d9e5a92d

Состояние и проблемы профессионального образования

Общенаучный уровень высшего социального образования вполне естественно можно было бы отождествлять с современным социологическим образованием, но с той поправкой, что этот уровень не будет сводиться лишь к так называемым конкретным социологическим исследованиям частных вопросов и проблем. Подготавливаемый на этом уровне специалист призван знать принципы и законы развития социальной сферы, социального взаимодействия коллективов и групп, уметь анализировать и прогнозировать тенденции развития этой сферы, предлагать реальные проекты содействия и преобразования социальных изменений.
Проблемы теории и практики социальной работы в рамках предложенной логики можно отнести уже к частнонаучному уровню высшего социального образования. Выпускник этого уровня должен изучить теоретико-методологические, общепрофессиональные и специальные основы и методики практической деятельности в социальной сфере, уметь своей личной, прямой и опосредованной работой осуществлять экспертно-аналитическую, менеджментскую, прогнозно-проектную и тому подобную деятельность по оказанию помощи коллективу, группам, организациям, отдельным людям в социализации и ресоциализации в соответствии с их потребностями, а также потребностями общества и человечества в устойчивом развитии на основе гуманизма, демократии и социальной справедливости.
Однако отнесение подготовки специалистов в области теории и практики социальной работы к частнонаучному уровню ничуть не умаляет как научной ценности этого вида высшего социального образования, так и, конечно, практической ценности его выпускников для общества в целом и различных отраслей его социальной сферы в частности. Концентрация внимания на изучении тонкостей социальной работы как специфического вида социальной деятельности требует иных, но по-своему не менее сложных, чем на других уровнях высшего социального образования, знаний, способностей и умений.
Прошедшие пять лет подготовки специалистов социальной работы в МГСУ и других учебных заведениях подтверждают жизненность введения высшего образования в области теории и практики социальной работы. Становление современной социальной сферы в стране, активная работа ученых по разработке трудограмм, психограмм и профессиограмм специалистов в системе социального обслуживания населения, службы занятости населения, в правоохранительных органах, учреждениях здравоохранения, воинских частях и др. и накопленный опыт подготовки специалистов - уже сейчас требуют более дифференцированного подхода к содержанию и методике этого вида высшего социального образования.
Осуществлявшаяся в последние годы широкая программа подготовки специалиста социальной работы ныне все более и более дополняется специализированной подготовкой выпускников для работы либо в различных типах учреждений общей системы социальной защиты населения (социальное обслуживание, здравоохранение, образование), либо с различными объектами (семья, молодежь, пожилые, инвалиды). Все больше развивается потребность в специалистах, владеющих определенными технологиями социальной работы, менеджментом социальной работы, технологией образовательно-воспитательной деятельности, социальной психологией, социально-правовой работой и так далее.

Особенно возрастает интерес к подготовке специалистов, способных осуществлять социально-коррекционную и социально-реабилитационную работу с людьми, имеющими особые социальные нужды и ограниченные возможности.
Рано или поздно жизнь приведет к созданию достаточно дифференцированной системы подготовки специалистов социальной работы: наряду с общепрофессиональной, будет осуществляться отдельная специальная подготовка работников в области социальной медицины, социальной экологии, социальной геронтологии, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. В этих условиях все более остро встает вопрос об активизации исследований в области общей и частных теорий и технологий социальной работы, о соотношении содержания фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов.

Решение этих вопросов зависит от уровня теоретической идентификации социальной работы, построения ее научной модели.
Высказываются мнения, что теоретическая база социальной работы носит полипарадигмальный характер, а потому-де нет и не должно быть единой теории, составляющей фундамент социальной работы как практики. Действительно, содержание социальной работы многомерно и предполагает множество парадигм теорий и технологий, но это не исключает необходимости общей теории социальной работы на метатеоретическом, общенаучном и частнонаучном уровнях.

В обществознании накоплен достаточный материал о так называемой праксиологии, которая могла бы стать отправным моментом для разработки общей теории социальной работы.
Нередко разработка частных теорий и технологий социальной работы представляется более легким делом по сравнению с разработкой общих ее основ. Если речь идет о выделении эмпирически выводимых знаний практической социальной работы и рецептурном характере подготовки специалистов, то для решения поставленных задач достаточно практики.

Но в сфере социальной работы специалист имеет дело с индивидом, отличающимся от другого множеством особенностей проявления и реализации одной и той же социальной потребности. Поэтому наряду с прочными эмпирическими навыками специалист должен быть вооружен знаниями в области конкретной специальности.
Следует подчеркнуть, что знание общей теории, с одной стороны, и частных теорий социальной работы, с другой, необходимо (правда, в разном соотношении) как общему, так и частному специалисту. Таким образом, решение задачи теоретической идентификации социальной работы является крайне важной проблемой как для жизни, так и для развития высшего социального образования в области теории и практики социальной работы.
Действующий государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности социальная работа сыграл положительную роль в становлении и развитии системы подготовки ее специалистов. Он включает большое количество интересных учебных дисциплин, рассчитанных на напряженный пятилетний срок обучения, предусматривает большой объем практической подготовки будущего специалиста, предлагает сочетать общую профессиональную подготовку со специальной в виде конкретных специализаций.

Однако накопленный опыт подготовки таких специалистов в МГСУ позволяет внести некоторые предложения по его коррекции.
Необходимо провести инвентаризацию содержательно-дидактических линий этого стандарта по всем его блокам, начиная с общеобразовательных, социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин с точки зрения достижения общей цели. Тезаурус понятий и терминов излагается нередко неряшливо, особенно это касается дисциплин Социальная работа, Технология социальной работы, Социальная педагогика, Педагогические проблемы социальной работы.

Почему-то учебная дисциплина по экономической теории названа Экономика, что и предполагает иное содержание.

Введены курс математики и дисциплина Концепция современного естествознания, однако их содержание мало адаптировано к задачам подготовки специалиста в области теории и практики социальной работы. Непонятен принцип, по которому одни предметы отнесены к блоку общепрофессиональных дисциплин, а другие - к блоку специальных дисциплин (например, Методика социальных исследований, Социальные инновации, Социальное прогнозирование и проектирование).

В то же время отсутствуют такие важные курсы, как Основы праксиологии, Теория общения, Теория личности.
В условиях складывающейся системы непрерывного социального образования и постоянного приращения знаний в области теории и практики социальной работы представляется необходимым провести фундаментализацию содержания обучения. Надо провести отбор учебных дисциплин (а в них - содержания) с таким расчетом, чтобы студенты могли целенаправленно овладевать методом научного мышления вообще и социально-деятельностного познания и действия в частности.
Должна быть соответственно изменена роль преподавателя вуза. Он должен быть источником не знаний как таковых, а научных методов в своей профессии; каждая лекция и семинарское занятие должны стать лабораторией освоения научного метода будущей работы.

Преподавателям необходимо отходить от однозначно нормативно-рационалистического стиля изложения материала, учить студентов искусству чувствования, понимания при работе с людьми.

Все эти и другие моменты должны быть учтены при отборе учебных дисциплин и их содержания.
Необходимо создать на этой основе более благоприятные условия для расширения возможностей практической подготовки будущих специалистов социальной работы. Будущий специалист социальной работы должен с первых и до последних дней обучения пройти различные виды практической подготовки с таким расчетом, чтобы сразу можно было вести профессиональную работу.

В этой связи целесообразно сократить некоторое число учебных часов по изучению теории с тем, чтобы студентов можно было вести по системе очно-заочного обучения: 1-3 курсы студенты учатся без отрыва от производства, соединяя учебу с некоторыми видами ознакомительной практики, а на 4-5 курсах главным образом работают на объектах будущей специальности и параллельно учатся по модели вечернего или заочного обучения.
Необходимо установить четкие концентры обучения в соответствии с установленными в Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании (август 1996 г.) уровнями образования: неполное высшее образование, бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Учебный план должен быть составлен так, чтобы студент по мере освоения соответствующего концентра имел реальную возможность получить диплом о пройденном уровне образования.
Эффективность социальной работы зачастую не бывает столь очевидной и осязаемой и не обязательно должна выражаться в социальном покое с точки зрения власть имущих. Разный уровень социальной работы предполагает разные критерии, объединенные в конечном счете возрастанием уровня социальной активности, социального функционирования, ориентирования на идеалы добра, красоты и справедливости.
В этом контексте следовало бы изменить содержание и структуру комплексного государственного экзамена по теории и практике социальной работы. В связи с тем, что каждый концентр обучения на уровнях неполное высшее образование и бакалавр заканчивается итоговым экзаменом, комплексный государственный экзамен на уровне дипломированный специалист можно проводить в форме защиты дипломной работы на базе того типа учреждения, содержание и методика работы в котором, как правило, обобщаются в этой работе.



Разумеется, магистерский экзамен, требующий уже научно-педагогической подготовки, может быть ограничен защитой соответствующего направления и уровнем магистерской диссертации, если кандидат в магистры имеет предшествующий уровень высшего социального образования.
Понятно, что при таком подходе должна возрасти значимость экзаменов по специализации и отдельным учебным дисциплинам. Возможно, следует подумать и о введении на выпускных курсах учебных дисциплин типа Философия социальной работы или Актуальные проблемы теории и практики социальной работы.

Но особенное значение приобретают формы и средства объективной аттестации знаний студентов и выпускников.
Состояние и проблемы профессионального образования в области социальной работы в России
С 7 августа 1991 года, когда приказом Государственного комитета образования СССР была введена специальность социальная работа в систему профессионального образования страны, по настоящее время высшее профессиональное образование в области социальной работы совершило качественный скачок и занимает ныне заметное место в обществе.
Подготовкой специалистов в области социальной работы ныне занимаются 120 вузов и свыше 60 их филиалов почти в 80 регионах России. В них обучаются около 30 тыс. студентов и работают более 3 тыс. преподавателей, свыше 80 % которых имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.
Подготовкой специалистов социальной работы с высшим профессиональным образованием занимаются, например, Алтайский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Ростовский, Красноярский, Орловский, Дагестанский, Кабардино-Балкарский, Ульяновский, Тамбовский государственные университеты, Казанский, Курский и Северный государственные медицинские университеты, Московский государственный университет сервиса, Волгоградский и Калужский государственные педагогические университеты, Восточно-Сибирский и Саратовский государственные технические университеты, Военный и Военно-технический университеты и т. д.
Все вузы, занимающиеся подготовкой специалистов в области социальной работы, объединены с 1992 года в государственно-общественную организацию - Учебно-методическое объединение (УМО) вузов страны в области социальной работы на базе Московского государственного социального университета (МГСУ). МГСУ является федеральным научным и методическим центром в области социальной работы.

В его составе только по специальности социальная работа обучается около 3000 студентов, а внутри университета работает на правах внутреннего подразделения специализированная Академия социальной работы. Ректор университета Заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.и.н., профессор Жуков В. И. является председателем Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы.
Под руководством и на базе МГСУ за прошедшее время УМО были разработаны и утверждены Министерством образования Российской Федерации два поколения государственных образовательных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Второе поколение было утверждено 10 марта 2000 года, и все вузы обязаны работать по этому стандарту начиная с 1 сентября этого года.
В соответствии с этими стандартами в России осуществляется подготовка бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы.
Выпускники вузов по направлению и специальности социальная работа получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35-40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист социальной работы должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение социальной работы, конфликтологию в социальной работе, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, андрологию, феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, геронтологию и т. п.
Особое внимание в новых стандартах уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы. Начиная с первого курса, студент должен пройти ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику.

Практика предусмотрена также в период специализаций и при изучении таких специальных дисциплин, как Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы, Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы, Содержание и методика социально-медицинской работы, Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Повышенное внимание должно быть уделено отбору будущих студентов в области социальной работы и качеству аттестации их знаний в процессе и в конце обучения. В частности, рекомендуется междисциплинарный комплексный экзамен по направлению и специальности и защиту квалификационной работы проводить в такой форме, чтобы можно было оценить уровень и степень подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности.
За прошедшие годы вузами России было подготовлено более 8000 бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы. Опыт их подготовки и работы в различных видах учреждений (в системе Минтруда, Минздрава, Минобороны, Минюста, Минобразования) нашел отражение в содержании нового поколения государственных образовательных стандартов.

Однако пределов для совершенствования не существует, имеется много вопросов, решение которых должно содействовать повышению уровня и качества образования в области социальной работы.

Вот некоторые из них.
Прежде всего нужно активизировать работу по созданию полнокровной системы профессионального образования в области социальной работы в стране. В России развивается опережающими темпами высшее профессиональное образование, но совершенно недостаточно развиваются начальное и среднее профессиональное образование.

Необходимо провести исследовательскую и научно-методическую работу по разработке конкретного содержания среднего и начального профессионального образования во взаимосвязи с высшим и послевузовским профессиональным образованием в области социальной работы.
Серьезной остается проблема с кадрами научно-педагогических работников. Ныне общепрофессиональные и специальные дисциплины в области социальной работы в большинстве преподают социологи, историки, медики, педагоги, психологи.

Разумеется, социологи, педагоги, психологи и медики по профилю не просто близки, а, если так можно сказать, родственны научной и практической деятельности в области социальной работы.

Однако и им не мешает получить дополнительную квалификацию в области социальной работы, чтобы, с одной стороны, более адекватно применять свою профильную подготовку, а с другой - избегать в работе абсолютизации этой подготовки и на этой основе не допускать сужения сущности и содержания социальной работы, которая носит интегративно-комплексный характер.
Наиболее перспективным направлением подготовки научно-педагогических работников вузов является подготовка магистров социальной работы. Но для организации этой подготовки необходимо, чтобы в вузе были научные школы, доктора наук, которые активно занимаются научной и педагогической деятельностью в области социальной работы.
За прошедшие годы в стране много было сделано для развития теории социальной работы, ее исторических, технологических, педагогических, психологических, социологических аспектов. По всем общепрофессиональным дисциплинам государственного образовательного стандарта первого поколения в свое время были изданы учебные пособия и методические материалы.

Особую активность в этом направлении проявили и проявляют ученые Московского государственного социального университета, Алтайского государственного университета, Института молодежи, Московского государственного университета сервиса, Калужского государственного педагогического университета, Ростовского государственного университета, Курского государственного медицинского университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Псковского государственного университета, Орловского государственного университета, Ульяновского и Тамбовского государственных университетов и других вузов.
Однако процесс научной идентификации социальной работы как теории еще не завершен. До сих пор не разработана научная система понятий и категорий, не выявлены и не раскрыты закономерности и законы социальной работы.

С одной стороны, это объясняется тем, что прошел еще небольшой исторический срок, в течение которого можно было бы решить эту важную задачу, а с другой - для решения этой задачи надо более активно и фундаментально подходить к анализу реалий социальной работы и разработке ее теории.
Из-за отсутствия такой фундаментальности в некоторых изданных исследованиях и пособиях история социальной работы сводится к истории милосердия и благотворительности, которые, в свою очередь, рассматриваются нередко вне исторического контекста и в описательно-эмпирическом духе. В некоторых работах и пособиях социальная работа трактуется не интегративно-комплексно, а эклектически, в них содержится много невнятицы, лишних иностранных терминов, абсолютизируется так называемая полипарадигмальность и т. д.
В связи с переходом на новый государственный образовательный стандарт предстоит большая работа сначала по подготовке примерных учебных программ по каждой общепрофессиональной и специальной дисциплине общефедерального блока, а затем по изданию на их основе нового поколения учебных пособий и учебников. Эти примерные учебные программы должны быть одобрены УМО и утверждены Министерством образования России, а учебные пособия - пройти экспертизу в УМО и получить гриф Минобразования.

Это не означает, однако, что вузам запрещается разрабатывать свои варианты научной и учебно-методической литературы.

Напротив, в вузах должна активно развиваться такого рода деятельность, но при этом нужно свести к минимуму субъективизм и эмпиризм, повысить научный и методический уровень их содержания.
Направления и проблемы совершенствования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы
В соответствии с федеральным законом Об образовании (1992 г.) в модель подготовки специалистов в качестве ключевого компонента введен государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. В постановлениях Правительства РФ от 10 августа 1993 года ( 773) и от 12 августа 1994 года ( 940) были. утверждены общие требования к структуре и порядок разработки, утверждения и введения этого стандарта.

Позднее под руководством Госкомвуза России и при активном участии министерств и ведомств, в ведении которых находились высшие учебные заведения, была проделана работа по разработке государственных образовательных стандартов уже по направлениям и специальностям, в том числе и в области социальной работы.
Опыт работы вузов по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования подтвердил целесообразность введения этих документов. Они содействовали сохранению единства образовательного пространства в России, обеспечению качества и объективной оценки работы коллективов преподавателей и студентов независимо от организационно-правовой формы, вида и форм профессиональной подготовки.

Вместе с этим были выявлены и определены недоработки.

Принятый в августе 1996 года закон РФ О высшем и послевузовском профессиональном образовании утвердил принципы, структуру и средства управления реализацией государственного образовательного стандарта, внес уточнения в характеристику ступеней высшего профессионального образования, видов высших учебных заведений и академических свобод преподавателей и студентов. Происшедшие в последние годы общественные изменения оказывали серьезное воздействие на содержание и организацию процесса в высшей школе.

Они создали новую площадку для анализа и дальнейшего совершенствования действующих государственных образовательных стандартов в области высшего профессионального образования.
В 90-е годы наблюдалось интенсивное развитие теории и практики социальной работы, происходила неуклонная дифференциация видов профессиональной деятельности в области социальной работы, постоянно расширялась сеть учреждений социального обслуживания населения, которые остро нуждаются в специалистах с высшим образованием. Инициативу подготовки специалистов в области социальной работы взял созданный в 1992 году Российский государственный социальный институт, а ныне Московский государственный социальный университет. Все вузы, занимающиеся подготовкой кадров в области социальной работы, объединены в Учебно-методическое объединение вузов
России по образованию в области социальной работы на базе МГСУ и работают по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по специальности социальная работа, которые были приняты в 1993 и 1995 годах в качестве временных документов и потому также нуждаются в обновлении.



Содержание раздела