ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Экологическая психология - это относительно новое направление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук - экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин - социальной экологии и поведенческой географии - характерны общие особенности.
Во-первых, они имеют дело со средой непосредственного окружения, которая определяется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, возникших в мировом обществе.
В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям.
Однако экологическая психология имеет и свою отличительную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои границы и в данном случае выяснить особенности поведения человека в реальном мире.
Отличием экологической психологии от других отраслей психологической науки является ее ориентированность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях.
Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общественный прогресс стимулировали качественно новый скачок в познании природы, общества, самого человека, а с другой - обнаружились все те пагубные последствия, которые несет цивилизация. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для возникновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфики его отношения к природе, исследованием своеобразия экологического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлении решения экологических, этических, экономических проблем взаимодействия человека с природой и социальной средой.
В качестве социальных предпосылок возникновения экологической психологии, как мы уже отметили, выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, угроза экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин - проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки.
К этому времени психология достигла значительных успехов в понимании законов восприятия, мышления, структуры отношений и т.д., что стимулировало прорыв к новым уровням исследования. Как и любая другая наука, возникающая на стыке разных дисциплин, экологическая психология характеризуется междисциплинарным подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые методы и теории.
В отечественной науке экологическая психология стала формироваться в начале 90-х годов XX столетия. Попытаемся определить, что же из себя представляет экологическая психология.
Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось единого определения в силу многоаспектности экологической психологии. По мнению известного исследователя в этой области Дж.
Голда, существуют три взаимосвязанных подхода к определению предмета экологической психологии.
Одни исследователи считают, что экологическая психология -это исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека.
Третьи утверждают, что в этой дисциплине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения.
Сам Дж. Голд вводит понятие среды окружения, которая представляет собой полный, исчерпывающий набор условий и обстоятельств, как физических, так и социокультурных, в которых живет человек.
В силу этого возникает ряд специфических вопросов, связанных с особенностями восприятия человеком среды окружения, адаптации к ней, поведения в ней, сопровождающиеся когнитивными, эмоциональными, волевыми процессами. Дж.Голд считает, что главными переменными взаимосвязи человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность.
Когнитивность принадлежит к числу тех психических процессов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все это связано с накопленным человеком жизненным опытом и его поведением.
Восприятие - это более узкое понятие. А.В.Петровский и М. Г. Ярошевский определяют его как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.
Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. С помощью этого психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления.
В экологической психологии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда.
Экологическая психология ориентирована на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире. До сих пор нет единой концепции, которая описывала бы взаимоотношения человека и среды окружения.
Однако в своей книге Психология и география: Основы поведенческой географии Дж. Голд отмечает два методологических подхода, которые мы также приведем здесь в качестве примера.
И.Альтман определил как основные направления изучения пространственных феноменов среды подход представителей наук о поведении и подход специалистов по проектированию пространства. Он классифицировал исследования по трем основным направлениям: анализ пространственных единиц, которые ранжируются по размеру в рамках контекста исследования (квартиры, жилые дома, больницы, школы, тюрьмы; микрорайоны, городские районы, города, географические районы; целостности или системы); изучение феноменов среды (сюда входит некоторый ограниченный набор процессов, связанных с удовлетворением пространственных потребностей человека: например, стремление к уединению, потребность в личном пространстве, предпочтение тех или иных районов и другие феномены); стадия проектирования, для которого выполняется исследование и которое представляет собой целостный процесс, начинающийся с первоначального определения критериев для проектирования (составление общей программы, проектирование, строительство, использование) и заканчивающийся стадией, на которой исследователь оценивает успех или неудачу предлагаемого решения (стадия оценки).
К. X. Крайк, изучая способы, с помощью которых люди постигают цельную физическую среду их окружения, вводит понятие образ среды, одинаково применимое при рассмотрении особенностей города, видов застройки или просек в лесу и позволяющее дать полное описание всех сторон окружающей человека обстановки в реальном мире. Изучение воздействия того или иного образа среды является одной из задач экологической психологии.
В отечественной науке также предпринимается попытка разобраться в сути того, что из себя представляет экологическая психология, каков ее предмет, основные задачи. С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин предлагают дифференцировать понятия и предметы изучения и соответственно выделяют экологическую психологию, психологию окружающей среды и психологическую экологию.
Авторы называют несколько принципиальных различий этих дисциплин.
Если психология окружающей среды анализирует взаимодействие человека со всей средой, а психологическая экология - воздействие факторов всей среды, то в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы. В психологии окружающей среды природа исследуется именно как среда, в психологической экологии - как фактор среды, а в экологической психологии - как мир природы, т.е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости.
Таким образом, мы видим, что к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к определению сути экологической психологии, что и обусловливает некоторые сложности в выделении ее предмета. Согласно С.Д.Дерябо и В.А.Ясвину, предметом экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Авторы называют и основные направления исследования в области экологической психологии. Это исследование экологического сознания в целом, изучение своеобразия субъективного отношения к природе, анализ стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Они сформулировали также и основные задачи экологической психологии, решая которые, исследователи:
- анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам и рассматривают свойственную им специфику;
- разрабатывают типологию индивидуального и общественного экологического сознания;
- выявляют и анализируют основные тенденции развития индивидуального экологического сознания в процессе онтогенеза;
- рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;
- изучают особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах;
- создают специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированности и качественное своеобразие системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней;
-разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.
Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания (Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 210). В системе отношений человека выражаются его взгляды, установки, позиции, запечатлены в конечном итоге его потребности, обусловливающие значимость, пристрастность к объектам действительности и к самому себе.
Отношения человека многообразны. Обычно говорят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этических, межличностных и других видах отношений.
В. Н. Мясищев выделяет три основные группы отношений: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира (Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира // Психология личности.
Тексты. - М., 1982. - С. 36).
Среди многообразных отношении человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отношения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии.
Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.
В силу этого практически любое отношение к природе приобретает своеобразие субъективного отношения.
Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности?
В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека.
В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.
Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С. Д. Дерябо и В.А.Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии.
В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:
- широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;
- интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;
- степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.
К параметрам второго порядка авторы относят:
- эмоциональность: характеризует отношение человека по оси рациональное - эмоциональное; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;
- обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси частное-общее; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;
- доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси незначимое - значимое; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т. п.;
- когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси гармония-дисгармония; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;
- принципиальность: описывает субъективное отношение по оси зависимое - независимое; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;
-сознательность: характеризует субъективное отношение по оси неосознанное - сознательное: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.
Особое место в описываемой концепции уделяется модальности и интенсивности субъективного отношения к природе.
Модальность - это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отношения к природе.
Это прагматизм-непрагматизм и наделение природы объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе:
-объектно-прагматический: отношение к природе характеризуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;
- субъектно-прагматический: например, владелец собаки любит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высокое место на выставке;
-объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие;
- субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзьями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.
Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру (перцепция -это восприятие, аффект - эмоция), который характеризуется эстетическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их проявления, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу.
Практический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; поступочный компонент (структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением.
Здесь мы не случайно привели, хотя и в очень сжатом виде, все характеристики субъективного отношения к природе, предлагаемые С.Д. Дерябо и В. А. Ясвиным.
Во-первых, это наиболее логически обоснованная и стройная теоретическая система, фиксирующая отношения человека к природе. Во-вторых, она позволяет выявлять разновидности субъективного отношения к природным объектам и явлениям, типологизировать их.
В конечном итоге ученые выделяют 16 типов отношения человека к природе, которые отражены в таблице 4.
Таблица 4
Типология субъективного отношения к природе
Компонент отношения | Объектная характеристика | Субъектная характеристика | Модальность отношения |
Перцептивно-аффективный | Перцептивный объектно-непрагматический | Перцептивный субъектно-не-прагматический | Непрагматическая |
Когнитивный | Когнитивный объектно-непрагматический | Когнитивный субъектно-не-прагматический | |
Практический | Практический объектно-непрагматический | Практический субъектно-не-прагматический | |
Поступочный | Поступочный объектно-непрагматический | Поступочный субъектно-не-прагматический | |
Перцептивно-аффективный | Перцептивный объектно-прагматический | Перцептивный субъектно-праг-матический | Прагматическая |
Когнитивный | Когнитивный объектно-прагматический | Когнитивный субъектно-праг-матический | |
Практический | Практический объектно-прагматический | Практический субъектно-праг-матический | |
Поступочный | Поступочный объектно-прагматический | Поступочный субъектно-праг-матический |
По выделенным параметрам субъективного отношения к природе легко дать характеристику всем типам отношений. Для примера ограничимся описанием лишь двух типов:
- перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип:
при контактах с природой такой человек не преследует цель получить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.;
- поступочный субъектно-непрагматический тип: для личности с таким типом свойственно субъектное восприятие природы, которое регулируется высокими этическими нормами, такими же, какими регулируются его отношения с другими людьми; мы уже отмечали, что подобное отношение было свойственно великим гуманистам, таким, как М.Ганди, Л.Толстой, А.Швейцер и др.; данного рода отношение проявляется в соответствующих поступках личности, ее активности по изменению к окружающей действительности, в природоохранительной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и (это особенно хотелось бы подчеркнуть) людей, которые взаимодействуют с природой.
В заключение следует отметить, что здесь приводится лишь одна концепция, которая описывает своеобразие субъективного отношения человека к природе, т.е. концепция, предложенная С.Д.Дерябо и В. А. Ясвиным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам.
Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой -легко приложима к описанию конкретных явлений, характеризующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать конкретные отношения человека к объектам и явлениям природы.
Итак, можно сказать, что субъективное отношение человека к природе - это достаточно сложная с психологической точки зрения сфера взаимодействия человека с миром, где находят выражение позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности. Задана некоторая идеальная модель такого рода отношения, опираясь на которую можно организовать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся непрагматическим типом взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нравственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова.
Анализ структуры и своеобразия отношений человека к природе закономерно ставит вопрос: на каком основании строится такого рода отношение? Во многом мы уже ответили на этот вопрос в предыдущем разделе.
В то же время очевидно, что наряду с отмеченными факторами, которые характеризуют преимущественно само отношение к природе, существует и некоторый базовый фактор, связанный со спецификой и своеобразием восприятия человеком мира природы. Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней.
Как мы уже отмечали выше, восприятие - это психический процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В современной психологии данный процесс изучен достаточно хорошо: выделены основные свойства восприятия (целостность, предметность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепция) на восприятие; раскрыты закономерности формирования восприятия на разных ступенях возрастного развития.
В то же время общую психологию не интересуют объекты восприятия, она занимается самим процессом восприятия и его закономерностями. Когда же речь идет о специфике восприятия инженера, художника, актера, учителя и т.п., этим занимаются уже в рамках специальных отраслей психологии: инженерной психологии, психологии художественного творчества, психологии актерского мастерства, педагогической психологии и т.д.
Отсюда понятно, что экологическая психология изучает не само по себе восприятие, а своеобразие восприятия природных предметов и явлений.