d9e5a92d

Сферы профессиональной деятельности

В новых стандартах зафиксировано более широкое, чем в прежних, понимание сфер профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы: это государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т. п., а объектами профессиональной деятельности названы отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.
Учитывая профессиональные особенности работы специалистов в области социальной работы, требующей особых умений в общении с людьми, определенных организаторских способностей и специфического профессионального мышления, в государственных образовательных стандартах второго поколения в число требований к уровню подготовки абитуриента включена рекомендация, разрешающая вузам при приеме на подготовку проводить дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности в форме собеседования, тестирования и т. п.
По рекомендации Министерства образования России в структуру основной образовательной программы подготовки бакалавра, магистра и специалиста социальной работы включен раздел Национально-региональный (вузовский) компонент, который должен выделяться в циклах общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. Содержание этого компонента должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
Ныне, к сожалению, из всего числа общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые имелись в прежних стандартах, обязательными для всех вузов стали только иностранный язык, физическая культура, отечественная история и философия; остальные дисциплины, указанные в стандарте, в пределах имеющихся в цикле часов могут включаться по усмотрению вузов. Исходя из особенностей социальной работы как профессии Совет УМО вузов России по образованию в области социальной работы составил проекты стандартов таким образом, чтобы дать возможность выпускникам изучать весь набор гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
В цикле дисциплин Общие математические и естественнонаучные дисциплины по рекомендации Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы выделена дисциплина Информационные технологии в социальной сфере с целью профилировать подготовку будущих специалистов социальной работы, в том числе бакалавров и магистров, в области информатики.
Особенно большие изменения произошли в последующих разделах стандартов подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области социальной работы. Из числа общепрофессиональных и специальных дисциплин формально исключены такие курсы, как Социальная работа за рубежом, Практическая психология и психодиагностика, Социальная инновация, Специальные разделы психологии, Специальные разделы педагогики, Социальная этнография и демография, Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения.

Входившие в них темы и проблемы включены в ряд более широких по содержанию дисциплин (например, проблемы курса Социальная работа за рубежом включены в более широкий курс История социальной работы).
Расширен состав так называемого базового ядра этого блока. Кроме имевшихся в первом поколении стандарта таких дисциплин, как Педагогика, Психология, Социология, дополнительно введены такие дисциплины, как Антропология, Социальная политика.
Уточнены названия и приведено в соответствие с профилем подготовки содержание ряда сохранившихся курсов.
Вместо прежних курсов Медико-социальные основы здоровья, Социальное право, Этика социальной работы, Экономика социальных служб, Менеджмент социальной работы, Социальное прогнозирование и проектирование, Конфликтология предложены соответственно курсы Основы социальной медицины, Правовое обеспечение социальной работы, Профессионально-этические основы социальной работы, Экономические основы социальной работы, Организация, управление, и администрирование в социальной работе, Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной работы, Конфликтология в социальной работе.
Введены такие новые дисциплины, как Антропология и Социальная политика в цикле общепрофессиональных дисциплин, а также Гендерология и Проблемы социальной работы с молодежью в цикле специальных дисциплин. Кроме того, по решению Совета УМО вузов России по образованию в области социальной работы теперь во всех вузах в рамках цикла специальных дисциплин должно быть организовано изучение таких новых дисциплин, как Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы, Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика), Содержание и методика социально-медицинской работы и Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.

По сути, эти курсы должны стать своего рода практикумами, в рамках которых должны отрабатываться знания, умения и навыки указанных в их названиях типов деятельности в рамках социальной работы. Поэтому не случайно в стандартах рекомендовано в процессе изучения этих дисциплин проводить по две недели практики в русле их содержания.

Вместе с тем, никто не запрещает вузам лекционные и семинарские занятия проводить в праксиологическом духе.
В новых стандартах существенно увеличено число часов, отводимых на раздел Дисциплины специализации: будущие специалисты могут теперь специализироваться по выбранной теме практически в течение целого семестра. При этом в рамках специализации рекомендуется проводить практику в течение 4 недель, студенты обязаны писать курсовую работу и сдавать итоговый экзамен по содержанию специализации.

Название темы и содержание специализации не должны повторять изученные ранее дисциплины, в результате специализации студенты должны получить специальные знания, умения и навыки по конкретным проблемам, технологиям и методикам практической социальной работы. Специализация углубляет, но не заменяет общую квалификацию, которая должна быть записана в дипломе выпускника, - специалист по социальной работе.
В стандартах второго поколения существенно увеличено время практической подготовки студентов к социальной работе, в целом до 30 недель. Каждый студент должен пройти ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практику (не считая практики в рамках специализации и при изучении названных ранее курсов - практикумов, как Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы).

Это требование относится и к студентам вечерней и заочной форм обучения, но реализовываться оно должно с учетом их особенностей.
Существенные изменения были внесены также в государственный образовательный стандарт подготовки бакалавра социальной работы. Уточнены, в частности, виды профессиональной деятельности бакалавра.

На первое место поставлена исследовательско-прикладная деятельность (экспертиза, прогнозирование социальных процессов и явлений в области социальной работы; подготовка проектов нормативной базы деятельности социальных служб; организация внедрения социальных проектов и программ). Бакалавр должен быть подготовлен также к выполнению определенного уровня организационно-административной работы (информационно-ресурсное обеспечение социальной работы; административная работа в подразделениях социальных учреждений и служб; участие в координации социальной работы в подразделениях различных организаций, учреждений и предприятий; кадровая работа в социальных органах, и учреждениях) и практической работы в социальных службах (участие в социально-профилактической работе, посредничество и консультирование).

При наличии дополнительного педагогического образования бакалавр социальной работы может заниматься и педагогической деятельностью (организация воспитательной работы в социальных учреждениях и службах; учебно-воспитательная работа в общеобразовательных и специальных средних учебных заведениях).
Внесенные изменения в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, а также общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавра социальной работы совпадают почти по всем позициям с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста социальной работы.
Однако существенные различия сохранились между названными стандартами по циклу Специальные дисциплины. В стандарте подготовки специалиста по социальной работе на этот цикл выделено 2305 часов, а в стандарте подготовки бакалавра - 1070 часов.

К тому же рекомендуемые в стандарте подготовки бакалавра специальные дисциплины почти не имеют аналога в стандарте подготовки специалиста социальной работы.
С учетом сроков и характера подготовки бакалавра социальной работы на практику выделено только 16 недель, из которых 4 недели рекомендовано посвятить собственно исследовательской подготовке.
Впервые в истории образования в области социальной работы был утвержден государственный образовательный стандарт специализированной подготовки магистра социальной работы на базе программы бакалавра еще в конце 1999 года. В марте 2000 года был утвержден в едином пакете и обновленный стандарт подготовки магистра социальной работы.

В этом стандарте впервые сформулирована квалификационная характеристика будущего магистра социальной работы как исследователя и научно-педагогического работника в высших учебных заведениях в области социальной работы. При этом в стандарте указывается, что магистр социальной работы должен быть подготовлен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и информационно-ресурсного характера не только в масштабе района, но и региона и даже страны в целом.

Содержание специализированной подготовки магистра социальной работы обусловлено его квалификационной характеристикой и включает не только изучение дисциплин федерального компонента (как, например, История и методология науки, Современные проблемы науки, Компьютерные технологии в науке и образовании) и специальных дисциплин, соответствующих проблемному полю его специализации, но и научно-исследовательскую работу и научно-педагогическую практику, на которые выделяется половина всех часов специализированной подготовки магистра.


К числу новых положений, которые отсутствовали в прежних стандартах, следует отнести требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
В соответствующих разделах стандартов четко записано: подготовкой кадров с высшим профессиональным образованием в области социальной работы должны заниматься научно-педагогические кадры, имеющие, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающиеся научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели профессионально ориентирующих и специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Вуз должен иметь программы, учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, включая положения о практиках, научную литературу, профессиональный журнал, реферативные издания по всем изучаемым дисциплинам.

В каждом вузе должен быть учебно-методический кабинет по проблемам теории и практики социальной работы, компьютерные классы и опорно-экспериментальные социальные учреждения, службы, организации.

Хотя в стандартах и не указывается прямо, но педагогические принципы организации учебного процесса в вузе требуют, чтобы в каждом вузе подготовкой выпускников в области социальной работы занимались специализированные кафедры и/или факультеты (отделения) социальной работы. К сожалению, в некоторых вузах подготовка выпускников в области социальной работы нередко осуществляется в рамках кафедр или факультетов, специальности которых не всегда коррелируют с социальной работой.
Эти и другие изменения в составе общепрофессиональных и специальных дисциплин рассчитаны на то, чтобы, во-первых, очеловечить прежний стандарт - будущие выпускники с высшим профессиональным образованием в области социальной работы должны владеть знаниями о человеке, о половозрастных и других его особенностях, во-вторых, -профессионализировать содержание их подготовки: они (выпускники) должны знать не вообще, а конкретно психологические, педагогические, правовые, медицинские, этические, конфликтологические, проектные, исследовательские и т. п. проблемы и аспекты социальной работы с любым человеком и любой социальной группой.
Тем не менее иногда высказываются упреки в том, что названное число недель все равно недостаточно для практической подготовки будущих специалистов с высшим профессиональным образованием в области социальной работы.
Конечно, можно сделать так, что число недель практической подготовки непосредственно на объектах будущей профессии студентов увеличится в 2-5 раз. Но если речь идет о подготовке специалистов социальной работы с высшим (а не со средним) профессиональным образованием, то подобного рода предложения входят в серьезное противоречие с требованиями высшего профессионального образования в целом дать фундаментальную подготовку выпускника, опираясь, прежде всего на науку, что требует немалого времени для проведения процесса теоретического обучения.

К тому же надо учесть и то обстоятельство, что само теоретическое обучение в области социальной работы должно носить праксилогический характер, а потому должно быть организовано так, чтобы его содержание было полностью пропитано практикой будущей профессиональной деятельности студента. Оно от начала до конца должно стать высшей школой обучения студентов анализу, проектированию и социальному конструированию ситуаций и процессов именно самой социальной работы.

Кроме того, никто не запрещает вузам расширять эту практическую подготовку, например, в рамках деятельности органов студенческого самоуправления на протяжении всех лет обучения. В истории вузовской жизни 70-х годов XX века был накоплен большой опыт организации, например, общественно-педагогической практики студентов, в ходе которой будущий педагог овладевал навыками организаторской, шефской, культурно-досуговой и другой деятельности.

Эта практика начиналась с первого курса, носила сквозной характер, итоги подводились каждый год. Ее организаторами были студенческие комсомольские группы, бюро, комитеты.

При хорошей организации общественно-педагогическая практика была органической частью профессионального становления будущего педагога. Разумеется, не все в этом опыте приемлемо в наши дни, но принципы и дух такой практики вполне можно использовать и теперь.

Подобного рода доводы относятся и к организации практической подготовки бакалавра и магистра социальной работы.
Во всех стандартах подчеркивается, что каждый вуз в соответствии с этими стандартами и на их основе может самостоятельно разработать основную образовательную программу конкретной подготовки специалиста социальной работы, бакалавра и магистра социальной работы, если имеется лицензия Министерства образования Российской Федерации на право подобной образовательной деятельности. Эта основная образовательная программа должна представлять собой комплекс нормативно-методических документов (разделов), в которых конкретно определяются цели, содержание, методы и средства ее реализации на основании требований стандартов к уровню подготовки выпускника и в соответствии с социальными ожиданиями общества от его интеллектуальных, личностных и профессиональных качеств.
Исходным разделом этой программы может быть вузовское положение о целях и задачах процесса обучения и воспитания студента в области социальной работы. Организующей частью структуры вузовской образовательной программы является учебный план (включая график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, план учебного процесса, включающий перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации); перечень и программы специализаций, согласованных с УМО вузов по образованию в области социальной работы; совокупность вузовских программ учебных дисциплин, раскрывающих их содержание и включающих учебно-тематический план их изучения, перечень учебной и научной основной и дополнительной литературы, методические указания студентам, требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля; учебно-методические материалы о практиках, о деятельности учебно-методических кабинетов и компьютерных классов, об опорно-экспериментальных социальных учреждениях, службах, организациях, кафедрах и факультетах (отделениях) социальной работы, о формах содействия научно-педагогическим коллективам развитию органов студенческого самоуправления, различных форм социальной активности будущих выпускников вне вузовской жизни и т. п.
В связи с утверждением новых государственных образовательных стандартов высшей профессиональной подготовки кадров по направлению и специальности социальная работа всем вузам предстоит в ближайшие годы провести большую работу по научному, учебно-методическому, кадровому и материально-техническому обеспечению их требований.
Прежде всего необходимо разработать учебные программы, в которых должно найти отражение содержание изучаемых дисциплин с учетом достигнутого уровня их научной разработки и практики социальной работы. Трудности этой разработки состоят в том, что, в отличие от прежних, в новых стандартах указываются не дидактические единицы, а основные разделы дисциплины, и необходимо поэтому сначала разработать и утвердить в рамках Совета УМО примерные учебные программы, в которых должны быть определены упомянутые дидактические единицы.

Эта важная и необходимая часть работы уже проведена, примерные программы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам будут опубликованы во второй части этого издания.

Опираясь на эти примерные программы, вузы будут разрабатывать свои программы, в которых могут более подробно изложить свои подходы к содержанию и организации учебного процесса.
Неотложной задачей вузов и УМО в целом является создание на основе этих программ нового поколения учебников и учебных пособий по всем общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Изданные в 90-е годы вузами учебники и учебные пособия в своем большинстве несут на себе печать уровня научной разработки теории социальной работы тех лет, а также недостаточного опыта их авторов в написании учебных изданий. Некоторые учебные пособия и даже учебники не всегда были написаны в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным дисциплинам, не только по содержанию, но и по названию.

Тем не менее нельзя не заметить, что в большинстве из них содержится много информации, сохраняющей во многом историческую и научную ценность.

Поэтому изданные учебные издания целесообразно в том или ином объеме использовать в учебном процессе не только до, но и после выхода новых учебных изданий.
Сейчас сложилась удобная ситуация для того, чтобы провести анализ плюсов и минусов имеющейся учебной литературы и диалектически учесть их при создании новых учебников и учебных пособий. При этом следует подчеркнуть, что важнейшим условием качественного решения этой задачи является высокий уровень развития самой теории социальной работы, а также профессионализм авторов, берущихся за подготовку учебных изданий.

Хотелось бы, чтобы в новом поколении учебников и учебных пособий был если не исключен, то сведен к минимуму субъективизм (но не индивидуальность) авторов, а уровень изложения соответствовал научным и методическим принципам.
Более серьезного внимания заслуживает организация специализации будущих выпускников в связи с отмеченными ранее требованиями. Тема и содержание предлагаемой студентам специализации должны быть зарегистрированы в УМО вузов России по образованию в области социальной работы.

Нужно иметь в виду также и то обстоятельство, что вуз может предлагать студентам не одну, а несколько специализаций, из которых они могли бы выбрать для изучения одну, а при рациональной организации учебного процесса без нарушения требований стандартов имели бы возможность пройти и дополнительную специализацию.
В государственном стандарте не указано число курсовых работ, которые должен написать студент в период обучения. В примерном учебном плане УМО были даны некоторые рекомендации.

Вуз в зависимости от своих возможностей может увеличивать число курсовых работ, но в любом варианте должны быть выполнены как минимум курсовые работы по истории, теории и технологии социальной работы, не считая курсовой работы по дисциплинам специализации.
Курсовая работа является видом самостоятельной учебно-исследовательской работы студента, в ходе выполнения которой он имеет возможность углубить свои знания, закрепить и развить умения и навыки исследований в области социальной работы. Она выполняется в пределах часов, отводимых на самостоятельную работу студентов; как правило, представляется в конце периода изучения конкретной учебной дисциплины и является условием допуска студента к сессии, а полученная оценка может быть учтена при сдаче экзамена по этой дисциплине.

Конкретные требования к курсовой работе, порядок и условия ее зачета определяются вузом.
Важнейшей проблемой в реализации государственного образовательного стандарта является обеспечение объективности и адекватности оценок, которые ставятся студентам в процессе обучения.
В государственных образовательных стандартах закреплена вербальная форма оценки, которая должна выставляться студентам по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план вуза, - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно; зачтено, не зачтено. Не все преподаватели придерживаются одинаковых позиций в понимании, а тем более в применении на практике этой формы, зачастую вербальную систему они подменяют цифровой формой, которая господствует в школах, но не совпадает с вербальной.

Вербальная форма требует оценки не только уровня, но и качества знаний, умений и навыков с точки зрения их степени соответствия или несоответствия требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования о профессиональной подготовленности к социальной работе.

Поэтому оценка, например удовлетворительно, не тождественна школьной оценке 3, поскольку получивший ее студент должен показать знания, умения и навыки, соответствующие требованиям ГОС ВПО. В этом контексте оценка отлично не должна быть частой (если не сказать массовой) оценкой, поскольку предполагается, что студент, получивший такую оценку, должен продемонстрировать полные, самостоятельные, без наводящих вопросов, с высокой культурой изложения знания, умения и навыки.
Что же касается оценок зачтено - не зачтено, то они предназначены для того, чтобы, учесть проделанную студентом работу на семинаре, в ходе практической работы и других видов учебной деятельности, а также помочь студенту закрепить полученные знания, умения и навыки по результатам изучения небольшого курса или раздела дисциплины, требующей длительного (более семестра) времени усвоения.



Содержание раздела