d9e5a92d

Макаров М. - ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО

Довольно часто, даже в выступлениях ответственных за экономику лиц, проявляются растерянность и глубокое непонимание природы и причин текущего мирового кризиса.
Кажется, нет ни войны, ни нашествия марсиан, ни глобальных катастроф, а мировая экономика все глубже падает в кризис. В чем же причины?
Общий спрос неминуемо равен общему предложению, то есть все, что продано, куплено
Фактически, когда гражданин берет кредит, он обеспечивает свой спрос будущими доходами

КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВАИ ПЕРЕПОТРЕБЛЕНИЯ

Является ли текущий кризис кризисом перепроизводства? Да, в значительной степени.

Для понимания природы кризиса представим себе в простейшем варианте модель мирового спроса и предложения.
Весь спрос на товары и услуги обеспечен предложением этих также товаров и услуг в отсутствии кредитования и любых финансовых инструментов. Кто-то производит автомобили, кто-то зерно, дома, стройматериалы, нефть, металлы, компьютеры.

Однако все эти производители одновременно являются и покупателями всех этих товаров. Общий спрос неминуемо равен общему предложению, то есть все, что продано, куплено.
Такая схема спроса и предложения фактически обмена товаров на товары (через деньги) не означает отсутствия кризисов. Если на какой-то товар длительное время предъявляется необоснованно завышенный спрос например, граждане массово скупают недвижимость, чтобы заработать на росте цен, завышая спрос и производство-предложение, неминуемо надувается пузырь и возникает кризис перепроизводства.
Однако действующая модель мирового спроса и предложения сложнее: кроме обеспеченного товарами и услугами, возникает спрос, обеспеченный финансовыми услугами. Простейший (но и самый массовый!) вариант такого спроса кредит.
Если гражданин, имеющий зарплату в $1000, тратит только зарплату, его спрос обеспечен его работой как товаром. Но если он взял в банке кредит на сумму, например $10000 сроком на 5 лет и купил автомобиль под свои доходы, то фактически гражданин уже обеспечивает свой спрос будущими доходами.
Аналогично огромная часть спроса компаний крупных и мелких также обеспечена будущими доходами. Это кредит.

Сейчас без кредита, составляющего до 50% оборота, невозможен ни один крупный бизнес.
Теперь, допустим, в какой-то момент возникает ситуация локального, но существенного падения спроса например, возникает кризис на ипотечном рынке США. Кредиторы: банки, финансовые компании начинают понимать, что в ситуации неустойчивого, падающего спроса практически нет абсолютно надежных заемщиков. Любая компания может оказаться неплатежеспособной, любой гражданин может лишиться доходов. Доступность кредита резко падает, требования к обеспечению и процентные ставки резко растут.

При этом доля спроса, обеспеченного финансовыми услугами, может достигать 40-50% мирового спроса!
Не надо думать, что производители реального сектора: нефти, металлов, продовольствия в ситуации падения спроса окажутся в выигрышном положении. Дело в том, что в спросе на их продукцию до кризиса также велика была доля спроса, обеспеченного финансовыми услугами. Во время кризиса падает спрос соответственно и на реальные товары мы наблюдаем резкое снижение спроса в США и Европе на дома и квартиры, а также на автомобили.

Это, в свою очередь, не может не вызывать падения спроса на металлы, стройматериалы, нефть, что наглядно демонстрируют цены товарных рынков за период лето 2008 март 2009 года.
Итак, на первом этапе кризиса происходит резкое падение спроса, обеспеченного финансовыми услугами. Но на этом падение не останавливается.

На втором этапе падение производства в реальном секторе, вызванное предыдущим падением спроса, вызывает новый виток падения спроса на товары и услуги, а также снижение занятости.



На первом этапе кризиса происходит резкое падение спроса, обеспеченного финансовыми услугами
Это, по сути,сравнимо сзаливаниемводой (деньгами)пожараотсутствияспросакоторой мы уже и находимся, была намного ниже первой волны падения, вызванной резким спадом кредитования. Поэтому меры правительства Обамы и ФРС, как и более ранние действия по плану Буша-Полсона, состоящие из масштабных вливаний средств в экономику, совершенно разумны и правильны на данном этапе.

Это, по сути, сравнимо с заливанием водой (деньгами) пожара отсутствия спроса.

ПОПЫТКИ СПАСЕНИЯ

Капитализация мировой экономики как показатель общего объема спроса, обеспеченного финансовыми услугами, упала уже на десятки триллионов долларов. По оценке Сороса до $40 трлн.

Отсюда понятно, что, во-первых, вливания ликвидности даже в тех огромных объемах до сотен миллиардов долларов безусловно, позитивный шаг, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
В 2008-2009 годах уже было проведено большое количество спасательных кампаний как в виде кредитов ФРС, так и прямой помощи из средств бюджета США финансовому сектору и всей экономике:
1. План Полсона-Буша $700 млрд.
2. План Обамы $787 млрд.
3. Вливания ликвидности ФРС не менее $1 трлн.
4. Спасение ипотек $75 млрд. на перерасчет проблемных ипотек, а также $200 млрд. поддержки Fannie Mae и Freddie Mac.
5. Спасение фактически обанкротившегося крупнейшего страхователя AIG (пенсионные сбережения!) самый больной текущий вопрос. Вливания госсредств в него уже составили $150 млрд., сейчас новые $30 млрд.
6. Спасение автопрома США, в первую очередь GM и Chrysler из Большой тройки выделение новых $17 млрд. в дополнение к уже выделенным в конце 2008-го $13 млрд.

ПОДДЕРЖКА БАНКОВ

В начале марта Б. Бернанке сделал важнейшее заявление, которое вызвало ралли в банковском секторе США: Мы не допустим краха крупных системообразующих финансовых институтов. Очевидно, речь шла в первую очередь о компаниях Citigroup, Bank of America и AIG, наиболее пострадавших в текущемкризисе.

Важность заявления председателя ФРС в том, что еще никто точно не знает, какой объем средств может понадобиться финансовому сектору для полной очистки от токсичных активов, а проще говоря, от безнадежных долговых обязательств. Тем не менее, ФРС США фактически гарантировало неограниченное финансирование крупнейшим институтам.

БЮДЖЕТ

27 февраля президент Обама представил в Конгресс США проект бюджета в $3,55 трлн. Республиканцы тут же объявили о своей оппозиции этому плану. Кроме того, в то время как большинство демократов поддерживают предложение американского президента повысить налоги богатым американцам и корпорациям, чтобы увеличить фонды для финансирования образования
Если ФРС придется включить печатный станок, не обвалится ли тогда американская финансовая система, утянув за собой доллар и мировую экономику?
ФРС СШАфактическигарантировалонеограниченноефинансированиекрупнейшиминститутамСейчас без кредита, составляющего до 50% оборота, невозможен ни один крупный бизнес
На поддержку экономики США намечено потратить $1 трлн. На эти деньги за год можно создать 30 млн. рабочих мест ценой по $30 тыс. в год
рестройки системы здравоохранения, многие выражают сомнение. Я не поддержу этот план, сказал представитель Дэнис Кардоза, калифорнийский демократ один из 49 демократов, которые считают высшим приоритетом сокращение бюджетного дефицита.

Он отметил, что хочет быть уверен в том, что все в этом проекте действительно необходимо.
Приведенные выше высказывания несколько выбивают почву из-под ног новому главе США. Обама до сих пор мог рассчитывать на почти единодушную поддержку своих инициатив демократами Конгресса.

Экономический план стимулов за $787 млрд. приняли в марте при поддержке всех демократов Сената и всех, кроме семи, в Конгрессе. Теперь же некоторые демократы могут и не одобрить повышение налогов в президентском бюджете.

РЕКОРДНЫЕ ЗАТРАТЫ

Программа расходов Барака Обамы предсказывает увеличение госрасхо-дов на 32%. В итоге в течение текущего бюджетного года они могут достигнуть рекордной суммы в $3,94 трлн.

Это приведет к концу финансового года, заканчивающегося 30 сентября, к рекордному дефициту в $1,75 трлн. Правительство планирует потратить $3,55 трлн в 2010 финансовом году, начиная с 1 октября, и закрыть отчетный период дефицитом в $1,17 трлн.
План также предполагает резервные средства в $750 млрд. новой помощи финансовому сектору. Комитет по бюджету считает, что Обама может найти широкую поддержку некоторых элементов его плана, хотя предложение по здравоохранению и рост налогов самые жесткие из них.
В итоге, объем государственного долга США достигнет в 2010 году астрономической цифры в $12,7 трлн. и составит в целом не менее 70% ВВП страны. Это будет максимальный уровень со времен Великой Депрессии.

КТО ЗАПЛАТИТ?

Не секрет, что основными инвесторами в экономику США в период роста 2000-2007 гг. были страны Азии (Китай, Япония), Ближний Восток (нефтеэкспортеры), Индия, Россия, Бразилия.
Во время мирового кризиса способность этих стран увеличивать покупки американских Treasuries весьма сомнительна. Кроме того, Китай в лице премьер-министра страны, в марте 2009 года уже достаточно жестко поставил вопрос о гарантиях сохранности ценности уже принадлежащих КНР американских гособлигаций (примерно на $700 млрд.) со стороны США. Если на новый поток предложения американского госдолга не будет спроса, кто профинансирует планы стимулов Обамы?

И, если ФРС придется включить печатный станок, что приведет к скачку инфляции, не обвалится ли тогда американская финансовая система, утянув за собой доллар и мировую экономику?
Возможно, некоторые ответы мы получим уже в начале апреля, по результатам встречи G20 в Лондоне.

НЕОЖИДАННАЯ МЫСЛЬ

Попробуем посчитать. На поддержку экономики США уже потрачено и намечено потратить более $1 трлн.
Если просто потратить эти средства на выплаты работникам, занятым на новых рабочих местах, то нетрудно посчитать, что за год можно создать 30 млн.(!) рабочих мест ценой по $30 тыс. в год. Тридцать миллионов, а не три, как обещал Обама.

Я уже не говорю о том, что эти средства, попав на рынок потребительского спроса, существенно повысят занятость в торговле, секторе обслуживания, строительстве и т.д. этот эффект называется мультипликатором экономического роста.
Получается, что фактически основные средства плана Обамы будут израсходованы на покрытие убытков в банках, крупных компаниях, а до потребителя дойдет меньшая часть. Мне кажется, это неправильно как с точки зрения стимулирования роста, так и с точки зрения социальной справедливости.


Конгресс США передал план дополнительных расходов в 2009 году на $410 млрд. на подпись Бараку Обаме 11 марта..



Содержание раздела