d9e5a92d

ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности.

Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе.

В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.
Однако экологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире.

Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.
Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к природе, исследованием своеобразия экологического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлении решения экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой.
В качестве социальных предпосылок возникновения экологической психологии, как мы уже отметили, выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, угроза экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин - проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки.

К этому времени психология достигла значительных успехов в понимании законов восприятия, мышления, структуры отношений и т.д., что стимулировало прорыв к новым уровням исследования. Как и любая другая наука, возникающая на стыке разных дисциплин, экологическая психология характеризуется междисциплинарным подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые методы и теории.
В отечественной науке экологическая психология стала формироваться в начале 90-х годов XX столетия. Попытаемся определить, что же из себя представляет экологическая психология.
Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось единого определения в силу многоаспектности экологической психологии. По мнению известного исследователя в этой области Дж.

Голда, существуют три взаимосвязанных подхода к определению предмета экологической психологии.
Одни исследователи считают, что экологическая психология -это исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека.

Третьи утверждают, что в этой дисциплине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения.
Сам Дж. Голд вводит понятие среды окружения, которая представляет собой полный, исчерпывающий набор условий и обстоятельств, как физических, так и социокультурных, в которых живет человек.

В силу этого возникает ряд специфических вопросов, связанных с особенностями восприятия человеком среды окружения, адаптации к ней, поведения в ней, сопровождающиеся когнитивными, эмоциональными, волевыми процессами. Дж.Голд считает, что главными переменными взаимосвязи человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность.
Когнитивность принадлежит к числу тех психических процессов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все это связано с накопленным человеком жизненным опытом и его поведением.
Восприятие - это более узкое понятие. А.В.Петровский и М. Г. Ярошевский определяют его как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. С помощью этого психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления.

В экологической психологии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда.
Экологическая психология ориентирована на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире. До сих пор нет единой концепции, которая описывала бы взаимоотношения человека и среды окружения.

Однако в своей книге Психология и география: Основы поведенческой географии Дж. Голд отмечает два методологических подхода, которые мы также приведем здесь в качестве примера.
И.Альтман определил как основные направления изучения пространственных феноменов среды подход представителей наук о поведении и подход специалистов по проектированию пространства. Он классифицировал исследования по трем основным направлениям: анализ пространственных единиц, которые ранжируются по размеру в рамках контекста исследования (квартиры, жилые дома, больницы, школы, тюрьмы; микрорайоны, городские районы, города, географические районы; целостности или системы); изучение феноменов среды (сюда входит некоторый ограниченный набор процессов, связанных с удовлетворением пространственных потребностей человека: например, стремление к уединению, потребность в личном пространстве, предпочтение тех или иных районов и другие феномены); стадия проектирования, для которого выполняется исследование и которое представляет собой целостный процесс, начинающийся с первоначального определения критериев для проектирования (составление общей программы, проектирование, строительство, использование) и заканчивающийся стадией, на которой исследователь оценивает успех или неудачу предлагаемого решения (стадия оценки).
К. X. Крайк, изучая способы, с помощью которых люди постигают цельную физическую среду их окружения, вводит понятие образ среды, одинаково применимое при рассмотрении особенностей города, видов застройки или просек в лесу и позволяющее дать полное описание всех сторон окружающей человека обстановки в реальном мире. Изучение воздействия того или иного образа среды является одной из задач экологической психологии.
В отечественной науке также предпринимается попытка разобраться в сути того, что из себя представляет экологическая психология, каков ее предмет, основные задачи. С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин предлагают дифференцировать понятия и предметы изучения и соответственно выделяют экологическую психологию, психологию окружающей среды и психологическую экологию.
Авторы называют несколько принципиальных различий этих дисциплин.
Если психология окружающей среды анализирует взаимодействие человека со всей средой, а психологическая экология - воздействие факторов всей среды, то в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы. В психологии окружающей среды природа исследуется именно как среда, в психологической экологии - как фактор среды, а в экологической психологии - как мир природы, т.е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости.
Таким образом, мы видим, что к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к определению сути экологической психологии, что и обусловливает некоторые сложности в выделении ее предмета. Согласно С.Д.Дерябо и В.А.Ясвину, предметом экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Авторы называют и основные направления исследования в области экологической психологии. Это исследование экологического сознания в целом, изучение своеобразия субъективного отношения к природе, анализ стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Они сформулировали также и основные задачи экологической психологии, решая которые, исследователи:
- анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам и рассматривают свойственную им специфику;
- разрабатывают типологию индивидуального и общественного экологического сознания;
- выявляют и анализируют основные тенденции развития индивидуального экологического сознания в процессе онтогенеза;
- рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;
- изучают особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах;
- создают специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированности и качественное своеобразие системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней;
-разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.

СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ



Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность - значит выявить ее отношения к действительности.
Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии. Основоположниками теории отношений по праву считают В. Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф.Лазурским, разработал достаточно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В. Н. Мясищева, отношения человека представляют ...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания (Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 210). В системе отношений человека выражаются его взгляды, установки, позиции, запечатлены в конечном итоге его потребности, обусловливающие значимость, пристрастность к объектам действительности и к самому себе.

Отношения человека многообразны. Обычно говорят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этических, межличностных и других видах отношений.

В. Н. Мясищев выделяет три основные группы отношений: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира (Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира // Психология личности.

Тексты. - М., 1982. - С. 36).
Среди многообразных отношении человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отношения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии.

Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.
В силу этого практически любое отношение к природе приобретает своеобразие субъективного отношения.
Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности?
В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека.

В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.
Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С. Д. Дерябо и В.А.Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии.
В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:
- широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;
- интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;
- степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.
К параметрам второго порядка авторы относят:
- эмоциональность: характеризует отношение человека по оси рациональное - эмоциональное; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;
- обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси частное-общее; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;
- доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси незначимое - значимое; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т. п.;
- когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси гармония-дисгармония; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;
- принципиальность: описывает субъективное отношение по оси зависимое - независимое; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;
-сознательность: характеризует субъективное отношение по оси неосознанное - сознательное: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.
Особое место в описываемой концепции уделяется модальности и интенсивности субъективного отношения к природе.
Модальность - это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отношения к природе.

Это прагматизм-непрагматизм и наделение природы объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе:
-объектно-прагматический: отношение к природе характеризуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;
- субъектно-прагматический: например, владелец собаки любит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высокое место на выставке;
-объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие;
- субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзьями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.
Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру (перцепция -это восприятие, аффект - эмоция), который характеризуется эстетическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их проявления, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу.

Практический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; поступочный компонент (структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением.
Здесь мы не случайно привели, хотя и в очень сжатом виде, все характеристики субъективного отношения к природе, предлагаемые С.Д. Дерябо и В. А. Ясвиным.

Во-первых, это наиболее логически обоснованная и стройная теоретическая система, фиксирующая отношения человека к природе. Во-вторых, она позволяет выявлять разновидности субъективного отношения к природным объектам и явлениям, типологизировать их.
В конечном итоге ученые выделяют 16 типов отношения человека к природе, которые отражены в таблице 4.
Таблица 4
Типология субъективного отношения к природе

Компонент отношения Объектная характеристика Субъектная характеристика Модальность отношения
Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно-непрагматический Перцептивный субъектно-не-прагматический Непрагматическая
Когнитивный Когнитивный объектно-непрагматический Когнитивный субъектно-не-прагматический
Практический Практический объектно-непрагматический Практический субъектно-не-прагматический
Поступочный Поступочный объектно-непрагматический Поступочный субъектно-не-прагматический
Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно-прагматический Перцептивный субъектно-праг-матический Прагматическая
Когнитивный Когнитивный объектно-прагматический Когнитивный субъектно-праг-матический
Практический Практический объектно-прагматический Практический субъектно-праг-матический
Поступочный Поступочный объектно-прагматический Поступочный субъектно-праг-матический


По выделенным параметрам субъективного отношения к природе легко дать характеристику всем типам отношений. Для примера ограничимся описанием лишь двух типов:
- перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип:
при контактах с природой такой человек не преследует цель получить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.;
- поступочный субъектно-непрагматический тип: для личности с таким типом свойственно субъектное восприятие природы, которое регулируется высокими этическими нормами, такими же, какими регулируются его отношения с другими людьми; мы уже отмечали, что подобное отношение было свойственно великим гуманистам, таким, как М.Ганди, Л.Толстой, А.Швейцер и др.; данного рода отношение проявляется в соответствующих поступках личности, ее активности по изменению к окружающей действительности, в природоохранительной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и (это особенно хотелось бы подчеркнуть) людей, которые взаимодействуют с природой.
В заключение следует отметить, что здесь приводится лишь одна концепция, которая описывает своеобразие субъективного отношения человека к природе, т.е. концепция, предложенная С.Д.Дерябо и В. А. Ясвиным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам.

Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой -легко приложима к описанию конкретных явлений, характеризующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать конкретные отношения человека к объектам и явлениям природы.
Итак, можно сказать, что субъективное отношение человека к природе - это достаточно сложная с психологической точки зрения сфера взаимодействия человека с миром, где находят выражение позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности. Задана некоторая идеальная модель такого рода отношения, опираясь на которую можно организовать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся непрагматическим типом взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нравственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова.

СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ПРИРОДЫ

Анализ структуры и своеобразия отношений человека к природе закономерно ставит вопрос: на каком основании строится такого рода отношение? Во многом мы уже ответили на этот вопрос в предыдущем разделе.

В то же время очевидно, что наряду с отмеченными факторами, которые характеризуют преимущественно само отношение к природе, существует и некоторый базовый фактор, связанный со спецификой и своеобразием восприятия человеком мира природы. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней.
Как мы уже отмечали выше, восприятие - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В современной психологии данный процесс изучен достаточно хорошо: выделены основные свойства восприятия (целостность, предметность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепция) на восприятие; раскрыты закономерности формирования восприятия на разных ступенях возрастного развития.

В то же время общую психологию не интересуют объекты восприятия, она занимается самим процессом восприятия и его закономерностями. Когда же речь идет о специфике восприятия инженера, художника, актера, учителя и т.п., этим занимаются уже в рамках специальных отраслей психологии: инженерной психологии, психологии художественного творчества, психологии актерского мастерства, педагогической психологии и т.д.

Отсюда понятно, что экологическая психология изучает не само по себе восприятие, а своеобразие восприятия природных предметов и явлений.



Содержание раздела