d9e5a92d

Новая глобальная интеграция мировой экономики


Желание преодолеть протекционистские барьеры побудило Японию, Италию, Германию к территориальным и колониальным захватам, что вызвало начало новой мировой войны (1939-1945гг.). Широкомасштабные и кровопролитные военные действия почти полностью прервали какие-либо международные торговые отношения. Война окончилась поражением выше перечисленных стран.

После установления мира начался новый этап развития международного разделения труда.



    1. Новая глобальная интеграция мировой экономики
      во второй половине ХХ века.


    После второй мировой войны многое пришлось начинать с начала. Процесс восстановления системы международного разделения труда занял десятилетия. Так степень вовлеченности развитых стран в международное разделение труда составило в 1950 году лишь 60% от уровня 1913 года.

    Обороты внешней торговли вернулись на докризисный уровень лишь к 60-ым годам.
    Новому росту глобальной интеграции помогла новая промышленная революция, развернувшаяся на Земном шаре во второй половине ХХ века. Она породила такие отрасли как автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка, точное машиностроение, которые стали движущей силой новой системы международного разделения труда. В конце ХХ века сырая нефть и нефтепродукты, автомобили и точная электроника - три важнейшие товарные группы в мировой торговле, на которые приходится около половины мирового экспорта.
    Основы новой системы международной торговли были заложены ещё на Бреттонвудской конференции в 1944 году. В 1947 году 23 странами было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное на снижение таможенных пошлин и других барьеров.
    Наиболее известным из всех таможенных союзов является Европейское сообщество (ЕС), или Общий рынок. ЕС было создано в 1957 году, когда Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали так называемый Римский договор. Затем к соглашению присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия и Австрия.

    Всего на данный момент (1998 год) в договоре участвуют 15 стран.
    В странах с развитой экономикой к 1998 году таможенные пошлины на промышленные товары снизились до 4%. Во второй половине ХХ века внешняя торговля росла значительно быстрее, чем материальное производство. За 45 лет объёмы производства выросли в 5,5 раза, а объёмы мировой торговли - в 14 раз.
    Главным показателем вовлеченности страны в систему международного раз деления труда является "процент вывоза". "Процент вывоза" - это отношение вывоза продукта страны к собственному производству. Динамика этого показателя по группе промышленно развитых стран показана в таблице №4.


    Год
    Развитые страны
    США
    Западная Европа
    Япония
    1890
    11,7
    6,7
    14,9
    5,1
    1913
    12,9
    6,4
    18,3
    12,6
    1929
    9,8
    5,0
    14,5
    13,6
    1938
    6,2
    3,7
    7,1
    13,0
    1950
    7,8
    3,8
    13,4
    6,8
    1953
    8,4
    4,3
    13,4
    7,5
    1960
    8,6
    3,8
    14,8
    8,9
    1970
    10,2
    4,0
    17,4
    9,7
    1975
    14,1
    6,6
    21,3
    11,0
    1980
    15,5
    7,7
    22,7
    11,8
    1990
    14,6
    7,2
    23,0
    9,6
    1992
    14,3
    7,5
    21,7
    8,8
    1995
    14,7
    7,9
    23,9
    8,4


    Таблица 4. Экспортная квота экономики (1890-1995гг.)
    (доля товарного экспорта в ВВП, %).
    В 70-е годы степень вовлечённости стран мира в международное разделение труда резко возросла, сравнялась с уровнем, существовавшем до первой мировой войны, и превзошла его. В 1970 году страны Западной Европы улучшили показатель 1913 года по доле товарного экспорта в ВВП (валовой внутренний продукт).
    Описанные процессы в экономике, гигантский прогресс в научно-технической области определили политико-географический облик мира накануне XXI века.









    1. Международное разделение труда в конце ХХ века




    1. Отличительные особенности политико-географического
      облика мира в конце ХХ века.


    Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом особенностей, имеющих глобальный характер.
    1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193.

    Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой истории - СССР.


    В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МВФ, Европейский парламент и тд. .
    2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч. Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие.

    Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира.
    3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей.
    Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии (средство доставки информации).

    Изменения в транспортной сети мира с середины ХХ века показаны в таблице №5.



    Виды путей сообщения
    1950 г.
    1970 г.
    1990 г.
    Железные дороги
    1320
    1340
    1210
    Автодороги
    15540
    19700
    23600
    Судоходные реки
    и каналы
    560
    525
    544
    Нефте- и продуктопроводы
    175
    395
    600
    Магистральные
    газопроводы
    186
    545
    900
    Воздушные пути
    3300
    5510
    7900


    Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.).
    Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран - лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под ”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.).

    К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США), Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др..
    Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки.
    Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и пассажирских перевозках различно в разных странах мира.
    Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США (240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс. км.).
    Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд. автомобилей (80% в развитых странах).
    Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда.

    Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5 тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.)) и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
    Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках.
    В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный) сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ.
    4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды связи как спутниковая и кабельная.

    Благодаря им появилось возможность быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара.
    Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных стран. Она включилась и в систему всемирной торговли.

    Уже организовано проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети Интернет.



    Содержание раздела