Характеристика индикаторов экономического положения за три динамических момента: прошлое, настоящее, будущее, а также интеграционная оценка осуществляются таким же образом, что и в предыдущей модели.
Решая главную маркетинговую задачу, предприниматель сам оценивает степень удовлетворенности покупателей. Этому предшествует тщательный анализ внутрифирменных статистических показателей продажи и остатков товаров, цен и ассортимента.
Успех коммерческой деятельности предпринимателя зависит от того, насколько объективно он определяет степень удовлетворенности потребителей. Следовательно, изучение мнений самих потребителей не является альтернативой данному исследованию, а служит дополнением при корректировке оценки, полученной на основе мнений торговых корреспондентов и самих предпринимателей.
Результат итогового опроса предпринимателей, выражающийся в удельном весе положительных ответов, рассматривается как индекс удовлетворенности покупателей. Ответы дифференцированы по четырем характеристикам.
Общая конъюнктурная оценка складывается как средняя арифметическая из четырех частных оценок. Вопросы можно сформулировать таким образом, чтобы располагать ретроспективой данного явления.
По каждой из характеристик приводятся три дополнительных ответа, показывающие, каким образом достигнута настоящая ситуация (табл. 4.11).
Таблица 4.11Модель удовлетворенности покупателей
Показатели удовлетворенности покупателей | Тенденции | Удельный вес ответов да | |
по оценке удовлетворенности | по оценке тенденций | ||
Насыщенность рынка и ассортимент товаров |
улучшение | ||
без изменений | |||
ухудшение | |||
Качество предлагаемых товаров | улучшение | ||
без изменений | |||
ухудшение | |||
Цена товаров | улучшение | ||
без изменений | |||
ухудшение | |||
Уровень сервиса | улучшение | ||
без изменений | |||
ухудшение |
В ряде стран, а с 1993 г. и в России определяется один из важнейших конъюнктурных индикаторов рынка - индекс потребительских намерений (ИПН), который базируется на социологических опросах, систематически проводящихся Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ).
Покупательские настроения складываются как из личных наблюдений, проецированных на потребности семьи, так и из комплекса связей ее членов с широким кругом родных, знакомых, сослуживцев и т.п. На оценке покупательского настроения сказываются также интуитивные ощущения, влияние общественного мнения в социальной среде обитания респондентов и средств массовой информации.
Таким образом, настроение потребителей - явление сложное и не всегда строго последовательное. Например, покупатели могут положительно оценивать перспективы экономического развития страны и в то же время пессимистически высказаться относительно перемен собственного материального положения. Парадокс? Нет!
Плановая экономика приучила к мысли об отсутствии взаимосвязи между успехами экономики страны и повышением уровня жизни отдельного человека. Скорее наоборот, диспропорциональное развитие экономики разоряло отдельного человека.
Формирование рыночной экономики еще не завершилось созданием механизма, который бы обусловливал рост благосостояния населения успехами макроэкономики, что свидетельствует о противоречивости ИПН.
Полученные в результате опроса данные (в виде процентного распределения ответов) обобщаются, ранжируются и взвешиваются по специальной шкале важности характеристик. В результате осреднения показателей определяются шесть частных индексов и один интегральный, который и рассматривается как индекс покупательских настроений. Частные индексы являются результатами обработки ответов респондентов на следующие вопросы:
о текущем личном материальном положении;
об ожидаемых изменениях личного материального положения;
об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайший год;
об ожидаемых изменениях в экономике страны в ближайшие пять лет;
о целесообразности крупных покупок;
о целесообразности делать сбережения.
Обобщением ответов и расчетами частных и интегрального индекса занимается группа ИПН - Россия при Министерстве Финансов РФ Система индексов представлена на 4.3.
Уровни, тяготеющие к 100, указывают на нейтральное отношение респондентов. Однако в практике деятельности группы ИПН-Россия, отмечает известный российский экономист и политолог Отто Лацис36, этот индекс редко выходит за пределы между 60 и 70, лишь в экстремальных условиях падая до 40 и поднимаясь почти до 80. Кризисное состояние Российской экономики объясняет, почему этот индекс находится ниже 100.
В нем важно не абсолютное значение, а тенденция, изменение.
Показательно, что перед кризисом августа 1998 г. ИПН резко упал на 6,1 пункта. Противоречивость общего индекса, частные индексы которого могут иметь разнонаправленные векторы, его колеблемость в небольших пределах свидетельствуют о неустойчивости развития российской экономики в целом и товарного рынка в частности.
Внимательный анализ тенденций ИПН, оценка его колебаний позволяют получить предупреждающую информацию о приближении как отрицательных, так и положительных изменений в рыночной экономике.
Сравнительно простым способом оценки состояния и развития рынка является специфический конъюнктурный метод тестирования. В конъюнктурном тесте, разрабатываемом на основе данных тендещиалъных опросов, используются три группы; величин (переменных):
инструментальные переменные, зависящие от деятельности предприятий и планируемые самими предприятиями;
переменные ожидания, зависящие не от предприятий, а от внешних факторов;
совокупные переменные, зависящие как от действий предприятий, так и от внешних факторов.
Конъюнктурный тест представляет собой среднюю арифметическую трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которых присваивается соответствующий балл.
В дальнейшем исследовательская мысль пошла по иному пути: создания многомерной количественной (балльной) оценки основных параметров состояния рынка. Каждому параметру (безразлично, охарактеризованному ли количественными, качественными, атрибутивными или альтернативными показателями) в соответствии с данной характеристикой экспертным путем присваивается балл (В), а также вес (Ж), который отражает роль 1-го параметра в формировании рыночной ситуации.
Затем по формуле средней арифметической взвешенной рассчитывается средний балл, который служит интегрированной оценкой состояния и развития рынка. Иногда его называют стратегическим индексом или индексом рыночной ситуации37:
4.12). Таблица 4.12Шкала балльных оценок рыночной ситуации
Рыночная ситуация | Неблагоприятная | Неустойчивая | Благоприятная |
Параметрический индекс (в баллах) | от 1 до 4 | от 4 до 6 | от 6 до 9 |
Чем больше этот индекс, тем благоприятнее конъюнктура, перспективнее данный рынок. Пример. На основании данных мониторинга были получены следующие оценки факторов рыночной ситуации (экспертным путем каждому фактору присвоены баллы и ранги (табл.
4.13).
Таблица 4.13Оценки факторов рыночной ситуации
Показатели и факторы рынка | Экспертные оценки |
Баллы, Bi |
Ранги, Wi | BiWi |
Емкость рынка | Очень большая | 9 | 3 | 27 |
Вектор и скорость продажи | Рост. Высокая | 8 | 2 | 16 |
Устойчивость развития рынка | Заметная колеблемость цен | 6 | 2 | 12 |
Деловая активность (число сделок) | Достаточно высокая | 7 | 1,5 | 10,5 |
Интенсивность конкуренции | Умеренная | 6 | 1 | 6 |
Норма прибыли | Близкая к средней | 6 | 0,5 | 3 |
Итого | - | 10 | 74,5 |
Средний балл равен:
Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка, - важнейшее условие здоровья рынка и его нормального поступательного развития. Наоборот, всякого рода диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка, как убедительно показал отечественный опыт, ведут к кризисным формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным.
Из сказанного можно сделать вывод, что изучение макро- и микропропорций рынка представляет собой важную и всегда актуальную задачу статистики рыночной конъюнктуры. Наряду с констатацией и оценкой сложившихся пропорций необходима характеристика тенденций динамических изменений в пропорциях, анализ структурных сдвигов и региональных различий пропорций рынка.
В исследованиях пропорциональности рынка целесообразно использовать такие инструменты анализа, как баланс, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы и т.д. В структурном анализе можно использовать методы анализа колеблемости показателей пропорциональности, их трендовые и регрессионные модели и т.д.
В некоторых случаях может найти применение спектральный анализ.
В анализе пропорциональности рынка используются главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), т.е. характеристика части в целом, и коэффициент соотношения, т.е. непосредственное сопоставление двух явлений или частей одной совокупности. Показатель доли отражает место, которое данная часть занимает во всей совокупности. Как правило, доля исчисляется в процентах, т.е. на 100 единиц явления, но иногда -в коэффициентах, т.е. на одну единицу явления.
Анализ пропорций рынка должен осуществляться как в статике, так и в динамике.
В валовом внутреннем продукте России доля отраслей, занимающихся торгово-сбытовой деятельностью, выросла с 6,1% в 1990 г. до 16% в 1997 г., т. е. в 2,6 раза.
Важнейшей пропорцией рынка, после сбалансированности спроса и предложения, выступает соотношение рынков товаров производственного и потребительского назначения. Длительное время промышленное производство товаров потребительского назначения составляло 1/4 общего объема производимой товарной массы. Подобная диспропорция на долгие годы подорвала потребительский потенциал и привела к тому, что по уровню жизни Россию вполне можно отнести к группе развивающихся стран.
Рыночный механизм начал работать по устранению этой диспропорции, но глубокий экономический кризис, в котором пребывает Россия, не позволяет стране выйти на оптимальное соотношение.
Серьезный дисбаланс был между продажей потребительских продуктов и услуг. Россия серьезно отставала от развитых стран как по объему, так и по пропорциональности продажи услуг.
После того как в начале 90-х гг. резко расширился круг платных ус-, луг, повысилась их доля в общих потребительских расходах. Следующая диаграмма отражает основные сдвиги в макроструктуре потребительских расходов домашних хозяйств (в фактических ценах) с 1993 по 1997 г. ( 4.4).
Макроструктура потребительских расходов в 1993 и в 1997 гг.
Доля услуг выросла за эти годы почти на 7 пунктов, а доля непродовольственных товаров сократилась на 6 пунктов. Правда, подобные расчеты надо производить не только в фактических, но и в сопоставимых ценах.
Тогда бы мы увидели, что рост доли услуг увеличился не только в результате увеличения объема оказываемых услуг, но и за счет значительного роста цен. Сокращение удельного веса непродовольственных товаров объясняется обнищанием значительной массы населения, о чем пойдет речь в 5.1. Обедневшие потребители резко сократили покупки непродовольственных товаров. В этой группе произошли серьезные структурные сдвиги, которые характеризуют важные качественные тенденции пропорциональности потребительского рынка.
В табл. 4.14 отражена структура расходов на приобретение непродовольственных товаров.
Таблица 4.14Макроструктура расходов домохозяйств на покупку непродовольственных товаров в 1993 и в 1997 гг.
Непродовольственные товары | Потребительские расходы, % к общему обьему покупки непродовольственных товаров |
Отклонения +, - |
|
1993 г. | 1997 г. | ||
Одежда, обувь, белье и ткани | 51,4 | 40,5 | - 11,1 |
Телерадиоаппаратура, предметы для отдыха и увлечений | 10,1 | 11,2 | + 1,1 |
Транспортные средства | 4,7 | 15,3 | + 10,6 |
Мебель, домашнее оборудование, предметы для ухода за домом | 18,9 | 13,4 | - 5,5 |
Другие товары | 14,9 | 19,6 | + 4,7 |
Итого | 100,0 | 100,0 | - |
Характер структурных сдвигов нетрудно объяснить: бедное население экономит на предметах гардероба и мебели, обеспеченное население увеличивает расходы на товары, обеспечивающие комфортность быта.
Для характеристики интенсивности изменения пропорций можно использовать коэффициент линейных структурных сдвигов:
Важным элементом конъюнктурного анализа служит характеристика динамики исследуемого явления. Рынок, как мы уже указывали, - явление динамическое, он непрерывно изменяется, и время выступает в качестве абсциссы экономической кривой, отражающей тенденции развития рынка.
Общее направление (вектор) развития и средняя скорость изменения погашают случайные отклонения от общего курса. Термин тенденция происходит от лат. tendere - направляться, стремиться.
На основе количественных оценок и моделей динамики рынка даются качественные характеристики изменения рыночной ситуации: растущий/развивающийся рынок, стабильный рынок, сокращающийся рынок и т.д.
Для определения вектора и скорости развития рынка строятся динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, а затем исчисляются темпы роста или прироста (базисные и цепные):
периоды |
Поставка, Тыс.т. |
Продажа в розницу, тыс.т. |
Цена, руб. кг | Товарный запас, дней | % к базисному периоду | |||
поставка | продажа | цена | Товарный запас | |||||
1-й | 50 | 44 | 12 | 5 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2-й | 60 | 46 | 16 | 8 | 120 | 104,5 | 133,3 | 160 |
3-й | 70 | 49 | 20 | 14 | 140 | 111,4 | 166,7 | 280 |
4-й | 66 | 36 | 40 | 21 | 132 | 81,8 | 333,3 | 420 |
5-й | 55 | 31 | 45 | 12 | 110 | 70,5 | 375,0 | 240 |
6-й | 46 | 30 | 45 | 12 | 92 | 68,2 | 375,0 | 240 |
Картина весьма противоречивая. Вероятно, рыночными структурами не было учтено повышение цен и его влияние на спрос. В результате до 3-го периода наращивалась поставка товаров.
В результате росли запасы, что явилось индикацией усиления разбалансированности рынка. На основании данной информации можно более обоснованно судить о развитии ситуации на рынке, чем по неформальным данным торговых корреспондентов.
В тех случаях, когда изучаемое явление рынка представляет собой сложную агрегированную величину (например, товарооборот, состоящий из совокупности разнородных товаров), характеристика динамики количественных показателей достигается с помощью агрегатных или средних индексов, в частности, индекса физического объема товарооборота (т.е. оценки изменения стоимости товаров в сопоставимых ценах) и общего индекса цен38:
В данном пособии приводится наиболее простой и доступный метод, который может быть использован в том случае, когда исследователь располагает данными о продаже товаров в натуральном выражении и о ценах на них. Пример. Данные о продаже и ценах трех товаров за два периода приведены в табл.
4.16 (цифры условные).
Таблица 4.16Расчет индекса физического объема товарооборота
Товар |
Базисный период | Текущий период | Количество текущего периода в ценах базисного, тыс.руб. | ||||
количество, т |
Цена, руб. за 1 кг | Товарооборот, тыс. руб. |
количество, т |
Цена, руб. за 1 кг | Товарооборот, тыс. руб | ||
qi0 | рi0 | qi0 рi0 | qi1 | рi1 | qi1 рi1 | qi1 рi0 | |
А | 1 | 2 |
3 (гр.1 х гр.2) |
4 | 5 |
6 (гр.1 х гр.5) |
7 (гр.5 х гр.2) |
1-й | 500 | 12 | 600 | 300 | 24 | 7200 | 3600 |
2-й | 200 | 10 | 2000 | 200 | 10 | 2000 | 2000 |
3-й | 300 | 25 | 7500 | 600 | 15 | 9000 | 15 000 |
- | - | 15 500 | - | - | 18 200 | 20 600 |
Индекс товарооборота (в фактических ценах) исчисляется как отношение итога гр. 6 к итогу гр. 3:
7 к итогу гр. 3:
Фактические данные (эмпирические уровни) наносятся на график, а после этого проводится линия, на глаз осредняющая все колебания. Такой метод широко применяется в анализе биржевой конъюнктуры, когда требуются моментальные выводы о тенденции развития рынка.
Применяется еще достаточно простой, но не очень точный метод, известный в теории статистики как метод механического сглаживания, к которому мы еще вернемся в анализе сезонных колебаний.
Более надежный способ выявления основной тенденции развития рынка заключается в построении и графическом изображении трендовых моделей (так называемый метод статистического, или аналитического, выравнивания).
Данный метод имеет то преимущество, что определяет не только вектор, но и скорость развития, а также отражает его характер: ускорение (степенная и показательная кривая, парабола и-го порядка), рост с замедлением (полулогарифмическая кривая), спад с замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т.д. Сущность данного метода заключается в том, что изменение явления (например, продажи товара) рассматривается как функция времени:
Модель тренда по линейной функции отражена на 4.5.