d9e5a92d

Социальная работа как специфический вид социальной деятельности

Возникший в этот период термин социальная работа стал употребляться для обозначения деятельности по оказанию помощи бедным, беспризорным, увечным, престарелым и другим слоям населения, но семантический смысл составляющих его слов был шире. Слово работа означает, что такой вид деятельности носит активный, преднамеренный характер, а эпитет социальная, - что ее целью является оказание человеку помощи в приобретении или восстановлении социальности, социального функционирования и на этой основе - социального благополучия.

В этом смысле термин социальная работа выступает как синоним такого типа социальной деятельности в обществе, целью и результатом которой должны быть социализация или (и) ресоциализация человека, а социальное обслуживание в этом контексте - как ее составная часть.
История возникновения и развития социальной работы, наверное, не должна сводиться к истории только ее вида или формы осуществления, а тем более к истории традиций филантропии, благотворительности, так называемого нищелюбия и т. п. В качестве решающих критериев периодизации эволюции социальной работы должны избираться тогда не деятельность государства или церкви, которые действительно сыграли большую роль в развитии некоторых форм социальной работы, а, например, тип социальности, всегда в прямой или опосредованной форме влиявший на содержание, формы и методы социализации или ресоциализации. При таком подходе остается мало места для безграничной апологии того или иного периода развития социальной работы в России и за рубежом, что, к сожалению, нередко безосновательно проявляется в некоторых публикациях и выступлениях.

Открываются возможности и для других вариантов классификации социальной работы в обществе.

Например, правомерно различать индивидуально-групповой, муниципально-территориальный и социетально-федеральный уровни. Ключевым уровнем здесь выступает работа с отдельным человеком и малой группой; без понимания этого факта социальная работа становится беспредметной, ибо это - уровень непосредственной социализации и ресоциализации в обществе.
На муниципально-территориальном уровне на первый план выступает координационно-регулирующая, материально помогающая (финансы, технические средства и т. п.) деятельность, а на социетально-федеральном уровне - разработка основ социальной политики, принятие социального законодательства, развитие социосферной деятельности, то есть организация и интеграция работы различных федеральных органов образования, здравоохранения, культуры, правоохранительной системы и т. п. по поводу социализации или ресоциализации. В этой связи представляется, что распространенная в литературе трактовка роли муниципальных, региональных и федеральных органов власти только как условий социальной работы не соответствует содержанию их деятельности, поскольку на уровне района, области и федерации ведется относительно самостоятельная работа по социализации или ресоциализации не только учреждениями и организациями, по и с использованием газет и журналов, телевидения и радио, театров и кино и других политических, культурных, идеологических организаций и партий.
Типовым видом социальной работы является деятельность социального работника в широком смысле с индивидом и малой группой; в ее организации участвуют прежде всего и главным образом люди, находящиеся между собой в субъектно-субъективных отношениях, а также используются различные материально-природные, материально-вещественные, общественные факторы и т. п. с целью создания соответствующей ситуации социализации или ресоциализации. Иначе говоря, она носит комплексно-интегративный характер, выражается в ряде особенностей, которые необходимо учесть при познании, проектировании и реализации задач социальной работы.
Прежде всего ситуация социальной работы отличается событийно-диалогическим характером. Она (ситуация) является продуктом совместной деятельности главных ее участников - социального работника и человека, нуждающегося в определенном уровне социализации и ресоциализации.

Это - встреча двух личностей, двух систем воспитания и мировоззрения, общение людей с различным жизненным опытом, социальным положением и т. п. Поэтому для анализа сущности ситуации и совершения других действий социальному работнику необходимо использовать как рассудочно-рациональные формы и способы, как наблюдение, описание и объяснение, так и различные формально-логические приемы обобщения и процедуры исследования и проектирования. Преимущественным методом анализа и основой последующих действий социального работника должно быть понимание, составными частями которого являются вживание, вчувствование, переживание, интуиция, интерпретация, исключающая простую механическую экстраполяцию своего опыта на данную ситуацию.

При таком подходе надо учитывать и исторический принцип перцептивности, то есть учета прошлого опыта участников ситуации, и праксиологический закон сопротивления между участниками, и философские требования системности и диалектичности, и другие принципы и законы.
Ситуация социальной работы всегда должна носить социально-интегративный характер, который выражается в том, что конечным результатом всех применяемых методов, средств, факторов и условий должно быть приобретение и восстановление человеком или группой определенного типа и уровня социальности. В этой связи социальный работник должен всегда думать о социальной качественности своих целей, применяемых средств и методик.

Однако при этом надо учитывать, что жизнь человека не сводится к социальным измерениям, степени выраженности его социальности; кроме социальных потребностей у человека имеются различные экзистенциальные интересы, связанные с личной жизнью, любовью, проблемами семьи, эстетическими, этическими, физическими вопросами своего личного и общественного существования.

По своему содержанию они в известной степени шире социальных интересов и занимают относительно самостоятельное место в жизни человека.
Конститутивным моментом социальной работы является также ее деятельностный характер. Подобного рода утверждение звучит, на первый взгляд, тавтологично.

Однако здесь речь идет о том, что главным методом осуществления задач социализации должна быть не только работа самого социального работника, но и деятельность объекта, а на самом деле субъекта социальной работы.

Только в процессе собственной деятельности, адекватной состоянию и потребностям в социализации, человек способен приобрести ту или иную степень социализации, то или иное содержание и тип социальности. Сидя на берегу, не научишься плавать.
Особо следует подчеркнуть необходимость личностно-гуманистического подхода к содержанию и методам социальной работы. Социальная работа должна помогать человеку развиваться как личности с высокими гуманистическими ценностями и не должна осуществляться путем ломки личности и нарушения гуманистических ценностей.

Подлинная социальность как определенный тип и степень развития социального сознания, поведения и активности в обществе возможна только при отношении к себе и другим людям как к личности, при уважении их индивидуальности, свободы и ответственности.

Таким образом, личностно-гуманистический подход определяет границы содержания и методов социальной работы, выход за пределы которых ведет к деструкции и деформации человека и общества.
Эти и другие (далеко не все) особенности типовой ситуации социальной работы должны быть учтены при анализе, прогнозировании и проектировании социальной работы и на муниципально-территориальном, и, конечно, на социетально-федеральном уровнях. Все, кто занимается социальной работой на уровне организации, координации, исследования, управления, должны также думать о том, как их деятельность может отразиться на целях и содержании социализации, на положении не только отдельного человека или малой группы, но и на обществе в данный момент и в перспективе.
Взять, например, такую важную проблему для теории и практики социальной работы, как девиация. Всему миру в целом и каждому явлению, предмету и процессу в неживой и живой природе, а также в обществе, присуща способность отклоняться от основного направления, русла или типа развития и существования.

Это свойство является результатом взаимодействия различных явлений, предметов, процессов, вещей, оно - причина многообразия и своеобразия окружающего нас мира и общества, неповторимости судьбы и личности каждого отдельного человека.
Девиация является естественным свойством существования и развития любого человека и группы. Однако необходимо различать девиации социально позитивного и социально негативного плана.

Социальные работники должны не бороться за ликвидацию любого вида и формы девиации человека, а стараться, с одной стороны, минимизировать отрицательные последствия, и содействовать расцвету позитивных сторон того или иного состояния и поведения человека - с другой. Задача социальной работы - не унифицировать развитие людей и не превращать их в послушные орудия каких-либо (тем более криминальных, антинародных) сил, общественных групп, организаций и партий, а помогать развитию их индивидуальности в единстве с общечеловеческими качествами и социальными императивами.
Среди различных средств, применяемых в социальной работе, определенное место занимает игра. Она может быть использована и как средство облегчения усвоения человеком тех или иных социальных требований, и как метод проверки эффективности тех или иных методик, и как форма организации и проведения досуга.

Но нельзя социальную работу превращать в ту или иную разновидность игры. Ибо цели социальной работы по социализации и особенно ресоциализации таковы, что их результаты не должны быть условными, а тем более иллюзорными, не отвечающими требованиям настоящей действительности.

Любой социальный работник имеет право использовать различные моменты игроизации в своей деятельности, но он не должен уподобляться артистам, которые всегда играют чужую роль.

Социальный работник должен играть роль умного, мудрого, образованного, профессионально компетентного человека, искренне стремящегося к позитивной социализации или ресоциализации доверившегося ему человека.


Культурный социальный работник не должен игнорировать роль религии и церкви в развитии и распространении ценностей и некоторых форм социальной работы в истории человечества. Например, заповеди и мученическая смерть Иисуса Христа во имя благополучия всех людей на земле сыграли роль важного катализирующего фактора в истории человека на пути к прогрессу и миру, способствовали широкому распространению среди людей ценностей сострадания и милосердия.

В процессе социальной работы вполне правомерно использовать и практику религиозной терапии, а также, идя навстречу своим подопечным, создавать условия для удовлетворения их религиозных потребностей.

Однако нельзя не учитывать и того факта, что церковь отделена от государства и что среди религиозных людей есть немалое число исповедующих иную, чем христианство, религию. В системе социальной работы необходимо строго соблюдать права человека на свободу вероисповедания.
Рассмотренные проблемы социальной работы указывают на ее более сложный, диалектически противоречивый характер по сравнению с тем, как она показана в некоторых публикациях и учебных пособиях по истории и теории социальной работы. Вольные или невольные тенденции редукционистского и механистического подхода к трактовке истории, теории, содержания и методов социальной работы, попытки абсолютизации какого-либо вида технологии или социологизации (из-за чего встречаются недооценки гуманистических ценностей при анализе и проектировании явлений социальной работы) находятся в противоречии с комплексно-интегративным и междисциплинарным характером теоретических основ и содержания социальной работы.
Отмеченные и другие недостатки (отнюдь не пороки) во многом связаны с тем, что социальная работа в России стала объектом научного исследования совсем недавно, и еще не сложились профессионально компетентные кадры исследователей и практических специалистов. Нужна активная и совместная работа не только специалистов в области социальной работы, но и философов, социологов, праксиологов, историков, антропологов, психологов, педагогов и многих других, чтобы на научной основе выполнить задачи теоретической идентификации социальной работы.
Социальная работа как специфический вид социальной деятельности
Социальная работа как реальность и понятие находится в ряду таких категорий: взаимодействие - активность - деятельность. Взаимодействие является всеобщим свойством живого и неживого, без него не может существовать наш мир, невозможно познание и предвидение развития природы, общества, отдельного человека.

В разных видах объективной и субъективной реальности взаимодействие выступает в различных формах (их знание имеет также теоретическое и практическое значение).
Например, в условиях растительного и животного мира оно приобретает форму активности, для которой характерна прежде всего избирательность, направленная на обеспечение адаптации растения или животного к окружающей среде. Основу такого взаимодействия составляют инстинкты, бессознательные влечения, обусловленные главным образом потребностями выживания.
В общественной среде, основным способом существования которой выступает совместно-разделенный труд людей, эта активность модифицируется в деятельность. Для этой формы взаимодействия характерна уже не просто избирательность, а сознательно выдвигаемая и организуемая целенаправленность.

Ее двигатель - человеческий интеллект, потребности общественного человека.

Целью является уже не просто адаптация, не только выживание, а совершенствование развития общества, в рамках которого потребности биологического существования преобразуются в социальные интересы, в социокультурные влечения. Эта форма активности носит процессный характер, на который влияют уже не только природно-биологические, но и общественные факторы - экономические, политические, духовные, собственно социальные и экзистенциальные условия и цели.
В процессе развития общества сложилась довольно-таки развитая дифференциация видов и форм деятельности. В зависимости от масштабов субъекта различается общественная, коллективная и индивидуальная деятельность, по способу выполнения выделяется физическая и умственная, теоретическая и практическая, а с учетом сферы проявления - экономическая, политическая, духовная, экзистенциальная и социальная деятельность.
Словосочетание социальная деятельность по семантическому содержанию достаточно многозначно. В одном контексте оно обозначает природу деятельности в обществе в целом, указывает на то, что ее источники, факторы и результаты обусловлены интересами общества, то есть носят общественный характер.

В другом контексте словосочетание социальная деятельность часто идентифицируется с деятельностью людей в социальной сфере, в рамках которой происходит становление и развитие социальной структуры, социальных институтов, социального положения человека.

Наконец, все чаще социальная деятельность корреспондируется с понятиями социальная политика, социальное партнерство, социальное обеспечение, социальная защита, социальное благополучие и социальная работа.
Как общественное явление и понятие социальная работа является одним из видов и способов социальной деятельности, имеющим свою специфику. Последняя выражается уже в самом названии, базовое слово в нем - работа, но определяющее - социальная.

Таким образом подчеркивается, что данный вид социальной деятельности носит активный характер, его объектом и субъектом являются люди, и что его главным средством и целью является не манипулирование, а взаимодействие, результатом которого становится обеспечение социального функционирования и совершенствования человека, а следовательно, и всего общества.
Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии.

В этом заключается ее непреходящее значение для общества в целом и отдельных социальных групп и индивидов в частности.

Понятно, что при таком толковании социальная работа нуждается не только в частнонаучном, но и софийно-рефлектирующем мышлении, основанном на философии, социологии, политологии, психологии, педагогике и многих других формах познания общества и человека.
Вполне правомерно различать социальную работу в широком и узком смысле слова. В первом случае понятие социальная работа обозначает социальную деятельность общества по обеспечению социализации человека вообще.

Во втором случае предметом социальной работы является ресоциализация человека, оказание помощи и создание условий людям с ограниченными возможностями из-за своего физического, психического, умственного состояния в приобретении или восстановлении социального функционирования.
В любом своем качестве социальная работа была и остается общественно необходимым видом социальной деятельности. Ее возникновение и постоянное развитие связано в конечном счете не с добрыми пожеланиями власть имущих, а с родовыми потребностями общества на каждом этапе развития в сохранении преемственности своего существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.

В зависимости от конкретного уровня экономического и политического развития власть имущие могут в ту или иную сторону сокращать или увеличивать масштаб, формы и содержание социальной работы, но не могут от нее отказаться, ибо рискуют своим положением. К тому же в наши дни масштаб и степень развития социальной работы все более становится непременным показателем цивилизованности общества, проявлением принципов демократии, социальной справедливости и гуманизма.
Социальная работа всегда связана с весьма разнообразными субъектами и объектами - людьми, имеющими различные интересы и нужды, разные уровни сознания, социальной активности и социального положения, физического и психического состояния. Иными словами, она имеет дело с миром девиации и должна игнорировать многообразные формы ее проявления.

Причина девиации человеческого существования заключается в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Конкретные виды и формы ее проявления являются результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств, при которых рождается и развивается человек. Возникновение на этой основе разнообразия людей является условием расцвета общества, его совершенствования.
Специалист социальной работы должен не игнорировать и тем более не стремиться к уничтожению любой формы многообразия или, напротив, культивированию многообразия вообще, доводя его до степени противоположности между людьми, а изучать и осуществлять дифференцированный подход. В частности, целесообразно различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено социальной патологией и носит социально негативный характер.

Важно также учитывать диалектику того, что иная форма девиантного поведения, возникнув как отражение прогрессивности тенденций общественного развития, может превратиться в свою противоположность и, наоборот, форма девиантного поведения, развивающаяся как социально позитивное явление, может стать основой для возникновения передовых форм общественных отношений. Эта диалектика характерна для поведения как отдельных людей, так и групп, коллективов и масс населения.
Родовой чертой социальной работы является общение между людьми, которое независимо от субъективных намерений участников всегда носит социальный характер. По содержанию и методам оно обусловлено конкретными социальными условиями и обстоятельствами, порождает разные социальные последствия и результаты как для индивида, так и для общества.

Оно может быть отражением или фактором создания или преодоления отчуждения человека от общества, от результатов своей деятельности, либо стать источником, средством развития человека, осуществления им самоопределения, самоутверждения, самореализации.
В соответствии со смыслом слова работа инициатором и организатором, проводником становится специалист социальной работы. От него в первую очередь должны идти соответствующая инициатива и импульсы, он является ведущим на всех этапах социальной работы.

Но и клиент не должен играть лишь пассивную роль, выступать в качестве податливого материала, способного только принимать любую форму обработки по желанию организатора.

Он должен в меру своих возможностей сотрудничать со специалистом, чтобы предлагаемые методы и средства соответствовали его способностям и возможностям, проектной мощности, если так можно сказать, его тела и души, его социальным потребностям. Иначе говоря, социальная работа строится по формуле субъект - субъектные отношения.
Социальная работа как особый вид социального общения всегда носит диалогический характер. Это - процесс встречи различных мировоззрений, менталитета, воспитания, поведения, итог которой - не победа какой-либо стороны, а совместно достигнутый уровень социализации или ресоциализации.

Каждый участник общения имеет право на свободу выбора применяемых к нему средств и методов. По-видимому, излишне говорить о том, что в результате социальной работы происходит развитие не только клиента, но и специалиста социальной работы, что не может не отражаться на его профессиональном мастерстве, развитии социального мышления и социальной активности, направленной на гуманизацию общества.
Социальная работа является особым видом целесообразной и целенаправленной деятельности. Ее содержание и развитие носит многосубъектный, многофакторный характер, а потому в ней велика роль непредвиденных обстоятельств и побочных следствий, значительную роль играют случайности, которые могут существенно деформировать предлагаемые средства и поставленные цели.

Поэтому при организации социальной работы большое место отводится ее подготовке и планированию.

Последнее надо особо подчеркнуть в связи с тем, что ныне на планирование смотрят весьма скептически, так как в обществе развиваются тенденции к дивергенции и культивируется негативное отношение даже к регулированию.
Без тщательного обдумывания и предварительного планирования социальной работы нельзя добиться успехов в социализации или ресоциализации человека.
На основе анализа социальной реальности, конкретного положения клиента специалист социальной работы разрабатывает цели своих действий, подбирает соответствующие конкретной ситуации методы и средства, продумывает возможные результаты и их варианты, нежелательные последствия, составляет порядок и график этапов работы, очередность применяемых технологий, и все это выражается в составляемой им программе (проекте).
Разумеется, такая программа должна носить выполнимый характер и опираться на способности и возможности как специалиста, так и клиента с учетом конкретных обстоятельств, связанных с наличием, например, материально-технического обеспечения, социально-бытовых, социокультурных условий. В этой связи приобретает большое значение работа специалиста по организации и координации действий различных участников, всех сил и факторов, участвующих в социальной работе.
Социальная работа является видом социального проектирования и конструирования. Ее результатом должно быть создание нового (по сравнению с исходным этапом социальной реальности) бытия индивида, группы или коллектива.

Важно заметить, что социальная работа не может быть средством деперсонализации человека, социального угнетения, она должна служить гуманным целям развития человечества. Необходимое условие - наличие положительного общечеловеческого идеала как цели социальной работы, а также умение теоретиков и практиков социальной работы на основе анализа реального положения создавать положительный проект, сценарий будущего, в основе которого лежали бы не только критерии пользы для человека и общества, но и требования социальной справедливости, демократии и гуманизма.



Содержание раздела