d9e5a92d

Особенности и проблемы реализации образовательных стандартов

Было бы более правильно именовать федеральный компонент образовательной программы в стандарте - обязательный (необходимый) уровень содержания.
Основное содержание дисциплин, входящих в профессиональную образовательную программу, представлено соответствующими дидактическими единицами (разделы, темы, понятия). Однако набор дидактических единиц концептуального содержания дисциплин практически всех циклов нуждается в совершенствовании.

Во многих случаях дидактические единицы выражают не столько содержательные параметры, сколько некоторые формальные ориентиры познания.

Пятилетний опыт преподавания таких дисциплин общественного цикла, как философия, история, культурология, показал, что указанные в Государственном образовательном стандарте дидактические единицы не полностью раскрывают их содержание. Этот недостаток присущ и ряду дисциплин общепрофессионального и специального циклов.
Название подраздела Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины не совсем соответствует классификации общественных наук: представляется, его лучше назвать Общая социально-гуманитарная подготовка.
В рамках этого блока вполне логично выделить в определенном объеме общеобразовательную подготовку, включив в нее не только иностранный язык и физическую культуру, которые имеются в нынешнем варианте стандарта, но и, например, логику, религиоведение.
Нуждается в уточнении в этом разделе и порядок изучения дисциплин. Вариантов порядка изучения может быть много, но едва ли оправданно начинать с изучения философии, поскольку сама философия предполагает более высокий уровень мышления.

В основе порядка изучения этого раздела лежат принципы постепенного перехода от фактов к теории, от эмпирического к теоретическому, от исторического к логическому.

При таком подходе этот раздел вполне закономерно должен заканчиваться мировоззренческими обобщениями, развитием способностей многомерно-диалектического мышления.
Следует сказать и о том, что содержание ряда дисциплин в нынешнем стандарте не всегда соответствует задачам и содержанию представленных наук. Курс истории более похож на философию истории, а культурология сведена к истории культуры. В курсе Экономика опущены проблемы производства и производственных отношений (значение и место которых в жизни общества подчеркивается всей практикой реформ в России), а в курсе философии элиминированы вопросы форм, принципов и законов развития бытия, заужено предлагается изучать теорию познания, упущены проблемы аксиологии и т. д.
Важное место в подготовке специалистов социально-гуманитарного профиля занимает естественнонаучная подготовка. Знание естественно-научной картины мира, законов развития природы стало в наши дни естественным условием полноценного высшего профессионального образования и в области социальной работы.

Но содержание раздела Общие математические и общие естественнонаучные дисциплины должно быть адаптировано к целям, задачам и специфике теории и практики социальной работы.

Курс математики больше ориентирован на изучение дефиниций, чем на развитие умений и навыков математического подхода к явлениям социальной сферы в целом и социальной работы в частности.
Недостатком стандарта по циклам общих гуманитарных, математических и естественно-научных дисциплин является унифицированный подход к объему, набору этих дисциплин и их содержанию для вузов как естественнонаучного и инженерно-технического, так и гуманитарного профиля. Попытка обеспечить единообразие в уровне подготовки специалистов разного профиля привела к обеднению содержания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла для студентов гуманитарных вузов и завышению объема и образовательного минимума содержания дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла.

Прямо противоположное положение - в стандартах инженерно-технических специальностей.
Было бы целесообразно рассмотреть возможность разработки раздельных для гуманитарных и инженерных вузов федеральных компонентов указанных циклов дисциплин при обновлении действующих стандартов.
Разделами социально-гуманитарной и естественно-научной подготовки завершается первый шаг подготовки специалиста (неполное высшее образование, независимо от того, в каком вузе он изучал этот предмет). С одной стороны, этот этап выступает в качестве преддверия к профессиональной и специальной подготовке, а с другой стороны, он носит и относительно автономный характер, поскольку содержание разделов выходит далеко за рамки профессиональной подготовки в области социальной работы.

Содержание, изменение и навыки мышления, получаемые при изучении разделов, способствуют развитию не просто образованности, а метатеоретического уровня, который нужен, правда, на более высоких ступенях высшего профессионального образования, как, например, магистратура, аспирантура, докторантура. В этой связи необходимо продумать вопрос об учете особенностей первого этапа подготовки, который вполне может и должен заканчиваться проведением итоговой аттестации.
Общепрофессиональная подготовка должна находиться в тесном единстве, с одной стороны, с социально-гуманитарной и естественно-научной подготовкой, а с другой стороны -со специальной. Структура и образовательно-содержательные позиции этого раздела должны особенно полно отражать профессиограмму специалиста социальной работы.
В этой связи структура и содержание общепрофессиональной подготовки нуждаются в тщательной проработке. Например, вполне логично было бы изучение этого раздела начинать с курса Введение в профессию.

Затем можно приступать к изучению курса Социальная политика, отсутствующего в действующем стандарте, так как его изучение должно предшествовать освоению теории и технологии социальной работы.
Возможно, следует переименовать дисциплину История социальной работы в России в дисциплину История социальной работы.
Есть потребность пересмотреть, а может быть, и расширить (без увеличения общего числа часов, выделенных на этот раздел) перечень изучаемых учебных курсов. Возможно, следует изменить название и, следовательно, содержание некоторых дисциплин общепрофессионального цикла.

Так, вместо курса Социальное право, которое, кстати, не является общепринятой отраслью права, ввести курс Правовое регулирование социальной работы, являющийся логическим продолжением такой дисциплины, как Право из цикла общегуманитарных дисциплин.
Вместо несколько зауженного курса Экономика социальных служб было бы целесообразно иметь в цикле общепрофессионалыюй подготовки Экономические основы социальной работы. Соответственно, вместо курса Менеджмент социальной работы ввести более представительный курс Социальная организация, управление и администрирование.
По мнению ряда вузов, имеющих большой опыт подготовки социальных работников, целесообразно вместо курса
Социальная работа за рубежом ввести Международный опыт социальной работы, а вместо курса Медико-социальные основы здоровья - курс Основы социальной медицины как более отвечающий содержанию общепрофессиональной подготовки.
Курс Практическая психология и психодиагностика целесообразно перенести в цикл специальных дисциплин, включив его как составную часть в курс Социальная психология. Серьезного осмысления заслуживает структура и содержание цикла специальных дисциплин, занимающего особое место в образовательной программе подготовки дипломированного специалиста.
В частности, могут быть рассмотрены предложения по введению курсов Социальная психология и Социальная педагогика вместо имеющихся в действующем стандарте курсов Специальные разделы психологии и Специальные разделы педагогики, так как в настоящее время вполне определились предмет, задачи и роль этих предметов в специальной подготовке социальных работников.
Обедняет содержание этого цикла дисциплин отсутствие в нем таких предметов, как Социальная экология, Социальная антропология, Социальная ювенология.
Специальные дисциплины в действующем стандарте не охватывают особенностей социальной работы среди таких групп населения, как мигранты и беженцы, жертвы природных и техногенных катастроф, лица, отбывающие и отбывшие наказание, различные категории лиц, нуждающихся в социальной реабилитации.
Не нашли отображения в цикле специальных дисциплин такие проблемы, как специфика социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, в частности, в сфере производства, производственной и социальной инфраструктуре, здравоохранении и образовании, в силовых структурах, пенитенциарной системе и т. п.
Нуждается в корректировке и соотношение учебной нагрузки между циклами общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Специальная подготовка выпускников завершается изучением цикла дисциплин специализаций и практикой.
В свое время УМО по согласованию с Министерством труда и социального развития России был разработан примерный перечень специализаций, который был в порядке рекомендации разослан в вузы страны, чтобы каждый вуз исходя из потребностей местных органов исполнительной власти, региональных особенностей и квалификации преподавательских кадров мог бы определить для себя те или иные специализации.
Однако, как показал анализ, некоторые вузы недостаточно обоснованно подходят к выбору специализаций, без должного учета потребностей региона, возможностей вуза и пожеланий студентов. Имеют место случаи, когда под видом специализации, выпускникам пытаются присвоить дополнительную специальность.
Такой подход к организации специализированной подготовки студентов определяется недостаточной координацией и взаимодействием вузов с региональными и местными органами власти, органами и учреждениями социального обслуживания населения, а также отсутствием системы государственного заказа на подготовку специалистов различного профиля.
Правильная позиция вузов в выборе специализаций, установление правильных взаимоотношений с государственными учреждениями, органами местного самоуправления позволит сделать специальность социальная работа более привлекательной, наполнить ее конкретным содержанием, придать более прикладной характер. Такой подход даст возможность сделать эту специальность более конкурентоспособной с другими, так называемыми модными специальностями, а выпускникам вузов найти свое место на рынке труда.


В этой связи, вероятно, было бы целесообразным сократить перечень специализаций за счет обобщения функций специалистов, подготовленных в их рамках. Проблема также состоит в том, что необходимо уточнить место специализации в структурировании системы единого многоуровневого социального образования.
Открытие специализаций в рамках специальности социальная работа следует производить по согласованию с учебно-методическим объединением вузов по образованию в этой области.
Возможно, перечень специализаций целесообразно сделать составной частью самого государственного стандарта второго поколения.
В связи с диверсификацией функций социальных работников требования к содержанию и уровню подготовки выпускников, определенные действующим ГОС ВПО в рамках одной широкой специальности, уже не отвечают в полной мере потребностям изменившейся практики социальной работы, что, в свою очередь, снижает возможности трудоустройства выпускников.
Как было показано ранее, снять остроту этого вопроса расширением перечня специализаций в рамках этой специальности и углублением специализированной подготовки в зависимости от реальной потребности в специалистах более узкого профиля не удалось.
Возникала необходимость обучения социальных работников не по одной, а по нескольким профессиональным образовательным программам высшего образования, обеспечивающим возможность участия выпускников в новых видах профессиональной деятельности.
Поэтому среди вузовской общественности и практических работников настойчиво выдвигается требование расширить действующий ныне Перечень специальностей в рамках направления 521100 - Социальная работа. Это в свою очередь потребует разработки не одного, а нескольких образовательных стандартов подготовки дипломированных специалистов.
Высказываются и противоположные мнения по поводу этих предложений, в частности, опасения, что расширение перечня специальностей в рамках направления Социальная работа может создать для выпускников трудности в последующей профессиональной деятельности при необходимости перехода с одной специальности на другую.
Вузовской общественностью высказываются предложения о необходимости расширения академических свобод вузов, в частности, путем выделения в качестве самостоятельного раздела по всем циклам дисциплин образовательной программы специального регионально-вузовского компонента, перечень и содержание которого разрабатывалось бы самими вузами.
Экспертиза представляемых вузами документов на предмет лицензирования и проходящая аттестация в стране показывают неоднозначно положительную картину конкретного применения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области социальной работы.
Оптимальное обновление государственного образовательного стандарта подготовки специалиста в области социальной работы требует творческой аккумуляции результатов как развития теории социальной работы, так и обобщения практики социальной защиты и социального обслуживания населения.
Изучение опыта работы высших учебных заведений по подготовке специалистов социальной работы дает богатый материал, который может быть плодотворно использован в ходе работы УМО вузов России по образованию в области социальной работы по обновлению действующих стандартов по направлению и специальности Социальная работа, а также созданию проекта государственного образовательного стандарта подготовки магистра социальной работы.
Особенности и проблемы реализации новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области социальной работы
В приказе Государственного комитета СССР по народному образованию в системе высшего и среднего специального образования об открытии новой специальности социальная работа подчеркивалось, что эта специальность была открыта в целях подготовки специалистов, способных осуществлять психолого-педагогическую правовую, экономическую и медицинскую помощь детям младшего возраста, подросткам, молодежи и взрослому населению в социально-культурной, семейно-бытовой и трудовой сфере.
В этом приказе был опубликован перечень вузов, открывших подготовку кадров по специальности социальная работа. Среди них были названы Алтайский государственный университет, Костромской педагогический институт, Курский медицинский институт, Мордовский университет, Московский институт молодежи, Московский институт культуры, Московский технологический институт, Пермский университет, Ростовский университет, Саратовский политехнический институт, Уральский институт социального управления и политологии.
В этом приказе также были указаны вузы, в которых открывались специальные факультеты переподготовки кадров по направлению социальная работа на базе высшего образования. Это - Алтайский университет, Архангельский медицинский институт, Волгоградский педагогический институт, Воронежский университет, Дальневосточный университет, Дальневосточный политехнический университет, Казанский медицинский институт, Калужский педагогический институт, Кемеровский университет, Красноярский университет, Московский институт культуры, Московский институт молодежи, Московский медицинский стоматологический институт, Мордовский университет, Мурманское высшее инженерное морское училище, Мурманский педагогический институт, Омский университет, Санкт-Петербургский университет.
За прошедшее (со времени появления приказа от 7 августа 1991 года) время многие из перечисленных вузов изменили свой статус, став университетами, а в ряде вузов прекратилась подготовка или переподготовка кадров по специальности социальная работа. Вместе с тем существенно выросло число вузов, в которых осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы.
На конец 2000-2001 учебного года подготовка кадров в области социальной работы осуществляется почти в 80 регионах Российской Федерации от Владивостока, Барнаула и Улан-Удэ на востоке до Новгорода и Пскова на западе; от Мурманска, Петрозаводска и Сыктывкара на севере до Ростова-на-Дону, Нальчика и Махачкалы на юге. Подготовкой специалистов социальной работы занимаются вузы в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге, Тюмени и Омске, Курске и Орле, Волгограде и Саратове, Чебоксарах, Уфе и Казани, Курске, Калуге, Ульяновске и других городах.
Среди вузов, ведущих подготовку в области социальной работы, выделяются большие группы как классических, так и профильных университетов (педагогических, медицинских, технических и военных вузов). В их числе - Санкт-Петербургский государственный университет, Ростовский государственный университет, Нижегородский государственный университет, Уральский государственный университет, Алтайский государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Калужский и Волгоградский государственные педагогические университеты, Восточно-Сибирский государственный технический университет, Военный и Военно-технический университеты и другие вузы.

Особую группу составляют негосударственные вузы, среди которых выделяются Московская гуманитарно-социальная академия (бывший Институт молодежи), Московский психолого-социальный институт, Российско-американский христианский институт и другие.
Во всех названных группах вузов обучается около 30 тыс. студентов, с ними работают более 3,5 тыс. преподавателей, из которых более 80 % имеют ученые степени кандидата или доктора наук. Всего за прошедшие годы вузами страны выпущено около 10 тыс. дипломированных специалистов, бакалавров и магистров социальной работы.
С 1992 года все вузы, занимающиеся подготовкой кадров в области социальной работы, объединены в государственно-общественную организацию при Министерстве образования Российской Федерации - Учебно-методическое объединение (УМО) вузов России по образованию в области социальной работы. Базовым вузом является Московский государственный социальный университет, учредителями которого стали Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Правительство Москвы (ректор - заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.и.н., проф.

Жуков В. И.).
МГСУ представляет собой крупное научное, научно-методическое и образовательно-культурное высшее учебное заведение классического типа, в составе которого обучаются и работают более 50 тыс. студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников. Только по специальности и направлению социальная работа обучаются более 3000 студентов по дневной, вечерней и заочной формам подготовки не только в Москве, но и в ряде городов Московской области, Краснодарского края, Ростовской области, Ханты-Мансийского национального округа, в городах Саратов, Чебоксары, Курск, Анапа, Сочи, Красноярск, Ставрополь, Воронеж, Мурманск, а также в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Киргизии и других регионах России и суверенных государствах.

Преподавателями университета изданы 20-томная Энциклопедия социальной работы, 11 учебных пособий по общепрофессиональным и частично по специальным дисциплинам подготовки специалистов социальной работы, регулярно издаются получившие признание в академической среде Ученые записки, другие журналы. На базе МГСУ периодически проходят международные, всероссийские и межвузовские конференции и слеты преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов по проблемам теории и практики социальной работы, вопросам образования в области социальной работы и т. д. В частности, по инициативе ректора МГСУ, председателя УМО вузов России по образованию в области социальной работы Жукова В. И. в июне 2001 года был проведен Первый всероссийский научно-педагогический социальный конгресс, посвященный 300-летию государственной организации в России учреждений социального обслуживания.
В 1993-1995 годах на базе МГСУ и при активном участии специалистов из других вузов - членов Совета УМО были разработаны, а затем утверждены федеральным Министерством образования проекты первых государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и специалистов социальной работы. Эти стандарты продолжают действовать до 2004 года, когда закончат обучение студенты, поступившие в вузы 1 сентября 1999 года.
Однако за прошедшие годы в системе как самой практики социальной работы, так и высшего профессионального образования произошли существенные изменения, которые должны были найти отражение и в действующих стандартах. В связи с этим в 1998-1999 годах на базе МГСУ и при активном участии ученых из других вузов, накопивших солидный опыт подготовки студентов в области социальной работы, была проведена работа по разработке второго поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области социальной работы.

В марте 2000 года предложенные Советом УМО вузов России по образованию в области социальной работы проекты государственных образовательных стандартов были утверждены Министерством образования Российской Федерации.
Новые стандарты начали действовать с 1 сентября 2000 года и, таким образом, в новое тысячелетие система высшего профессионального образования в области социальной работы вошла с существенно обновленным содержанием и требованиями к подготовке дипломированных специалистов.
В новых стандартах не только закреплены многие позитивные идеи и принципы, которые содержались в стандартах первого поколения, - идея трехуровневой подготовки, курс на фундаментализацию содержания и сочетание теоретической и практической подготовки будущих специалистов, принципы отбора общепрофессиональных и специальных дисциплин, требования к содержанию дисциплин специализаций и т. п.
В соответствии с требованиями макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), которые были предложены Министерством образования России, а также под воздействием потребностей теории, практики и образования непосредственно в области социальной работы эти идеи и принципы получили существенное развитие.
С одной стороны, за прошедший с 1991 года период выпускники вузов по специальности социальная работа стали использоваться в учреждениях и организациях не только Министерства труда и социального развития, но и Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства обороны, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел. С другой стороны, за прошедшие годы получила ускоренное развитие теория и технология самой социальной работы.

Причем значительную стимулирующую роль в этом сыграли требования государственных образовательных стандартов первого поколения, образовательная практика в области социальной работы. Потребности преподавания таких учебных дисциплин, как История социальной работы, Теория социальной работы и Технология социальной работы, вынуждали и вынуждают научно-педагогических работников активно и целеустремленно разрабатывать и издавать научно-методические и учебные пособия, в которых рассматриваются теоретические вопросы этих и других учебных дисциплин.

Не случайно почти все изданные до сих пор научные и учебные издания в области социальной работы написаны преподавателями вузов.
С учетом отмеченных обстоятельств содержание ГОС ВПО второго поколения в области социальной работы было усовершенствовано и профилировано, как в теоретическом, так и в методическом отношении. В стране была оформлена единая система подготовки не только бакалавров и дипломированных специалистов, но и магистров социальной работы.

Причем содержание каждого из этих видов подготовки построено по принципу дополнительности таким образом, что позволяет вузам в зависимости от потребности без лишних трудностей переходить от одного уровня к другому уровню высшего профессионального образования в области социальной работы.



Содержание раздела