d9e5a92d

Проблемы разработки оценочных средств для аттестации выпускников

Прежде всего надо отметить, что в ГОС ВПО второго поколения в области социальной работы впервые документально была оформлена подготовка не только бакалавров и дипломированных специалистов, но и магистров социальной работы. Причем содержание каждого из этих видов построено по принципу дополнительности, что позволяет студентам в зависимости от потребности без лишних трудностей переходить от одного к другому виду высшего профессионального образования в области социальной работы.
В стандартах нового поколения существенно уточнены квалификационные характеристики отдельно бакалавров, дипломированных специалистов и магистров социальной работы (см. Приложение 2).
Если в квалификационной характеристике бакалавра преобладают слова: выявляет (организует работу по выявлению), участвует, содействует в организации исследовательско-прикладной, организационно-административной и практической деятельности в социальных организациях и учреждениях, то для квалификационной характеристики дипломированного специалиста характерны слова, требующие не соучаствовать, а непосредственно вести профессиональную практическую работу, оказывать социальную помощь и услуги, организовывать и координировать социальную работу, проводить соответствующего уровня исследовательско-аналитическую деятельность и т. д. Магистр социальной работы должен быть уже подготовлен как для научно-исследовательской деятельности (в том числе в области проектирования и моделирования) по проблемам социальной работы в районе, регионе и стране, так и для научно-педагогической работы в вузе (он должен уметь содержательно и методически грамотно организовать процесс профессионального обучения и воспитания будущих специалистов социальной работы в высших учебных заведениях). Причем основная образовательная программа подготовки магистра должна опираться на основную образовательную программу подготовки бакалавра социальной работы.

Лица, желающие освоить программу магистра социальной работы, но имеющие высшее профессиональное образование не по профилю социальной работы, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра социальной работы.
Внесены изменения в состав общепрофессиональных дисциплин подготовки как бакалавра, так и дипломированного специалиста социальной работы. Прежде всего расширен состав так называемого базового ядра этого блока.

Кроме имевшихся в первом поколении стандарта таких дисциплин, как Педагогика, Психология, Социология, теперь введены дополнительно и такие дисциплины, как Антропология, Основы социальной медицины, Социальная политика. Одновременно переформулированы названия почти всех профессионально ориентирующих дисциплин этого блока: теперь студенты будут изучать прямо соответствующие их будущей профессии такие дисциплины, как Профессионально-этические основы социальной работы, Организация, управление и администрирование социальной работы, Экономические основы социальной работы, Правовое обеспечение социальной работы, Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, Конфликтология в социальной работе и т. д.
Значительные изменения внесены и в состав специальных дисциплин. В счет часов, выделенных на этот блок, например, в стандарте подготовки бакалавра, УМО вузов России по образованию в области социальной работы рекомендует изучение таких дисциплин, как Социальная реабилитация, Социальное страхование, Пенсионное обеспечение, Социальная безопасность.

А в блок специальных дисциплин стандарта подготовки дипломированного специалиста внесены дисциплины, которые отсутствовали в стандарте первого поколения, - Гендерология, Проблемы социальной работы с молодежью, Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы, Социальная педагогика, Содержание и методика социально-медицинской работы, Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций.
Произведенные изменения в составе общепрофессиональных и специальных дисциплин рассчитаны на то, чтобы, во-первых, очеловечить прежний стандарт: будущие выпускники с вывшим профессиональным образованием в области социальной работы должны владеть знаниями о человеке, о половозрастных и других его особенностях, во-вторых - профессионализировать содержание их подготовки: выпускники должны знать не вообще, а конкретно психологические, педагогические, правовые, медицинские, этические, конфликтологические, проектные, исследовательские и т. п. проблемы и аспекты социальной работы с любым человеком и любой социальной группой.
Много нового внесено в стандарты второго поколения по вопросам практической подготовки будущих выпускников с высшим профессиональным образованием в области социальной работы. Теперь будущие бакалавры социальной работы должны пройти 16 недель практической подготовки непосредственно на объектах своей работы, а также, в соответствии с содержанием таких обязательных специальных дисциплин, как Опыт социальной работы с различными группами населения и Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, изучить дополнительно практику социальной работы в аспектах, заданных названиями этих курсов.

Будущий дипломированный специалист социальной работы непосредственно на объектах своей профессиональной деятельности должен пройти практическую подготовку в объеме 24 недель. В это число не включаются еще 6 недель практики, которые они должны пройти в рамках изучения дисциплин специализации и курсов типа Содержание и методика..., которые выделены в блоке специальных дисциплин.

Таким образом, будущий специалист социальной работы должен пройти практическую подготовку в объеме не менее 30 недель, а бакалавр социальной работы - не менее 18 недель.
Тем не менее высказываются далеко не всегда профессиональные упреки, что это число недель все равно недостаточно для практической подготовки будущих специалистов с высшим профессиональным образованием в области социальной работы. Конечно, можно увеличить в 2-5 раз число недель практической подготовки студентов непосредственно на объектах будущей профессии.

Но если речь идет о подготовке специалистов социальной работы с высшим (а не со средним) профессиональным образованием, то подобного рода предложения входят в серьезное противоречие с требованиями высшего профессионального образования в целом дать фундаментальную подготовку выпускника, опираясь прежде всего на науку, что требует немалого времени для проведения теоретического обучения.

К тому же надо учесть и то обстоятельство, что само теоретическое обучение, особенно в области социальной работы, должно быть организовано так, чтобы его содержание было полностью пропитано проблемами будущей профессиональной практической деятельности студента. Оно от начала до конца должно стать высшей школой обучения студентов анализу, проектированию и социальному конструированию ситуаций и процессов социальной работы.

Кроме того, никто не запрещает вузам дополнять эту практическую подготовку, которая проводится под руководством преподавателей, опытом общественной практики будущих специалистов в рамках деятельности органов студенческого самоуправления, которая может быть организована самими студентами. Подобного рода доводы относятся к практической подготовке магистра социальной работы.
Особое внимание в новых стандартах уделено требованиям к уровню подготовки отдельно бакалавра, дипломированного специалиста и магистра социальной работы.
Например, в соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать: основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом; понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования; сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;
экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы; основы социологического анализа; психологические основы социальной работы; основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы; социально-медицинские основы здоровья; основы правового обеспечения социальной работы.
Он должен изучить опыт: практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания; организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы; получения и обработки информации о системе социальной работы; проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы; использования информационных технологий в органах и учреждениях социальной работы; участия в исследовательской работе, составления рефератов и написания адекватного уровня исследовательских работ.
Бакалавр должен владеть: основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами; методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы; методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы; методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы; основными методами психолого-педагогической деятельности; методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах. Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются вузами исходя из содержания специальных дисциплин с учетом республиканских, региональных и местных потребностей, возможностей вуза и пожеланий студентов.
В сравнении с бакалавром специалист же должен знать:
основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом; понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы; сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения; профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы; основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы; основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах; основы социальной медицины; основы правового обеспечения социальной работы.


Он должен изучить опыт: практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных сферах жизнедеятельности и. с различными лицами и группами населения; организации и управления в социальных учреждениях и службах; получения и обработки информации о системе социальной работы; проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы; участия в исследовательско-аналитической работе соответствующего уровня; организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.
Специалист должен владеть: основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения; основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы; методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы; методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы; основными методами психолого-педагогической деятельности; методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах; основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.
Особые требования предъявляются к уровню подготовки магистра социальной работы. Они включают: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умение формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных; умение вести библиографическую работу с привлечением информационных технологий; умение предоставлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, современных средств редактирования и печати; знание и умение реализовывать специфику научно-исследовательской и научно-педагогической работы в области социальной работы.
Все приведенные требования подчинены одной цели: государственная итоговая аттестация должна быть направлена на выявление степени профессиональной подготовки выпускников по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящими стандартами уровне. Это означает, что программа аттестационного экзамена должна быть составлена таким образом, чтобы можно было определить степень формирования профессионального облика выпускника, его теоретическую и практическую готовность выполнять свои функции в соответствии с квалификационной характеристикой.

Этой цели должны быть подчинены и формулировки экзаменационных вопросов, и тем квалификационных работ.
Государственная аттестационная комиссия должна не ограничиваться присутствием ее членов на заседаниях, а работать на всех этапах, начиная с составления программы экзаменов и кончая формулировкой заключения в протоколе об итогах аттестации выпускника. При этом особое внимание должно быть уделено разработке системы оценочных средств (тесты, упражнения, задачи и т. п.), которые могли бы обеспечить объективную оценку подготовке в вузе выпускника в области социальной работы.
Наконец, в новых стандартах подробно изложены требования к разработке и условиям основной образовательной программы подготовки отдельно бакалавра, дипломированного специалиста и магистра социальной работы. Эти стандарты являются теперь программой не только подготовки выпускников, но и необходимы для аттестации самих вузов с целью аккредитации их дальнейшей образовательной деятельности в области социальной работы.

Конкретные рекомендации изложены в соответствующих разделах ГОС ВПО по направлению и специальности социальная работа.
В связи с тем, что опыт организации образовательного процесса социальной работы еще небольшой, во всех стандартах четко прописаны требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению с учетом специфики социальной работы. Стандарты требуют, чтобы в вузах имелись учебно-методические кабинеты или лаборатории-кабинеты с необходимой информационной базой и учебно-методическими материалами, а также опорно-экспериментальные базы, позволяющие вести учебную, практическую и исследовательскую работу.
В связи с утверждением новых государственных образовательных стандартов высшей профессиональной подготовки в области социальной работы УМО в целом и каждому вузу, ведущему образовательную подготовку в области социальной работы, необходимо развернуть работу по созданию условий для реализации их требований.
Так, УМО вузов России по образованию в области социальной работы необходимо разработать и утвердить ряд учебно-методических документов, таких как: примерные программы общепрофессиональных и специальных дисциплин федерального уровня, Положение о проведении различных видов практики студентов, Положение об итоговой государственной аттестации, Положение о содержании требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса и т. п.; а также провести работу по экспертизе публикации учебных изданий в соответствии с новыми требованиями к содержанию образовательного процесса в области социальной работы.
В этом контексте особое значение приобретает степень научной разработки истории, теории и технологии социальной работы. К настоящему времени появился ряд авторов, издавших немалое число статей, книг, учебных изданий в области социальной работы.

На этой основе стали раздаваться голоса о том, что-де сложились уже целые научные школы, которые, однако, на деле не выходят за рамки обычной активности некоторых авторов, увлеченных той или иной проблематикой.

В некоторых изданиях по теории социальной работы господствует феноменологический подход и эмпирическое описание ее реалий, отсутствует характеристика ее понятийно-категориальной системы и закономерностей. История социальной работы зачастую рассматривается вне исторического контекста и сводится к описанию фактов благотворительности и милосердия со стороны главным образом монархов и царей в России, нет еще серьезного издания, в котором были бы прослежены на высоком уровне исторического исследования этапы возникновения, становления и развития социальной работы.

Обращает на себя внимания и тот факт, что почти нет научных работ или учебных изданий, в которых было бы уделено внимание проблемам социальной работы с учетом таких процессов, как, например, отделение государства от общества и развитие рыночных отношений в России, глобализация в мире, компьютеризация общества и т. п. Многие авторы похожи на путешественников, которые лишь наблюдают за тем, что происходит в социальной работе за рубежом и в России, но не выходят на уровень фундаментальных теоретических обобщений. Процесс теоретической идентификации социальной работы еще не завершился.

Но потребности практики, теории и образования в области социальной работы требуют перехода к новому уровню осмысления социальной работы, и, может быть, нового типа исследователей.
Проблемы разработки оценочных средств для аттестации выпускников по специальности социальная работа
При разработке оценочных средств для аттестации выпускников но специальности социальная работа представляется необходимым учитывать следующие особенности профессии социального работника:
- интегративно-комплексный характер знаний, умений и навыков: социальная работа опирается на социально-философские, социологические, политические, экономические, правовые, культурологические, психологические, педагогические, организационно-управленческие, социально-медицинские и иные знания, умения и навыки, однако результат их реализации должен быть всегда социальным - приобретение или восстановление объектом социального сознания, социального поведения, социального статуса и функционирования, социального благополучия;
- личностно-деятельностные методы, способы, средства и цели реализации: специалист социальной работы по природе своей должен относиться к объекту как личности и содействовать его развитию как личности, а главным методом и средством должна быть деятельность, то есть организуемый соответствующим образом процесс, в котором участвует сам объект и в котором он (объект) реализует свои социальные потребности, социальные ожидания. Отсюда в ходе государственной аттестации выпускника по специальности социальная работа надо выявлять не моно-, а полидисциплинарные знания, умения и навыки, выраженные в категориях, понятиях, принципах, законах и экзистенционалах социальной работы, с одной стороны, и компетентную способность применять эти знания, умения и навыки при решении не только типовых, но и нестандартных ситуаций и проблем социальной работы, то есть степень овладения технологиями социальной работы.
При этом надо учитывать, что в новом (2000 г.) государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области социальной работы она не сводится к социальному обслуживанию, а тем более сервису, который как вид профессиональной деятельности носит вторичный характер по отношению к основным профессиям. Социальная работа в этом стандарте понимается как вид социальной деятельности по поводу социализации или ресоциализации человека, группы, общества на всем протяжении его существования независимо от возраста, социального положения или состояния.

Система социального обслуживания, получившая развитие в современной России, является важнейшей, но не единственной частью системы социальной работы.
Эти и другие моменты в диалектическом единстве должны быть учтены при принятии государственной аттестационной комиссией решения о соответствии или о несоответствии подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы в целом.
Неоправданным будет решение о соответствии подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов в целом на основе только того, что в одном случае он показал уверенные знания по теории, но не знает и не решает социально-технологических проблем и ситуаций, а в другом случае, наоборот, показал плохое знание теории, но ориентируется в области технологий социальной работы. Учитывая целостную социально-гуманитарную природу социальной работы, нельзя разрывать теоретическую и социально-технологическую подготовку выпускника и при аттестации принимать решение на основе удовлетворительного ответа только по одной части программы аттестации.
К числу условий, на основе которых может приниматься решение о соответствии или несоответствии подготовки выпускника в области социальной работы требованиям стандарта, следует также отнести:
- степень полноты знаний, умений и навыков, показанных выпускником;
- степень фундаментальности осознания теории и практики социальной работы;
- степень свободного оперирования знаниями, умениями и навыками в области теории и практики социальной работы;
- степень самостоятельного владения знаниями, умениями и навыками в области теории и практики социальной работы;
- степень способности к инновационному социальному мышлению и социальной работе и т. д.
Порог определения несоответствия знаний, умений и навыков выпускника требованиям государственного образовательного стандарта в области социальной работы должен быть высоким, его границей, ниже которой нельзя опускаться, должно быть наличие не потенциальных, а реальных способностей, и данных у будущего специалиста в области социальной работы сразу после окончания вуза в типовых (штатных) ситуациях без погрешностей принципиального характера.
В связи с важной ролью в деятельности специалиста социальной работы профессионально значимых свойств его личности по итогам государственной аттестации выпускнику представляется целесообразным выдавать также квалификационную характеристику имеющихся и/или приобретенных им за время обучения профессиональных знаний, умений и навыков, а также личностных особенностей, соответствующих или несоответствующих профессиограмме специалиста социальной работы.
Важным условием государственной аттестации выпускника вуза в области социальной работы должен быть учет соотношения фундаментальной, общепрофессиональной, специальной и специализированной подготовки выпускника.
В Государственном образовательном стандарте подготовки специалиста социальной работы в качестве вида государственной аттестации правильно предлагается междисциплинарный комплексный экзамен по специальности и защита дипломной работы. Но содержание экзамена и дипломной работы должно быть определено точно и содержательно.
Ввиду того, что программа блоков гуманитарно-социальных и естественно-научных дисциплин в целом по Закону Российской Федерации об образовании (август 1996 г.) соответствует уровню неполного высшего образования, а диплом о его приобретении должен выдаваться на основе итогового экзамена, по-видимому, нет особой надобности включать вопросы по дисциплинам этих блоков в итоговую государственную аттестацию.



Содержание раздела