d9e5a92d

Реформы 1950-х середины 60-х гг.

5 марта 1953 г. на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР высшие органы партии Бюро и Президиум были преобразованы в единый Президиум ЦК КПСС. В его состав вошли Г.М. Маленков, Л.П. Берия, К.Е. Ворошилов, Н.С. Хрущев, Н.А. Булганин, Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Е.Ф. Сабуров, М.Г. Первухин. Это фактически означало возвращение старой сталинской гвардии, оказавшейся в начале 1950-х гг. на пороге отставки. Были произведены новые назначения в органах государственной власти. Наметилась тенденция разделения партийной и государственной властей. Г.М. Маленков, занявший после смерти Сталина пост Председателя Совета Министров, возглавил деятельность высшего политического института страны - Президиума ЦК КПСС. Н.С. Хрущев возглавил Секретариат ЦК КПСС, но не получил никакого поста в системе государственного управления. Было принято решение о расширении прав Министров СССР. Первые признаки либерализации режима. Все члены политического руководства понимали необходимость преобразований, но каждый по-своему определял приоритеты и глубину неизбежных перемен. Главными задачами были: реформирование репрессивной системы и карательных органов, выведение из тупика аграрной сферы, корректировка внешнеполитического курса. Сигналом грядущих перемен стала фраза, сказанная Маленковым 10 марта об обязательном прекращении политики культа личности. Весной 1953 г. были сделаны первые шаги по борьбе со злоупотреблениями прошлых лет, которые велись по инициативе Л.П. Берии под флагом восстановления социалистической законности.
Стремительный взлет Берии вызывал опасения остальных членов политического руководства. По предварительной договоренности Маленкова, Хрущева и Булганина, возглавлявшего армию, 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Берия был арестован. В обвинениях, выдвинутых против него, можно вычленить контуры новой идеологической линии: Берия, а не Сталин и не система власти становится виновником всех преступлений.
Ликвидация Берии как политического конкурента означала изменение соотношения сил в высших эшелонах власти. Соперничество между Маленковым и Хрущевым разворачивалось на фоне определения стратегии экономического развития.

ХХ съезд и десталинизация

ХХ съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 г., стал поворотным пунктом в развитии советского общества, в корне изменил ситуацию в международном коммунистическом движении и во внешнеполитической сфере. Главным событием на съезде был секретный доклад Хрущева о культе личности, сделанный на закрытом заседании.


Общественная реакция на доклад, который читали на партийных собраниях, была острой и неоднозначной. Сторонники и противники осуждения культа были во всех социальных слоях. Идеологическое сдерживание критических настроений было оформлено в постановлении ЦК от 30 июня 1956 г. О преодолении культа личности и его последствий, ставшего на последующее 30-летие официальной интерпретацией сталинизма и оценки Сталина.
После ХХ съезда реабилитация жертв сталинских репрессий приобрела массовый характер.
Углубление реформ обострило разногласия в руководстве. Поводом стала реорганизация управления промышленностью, начавшаяся весной 1957 г. и самоличное выдвижение Хрущевым лозунга Догоним и перегоним Америку! Большинство членов Президиума ЦК выступило против Хрущева. Однако срочно созванный пленум ЦК поддержал Хрущева и осудил антипартийную группу.
Укрепилась власть Хрущева, который, как и Сталин, стал совмещать руководство партией и государством. Власть его полностью зависела от поддержки со стороны номенклатуры.

Советское индустриальное общество. Незавершенная модернизация

Уровень промышленного и технического развития СССР, достигнутый в 50-е гг., позволяет говорить о наличии к этому времени всех основных компонентов индустриального общества. Советское индустриальное общество имело целый ряд существенных особенностей:
  • зависимости экономического развития от идеологических установок
  • незавершенность модернизации сельского хозяйства и инфраструктуры
  • несбалансированность отдельных отраслей
  • слабая восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса.
В ряде ведущих стран в этот период экономика постепенно входила в постиндустриальную стадию, что вело к увеличению отставания СССР, особенно в отраслях, ориентированных на потребление населения.
Стратегия промышленного развития ориентировалась на научно-технический прогресс и административные реорганизации.

Замедление темпов экономического развития.


В начале 1960-х гг. темпы экономического развития стали неуклонно снижаться. Проявлялись системные недостатки советской индустриальной модели. Ставка на приоритетное развитие группы А вызывала постоянную социальную напряженность в обществе, вызванную дефицитом элементарных вещей. Это в свою очередь вело к нарушению денежного обращения, особенно на фоне постоянного увеличения заработной платы.
Научно-техническая революция, как и индустриальное развитие в целом, развивалась на магистральных направлениях, где сосредотачивались лучшие кадры и ресурсы. Однако системных сдвигов, делающих науку неотъемлемой частью производственного процесса, а ее достижения желанными для производства не произошло. Система директивного планирования постепенно подходила к исчерпанию своих возможностей. Она не могла оперативно и компетентно реагировать на многоцелевой характер экономики, более сложные условия хозяйствования и проблемы постиндустриального развития.

Аграрная политика

Сразу после смерти Сталина основным рычагом подъема сельского хозяйства стало повышение материальной заинтересованности колхозников в результатах своего труда. Повысились закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, уменьшилось налоговое бремя на личное подсобное хозяйство.
Решение зерновой проблемы связывалось с освоением целины.
В результате принятых мер производство сельскохозяйственной продукции выросло. Улучшилось снабжение городов, выросли доходы колхозников.
Однако усиление частнособственнических настроений в деревне противоречило стратегической линии партии на строительство коммунизма. Перспективы развития сельского хозяйства связывались с превращением колхозов в крупные хозяйства индустриального типа. Сохранялся административно-бюрократический стиль управления сельским хозяйством.
В 1958 г. была проведена реорганизация машинно-тракторных станций. Заставив колхозы выкупить технику, государство моментально вернуло себе все средства, вложенные в развитие села за предыдущие годы. Для укрепления колхозы в административном порядке укрупнялись или переводились в совхозы.
В конце 50-х гг. начинается новое наступление на личные подсобные хозяйства.
В начале 1960-х гг. советское сельское хозяйство вступило в стадию очередного кризиса.
Во всех регионах стал остро ощущаться дефицит продуктов. В большинстве городов и рабочих поселков были введены продовольственные карточки. В 1962 г. цены на мясо и масло были повышены на 25-30%. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений рабочих. Впервые в 1963 г. были произведены массовые закупки зерна за границей.

Попытки децентрализации экономики

В мае 1957 г. Верховный Совет СССР принял решение о перестройке системы управления промышленностью и строительством. 10 промышленных министерств упразднялись. Их функции передавались созданным на местах совнархозам.
Реформа принесла некоторые положительные моменты в экономическую жизнь страны: активизировалась местная промышленность, налаживались хозяйственные связи внутри регионов. Вместе с тем была подорвана возможность проведения единой технической политики по отраслям. Надстройка над местными совнархозами вертикальных этажей управления привела к разбуханию бюрократического аппарата и снижала возможности оперативного управления экономикой. Возросла роль аппарата ЦК КПСС, который в решающей степени обеспечивал централизованное управление страной.
В 1962 г. была предпринята попытка реорганизации управления колхозной системой на территориальном уровне. В районах, областях и республиках были созданы колхозно-совхозные управления (КСУ).
В том же году обкомы КПСС были разделены по производственному принципу на промышленные и сельскохозяйственные.

Социальная политика


Коллективное руководство многое сделало для повышения уровня жизни. Росла зарплата, было введено новое пенсионное законодательство, постепенно увеличивалось производство товаров народного потребления. Настоящий прорыв был сделан в жилищной сфере.
Курс на повышение благосостояния в условиях острой нехватки рабочих рук на производстве привел к качественным переменам в трудовых отношениях. Впервые за годы советской власти в практическую плоскость был поставлен вопрос о материальном стимулировании труда. Таким образом, экономическая целесообразность начала понемногу вытеснять заскорузлые идеологические схемы.
В начале 1960-х гг. Хрущев лично поддержал экономиста Е.Г. Либермана, предлагавшего обратиться к мировому опыту материальной оценки результатов труда. В экономическую теорию стали внедряться идеи хозрасчета и активизации товарно-денежного обращения, качественно новой роли прибыли во всей системе хозяйствования. Речь не шла о переходе к рыночной экономике. Поиски велись по линии совершенствования советской экономической модели.

"Мирное соревнование двух систем". Новые тенденции во внешней политике

После смерти Сталина советское руководство предприняло меры по снижению уровня военного противостояния. Изменилась советская внешнеполитическая доктрина. Было признано, что война в современных условиях означает гибель мировой цивилизации, и что войну можно избежать. Это положение в корне отрицало основной сталинский постулат о неизбежности войны как следствия межимпериалистических противоречий.
Десталинизация затронула отношения со странами социалистического лагеря. Признание Москвой национальных особенностей построения социализма способствовало выходу из советско-югославского конфликта. В 1956 г. прекратил существование Коминформ основной инструмент насаждение единообразия в коммунистическом движении.
Другим следствием десталинизации был кризис в международном коммунистическом движении. Особенно остро он проявился в событиях в Венгрии и Польше в 1956 г., а также в советско-китайских отношениях.
В 1955 г. в ответ на вступление ФРГ в НАТО был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. Мирное сосуществование.
Основным принципом советской внешней политики Хрущев провозгласил курс на мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Мирное сосуществование, понимаемое как специфическая форма классовой борьбы, допускало использование в интересах защиты социализма всего спектра внешнеполитических мер, включая силовое давление. Важнейшим элементом мирного сосуществования было соревнование двух систем. Реальное соперничество между блоками и, главным образом, между СССР и США, носило отнюдь не мирный характер. Гонка вооружений стала одним из основных инструментов поддержания баланса сил и касалась прежде всего производства ядерных зарядов и средств их доставки к целям.
Сферой столкновения интересов СССР и США стало национально-освободительное движение. СССР предпринял все усилия по вовлечению молодых независимых государств в орбиту своего влияния. В обмен на нейтралитет, понимаемый советской стороной как неприсоединение к проамериканскому блоку, этим государствам оказывалась огромная материальная, военная, научно-техническая и всякая иная помощь. Камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада продолжал оставаться германский вопрос. В этот период он сводился, в основном, к проблеме статуса Западного Берлина. В результате Берлинского кризиса 1961 г. Западный Берлин был окружен бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Берлинская стена на долгие годы стала символом конфронтации.
Противостояние между блоками подошло к опасной черте во время Карибского кризиса осенью 1962 г. Этот кризис показал невозможность использования ракетно-ядерного оружия для достижения политических целей.
Он ознаменовал окончание первого периода холодной войны. После кризиса начался постепенный процесс снятия острой конфронтации в отношениях между СССР и США. Важным шагом в этом направлении стало подписание договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой, которое состоялось в августе 1963 г. в Москве.

Хрущев и партийная номенклатура


За время правления Хрущева происходит постоянное возрастание роли партийного аппарата в системе государственного управления. Вместе с тем, отношения самого Хрущева с номенклатурой к началу 60-х гг. осложнились. Многочисленные непродуманные реформаторские инициативы Хрущева затрагивали интересы этого слоя. Особое недовольство вызвало введение обязательной ротации кадров по уставу партии, принятому в 1961 г. на ХХП съезде КПСС.
В то же время неприятие бессистемных преобразований Хрущева усиливалось и среди рядовых граждан. Некомпетентное вмешательство партийного лидера в дела литературы и искусства настраивало против него художественную интеллигенцию (из выступления Хрущева перед интеллигенцией, аудифрагмент). Была очевидна нереальность заявлений Программы КПСС, принятой в 1961 году, о построении в СССР коммунизма к 1980 году.
Другой непопулярной мерой стало решение 1962 г. о разделении партийных организаций по производственному принципу.
Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления в стране. Воспользовавшись отсутствием Хрущева в Москве, его соперники в составе высшего партийного руководства 12 октября 1964 г. приняли решение о смещении Хрущева. 14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Хрущева отправили в отставку. Ему были предъявлены обвинения в крупных провалах в сельскохозяйственной политике, в ослаблении партийного руководства вследствие разделения партийных организаций на сельские и промышленные, в авантюризме во внешней политике, в грубости по отношению к другим членам политического руководства.
Отставка Хрущева продемонстрировала растущую мощь партаппарата.

Содержание раздела