d9e5a92d

Социальная педагогика в системе социальной работы

Социальная работа - интегративный процесс взаимодействия разных факторов, сил, условий и потому требует многомерно-диалектического подхода на любых этапах своего осуществления. В нем в явной или неявной форме участвуют общество, государство, этнонационалъные, экономические, политические, идеологические силы, группы, слои.

В связи с этим социальная работа вольно или невольно может выступать и выступает нередко на деле средством и формой социального контроля в интересах общества или государства, во имя благородных или враждебных человеку целей. С другой стороны, жизнедеятельность человека представляет собой органическое единство различных процессов, сторон и явлений, которые в разное время при разных обстоятельствах могут выходить на первый план или уступать приоритет другим процессам.

Все это требует умения сочетать общие и частные технологии работы.
Уже сейчас активно разрабатываются и применяются на практике такие технологии, как психосоциальная, социально-медицинская, социально-педагогическая, организационно-управленческая (в зависимости от методов социальной работы), социальная работа с семьей вообще, с семьей группы риска в особенности, социальная реабилитация детей-инвалидов, социальная работа с пожилыми, с лицами девиантного поведения - в зависимости от особенностей объекта и т. д. Однако было бы серьезной ошибкой все содержание социальной работы сводить к одной какой-либо парадигме, технологии или форме. Многомерно-диалектический подход предупреждает возможность абсолютизации какого-либо одного способа, метода или средства социальной работы.

Чтобы стать продуктивной, социальная работа должна обеспечивать оптимальное сочетание общественных и индивидуальных интересов, не допускать растворения человека в социуме или сведения богатства социума к потребностям отдельного человека.
Ныне за рубежом и в России преобладает точка зрения, согласно которой психосоциальная технология является чуть ли не оптимальной в системе социальной работы. Разумеется, психосоциальная технология может и должна применяться всегда и везде в качестве непременного компонента социальной работы, ибо без ее методов и средств нельзя обойтись.

Не вызывает ни малейшего сомнения и необходимость ее использования в качестве относительно самостоятельного метода там, где психосоциальные проблемы являются ведущими.

Но и в таких случаях применение только психосоциальной технологии недостаточно для достижения положительных результатов. Необходимо комплексно-интегративное использование различных технологий с учетом особенностей объекта работы.

Представляется оправданным на различных этапах работы с человеком одновременно применять разные методы и средства, между которыми каждый раз устанавливается иерархия, порядок, место и вид применения в зависимости от потребностей и возможностей участников социальной работы.
На всех этапах социальной работы должен соблюдаться личностный подход, ибо основу и цель социальной работы составляют прежде всего интересы человека. В соответствии с этим принципом специалист должен относиться к клиенту на всех этапах своей работы как к личности и способствовать ее развитию.
В этом контексте большую актуальность приобретает вопрос о соотношении личности специалиста социальной работы и клиента. Понятно, что масштаб личностного развития специалиста должен быть таков, чтобы он, по крайней мере, превосходил личность клиента в профессиональном отношении, ибо, как известно, среди важнейших профессионально значимых свойств личности социального работника ценятся милосердие, эмпатия и т. п., которые в конкретных условиях могут во многом компенсировать недостатки.

Требование личностного подхода, конечно, не исключает важность индивидуального отношения специалиста социальной работы к клиенту.

Он не может не учитывать индивидуальность последнего, особенности физического, психического и социального состояния, способности к обучению и воспитанию.
Органической чертой социальной работы должен стать деятельностный подход, так как это не механический процесс переливания знаний, умений и навыков. Клиенту нужно создать необходимые материальные, социальные, культурные условия социализации или ресоциализации в процессе выполнения соответствующего его возможностям и потребностям занятия.

При этом решающую роль играют его собственная активная деятельность, систематические тренировки, упражнения.
Как вид не просто социальной, а социально-гуманитарной деятельности социальная работа требует применения необычных форм и способов познания, не укладывающихся в рамках пока господствующего понимания науки по образцу естественнонаучной модели с ее нормативно-рационалистическим стилем мышления. Сложность ее объекта и субъекта не всегда позволяет получить адекватный результат познания, если пользоваться этим стилем.

Прямолинейность логического мышления также не всегда помогает при разработке средств и путей преодоления трудностей, достижения нужного эффекта в социальной работе.
Специалист социальной работы должен приобрести способность вчувствования во внутренний мир человека и его отношений с окружающей средой, интуитивного познания каких-либо процессов на основе сопереживания. В то же время больших успехов он может добиться тогда, когда его технологии опираются прежде всего на эмоционально-ориентированные способности клиента, например, интуицию или фантазию (использование в психотерапевтических целях религиозных ритуалов, морально-психологического потенциала сказок, притчей, басен, соответствующего типа театральных постановок, музыкальных, литературных произведений).

Правда, было бы серьезной ошибкой на этой основе менять нормативно-рационалистические приемы и методы познания и действия на иррациональные подходы. Вольное или невольное сужение методов познания и практики противоречит содержанию социальной работы, несет в себе опасность искажения результатов и чревато возможностью нанесения ущерба человеку, а подчас и всему обществу.

Речь идет не об отказе от традиционных методов познания, а о многообразии форм анализа и проведения социальной работы.
Теоретику и практику социальной работы необходимо овладевать герменевтическим методом познания и организации социальной работы, ибо результаты его непохожи на научные истины, добытые традиционными способами научного постижения. В то же время сложное социально-гуманитарное содержание социальной работы возможно выразить лишь на основе синтеза социально-научных, а не просто научных понятий, экзистенциалов, социальных норм и аксиологических определений.

В этой связи необходимо овладеть культурой понимания, в разработку которой в ее современном толковании внесли вклад В. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, М. М. Бахтин. Ныне понимание рассматривается не просто как метод познания, а как основное определение человеческого существования, без знания которого нельзя понять жизнь общества и человека.
В социальной работе большое место отводится вопросам смысла и значения экзистенциальных потребностей человека, проблемам этической и моральной оценки, интуитивного подхода и учета невербальных форм выражения желаний, потребностей и интересов, умения сопереживать, вчувствоваться, усваивать суть происходящего, рефлексировать и саморефлексировать. Специалист социальной работы просто обязан знать и уметь использовать в своей практике различные модели механизма процедур понимания: рефлексную, ценностно-эмпатическую и игру.

Взять хотя бы игровую модель.
Обычно игра связана с обучением и воспитанием детей. Но, как было показано И. Хейзингом, игра является всеобщим принципом становления человеческой культуры, а потому применима и в системе социальной работы.

Игра позволяет создать для участников условно реальную ситуацию, в рамках которой они могут пережить в свернутом виде те обстоятельства, которые необходимо преодолеть, понять на основе опыта собственного делания свое состояние и состояние партнера, а затем найти адекватные своим потребностям средства и методы, приобрести опыт их применения.
Подчеркивание важности герменевтического метода для социальной работы не означает отказа от других способов, форм и методов познания. Любое их сужение несет в себе опасность извращения всей сложности содержания социальной работы, что в свою очередь чревато отрицательными последствиями для человека.
Кроме того, сложность, многосубъектность, многофакторность и многоэтапность социальной работы затрудняют ее теоретическую идентификацию. Идут поиски адекватной ее содержанию базовой теории, поскольку, с одной стороны, понятие социальная работа как теория не является достаточно корректным, а с другой - содержание социальной работы невозможно подвести под какую-либо известную науку.
Чтобы более или менее полно выразить ее содержание, нужны и общефилософские, и социально-философские, и общенаучные, и социологические, и этические, и психологические, и медицинские, и иные знания. Невозможно понять социальную теорию без таких специальных теорий, как теория деятельности, теория личности, теория событий, теория общения, теория организации и управления, эвриология, праксиология.
Среди специалистов существует либо монопарадигмальное, либо полипарадигмальное понимание теории социальной работы. Согласно первому пониманию, социальная работа носит либо психосоциальный, либо социально-педагогический характер, а потому в качестве главных теоретических основ выдаются социальная психология и социальная педагогика.

Сторонники полипарадигмального понимания подчеркивают междисциплинарный характер теории и практики социальной работы, справедливо выступая против абсолютизации какого-либо направления, метода познания и действия. Но и в этом подходе не все еще прояснено.
Объектом теоретического осмысления социальная работа в современной трактовке стала сравнительно недавно. Необходимо время для накопления эмпирического и теоретического материала, чтобы дать определенные ответы, соответствующие интегративному содержанию социальной работы.
Социальная педагогика в системе социальной работы
Проблема соотношения социальной работы и социальной педагогики имеет значение и теоретическое, и практическое. От того, как определяются объект, предмет, содержание рассматриваемых категорий, зависят цели, методы и приемы социальной работы.


Педагогическая работа является одним из направлений социальной работы, а соотношение социальной педагогики и социальной работы рассматривается как отношение частного и целого.
Отсутствие непротиворечивой модели соотношения социальной работы и социальной педагогики является вполне естественным явлением на этапе, когда происходит становление их статуса, во время которого утверждение этих категорий и видов тактической деятельности происходит путем отрицания того, что так или иначе затемняет содержание, мешает достаточно четко и ясно сформулировать объект, предмет, родовые и видовые признаки.
В основе различных взглядов на соотношение этих понятий лежит абсолютизация, в одном случае, опыта Германии, где, как известно, со времен А. Дистервега и П. Наторпа термин социальная педагогика употребляется расширительно, а в другом случае - опыта Англии и США, где даже слово педагог почти не употребляется, а то, что в отечественной литературе называется педагогической деятельностью, рассматривается в качестве одного из компонентов социальной работы.
Нельзя не заметить и того, что употребляемые сторонниками различных точек зрения понятия социальная работа и социальная педагогика используются недостаточно корректно: вольно или невольно не учитывается неоднозначность их содержания, смешиваются значения этих понятий в широком и узком смысле.
Выход из сложившейся ситуации видится не в механическом, а в диалектическом соединении существующих различий на основе принципа многомерное™ познания и синтеза научного знания, требующего учета всего того ценного, что содержится в разных концепциях.
Необходимым условием такого подхода является эксплицирование достаточно полного содержания понятий социальная работа и социальная педагогика, структурирование его но определенным критериям. Подобная задача должна решаться коллективно, с учетом имеющейся практики, не путем навязывания своей точки зрения, а путем осмысления происходящих процессов, объектов социальной работы и социальной педагогики.
Нуждаются в уточнении объемы таких понятий, как социальная работа и социальная педагогика. Понятие социальная работа целесообразно соотнести с такими понятиями, как социальная деятельность, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание; необходимо провести классификацию видов, форм, направлений. социальной работы.
Еще в большей мере требование определения содержания, видов, форм и направлений относится к социально-педагогической теории и практике. Хотя термин социальная педагогика в научном и практическом обороте в нашей стране не был до недавнего времени широко распространен, идеи, принципы и опыт того, что ныне выдается за социальную педагогику, в нашем отечестве существовали давно.

Более того, эти принципы и опыт развивались в определенном аспекте настолько основательно, что и ныне используются за рубежом, возвращаясь к нам под иными названиями как достижение мировой цивилизации. Достаточно назвать имена К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, теоретиков и организаторов практики так называемой средовой педагогики, коррекционной педагогики и многих других видов и направлений педагогической работы, как с отдельными людьми, так и с группами, объединениями, организациями.
Новые императивы требуют систематизации имеющегося в нашей стране и за рубежом теоретического и практического опыта, а еще более - приращения его и на этой основе - разработки социальной педагогики как особой теории и практики социализации и ресоциализации человека как индивида и как члена социума, включая не только микроструктурные, но и макроструктурные социальные общности (семья, коллектив, организация, среда обитания, этнос, эпоха и др.).
Важнейшим моментом является вычленение уровней социально-педагогического знания и практической деятельности, в частности, в зависимости от сферы применения. На этой основе можно выделить общий социально-педагогический, средний социально-педагогический и специальный социально-педагогический уровни теории и практики.
В качестве общего социально-педагогического уровня можно выделить то, что называется учением о социальном воспитании и социальном обучении в рамках общепедагогической теории и практики, направленной на целенаправленное осуществление социализации человека педагогическими средствами, в ходе которой происходит не просто усвоение социокультурного опыта общества, но и приобретение и рецепция социального статуса, социальной роли, становление человека как гражданина. В этом смысле социально-педагогическая теория и практика пронизывают все виды и формы социальной работы, где речь идет о целенаправленном процессе содействия (взаимодействия в том числе) человеку в развитии социальности и всех других качеств и состояний, связанных с этим качеством.

Это метатеоретический социально-педагогический уровень, требующий совместных усилий теоретиков педагогики, философов, социологов, праксиологов и других специалистов.
Средний социально-педагогический уровень может быть определен как теория и практика педагогической работы в среде обитания, в конкретном виде социальной общности со всеми людьми, независимо от социально-экономического, физического, психического, возрастного, профессионального состояния и положения. В известной мере этот уровень совпадает с трактовкой социальной педагогики П. Наторпом, для которого социальная педагогика была деятельностью по интеграции воспитательных сил общества по оказанию помощи населению в освоении культурных достижений человечества и, прежде всего, общества, в котором живет человек.
Специальный уровень социально-педагогической работы включает в себя теорию и практику педагогической работы с отдельным человеком или общностью, объединением людей с так называемыми особыми социальными бедами, нуждающимися в том, что называется коррекционной, кондуктивной, реабилитационной, лечебной педагогикой. Это специально-педагогическая работа, требующая специфического знания и опыта осуществления процесса (не акта) лечения, коррекции, адаптации, реабилитации и интеграции человека или группы людей в обществе.

Конечно, не всякий социальный работник может и должен являться социальным педагогом.
В то же время нельзя не заметить, что если иметь в виду социальную педагогику на более высоких уровнях знания и практики, то все-таки любой социальный работник должен быть в определенной мере и социальным педагогом. Социально-педагогическая подготовка, хотя бы в виде ощущений, представлений, должна быть у каждого социального работника.

В разной мере и на разном уровне социальный работник должен научиться и некоторым навыкам социально-педагогического мышления и деятельности, то есть по крайней мере не упускать педагогические последствия своей деятельности или не забывать об использовании педагогических методов и приемов для решения социальных вопросов в отношении человека. Нужно учиться давать педагогическую оценку происходящим процессам в социуме и думать о социальных последствиях педагогических действий, экспериментов.

Социально-педагогические знания, умения и навыки (наряду с психосоциальными, медико-социальными, юридическими и др.) являются одним из условий идентификации любого работника со своей должностью, профессией. Вместе с другими видами социально-гуманитарного знания и действия они предопределяют в значительной степени, превратится или не превратится социальный работник в бюрократа, механического исполнителя своей работы.
Совершенно необходима специально-педагогическая подготовка социального работника для работы с инвалидами, людьми девиантного поведения, жертвами насилия, освободившимися из мест заключения и другими объектами социальной работы, для которых требуются иные педагогические знания, умения и навыки (и даже некоторые другие профессиональные свойства), чем для учителя в обычной школе или для организации педагогической работы по месту жительства. Представляется целесообразным в вузах, осуществляющих подготовку по направлению социальная работа, ввести специализацию социальный педагог в системе социальной работы.

В соответствии с этим упор при подготовке такого специалиста может быть сделан на приобретении знаний, умений и навыков работы с явлениями физической, психической, социокультурной и иной депривации, а также на преподавании специальных социально-педагогических дисциплин в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования в области социальной работы, для ведения педагогической работы в специализированных учреждениях системы социальной защиты.
Теоретико-методологические проблемы развития теории социальной работы
Необходимость развития содержания теории социальной работы связана еще и с тем, что, хотя за прошедшие 10 лет со времени введения в систему высшего профессионального образования специальности социальная работа и была проведена большая научно-исследовательская и учебно-методическая работа, пока все еще нет оснований говорить о формировании целостной и научно обоснованной ее теории.
Тем не менее нельзя не заметить, что в прошедшее десятилетие главным образом под воздействием требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области социальной работы, первое поколение которых было утверждено в 1993-1995 годах, были опубликованы сотни научных, учебных и учебно-методических работ и материалов, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций по различным аспектам социальной работы.
Накоплен эмпирический материал по истории и практике социальной работы, разработан ряд важных теоретико-методологических моментов, имеющих большую эвристическую ценность, проведена большая работа по разработке содержания образования в области социальной работы.
Выделилась значительная группа исследователей, активно занимающихся теорией социальной работы, среди которых следует назвать Жукова В. И., Беличеву С. А., Блинкова Ю. А., Гуслякову Л. Г., Зимнюю И. А., Лаврененко И. М., Мартыненко А. В., Павленка П. Д., Топчия Л. В., Фирсова М. В., Холостову Е. И. и других.
Однако социальная работа как объект научного исследования настолько сложна и неисчерпаема, что за короткий срок, конечно, невозможно было решить такую сложнейшую научную задачу, как разработка теории социальной работы. Опираясь на достигнутый уровень исследования, представляется необходимым активизировать научную деятельность по таким направлениям, как метатеоретические основы теории социальной работы.
В некоторых учебных пособиях по теории социальной работы последних лет много говорится, например, о философских основах социальной работы. Однако то, что выдается за философские основы, таковыми зачастую не является.
Декларируемые в эклектическом сочетании в качестве так называемых методологических оснований социальной работы философии утопизма, профессионализма, прагматизма и т. п. свидетельствуют по меньшей мере о философской некомпетентности авторов. В силу сложности содержания социальной работы ее метатеоретической основой должно быть многомерно-диалектическое (а не эклектическое) сочетание соответствующих положений и идей философии общества в целом, философии социальности и социологии в особенности.
До сих пор отсутствует научно корректное и обоснованное определение социальной работы, в котором были бы отражены ее глубинная социокультурная укорененность, природа, сущность и система.
Очень часто социальную работу сводят либо к помощи, либо к одной из ее целей, как, например, гармонизация или социальное примирение в обществе. Таким образом, нарушаются элементарные требования даже формально-логического мышления, не допускающего подмену сущности явления характеристикой средств или частных результатов той или иной деятельности.
Одной из причин такого подхода является вольная или невольная недооценка роли и места социального в обществе в целом, в системе социальной работы в частности. В результате сущность социальной работы не выводится из того факта, что она объективно (сначала стихийно, а затем осознанно) направлена на удовлетворение взаимных потребностей общества, с одной стороны, и отдельного человека (или группы), с другой, в социальности.
Социальная работа - точка пересечения взаимного стремления общества и человека к социализации, с помощью которой формируется социальное сознание, социальное поведение, социальное функционирование и социальное состояние отдельных людей и различных групп населения и на этой основе - относительно устойчивое существование и развитие общества.
Исходя из этого понимания, социальная работа представляется одним из бытийственных факторов, действующих в обществе на протяжении всего времени его существования. В этом контексте все содержание и эволюция социальной работы должны рассматриваться в тесной связи прежде всего с особенностями общества на том или ином этапе его развития, а не только с субъектом ее развития и реализации, как зачастую делается в учебных изданиях по истории социальной работы.
Социальная работа - сложная система, в рамках которой социальное обеспечение является важным, но не единственным ее сегментом, ибо включает в себя и социальную защиту, и социальное развитие человека в соответствии с социальными потребностями общества. А благотворительность и милосердие, которым так много места уделяется в научных изданиях и учебных пособиях, не могут исчерпать содержание социальной работы, поскольку являются в своем происхождении производными от социальных потребностей и выступают чаще как принципы или условия для организации социальной работы.
В ходе организации и проведения социальной работы используются материально-вещественные, социально-организационные, педагогические, психологические, медицинские и многие другие знания, средства и технологии.



Содержание раздела