В ходе маркетинговой разработки товара решается ключевой для формирования инновационной политики фирмы вопрос - вопрос о том, какое количество товаров способен поглотить рынок, т.е. сколько товаров купят потребители. Определение потребительского потенциала рынка необходимо и для разработки стратегических и оперативных планов маркетинга и является составным элементом оценки рыночной конъюнктуры.
Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем емкости рынка.
Емкость рынка - количество товаров, которое рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок и при данных условиях.
Некоторые исследователи упрощенно подходят к проблеме определения емкости рынка. Так, в Методических рекомендациях по маркетинговым исследованиям33 емкость рынка приравнивается к объему реализации, исчисляемому по балансовой формуле (символика авторов сохранена):
Ковалев и В.В. Войленко34. Практически с этих же позиций подходят к расчету емкости рынка И.И.
Кретов и А.П. Дурович35.
Эти авторы по существу определяют не емкость рынка, а количество товаров, которое может быть предложено рынку.
Наш расчет базируется на потребительском принципе: на определении численности потребителей и прогнозе среднего уровня потребления. Это обеспечивает соответствие рассматриваемого показателя сущности явления, которая очень проста и состоит в ответе на вопрос: Сколько желающих смогут купить данный товар?.
Расчет емкости рынка j-го товара производственного потребления базируется на нормативах производственного потребления (использования сырья, материалов, оборудования на единицу г-го изготавливаемого изделия). В ходе расчета необходимо делать поправки на технологические преобразования (экономия материалов, использование ресурсов заменителей и т.п.), которые приводят к изменению нормативов:
Новая технология позволяет уменьшить металлоемкость на 25%. Запасы металла увеличились на 10 т. Заводу понадобится:
Епр = (1000 800 0,75 0,95) - 10 000 = 570 000 кг = 570 т.
Расчет емкости потребительского рынка следует дифференцировать по каждой социальной или возрастной группе населения (или в их сочетании). Развернутая формула емкости потребительского рынка приведена ниже:
Данные о социально-демографической дифференциации спроса будут рассмотрены в 5.1. Показатель насыщенности рынка играет самостоятельную роль в анализе рыночной ситуации. Он указывает на степень обеспеченности населения товарами потребительского назначения. Насыщенность рынка ограничивает его емкость.
Можно стимулировать различными способами моральный износ товара, в частности предлагая кредит на приобретаемые товары. В приведенную выше формулу следует включить как дополнительный показатель, объем продажи товаров в рассрочку.
Моральный износ трактуется как прекращение использования годного еще к употреблению изделия по причине выхода его из моды, появления нового, более совершенного и более привлекательного для потребителя товара. Ясно, что моральный износ непосредственно зависит от фактора дохода (D):
4.4).
Согласно прогнозу цены могут вырасти на 20%. Предполагается, что доходы (в расчете на одну семью) у высокообеспеченного населения вырастут на 30%, у среднеобеспеченного - на 10, а у малообеспеченного населения - на 2%.
Пересчет базисного душевого потребления в текущий:
I группа: 8,2 ед./семью - (8,20,20,006) + (8,20,30,012) = = 8,2 - 0,0098 + 0,0295 = 8,2197 ед./семью;
II группа: 3,4 ед./семью - (3,40,20,014) + (3,40,10,025) = = 3,4 - 0,0952 + 0,0085 = 3,3133 ед./семью;
III группа: 1,5 ед./семью - (1,50,20,03) + (1,50,020,034) = = 1,5 - 0,0090 + 0,0010 = 1,492 ед./семью.
Полный расчет по группам:
I группа: (1008,2197) - 90 + (900,1 + 900,25) - (1008,21970,05) = 821,97 - 90 + 9 + 22,5 - 41,0985 = 702,15 тыс. ед, 700 тыс. ед.
II группа: (4003,3133) - 24 + (240,08 + 240,12) - (4003,31330,15) = 1325,32-24 + 1,92 + 2,88 - 198,798 = 1107,322 тыс. ед. 1100 тыс. ед.
III группа: (5001,492) - 16 + (160,06 + 160,05) - (5001,4920,3) = 746,0 -16 + 0,96 + 0,8 - 223,8 = 507,96 тыс. ед. 500 тыс. ед.
Таблица 4.4Факторы емкости рынка
В частности, о самооценке положения розничных предприятий можно судить по следующим данным (табл. 3.7). Таблица 4.5Оценка руководителями (владельцами) экономического положения своих предприятий/организаций розничной торговли
Оценки | Ответы, в % к числу обследованных предприятий |
Благоприятное | 2 |
Удовлетворительное | 58 |
Неблагоприятное | 39 |
Нет ответа | 1 |
Источник. Торговля в России: Статистический сборник/ Госкомстат России. - М., 1998. - С. 65. |
Положительную оценку (благоприятное и удовлетворительное положение) дали 60% респондентов, причем вполне удовлетворены своим положением только 2%. Более 1/3 опрошенных оценивают свое положение как неблагоприятное.
Общую ситуацию на потребительском рынке в 1998 г. нельзя назвать благоприятной. Она скорее находилась на грани, отделяющей приемлемые условия от совершенно неудовлетворительных.
У руководителей предприятий сложилось определенное мнение о перспективах изменения рыночной ситуации (табл. 4.6).
Таблица 4.6Оценка изменения рыночной ситуации
Оценки | Ответы, % к числу обследованных предприятий | |
II квартал 1998 г. по сравнению с 1 кварталом 1998 г. | прогноз изменения в III квартале 1998 г. по сравнению со II кварталом 1998 г. | |
Улучшение | 9 | 20 |
Без изменений | 54 | 55 |
Ухудшение | 36 | 22 |
Нет ответа | 1 | 3 |
Источник. Торговля в России. - С. 65. |
Большинство респондентов считали ситуацию стабильной и ожидали стабильности в будущем. Значительная часть респондентов отмечала ухудшение ситуации и предсказывала, что такая тенденция сохранится, но '^руководителей ожидала улучшения конъюнктуры.
Все это свидетельствует о неустойчивости и неоднородности рынка. Ситуация действительно изменилась к худшему, но произошло это в результате глобального финансового кризиса.
Рыночный механизм формирует рыночную ситуацию. Важнейший признак конъюнктуры рынка - основная его пропорция: соотношение спроса и предложения. Баланс, или равенство этих двух главных категорий, встречается не так уж часто. Соотношение между ними постоянно колеблется, напоминая закон маятника.
В этом, в частности, заключается одно из проявлений стихийности рынка. Баланс или дисбаланс спроса и предложения определяет тип рынка (рынок продавца при превышении спроса над предложением и рынок покупателя - при соответствии предложения спросу или при превышении предложения над спросом).
Сбалансированность или разбалансированность рынка - процесс динамический, ситуация может постоянно изменяться, ее необходимо изучать. Однако и предложение, и спрос поддаются маркетинговому воздействию, их необходимо регулировать с помощью экономических рычагов, имеющихся в распоряжении как рыночных, так и государственных структур. Это в свою очередь обусловливает необходимость анализа степени сбалансированности или разба-лансированности рынка.
Для этого используются различные методы: балансовый, соотношения показателей динамики, косвенный - с помощью индикаторов, неформальных и экспертных оценок. Сложность анализа заключается в том, что если товарное предложение - показатель документируемый, то спрос непосредственно оценить нельзя (напомним, что спрос - категория потенциальная, существующая в представлении покупателя и в его кошельке). Конечно, об основных закономерностях и тенденциях спроса можно судить по товарообороту (реализованному спросу) или покупательным фондам населения, но фактический спрос в силу ряда причин может существенно не совпадать с ними. И все же условные расчеты приходится принимать во внимание.
В статике соотношение спроса и предложения (с некоторой степенью точности) устанавливается с помощью баланса спроса-предложения. Однако такой расчет можно осуществить только в границах всего товарного рынка в целом.
Поэтому его ценность для маркетинга фирмы незначительна. Он чаще используется в макромаркетинге.
Суть расчета в следующем: определяется объем товарного предложения (по данным о поступлении или фактической продаже, с необходимыми дорасчетами) и покупательные фонды населения (доходы с корректировкой на прирост сбережений минус обязательные платежи), представляющие совокупный спрос населения (табл. 4.7):
Таблица 4.7Баланс спроса-предложения
Предложение | Спрос |
1 . Объем отечественного производства товаров потребительского назначения 2. Объем импорта 3. Изменение стоимости товарного поступления за счет роста цен | 1 . Денежные доходы населения (за вычетом прироста сбережений, инвестиций в покупку ценных бумаг и недвижимости, а также обязательных платежей) 2. Покупка производственными предприятиями товаров для производственного потребления и промышленной переработки 3. Покупка товаров учреждениями и предприятиями для собственных нужд 4. Изменение стоимости купленных товаров за счет снижения цен |
ИТОГО | ИТОГО |
Сокращение товарных запасов | Рост товарных запасов |
БАЛАНС | БАЛАНС |
ДЕФИЦИТ (П С) | ДЕФИЦИТ (П С) |
Итоговая строка отражает степень сбалансированности спроса и предложения. Превышение предложения над спросом проявляется в росте товарных запасов, а превышение спроса над предложением - в их сокращении. Этот факт используют для косвенной оценки пропорциональности рынка. Дело в том, что количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара практически не представляется возможным.
Исключение составляют биржевые рынки, где предложение и спрос регистрируются.
Можно, конечно, сопоставлять производственный потенциал (как объем предложения) и емкость рынка (как отражение объема спроса). Такой расчет, хотя и не без трудностей, может быть выполнен на микроуровне отдельной фирмы.
Однако фирме проще осуществить косвенную оценку соотношения спроса и предложения на основе наблюдения за некоторыми параметрами рынка, в частности за изменением товарных запасов. Дело в том, что товарные запасы чутко реагируют на любые изменения соотношения спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает сокращение товарных запасов, а превышение предложения над спросом (или их качественное несоответствие) тут же сопровождается ростом товарных запасов (затовариванием). Сбалансированность спроса и предложения обусловливает стабильность товарных запасов.
На ум приходит сравнение с весами, где роль стрелки выполняют товарные запасы. Товарные запасы в данном случае выполняют функцию индикатора конъюнктуры рынка.
Можно использовать абсолютный показатель объема товарных запасов, но более точным будет относительный показатель запасов товарооборота (в днях).
В формализованном виде данные пропорции будут выражены следующим образом:
Iз =1 П = С
(рынок - сбалансирован); (4.12)
Iз 1 П С
(диспропорция: предложение превышает спрос); (4.12а)
Iз 1 П С
(диспропорция: спрос превышает предложение), (4.12б)
где Iз - индекс товарных запасов;
П - предложение;
С - спрос.
Однако следует принять во внимание, что в некоторых таких оценках состояния рынка отчасти содержится элемент субъективизма.
Приведем пример неформальной оценки рыночной конъюнктуры на основе анализа как формализованных, так и неформализованных (качественных) оценок, полученных от торговых корреспондентов (табл. 4.8).
Таблица 4.8Карта оценки конъюнктуры рынка
Индикаторы рынка | Характеристика рынка | ||||||||
поставка | продажа | запасы | |||||||
рост | стабильность | спад | рост | стабильность | спад | рост | стабильность | спад | |
+ | + | + |
Спад спроса: коллапсирующий рынок |
||||||
+ | + | + |
Стабильный спрос: стабильный рынок |
||||||
+ | + | + |
Рост спроса: развивающийся рынок |
Существует ряд других приемов конъюнктурного анализа, но их суть неизменна - сопоставление между собой индикаторов рынка и индексов деловой активности, оценка спроса и предложения. Например, в зарубежном маркетинге популярен метод построения системы индексов деловой активности: показателей показателей динамики основных характеристик рынка производства (или поставки) товаров, товарных запасов, цен, а в ряде случаев показателей общей экономической ситуации-уровня занятости, учетной ставки центрального банка, объема инвестиций и т.п.
В качестве дополнительных индикаторов привлекаются такие характеристики рынка, как численность потребителей (в одних странах - население старше 5 лет, в других - число семей с детьми); уровень дохода; территориальная структура розничных продаж и т.д, В некоторых специальных расчетах оценивается готовность населения к расходам (по числу отелей, ресторанов и кафе). Важной составляющей конъюнктурного анализа является система рыночных индикаторов. С некоторыми из них мы уже познакомились, рассматривая индексы деловой активности и индикаторы сбалансированности рынка.
Если приведенные ранее индикаторы являлись статистическими показателями или результатом информации, полученной от торговых корреспондентов, то индикаторы, которые нам предстоит рассмотреть, выводятся на базе специальных конъюнктурных торговых и социологических опросов. Главная особенность этих индикаторов заключается в том, что они опираются на мнение заинтересованных лиц: потребителей, с одной стороны, и производителей и торговцев - с другой.
Методология построения подобных индикаторов является смешанной: в организации опросов используются приемы социометрии, выборка респондентов и группировка анкет опираются на статистические методы, конструирование самих индикаторов использует принципы маркетинга и т.д. Находит применение система балльных оценок, ранжирования и взвешивания по оценкам важности.
Некоторые из подобных индикаторов разрабатываются Российским агентством статистики, другими правительственными и неправительственными учреждениями.
Для изучения перспектив рыночного бизнеса определяется коэффициент заполненности портфеля заказов. Он исчисляется на основе ответов предпринимателей об уровне и тенденции заполненности портфеля. В табл.
4.9 представлена модель этой характеристики.
Таблица 4.9Модель оценки перспективности бизнеса
Удельный вес давших оценку в общем числе ответивших респондентов, % | |||
уровень заполненности портфеля в текущем периоде: | тенденция ожидаемого изменения заполненности портфеля | ||
характеристика | % ответов | характеристика | % ответов |
1) выше нормы | 1) увеличение | ||
2) нормальный | 2) без изменения | ||
3) ниже нормы | 3) уменьшение | ||
Баланс ответов | Баланс ответов |
В качестве индикатора используется не доля ответивших, а баланс положительных и негативных оценок (стр. 1 + стр. 2 - стр.
3). Если баланс положительный, то дополнительно определяется степень положительных перспектив как соотношение стр. 1 и стр.
2. Если оно близко к 0, то перспективы можно считать удовлетворительными, когда же оно составляет '/3, то перспективы хорошие, и, наконец, если оно близко к единице, перспективы выглядят блестящими. В принципе блок прогноза заполняемости портфеля можно заменить или дополнить ретроспективным блоком оценки изменений за предшествующий период. В результате могут быть получены три характеристики изучаемого явления: за предшествующий период, который объясняет сложившуюся конъюнктуру; в настоящее время, отражающее реальную ситуацию; на будущий период, представляющий собой прогнозную оценку.
От них можно перейти к интегральной характеристике, к своего рода коэффициенту благополучия предприятия, исчисляемому как простая среднеарифметическая трех показателей.
Полученные индикаторы полезно дополнить данными оценки экономического положения предприятия, которые тоже могут быть получены на основании опроса руководителей производственно-сбытовых и торговых предприятий. В модели сочетаются оценки как нынешней ситуации, так и прогнозные. Как и в предыдущей, данную модель можно дополнить ретроспективным блоком, иллюстрирующим то, как предприятие достигло нынешней ситуации (табл.
4.10).
Таблица 4.10Модель самооценки экономического состояния предприятия
Удельный вес давших оценки в общем числе ответивших респондентов, % | |||
об экономическом положении предприятия в данное время | о тенденциях изменения экономического положения на перспективу | ||
характеристика | оценка, % | характер | оценка, % |
1) благоприятное | 1) улучшилось | ||
2) удовлетворительное | 2) без изменения | ||
3) неблагоприятное | 3) ухудшилось | ||
Баланс оценок | Баланс оценок |