d9e5a92d

Начало консолидации



Транспорно клиринговая Палата как пример реальной работы по средствам валютного клиринга .
После распада СССР в декабре 1991 г. Министерство гражданской авиации было ликвидировано и перестал существовать единый рублевый счет, на который стекалась вся выручка от продажи авиауслуг. Как известно, в СССР существовала одна громадная компания Аэрофлот, внутри которой был налажен централизованный взаиморасчет и поддерживалась договорная дисциплина. Когда на обломках Аэрофлота образовалось множество независимых авиапредприятий возникла реальная угроза получить также и независимость от денег, которые агентства теперь могли спокойно «уводить» от авиаперевозчиков.

Агентства находятся ближе всех к реальным деньгам и имеют возможности для разного рода мошеннических действий и различного рода финансовых злоупотреблений. Кроме того, в первое время после дробления Аэрофлота нередко бывали случаи массового хищения бланков билетов.
Таким образом, несмотря на то, что билеты заметно подорожали и объем перевозок почти не сократился, авиаперевозчики балансировали на грани разорения.
Начало консолидации
В о всем мире у крупных авиакомпаний имеются собственные системы резервирования, и некоторые из них переросли сегодня рамки одной фирмы и трансформировались в глобальные дистрибутивные системы: Galileo, Amadeus, WORLDSPAN и SABRE. Для проведения взаиморасчетов между авиакомпаниями применяются глобальные системы взаиморасчетов: BSP IATA и ARC (США). Среди автоматизированных систем резервирования билетов на внутреннем рынке России можно отметить следующие: «Сирена-2», «Сирена-2.3», «Сирена-2000», проект «Сирена-3» и шлюзы из/в системы Габриэль, Amadeus и WORLDSPAN.

Однако каждая авиакомпания по-прежнему заинтересована в том чтобы продать именно свои места агентству, а потом и пассажиру, поэтому, в частности, необходим нейтральный слой и гарантия того, что будут обеспечены равные права по распределению билетов.
Формально ТКП нанимается авиаперевозчиками для осуществления взаиморасчетов по перевозкам. Палата, в свою очередь, заключает соглашения с агентствами и проводит их аккредитацию. В результате создается нейтральная среда обслуживания пассажиров, не зависящая ни от авиакомпании, ни от агентства. Такая среда дает пассажиру возможность самому выбирать авиаперевозчика в соответствии только со своими потребностями, вкусами и представлениями о маршруте и уровне сервиса.

К услугам пассажира любая авиакомпания, агентство и система резервирования, а ТКП здесь служит гарантом того, что будут соблюдаться интересы всех субъектов процесса авиаперевозки.
Кроме того, ТКП разрабатывает технологии расчетов по грузовым перевозкам, правила перевозок и регистрации документов, развивает технологии программного обеспечения, организует правовое пространство между участниками системы взаиморасчетов. При этом ТКП держит связь с авиационными администрациями СНГ и международными организациями: IATA (International Air Transport Associations http://www.iata.org), ICAO, ARC, Всемирным тарифным центром, Международным Центром расписаний и т.д. В функции ТКП входят также контакты с компаниями, работающими с другими видами транспорта, а также обучение операторов агентств, участвующих в воздушных перевозках. Стремясь положить конец анархии, в конце 1992 г. все участники авиатранспортного процесса подписали Генеральный Договор о взаиморасчетах, соблюдение которого контролировалось общественной организацией Наблюдательным советом авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Это событие в свою очередь повлекло за собой множество новых проблем, в частности, потому, что в России раньше вообще не было какой-либо системы взаиморасчетов между авиапредприятиями (наиболее распространенная на внутреннем рынке система бронирования билетов «Сирена 2» была рассчитана на работу только с одной авиакомпанией и множеством ее агентств). Напрямую заимствовать другие решения: ARC система для взаиморасчетов в США или BSP система взаиморасчетов за международные перевозки в других регионах было невозможно из-за специфических особенностей банковско-финансовой системы, уровня развития телекоммуникаций и соображений государственного суверенитета.



Поэтому для выполнения всего комплекса работ, связанных с осуществлением взаиморасчетов в 1994 году была создана Клиринговая палата, позднее преобразованная в Транспортную Клиринговую Палату.
Участниками ТКП стали 160 регулярных и 50 чартерных перевозчиков СНГ, а ее учредителями были 22 крупнейшие авиакомпании России и СНГ. Через Комиссию по аккредитации при ТКП прошли около 200 агентств по продаже билетов из СНГ и других стран. Всего было аккредитовано около 15 тыс. агентов, обеспечивающих продажу перевозок на нейтральных бланках ТКП международного образца, принятых взамен старых. Сейчас большинство бывших ведомственных агентств «Аэрофлота» (МГА) получили аккредитацию в ТКП.

После того как в 1995 г. был запущен механизм взаиморасчетов, можно было говорить о том, что перевозчики СНГ, агентства и другие субъекты авиатранспортной системы сумели преодолеть кризис неплатежей и нейтрализовать негативные последствия развала монополии Аэрофлота на внутреннем рынке.
Информационный центр ТКП
ТКП, находясь в центре информационных потоков, циркулирующих между субъектами воздушного транспорта, выполняет роль координатора, а при возникновении конфликтов и роль третейского судьи, благо вся необходимая информация у нее имеется.


1. Схема информационных потоков

В общем случае в задачи информационного центра ТКП (ИЦ ТКП tchtchitc.msk.ru) входит оперативное предоставление участникам процесса перевозки исчерпывающей информации о состоянии счетов, платежей, отчетности на определенную дату; обеспечение защищенного обмена данными между всеми участниками системы взаиморасчетов; поддержка горячей линии для всех абонентов ТКП, а это как минимум один терминал, имеющий прямую связь с ИЦ; ведение статистики; предоставление доступа к нормативно-справочной и технологической информации, а также подготовка статистических данных.
Для обеспечения конфиденциальности обмена информацией и соблюдения юридической значимости документов, передаваемых по каналам электронной связи в ИЦ ТКП была разработана подсистема обмена электронными документами (ИНФОСЭД), построенная на базе систем криптографической защиты «Верба-О» и «Верба-OW».
Помимо решения проблемы конфиденциальности очень важно также оптимизировать процесс обработки статистики по воздушным перевозкам с формированием достоверных отчетов для различных государственных структур: ФАС (Федеральная авиационная служба), Госкомстат, Комиссия по делам ICAO. Сегодня ИЦ ТКП оказался единственной организацией, способной обеспечить заинтересованные учреждения статистическими данными по объемам работ и перевозкам, наличию и использованию парка воздушных судов по региональным управлениям и по стране в целом. Как видно из 2, доступ к информационным ресурсам ИЦ ТКП осуществляется по междугородной телефонной сети, ведомственным сетям АВИАНЕТ, АЭРОНЕТ, «Сирена-3», X.25 и Internet.


2. Варианты доступа абонентов к информационным ресурсам ТКП

Отдельного разговора заслуживает техническое оснащение ИЦ ТКП. Ясно, что необходимость обеспечения надежности долговременного хранения самой разнообразной информации предъявляет особые требования к аппаратно-программной конфигурации. Кроме того, следует учесть, что ТКП это негосударственная организация, которую финансируют авиапредприятия, так что ждать золотого дождя и неограниченных средств, изымаемых, например, у пассажиров, на техническое оснащение не приходится.
Специфика существующей в России системы взаиморасчетов, состояние линий коммуникаций, соображения государственной безопасности и даже действующие правила совершения полетов не позволяют непосредственно использовать готовые зарубежные решения. Поэтому в условиях ТКП единственно возможным оказался путь самостоятельной разработки информационной системы.
Что касается планов на будущее, то перед ТКП стоят задачи расширения сети аккредитованных агентств и привлечения к сотрудничеству всех реально работающих в России авиапредприятий. Пока еще около половины всех агентств входят в состав авиакомпаний и говорить об их нейтралитете в плане предложения пассажиру нужного перевозчика не приходится. Кроме того, во многом из-за протекционистских мер, практикуемых IATA в отношении продвижения на российский рынок системы взаиморасчетов BSP, влияние ТКП на агентства, занимающиеся международными перевозками, пока невелико. Создание региональных представительств ТКП, объединенных в единую компьютерную инфраструктуру, позволит расширить сеть аккредитованных центров бронирования билетов и будет способствовать сокращению числа систем резервирования.

Например, в США наметилась явная тенденция к укрупнению таких систем, где их число за несколько лет уменьшилось с 7 до 2. Внутри России имеется 76 разных, автономных узлов Сирена-2 (по три в каждом городе), причем кассиров на одного пассажира в СНГ в 1,5 раза больше чем в США (30 млн. на 15 тыс.) это слишком много для существующего у нас объема перевозок.



Содержание раздела