d9e5a92d

СССР в условиях зрелого социализма

На октябрьском пленуме 1964 г., где было объявлено об отставке Н.С.Хрущева, первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгин.
С декабря 1964 г. восстанавливалась вертикаль партийной власти, которая включала в качестве основных звеньев ЦК КПСС республиканский ЦК обком райком. Были ликвидированы совнархозы и восстановлен отраслевой принцип управления народным хозяйством.
Следующим шагом стало обращение к сельскому хозяйству. Новая стратегия в сельском хозяйстве, объявленная в марте 1965 г. сводилась к отказу от необоснованных административных решений и всемерной его материальной поддержке. С осени 1965 г. началась крупная реформа в промышленности. Идеологический курс нового руководство сочетал в себе догматизм с жестким подавлением инакомыслия. Хотя официальной реабилитации Сталина не было, критика культа личности прекратилась, реабилитация жертв политических репрессий была свернута, имя Сталина стало упоминаться лишь в положительном контексте. Главным идеологическим ориентиром стала концепция развитого социализма, которая разрабатывалась с конца 60-х гг.
При Брежневе позиции номенклатуры усилились. Ротация кадров уменьшилась, номенклатура все больше превращалась в замкнутую касту. В 1965-84 гг. состав Политбюро практически не обновлялся, средний возраст его членов превысил 70 лет.

Нарастание проблем в экономике страны Реформа Косыгина и причины ее неудачи


В основу реформы были положены идеи советских экономистов об использовании экономических рычагов в управлении социалистической экономикой. Делалась ставка на экономическое стимулирование производства. Предприятия получали больше самостоятельности. Вместо объема валовой продукции главным показателем их работы стал объем реализованной продукции. Таким образом, производство ставилось в непосредственную зависимость от потребителя. Предполагалось использовать такие экономические рычаги как цена, прибыль, кредит, премии.
Перевод предприятий на новую систему хозяйствования дал положительный эффект: на некоторое время прекратилось падение темпов промышленного производства, а восьмая пятилетка (1966-1970 гг.) в целом стала одной из самых удачных за годы советской власти. Символом успеха экономической политики этого периода стало строительство Волжского автомобильного завода в рамках совместного соглашения с итальянской фирмой Фиат.
Однако идеологические установки, ведомственные интересы и административно-бюрократические решения не позволили в полной мере реализовать потенциал реформы. Существенное влияние на экономическую стратегию советского руководства оказала пражская весна 1968 г.. Чехословацкий кризис четко обозначил связь экономических реформ с неизбежными политическими изменениями системы советского типа.
С начала 1970-х гг. усиливаются консервативные тенденции в советском руководстве.

Экономическое положение в 1970-е первой половине 80-х гг.

В условиях холодной войны и военно-экономического соревнования с США и странами НАТО милитаризация народного хозяйства усиливалась.
Открытие в начале 1960-х гг. уникального по запасам комплекса нефтегазовых месторождений в Западной Сибири привело к резкому росту добычи нефти и газа, которые стали доходной статье экспорта. В бюджет страны потекли нефтедоллары. Форсирование этого процесса в 70-е годы объективно увеличивало сырьевую ориентацию экономики страны.
Экстенсивно-сырьевой характер развития вел к увеличению уже существовавших диспропорций и перекосов. Эта стратегия также не учитывала в полной мере демографическую ситуацию, общее истощение людских ресурсов, а также экологические проблемы.


Стержнем сельскохозяйственной политики брежневского руководства было создание крупных аграрных производств на индустриальной основе. Делались попытки сконцентрировать производство продуктов в хозяйствах нового типа: межхозяйственных и аграрно-промышленных объединениях (АПО).
Несмотря на небывалые в прежние годы капиталовложения в деревню ситуация в аграрной сфере продолжала ухудшаться. Во многих регионах были постоянные перебои с продуктами. Продовольственная программа, принятая в 1982 г., также не помогла решить проблему.

Товарный голод и его социальные последствия

В 70-е гг. обострился дефицит на потребительском рынке. Это было неизбежным следствием, с одной стороны, хронического отставания легкой промышленности и сельского хозяйства, с другой, повышения денежных доходов населения. Политика, направленная на достижение социальной однородности общества, на практике выражалась в искусственном подтягивании зарплат низкооплачиваемых слоев к среднему уровню.
Популистская политика имела негативные последствия для социально-экономического положения страны. С одной стороны, товарное наполнение рубля с каждым годом снижалось, масса свободных денег увеличивалась. Если в начале 1970-х гг. дефицитными товарами были, в основном, предметы длительного пользования, импортные товары, то на рубеже 1970-80-х гг. дефицит затронул практически всю сферу товаров и услуг. Неотъемлемой частью повседневной жизни в годы застоя были постоянные очереди. Необеспеченность денежной массы товарами вела к росту цен и появлению теневой экономики.
С другой стороны, уравнительный характер заработной платы подрывал материальные стимулы к труду, к повышению квалификации и образования. Если в 1950-е гг. квалифицированный рабочий получал в 3-4 раза больше неквалифицированного, то к середине 1980-х гг. разница практически нивелировалась. Зарплата начинающего инженера была ниже зарплаты рабочего. Сложный и квалифицированный труд постепенно терял свой престиж. Система организации труда в целом оказалась в глубоком кризисе, который требовал серьезных системных изменений.

Власть и общество. Изменения в социальном составе и настроениях советского общества

В то время как власть цеплялась отжившую малоэффективную экономическую модель развития и черпала идеологические ориентиры из теоретического наследия официальных классиков, общество быстро менялось.
Важнейшим фактором этих изменений была урбанизация страны. Повсеместно распространялась городская культура, которая характеризуется более высоким образовательным уровнем, динамизмом, социальной активностью. Со второй половины 1970-х гг. в городской среде возникали неформальные объединения, которые сначала были ориентированы преимущественно на культурно-спортивную жизнь, а во время перестройки активно включились в политические процессы на низовом уровне.
Произошел кардинальный сдвиг в социальном составе населения страны.
В целом можно сказать, что в советском обществе 1960-х середины 1980-х гг. постепенно складывалась социальная структура, характерная для постиндустриального общества. По профессиональному составу и уровню образования советское общество не уступало развитым капиталистическим странам. Вместе с тем, система производственных отношений, сложившаяся в первые годы советской власти и отвечавшая технологическому уровню 1920-х30-х гг., пришла в столкновение с потребностями общества и стала действовать на него разлагающе. Государство фактически консервировало отжившие производственные отношения, руководствуясь идеологическими догмами.
Нараставшее расхождение между идеологическими декларациями и реальной жизнью (видеофрагмент), а также трудности повседневной жизни были почвой для социальной неудовлетворенности. Официально провозглашаемые идеалы и цели не могли вдохновлять, они становились объектом политической игры, формальным признаком благонадежности. Недовольство выражалось, главным образом, в пассивных формах: пьянстве, падении трудовой дисциплины, низкой производительности труда.
В поиске идейных и нравственных ориентиров многие люди стали обращаться к религии, в том числе к нетрадиционным верованиям и учениям.
Наиболее радикальной формой общественного несогласия с советскими реалиями в 1960-70-е гг. стало движение диссидентов. Движение было крайне малочисленным и включало представителей различных взглядов националистов, анархистов, монархистов и целый ряд других. Общим стержнем, объединяющим организации разных толков, стало правозащитное движение.

Конституция "зрелого социализма"


В 1977 г. была принята новая Конституция. В ней провозглашалось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Отмирание государства отодвигалось на неопределенный срок и делало приоритетной задачу его всестороннего укрепления. Утверждалось, что государство приобрело общенародный характер и власть в СССР принадлежит народу. Система органов государственной власти включала советы народных депутатов всех уровней от сельского до Верховного.
Статья 6 Конституции определяла КПСС как ядро политической системы. Таким образом, законодательно закреплялся контроль партийного аппарата за деятельностью предприятий и учреждений через первичные организации. В этих условиях членство в партии было практически обязательным фактором любой профессиональной карьеры.
Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве СССР. Был сделан акцент на сближении наций и народностей, в результате которого, как утверждалось в Конституции, в СССР сформировалась новая историческая общность людей советский народ.
Были расширены права граждан. Однако реализация на деле демократических прав и свобод, закрепленных Конституцией, упиралась во множество действовавших подзаконных и нормативных актов, которые делали их неосуществимыми.

Международная ситуация

На рубеже 1970-80-х гг. влияние СССР в мире ослабевает. Основным фактором этого было отсутствие конкурентоспособной экономической системы. С каждым годом экономическая поддержка союзников обходилась СССР все дороже, а бремя расходов все более пагубно сказывалось на советской экономике и внутреннем социальном развитии. В 1979-1981 гг. разразился крупный социально-экономический и политический кризис в Польше. Он пробил первую брешь в мировой системе социализма и в значительной степени интенсифицировал ее последующий распад.
Обострение международной обстановки было вызвано введением советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. По существу, советские войска были вовлечены в гражданскую войну, порождаемую целым комплексом этнических, религиозных, родоплеменных факторов. Афганская война, привела к обострению в советско-американских отношениях и стала одним из факторов крушения советского социализма и последовавшего вслед за этим распада СССР.
Поскольку стержнем международных отношений оставалась стратегия ядерного сдерживания, то безопасность по-прежнему понималась каждой стороной как наращивание военной силы. Гонка вооружений толкала советскую экономику к кризису.

Попытки выйти из кризиса на основе советской системы управления


Попытки предотвратить кризис были сделаны Ю.В. Андроповым, занявшим пост генерального секретаря ЦК КПСС в ноябре 1982 г. после смерти Брежнева. Первым крупным изменением в системе управления стало создание в аппарате ЦК КПСС экономического отдела. Это свидетельствовало о признании экономических проблем, стоявших перед страной.
Андропов попытался реанимировать командно-административные методы управления страной, которые в значительной степени ослабли при Хрущеве и при Брежневе. Укрепление дисциплины рассматривалось как основное средство решения экономических проблем. Началась борьба с нарушениями дисциплины, был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами и мелкой спекуляцией.
КГБ стал активно заниматься расследованием хозяйственных преступлений. Борьба с коррупцией в государственном и партийном аппарате освещалась в прессе, что вело к дискредитации всей власти.
Исподволь начались кадровые перестановки в высшем эшелоне власти. В ЦК пришли Н.И. Рыжков, Е.К. Лигачев, Г.В. Романов, В.А. Медведев. Началась постепенная замена старых, "брежневских" кадров. Это вызывало немалое беспокойство в сложившихся еще во времена Брежнева мощных региональных и отраслевых группах партийно-государственных руководителей. После смерти Андропова в феврале 1984 г. при новом генсеке К.У. Черненко борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции в торговле обрублены на уровне среднего управленческого звена. Вместо этого велась дискуссия о стадии развития общества, которую теперь предлагалось именовать не развитым, а развивающимся социализмом, началась разработка новой Программы КПСС.
В Политбюро сложилось временное равновесие. Старики - Устинов, Тихонов, Громыко, Щербицкий, Кунаев, Гришин, а также стоявшая за ними часть партийного аппарата и в ЦК, и на местах, - не хотели уступать своих позиций. У новой генерации руководителей не было сил их вытеснить. Но и те, и другие все яснее понимали, что время старшего поколения уходит.

Содержание раздела