прироста цен на потребительском рынке, против 1,2 процентного пункта, или 42,3%, в соответствующий период 2004 года.
В феврале 2005 г. более всего возросли цены на мясо и птицу (на 2,3%), рыбу и морепродукты (на 2,1%). Цены на крупу и бобовые понизились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,4%, на сахар - на 0,5%. (Цены на сахар-песок в июле 2004 г. по сравнению с предыдущим месяцем возросли на 9,1%, в августе - на 1,2%. В последующие месяцы они снижались.

Это свидетельствует о высокой волатильности цен на сахар в условиях нестабильной конъюнктуры на мировом рынке.) Прирост цен на хлеб и хлебобулочные изделия в феврале 2005 г. составил 0,4% (в феврале 2004 г. он был равен 3,0%), на макаронные изделия - 0,5 (2,6%).
В феврале 2005 г. по отношению кдекабрю предыдущего года цены на мясо и птицу возросли на 4,4% (в феврале2004 г. - на 1,7%). В первые два месяца
2005 г., как и в 2004 г., прирост цен на говядину и свинину (8,4 и 4,9% соответственно) был выше прироста цен на мясо

Динамика цен на мясо



Колбасные изделия и копчености птицы (0,4%). Повышение цен на мясоотчасти было связано с сокращением предложения отечественными производителями и ускорением роста цен производителей в сельском хозяйстве на этот вид продукции.
В начале 2005 г. продолжилось наблюдавшееся во второй половине 2004 г.ускорение темпов роста цен на рыбу и морепродукты. По итогам января-февраля 2005 г.рыба и морепродукты подорожали на 3,9% (в соответствующий период 2004 г. - на 0,9%).

Цены на крупу и бобовые и сахар-песок понизились на 0,7 и 1,2% соответственно.
Цены на плодоовощную продукцию в феврале 2005 г. повысились на 6,1% (в феврале 2004 г. - на 1,5%). За первые два месяца года плодоовощная продукция подорожала более значительно (на 11,5%), чем за аналогичный период 2004 г. (на 7,1%), но меньше, чем за соответствующий период 2001-2003 годов.

По оценкам, в январе-феврале 2005 г. вследствие роста цен на плодоовощную продукцию общий уровень инфляции повысился на 0,6 процентного пункта, или на 14,6%. В январе-феврале 2004 г. вклад прироста цен на плодоовощную продукцию в общий прирост потребительских цен составил 0,4 процентного пункта, или 13,3%.

В феврале 2005 г. цены на продовольственные товары в целом возросли на 1,4%, а за первые два месяца года, как и в 2004 г., - на 2,8% (в феврале 2004 г. эта группа товаров подорожала на 1,1%).
В феврале 2005 г. цены и тарифы на платные услуги населению возрослина 2,2% (в феврале 2004 г. - на 1,6%), а
за два месяца - на 11,2%. По итогам января-февраля наиболее значительно подорожали жилищно-коммунальные услуги (на 24,1%) и услуги дошкольного воспитания (на 14,4%).

За аналогичный период 2004 г. эти показатели выросли на 12,7 и 7,3% соответственно.
Повышение цен на платные услуги населению в январе-феврале 2005 г. существенно превысило общий рост цен на товары, составивший 1,9%. По оценкам, рост цен на платные услуги в январе-феврале 2005 г. обеспечил 2,2 процентного

Динамика цен на плодоовощную продукцию (в % к предыдущему месяцу)Динамика цен на услуги





Внешние условия
Внешнеэкономическая конъюнктураоказывала как непосредственное влияние на динамику потребительских цен и цен в отраслях экономики, так и косвенное через воздействие на динамику производства и на спрос и предложение на внутреннем валютном рынке страны. Динамика цен на мировых товарных рынках в первые два месяца 2005 г. свидетельствует о дальнейшем улучшении внешнеэкономической конъюнктуры.

Средний уровень цен на основные товары российского экспорта на мировых товарных рынках в январе-феврале 2005 г., по оценке Банка России, был на 30% выше, чем в январе-феврале 2004 года. Цены на энергоносители в среднем увеличились на 37%.

Нефть сорта Юралс подорожала на 41% (до 40,4 долл. США за баррель), бензин - на 26%, дизельное топливо - на 48%, мазут - на 19%, природный газ на европейском рынке - на 41%.

Цены на неэнергетические товары повысились на 9%, из них черные металлы подорожали на 42%, цветные металлы - на 8% (алюминий - на 13%, медь -на 24%, никель подешевел на 1%).
Рост цен отечественных производителей на энергетические и другие сырьевые товары происходил на фоне повышения цен на эти виды товаров на мировом рынке.
Внутренние условия
В январе-феврале 2005 г. динамика инфляции на потребительском рынке складывалась в условиях роста производства в промышленности, на транспорте и в строительстве, увеличения потребительских расходов населения, а также высокой инвестиционной активности. Промышленное производство в январе 2005 г. возросло на 2,1% (в январе2004 г. - на 6,4%).

Прирост инвестиций в основной капитал составил 7% (в январе 2004 г. - 12,7%). Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. снизились, на что оказало влияние сокращение числа рабочих дней в этом месяце.

В январе2005 г., как и в январе 2004 г., отмечалось сезонное снижение по сравнению с декабрем предыдущего года среднемесячной номинальной заработной платы: она составила 80% к уровню декабря предыдущего года.Темпы роста потребительских расходов населения оставались высокими, несмотря на замедление по сравнению с предыдущим годом.
В структуре использования денежных доходов населения в январе 2005 г. доля расходов на потребление по сравнению с предыдущим годом увеличилась и составила 85,6% (в январе 2004 г. -71,4%), а доля сбережений сократилась до 11,9% (в январе 2003 г. - 17,5%). Доля расходов на покупку товаров увеличилась по сравнению с январем 2004 г. на 10,8 процентного пункта и составила 65,5%, доля расходов на оплату услуг возросла на 3,7 процентного пункта и равнялась 20,1%.
Проводимая Банком России политика валютного курса оказывала позитивное воздействие на динамику базовой инфляции. На внутреннем валютном рынке в феврале текущего года по сравнению с декабрем предыдущего года курс рубля по отношению к доллару США незначительно снизился (на 0,2%). Устойчивость номинального обменного курса рубля сдерживала рост цен на импортные потребительские товары и, соответственно, на отечественные аналоги.

Влияние валютного курса на динамику цен на непродовольственные товары было более заметным, чем на динамику цен на продовольственные товары. В настоящее время сохраняется достаточно высокая конкурентоспособность отечественных продуктов питания на российском рынке (благодаря не только традиционным качественным характеристикам, но и ценовым).

Непродовольственные товары менее конкурентоспособны, поэтому изменение цен на них больше подвержено непосредственному влиянию валютного курса.
Цены производителей в промышленности в январе 2005 г. по сравнению с декабрем предыдущего года снизились на 0,2% (в соответствующий период 2004 г. возросли на 4%). Одной из причин снижения цен производителей промышленных товаров было снижение цен на добычу полезных ископаемых (на 7,9%), в том числе на добычу топливноэнергетических полезных ископаемых (на 9,9%).

В январе 2005 г. по сравнению с декабрем предыдущего года среди обрабатывающих производств наиболее высокий рост цен производителей наблюдался в производстве машин и оборудования, а также производстве резиновых и пластмассовых изделий (по 2,4% соответственно против 2,1 и 0,8% в январе 2004 г.).
В обрабатывающих производствах, продукция которых поступает на потребительский рынок, в начале 2005 г. ускорения роста цен по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. не произошло, что, в частности, было обусловлено стремлением предприятий этих производств к сохранению рынков сбыта продукции. Так, в январе 2005 г. прирост цен производителей в производстве пищевых продуктов по сравнению с предыдущим месяцем замедлился до 0,7% против 1,6% в январе 2004 г., в текстильном и швейном производстве - до 0,8% про- Динамика цен производителей по отдельным видам экономической деятельности (в % к декабрю предыдущего года) Динамика цен производителей в некоторых добывающих производствах (в % к декабрю предыдущего года)



энергетических полезны* ископаемых
Производство и распределение электроэнергии тив 1,8%, в производстве кожи и изделий из кожи и обуви - до 1% против 2,1%.
Прирост цен в производстве, передаче и распределении электроэнергии былвыше, чем в январе 2004 г. (4,5% против3,9%). Прирост тарифов на грузовые перевозки в январе 2005 г. по сравнению с декабрем предыдущего года составил 8,7% (в соответствующий период 2004 г. - 2,9%).



На железнодорожном транспорте тарифы возросли на 9,1% (в аналогичный период 2004 г. - на 12,6%).



Содержание раздела