d9e5a92d

Вариант трактовки вербальной формы оценок

Предложенный вариант трактовки вербальной формы оценок в вузе не претендует на бесспорность. В каждом вузе и у каждого преподавателя есть свое видение.

Однако при всех вариантах представляется, что характер оценок в высшей школе, особенно по социально-гуманитарным дисциплинам и специальностям, должен быть иным, чем, к сожалению, еще принято в вузах. Несмотря на внешнюю простоту, проблема оценки знаний, умений и навыков студентов в области социальной работы настолько актуальна и непроста, что вполне может быть предметом особого исследования и коллективного обсуждения на собрании научно-педагогических работников.
Особого внимания заслуживают вопросы организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников. При организации и проведении государственной итоговой аттестации специалиста социальной работы надо исходить из требований следующих пунктов государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 350500 - Социальная работа: 1.2.

Квалификация выпускника; 1.3. Квалификационная характеристика выпускника; 7.1.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста; 7.2.

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
Не повторяя содержания этих пунктов, следует подчеркнуть, что профессия социального работника, с одной стороны, требует интегративно-комплексного характера знаний, умений и навыков, а с другой - носит личностно-деятельностный характер. Надо учесть и то обстоятельство, что в рассматриваемом стандарте сфера профессиональной деятельности специалиста социальной работы не сводится только к социальному обслуживанию отдельных лиц, семей и групп населения, имеющих особые нужды или находящихся в трудных жизненных ситуациях. Специалист должен быть готовым к работе в государственных и негосударственных социальных службах, организациях и учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органах и т. п.
В соответствии с требованиями п. 7.2 итоговая государственная аттестация специалиста социальной работы включает только выпускную квалификационную (дипломную) работу и государственный междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
Попытки некоторых вузов дополнить государственную итоговую аттестацию отдельными экзаменами по педагогике, психологии, социологии, по дисциплинам специализации противоречат требованиям государственного образовательного стандарта по специальности социальная работа. Ибо, как записано в стандарте, программа междисциплинарного экзамена составляется вузом на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника.
Логично начинать государственную итоговую аттестацию с государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а завершать защитой квалификационной (дипломной) работы. При таком подходе государственный комплексный экзамен выступает не только как часть итоговой государственной аттестации, но и как условие успешной подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы.
При разработке программы государственного междисциплинарного комплексного экзамена в вузе нужно учесть содержащиеся в стандарте:
- квалификационную характеристику выпускника;
- сферы и объекты его профессиональной деятельности;
- требования к уровню подготовки выпускника. Ввиду того, что целью государственного междисциплинарного комплексного итогового экзамена является не проверка усвоения знаний, умений и навыков по тому или иному предмету, а установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач, проблемы в билетах должны быть сформулированы так, чтобы можно было выявить эту степень подготовки выпускника к работе без длительной адаптации к сфере или объекту профессиональной деятельности.
В этом контексте целесообразно в билетах выделить такие группы проблем, ответ по которым позволил бы выявить степень, во-первых, полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области истории, теории и технологии социальной работы, ее общепрофессиональных и частнонаучных основ (включая профессиональную этику, конфликтологию, психологию, педагогику, социальную медицину, правовое обеспечение, менеджмент, гендерологию, феминологию, ювенологию, основы прогнозирования и проектирования и т. п.); во-вторых, изучения опыта практической деятельности, организации и управления социальной работой в различных сферах жизнедеятельности и различными лицами и группами населения, организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической, социально-медицинской работы и т. п.; в-третьих, овладения основными методами, технологиями и методиками социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения, в различных органах и учреждениях сфер профессиональной деятельности и т. д. Эти проблемы можно сформулировать по-разному: в форме эвристических вопросов, в форме ситуационных задач, тестов и т. п.
Дипломная работа в государственном образовательном стандарте не случайно называется квалификационной - она должна быть выполнена таким образом, чтобы могла также стать средством выявления профессиональной подготовленности выпускника: отразить специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; изучить опыт получения и обработки информации о системе социальной работы, проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы, участия в исследовательско-аналитической работе; овладеть методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы. Важнейшим результатом выполнения дипломной работы должно быть приобретение знаний, умений и навыков, которые позволят проводить исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы.
Согласно требованиям стандарта по специальности социальная работа, выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста по социальной работе представляет собой законченную разработку, в которой анализируются актуальные проблемы в области социальной работы и раскрывается содержание и технологии разрешения этих проблем не только в теоретическом, но и в практическом плане на местном, региональном или федеральном уровнях.
Как видно, здесь нет синонима дипломный проект. Говорится только о дипломной работе, поскольку слово работа многозначно, а с другой стороны, - любая дипломная работа, судя по ее характеристике в стандартах, должна включать в себя признаки проектирования (замысел, предположения, рекомендации, варианты решений, расчеты и т. п.).

Любая дипломная работа по социальной работе должна быть и своего рода социальным проектом.
Надо учесть, что, хотя в государственном образовательном стандарте и записано, что оформление квалификационной (дипломной) работы должно соответствовать принятым стандартам оформления научных исследований, дипломная работа не тождественна исследованиям, за которые присуждают научную квалификацию. В отдельных дипломных работах (в зависимости от способностей автора) могут содержаться новые научные моменты или даже положения (что должно быть отражено в оценке за дипломную работу), но главное предназначение дипломной работы состоит в демонстрации автором степени своей профессиональной подготовленности, способности к инновационному социальному мышлению, проектированию и т. д.
В вузах сложилась уже определенная традиция подготовки выпускником дипломной работы. В некоторых вузах заранее разрабатываются темы дипломных работ, из которых студенту предоставляется право выбора, либо студент может сам предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

По представлению кафедры тема дипломной работы и научный руководитель дипломника утверждаются приказом ректора.

В отдельных вузах руководителем выдается задание на выпускную квалификационную работу. В этом задании обозначается тема, цель и задачи, перечень подлежащих разработке вопросов, указывается календарный план поэтапного выполнения дипломной работы, возможные консультанты по различным разделам, срок сдачи законченной работы, дата выдачи задания.

Задание подписывается студентом и его научным руководителем.
Все чаще в вузах используется предусмотренная в государственном образовательном стандарте по специальности социальная работа преддипломная практика, содержание которой составляет подготовка дипломной работы. Нередко перед отправлением на преддипломную практику проводится прием государственного междисциплинарного комплексного экзамена по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Подобного рода опыт не запрещается государственным образовательным стандартом.
Действительно, подготовка дипломной работы требует особого, свободного от других забот времени, наличия конкретного объекта, в ходе работы с которым можно изучить опыт, собрать информацию, спрогнозировать возможные проблемы, построить модель решения и на этой основе в качестве отчета по итогам практики представить текст разработки темы с анализом возможных методов решения ее проблем. В таком случае руководство практикой может осуществляться руководителем дипломника.

В своем отзыве руководитель оценивает вариант дипломной работы с точки зрения соответствия действий дипломника заданию на выпускную квалификационную работу, оформленному в виде задания на практику.
Доработанная после практики в период подготовки к защите дипломная работа должна получить отзывы руководителя дипломной работы и (если в вузах существует практика) рецензентов, в качестве которых могут выступать преподаватели и сотрудники других кафедр и вузов, практические специалисты в области социальной работы.
И руководитель, и рецензент должны показать соответствие работы тем требованиям, которые будут предъявлены к дипломной работе государственной аттестационной комиссией. А именно:


- актуальность темы дипломной работы;
- степень полноты и обработки информации об объекте и предмете, корректность постановки цели и задачи;
- полнота и достоверность анализа состояния и развития объекта;
- профессиональная компетентность;
- социально-гуманитарная направленность;
- степень интегративно-комплексного подхода к анализу и проектированию технологий социальной работы;
- ясность, четкость, последовательность и обоснованность;
- структура изложения работы;
- культура оформления;
- объем и качество оформления;
- нестандартность полученных результатов, технологических решений.
В отзывах руководителя и рецензентов должны быть отмечены как достоинства, так и недостатки дипломной работы. С содержанием этих отзывов дипломник должен ознакомиться до защиты.
Обычно к защите дипломной работы допускаются только те студенты, которых рекомендуют кафедры, руководитель и рецензенты. Однако представляется, что студент может выставлять на защиту свою дипломную работу и в том случае, если его работа не получила положительной оценки руководителя или кафедры, ибо защищается работа не кафедры и не руководителя, а выпускника.
По традиции дипломная работа подвергается экспертизе и оценке публично на заседании государственной аттестационной комиссии. Процедура защиты дипломной работы включает следующие взаимодополняющие действия:
- как правило, устное сообщение автора об объекте и целевой установке работы, о методике исследования и полученных результатах;
- вопросы членов аттестационной комиссии или других присутствующих автору и ответы на них автора работы по содержанию его вступительного слова или тексту дипломной работы;
- возможное выступление руководителя автора дипломной работы или оглашение его отзыва о соответствии содержания работы заданной целевой установке, о творческих потенциях и реальных достижениях выпускника;
- выступление (или оглашение письменного отзыва) рецензента (оппонента) дипломной работы и ответ автора дипломной работы;
- возможные дискуссионные выступления членов аттестационной комиссии и иных присутствующих на защите по содержанию и итогам дипломной работы и ответные выступления автора дипломной работы;
- итоговая оценка.
Последнее действие традиционно осуществляется на заключительном, как правило, закрытом заседании государственной аттестационной комиссии. В некоторых вузах перед защитой дипломных работ каждому члену аттестационной комиссии выдают бланки анализа дипломных работ выпускников, в которых содержатся показатели экспертизы качества дипломных работ. После заполнения этих бланков каждым членом комиссии выводится средняя оценка.

Варианты подведения итогов могут быть разными, но всегда целесообразно, чтобы при выведении итоговой оценки учитывались не только содержание и оформление работы (реализация требований, которые отмечались в отзывах руководителей дипломников и рецензентов дипломной работы), но и реальный процесс защиты работы.

Не сделают большой ошибки те аттестационные комиссии, которые при вынесении итоговой оценки примут во внимание способность дипломника на профессиональном языке осознанно и глубоко излагать положения дипломной работы, вести дискуссию и отстаивать свои позиции.
На одном из заключительных заседаний государственной аттестационной комиссии принимается решение о присвоении выпускнику квалификации и выдаче ему диплома об окончании высшего учебного заведения. Обычно это делается автоматически вслед за процедурой защиты дипломной работы и вынесением итоговой оценки дипломнику.

Однако учитывая специфику профессии в области социальной работы, не следует качество профессиональной подготовленности выпускника сводить к количественной отметке.

Далеко не всегда обладатель диплома с отличием способен отлично работать в реальной жизни, если обучение в вузе сводилось к приобретению студентом суммы знаний и не сопровождалось развитием его личности в целом, профессионально значимых свойств специалиста социальной работы в особенности.
В связи с этим всему коллективу преподавателей целесообразно, начиная с первого курса, изменить отношение к оценке знаний студентов: учитывать не только и не столько объем знаний, сколько способность студентов социально чувствовать, социально мыслить и социально действовать. Утверждаемая в вузах система вербальной оценки позволяет успешно осуществить подобного рода подходы.
Важно поднять роль оценки за пройденную студентами преддипломную практику. С этой целью ее содержание и проведение может быть поставлено таким образом, чтобы сначала выявить, а затем развить степень профессиональных наклонностей и способностей будущего специалиста социальной работы.

В связи с этим по итогам практики целесообразно ставить не только вербальную оценку, но и составлять сравнительную характеристику профессионального роста студента.
В этом контексте важную роль может сыграть социальная активность выпускника на протяжении всех лет обучения в системе студенческого самоуправления. В рамках хорошо поставленной системы будущий специалист социальной работы имеет возможность пройти большую школу социального общения, развития социально-организационных способностей и поведения, что не может не отразиться на его практической подготовке.
При таком подходе по окончании вуза студенту целесообразно выдавать дополнительно так называемые резюме его профессиональной подготовленности, грамоты за высокие показатели профессиональной компетентности, рекомендацию в аспирантуру, на работу в органы и учреждения, требующие изначально высокого уровня профессиональной компетентности.
Многие из охарактеризованных здесь подходов могут применяться и при проведении государственной итоговой аттестации бакалавров и магистров социальной работы с учетом различий требований, предъявляемых к их уровню подготовки и аттестации, что записано в соответствующих государственных образовательных стандартах подготовки бакалавров и магистров социальной работы.
Невозможно охватить все проблемы реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области социальной работы. В соответствии с этими стандартами вузы имеют широкие права и полномочия по организации соответствующей деятельности.

В каждом вузе существуют свои традиции, лучшие стороны которых надо воплощать в организации образовательного процесса.

Но не следует при этом забывать, что есть, во-первых, общефедеральные требования, направленные на обеспечение единого образовательного пространства, и, во-вторых, есть специфика направления и специальности социальная работа, которую надо обязательно учитывать.
Разумеется, в рассматриваемых стандартах еще осталось большое пространство для совершенствования их содержания. Но теперь эти стандарты стали государственным документом, которому должны следовать все вузы, проявляя творческий подход с учетом собственного опыта, региональных особенностей и т. д.
Содержание государственных образовательных стандартов в области социальной работы должно и будет совершенствоваться и дальше но мере развития системы социальной работы и опыта подготовки специалистов в вузах.
Однако нельзя не обратить внимание на то, что эта работа должна находиться в тесной связи с развитием науки (теории) социальной работы. За прошедшее время было сделано много для научной разработки ее содержания, чему не в последнюю очередь, как уже отмечалось, содействовали государственные образовательные стандарты и вузовская практика.

Тем не менее, история, теория и технология социальной работы в целом, к сожалению, еще не вышли за рамки феноменологического уровня анализа.

Хотя накоплен большой научный материал и были достигнуты определенные успехи по ряду направлений, теоретическая идентификация социальной работы еще не завершена.
Ныне наступил этап перехода от эмпиризма к теоретико-методологическому осмыслению процессов социальной работы и разработке полномасштабной научной теории. Конечно, такой переход невозможно осуществить враз, для его осуществления нужны повышенная ответственность, компетентность и профессионализм.

Время дилетантства и эпигонства в области истории и теории социальной работы уходит.
Вместе с тем и в самой системе высшего профессионального образования в области социальной работы имеются свои собственные, не менее серьезные проблемы. Ведь не все виды и формы социальной работы требуют не только высшего, но и среднего профессионального образования.

В стране необходимо развернуть и активно развивать систему начальной и средней профессиональной подготовки в области социальной работы. Пока действуют временные требования к содержанию среднего профессионального образования в области социальной работы, но нет таких требований к содержанию начального профессионального образования.
В самой системе высшего профессионального образования в области социальной работы все более актуальной становится проблема выделения, в частности, в качестве самостоятельной специальности социальная реабилитация.
Острой остается проблема подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей в области социальной работы как для вузов, так и для средних и начальных профессиональных учебных заведений. В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования могут и должны работать преимущественно выпускники вузов по специальности социальная работа (кстати, они имеют право в ходе обучения получить дополнительную квалификацию преподаватель или учитель).

Что же касается вузов, то на первых порах и частично нехватку в квалифицированных преподавателях можно компенсировать подготовкой магистров социальной работы. Но, с одной стороны, в области социальной работы их готовят пока лишь 4 вуза, а с другой, - и развертывание магистерской подготовки не может полностью решить кадровую проблему в вузах в области социальной работы, так как требуется еще аспирантская и докторантская подготовка.
Каждый год десятки преподавателей вузов защищают кандидатские и докторские диссертации по историческим, философским, социологическим, педагогическим и психологическим аспектам социальной работы. Но все больше растет потребность в кадрах, которые имеют научную квалификацию непосредственно по истории, теории и технологии социальной работы как целостному виду деятельности.

Необходимо открыть в системе ВАК России отдельную научную специальность по социальной работе, в рамках которой можно было бы защищать специализированные кандидатские и докторские диссертации.

Решить эту очень серьезную задачу можно, но для этого необходима фундаментальная разработка теории и методологии социальной работы, высокая активность ученых, преподавателей и практиков.
К вопросу о концептуальных основах содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области социальной работы (второе поколение)
10 марта 2000 года Министерство образования Российской Федерации утвердило представленные Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы проекты государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области социальной работы второго поколения. Они начали действовать с 1 сентября, и таким образом в новое тысячелетие система образования в области социальной работы входит с обновленным содержанием системы высшей профессиональной подготовки специалистов.
В новых стандартах закреплены многие позитивные идеи и моменты, содержавшиеся в стандартах первого поколения, - идея трехуровневой подготовки, курс на фундаментализацию содержания, сочетание теоретической подготовки с практической подготовкой будущих специалистов, принципы отбора общепрофессиональных и специальных дисциплин, требования к содержанию дисциплин специализации и т. п. Но эти идеи и моменты получили развитие и даже трансформацию отчасти под влиянием требований макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, которые были предложены Министерством образования России, но в большинстве своем под воздействием потребностей теории, практики и образования непосредственно в области социальной работы. С одной стороны, за прошедшее с 7 августа 1991 года (когда приказом Государственного комитета образования СССР в систему среднего и высшего профессионального образования была введена специальность социальная работа) время выпускников вузов по этой специальности стали использовать в учреждениях и организациях не только Министерства труда и социального развития, но и Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства обороны, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел.

С другой стороны, за прошедшие годы получила ускоренное развитие и теория социальной работы. Причем значительную стимулирующую роль в этом сыграли требования государственных образовательных стандартов в области социальной работы. Потребности преподавания студентам таких учебных дисциплин, как История социальной работы, Теория социальной работы и Технология социальной работы привели к необходимости разрабатывать и издавать научно-методические и учебные пособия, в которых одновременно должны быть рассмотрены теоретические вопросы этих и других учебных дисциплин.

Не случайно поэтому почти все имеющиеся учебные и научные издания в области социальной работы написаны преподавателями вузов.

Правда, такого рода обусловленность определила вполне объяснимую зауженность подходов к проблемам истории, теории и технологии социальной работы. На прошедшем этапе это было естественным явлением, в рамках которого, тем не менее, происходило неуклонное приращение теоретического понимания реалий социальной работы в России.

С учетом приведенных обстоятельств содержание ГОС ВПО второго поколения в области социальной работы было усовершенствовано и профилировано как в теоретическом, так и методическом отношении.



Содержание раздела