d9e5a92d

Существование двух уровней успеха

пришедшими к человеку извне) предметами; в роли таких предметов выступают атрибуты престижа -так, например, модная молодежная одежда, модные аксессуары и т.д. и т.п.
Данное поведение характеризует в большей степени отношение учащейся молодежи к жизненному успеху. Успех состоит в определенном результате деятельности молодого человека, который положительно оценивается, прежде всего, социальным окружением; таким образом, успех для этой группы - это социальное признание результатов деятельности личности.
- Ориентация на внутреннее самоутверждение, осуществляется посредством создания каких - либо предметов в ходе реализации внутренних способностей личности (так, например, способностей производить что - либо, воспитывать, обучать и т.д.).
В этом случае, успех состоит в самой деятельности, которая, прежде
всего, положительно оценивается самим молодым человеком.
Здесь можно говорить о существовании двух уровней успеха.
На первом уровне успех состоит в самоопределении. Данное поведение характеризует в большей степени отношение студенческой молодежи к жизненному успеху.
На втором уровне успех состоит в самореализации; это характеризует в большей степени работающую молодежь.
Таким образом, если на первых порах своего становления личность ориентируется на внешние факторы жизнедеятельности, на ее одобрение -порицание, - как отмечает Г.Л. Тульчинский, - то по мере социализации, усвоения социальных ценностей и норм, принятия или отвержения их, личность находит в себе социальные ориентиры, реализуя себя как индивидуализированное социальное существо.
Мотивируемая успехом - признанием личность рассматривает себя как цель, успехом - самоопределением - как опыт, возможность для достижения
цели, успехом - самореализацией - как средство воплощения своего назначения.
Таким образом, подводя итоги исследованию, проведенному в данной главе, следует сделать несколько основных выводов.
Во - первых, результаты эмпирического исследования позволили выделить основные сущностные характеристики жизненного успеха как:
- ориентация на прагматический успех, т.е. стремление обеспечить себе нормальное социальное положение за счет материального благополучия;
- противоречивое сосуществование персонификации и деперсонификации личных достижений;
- превалирование модели достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий над моделью достижения успеха за счет помощи извне;
Во - вторых, мы выделили основные характеристики жизненного успеха в сознании молодежи, к которым относятся: 1) доминирование в сознании молодого поколения таких критериев жизненного успеха как наличие семьи, детей, материальное благополучие; 2) предпочтение молодежью способов достижения успеха - образование, профессионализм, упорный труд, работа.
В - третьих, исследование позволило определить особенности проявления основных характеристик жизненного успеха молодежи в
представлениях нескольких подгрупп объекта.
Успех в представлениях учащейся молодежи характеризуется: 1) превалированием критерия наличия хороших друзей; 2) ориентацией на достижения родителей / родственников, друзей в стремлении к успеху; 3) предпочтением молодежного способа - наличие и поддержка друзей - для достижения успеха.
Успех в представлениях студенческой молодежи характеризуется: 1) доминированием критериев удовлетворенности в интимной жизни, любви и душевного равновесия, гармонии; 2) ориентацией на достижения друзей в стремлении к успеху; 3) предпочтением традиционных способов достижения успеха - образование, профессионализм, упорный труд, работа.
Успех в представлениях работающей молодежи характеризуется: 1) превалированием таких критериев жизненного успеха как наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка; 2) ориентацией на достижения друзей, коллег по работе в стремлении к успеху; 3) предпочтением традиционных способов достижения успеха в жизни.
В - четвертых, отмечено сходство и различие в представлениях юношей и девушек об успехе в жизни.
И для юношей, и для девушек основными ценностями, обуславливающими стремление к достижениям, являются семейные ценности, профессиональные ценности.
Жизненный успех в представлениях юношей характеризуется: доминированием в сознании таких критериев успеха как признание окружающими, слава, наличие хороших друзей; предпочтением способа -поддержка друзей при достижении успеха.
Успех в представлениях девушек характеризуется: доминированием критерия душевного равновесия, гармонии; предпочтением способа личного обаяния, привлекательности при достижении успеха в жизни.
И, наконец, в пятых, теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи жизненном успехе.
субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха.
Согласно этому выделено три типа: конструктивист - 19%;
адаптивист - 53%; конформист - 28%.
Данные типологии позволили выделить основные особенности поведения различных групп молодежи по отношению к жизненному успеху:
- ориентация на внешнее самоутверждение, характеризующее в большей степени успех учащейся молодежи;
- ориентация на внутреннее самоутверждение: 1) самоопределение, характеризующее в большей степени успех студенческой молодежи; 2) самореализация, характеризующая в большей степени успех работающей молодежи.
Таким образом, факторный и типологический анализ позволил выявить основные особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.

Заключение

Подводя итоги диссертационному исследованию, следует сделать несколько основных выводов.
Теоретико - методологическую базу изучения феномена жизненного успеха составляют психологический, культурно - антропологический, философский и социологический подходы. Каждый из этих подходов обладает собственными познавательными возможностями в изучении проблематики успеха. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода, позволяющего рассмотреть успех:
- во - первых, в единстве и взаимосвязи объективных и субъективных факторов, детерминирующих представления личности об успехе и способах его достижения;
- во - вторых, в единстве целей достижения, способов достижения и результата достижения.
Это позволило классифицировать факторы на:
- факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе и
- факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха.
Таким образом, в диссертационном исследовании мы определяем жизненный успех как самоутверждение личности в конкретной среде посредством целедостижения, в результате влияния социальной заданности и имеющихся от природы задатков к различным видам деятельности.
В работе делается акцент на том, что в жизненном успехе роль социальной группы значительно выше, нежели природные возможности личности - в этом и состоит сущность социологического подхода к проблеме.
Актуальным явилось изучение основных характеристик жизненного успеха в сознании молодежи, поскольку данная общность является и объектом, и субъектом социальных трансформаций в обществе, обладает такими важными особенностями как потребность в самоутверждении, мобильность, инновационность.
В своей работе мы рассматриваем молодежь как социально -дифференцированную группу людей в возрасте от 16 до 30 лет, характеризующуюся процессом завершения этапа первичной и прохождением этапа вторичной социализации, и ведущие виды деятельности которой учебно - образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессионально - трудовая (для работающей молодежи) и досуговая.
В работе показывается, что формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России детерминированы господствующей в обществе системой ценностей.
Теоретико - методологическую базу изучения феномена ценности составляют философский (значимостная, оценочная, интегративная концепции) и социологический подходы. В своем исследовании мы придерживаемся социологического подхода к определению ценности.

В соответствии с этим, ценность мы рассматриваем как предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
Эмпирический анализ проблемы позволил выявить такие основные сущностные характеристики жизненного успеха в представлениях молодежи как:
- ориентация на прагматический успех, т.е. стремление обеспечить себе достойное социальное положение за счет материального благополучия: доминирование в сознании молодого поколения такого критерия успеха как материальное благополучие;
- превалирование модели достижения успеха за счет собственных знаний, умений, усилий над моделью достижения успеха посредством помощи извне: предпочтение молодежью способов достижения успеха -образование, профессионализм, упорный труд, работа;
Выделены особенности проявления основных характеристик жизненного успеха молодежи в представлениях нескольких подгрупп объекта.
Успех в представлениях учащейся молодежи характеризуется:
- превалированием критерия наличия хороших друзей;
- ориентацией на достижения родителей / родственников, друзей в стремлении к успеху;
- предпочтением молодежного способа - наличие и поддержка друзей -для достижения успеха.
Успех в представлениях студенческой молодежи характеризуется:
- доминированием критериев удовлетворенности в интимной жизни, любви;
- ориентацией на достижения друзей в стремлении к успеху;
- предпочтением традиционных способов достижения успеха -образование, профессионализм, упорный труд, работа.
Успех в представлениях работающей молодежи характеризуется:
- превалированием таких критериев жизненного успеха как наличие счастливой семьи, детей, наличие высокого заработка;
- ориентацией на достижения друзей, коллег по работе в стремлении к успеху;
- предпочтением традиционных способов достижения успеха в жизни.
Выделены особенности представлений юношей и девушек об успехе в жизни.
Жизненный успех в представлениях юношей характеризуется: доминированием в сознании таких критериев успеха как признание окружающими, слава, наличие хороших друзей; предпочтением способа -поддержка друзей при достижении успеха.
Успех в представлениях девушек характеризуется: доминированием критерия душевного равновесия, гармонии; предпочтением способа личного обаяния, привлекательности при достижении успеха в жизни.


В работе выделены основные противоречия в представлениях молодежи о жизненном успехе:
- противоречие между персонификацией и деперсонификацией личных достижений;
- противоречие между ориентацией на собственные усилия и ориентацией на помощь извне.
Эмпирический анализ проблемы выявил влияние следующих факторов на формирование представлений молодежи о жизненном успехе в современной России.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно -образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы: семья, учебно образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности.
Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы.
Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт достижения успеха.
Теоретическое и эмпирическое исследование проблемы позволило разработать типологию представлений молодежи о жизненном успехе.
В основании первой типологии лежат такие признаки как: субъективная оценка успешности жизни, степень реализации намеченных целей задач. В соответствии с этим выделены три типа молодежи:
- самореализовавшийся рационалист - 53%;
- частично реализовавшийся идеалист - 20%;
- несамореализовавшийся иррационалист - 27%.
В основании второй типологии лежат такие признаки как: условия достижения успеха (субъективная оценка), субъективная оценка эффективности различных способов достижения успеха. Согласно этому выделено три типа:
- конструктивист - 19%;
- адаптивист - 53%;
- конформист - 28%.
Проведенный в диссертационном исследовании факторный и типологический анализ проблемы жизненного успеха позволил зафиксировать следующие тенденции развития феномена:
- тенденция замещения профессионального успеха деловым успехом;
- тенденция возрастания ориентации на собственные знания, умения, усилия в достижении жизненного успеха и снижения ориентации на помощь извне - доминирование индивидуализма в достижении успеха.
Мы признаем, что в рамках одного исследования невозможно охватить все проблемы жизненного успеха молодежи. Мы полагаем, что перспективными темами исследования могут стать:
- изучение представлений о жизненном успехе у молодежи в сравнении с представлениями других возрастных групп, в частности, с представлениями старшего поколения;
- изучение представлений о жизненном успехе на различных этапах развития личности молодого человека; изучение динамики представлений об успехе; актуальным является проведение лонгитюдного исследования;
- изучение влияния образовательной и профессиональной сред на формирование представлений молодежи об успехе и способах его достижения: изучение дифференциации представлений школьников, обусловленной специализированностью / неспециализированностью школы обучения; дифференциации представлений студентов в зависимости от уровня получаемого образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) и т.д.;
- изучение влияния средств массовой информации (телевидения, радио, печати) на формирование представлений молодежи об успешном человеке в современной России; актуальным является проведение контент-анализа телевизионных передач, радио - передач, печатных изданий.

Библиография

1. Абельс X. Романтика, феноменологическая социология и качественное социологическое исследование. \\ Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - 1
2. Альбуханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991
3. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. - М.: Мысль, 1989
4. Амбарова П.А. Профессиональная культура офицеров российской армии в условиях трансформации российского общества; Дисс. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2002
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001
6. Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодежная субкультуры: нормы и система ценностей. // Социс. - 1989. - 4
7. Андреенкова А.В. Материалистические \ постматериалистические ценности в России. \\ Социс. - 1994. - 1. - с.73-81
8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 1988
9. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия. \\ Психологический журнал. - 1993. - Т.4. - 2. -с. 3-16
10. Арестова О.Н., Глухарева А.В.

Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером. // Вестник Моек. Ун-та. - сер. 14, психология. - 1996. - 1
11. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М.: Политиздат, 1983
12. Бакштановский В.И., Карнаухов Н.Н. Какой успех выбирает новое поколение? - Тюмень: Изд-во НИИ ПЭ, 1996
13. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. - Тюмень: Центр прикладной этики, 1997
14. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. -Екатеринбург, Бишкек, 1997
15. Баразгова Е.С.

Идеологическое воспитание молодежи в США. -Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1989
16. Баразгова Е.С., Рыбакова О.В. Жизненное проектирование молодежи в переходный период развития России как методологическая проблема. \\ Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. -4.1. - Екатеринбург, 1999
17. Барсукова С.Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество. \\ Социс. - 2001. - 2
18. Батурин Н.А. Влияние успеха на функциональные состояния человека. \\ Вопросы психологии. - 1984. - 5
19. Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности. \\ Психологический журнал. - 1987. - 3. - с.87-93
20. Баумгартнер Х.М.

Философия жизни //Вестник Моек. Ун-та. - сер.7, философия. - 1993. - 4. - с. 70-75
21. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. - М.: Прогресс -Традиция, 2000
22. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. - М.: Пресс - Традиция, 2001
23. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. - М., 1991
24. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Academia, 1999
25. Беляева Л.А.

Стратегии выживания, адаптации, преуспевания. \\ Социс. -2001 .-6.-с. 44
26. Бергер П. Общество в человеке. // Социологический журнал. - 1995. - 2
27. Бергер П. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. -М.: Аспект Пресс, 1996
28. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995
29. Биркенбиль В. Как добиться успеха в жизни. - М.: СП Интерэксперт, 1992
30. Боас Ф. История антропологии. // Этнографическое обозрение. - 2002. -6
31. Богаров В.В. Антропология возраста. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001
32. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2001
33. Бороздина Л.В.

Исследование уровня притязаний. - М.: Изд-во Моек. Унта, 1986
34. Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер - пресс, 1996
Зб.Брожик В. Марксистская теория оценки. - М., 1982
36. Бурмыкина И.В. Социальная адаптация молодежи в трансформирующемся обществе; Автореф. дисс. канд. социол. наук. -Липецк, 2000
37. Быков В.М. В поисках будущего: Политическая эволюция молодого поколения в США (50-80 гг.). - М.: Политиздат, 1988
38. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова Думка, 1991
39. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения. / Проблема ценности в философии. - М., Л., 1966
40. Вебер М. Основные социологические понятия. / В кн. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990
41. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. / В кн. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990
42. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984
43. Веселкова Н.В. Методологические принципы полуформализованного интервью. // Социология: 4М (методология, методы, математические модели). - 1995. - 5-6. - с. 28-48
44. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В.

Противоречия взросления и социальная компетентность молодежи. / Социология в российской провинции: тенденции и перспективы развития. - В 5 Ч. - Екатеринбург, 2003. - Ч. 2. -с. 180-183
45. Витгенштейн Л. Культура и ценность. // Человек. - 1991. - 5,6
46. Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х гг. // Социс. - 1997. - 10. с. 56-68
47. Вишневский Ю.Р., Шапко В Л. Социология молодежи. - Екатеринбург, 1995
48. Вишневский Ю.Р., Шапко ВЛ. Студент 90-х - социокультурная динамика. \\ Социс. - 2000. - 12. - с.56-63
49. Влияние средств массовой информации на интересы детей и молодежи: Сб. науч. тр. / Под ред.

Л.С. Школьника. - М.: НИИОП, 1989
50. Волков Ю.Г.

Молодежь и гуманистическая перспектива России. / Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе Российское общество и социология в XXI веке. - В 3 Т. - М.: Альфа -М., 2003.-Т. З.-с. 56-59
51. Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Молодая гвардия, 1990
52. Воробьев С.В. Молодежная субкультура как специфическая часть культуры общества. - Н. Новгород, 1991
53. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальных трансформаций (поколенный подход). // Социс. - 2002. - 1
54. Гендин А.М, Дроздов Н.И, Сергеев М.И.

Выпускники педагогического вуза о факторах жизненного успеха в современных условиях. // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе Российское общество и социология в XXI веке. - В 3 Т. - М.: Альфа -М., 2003.-Т.2.-с. 604-605
55. Гидденс Э. Ускорение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003
56. Головаха Е.И. Демократизация общества и развитие личности. - Киев: Наукова Думка, 1992
57. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи. - Киев: Наукова Думка, 1988
58. Головаха Е.И. Психология человеческого взаимоотношения. - Киев: Наукова Думка, 1989
59. Головина Л.М.

Изучение процесса целеобразования в экспериментальной ситуации выбора задач после успеха \ неуспеха. \\ В кн. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979
60. Головиных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания. / Философские науки. - 1989. - 6
61. Готкиб А.С. Социально - экономическая адаптация россиян: факторы успешности - неуспешности. \\ Социс. - 2001. - 7. - с. 51
62. Григорьев С.И., Суббетто А.И. Основы неклассической социологии: новые тенденции развития культуры социального мышления. - М.: РУСАКИ, 2000
63. Громова И.Б., Леонтьева В.Н. Контркультура как адаптивный механизм трансляции социального опыта. // Социс. - 1991. - 10
64. Грунт Е.В. Методология исследования проблемы смысла жизни человека. \\ Уральская социология на рубеже веков: преемственность поколений. -4.1. - Екатеринбург, 1999
65. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в истории западно - европейской философии (от античности до конца XIX века). - Челябинск: ЧИРПО, 1996
66. Гулыга А.В. Принципы эстетики. - М., 1987
67. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М.: Лабиринт, 1994
6 8. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология. // Логос. - 2002. - 1. - с. 132-143
69. Гуссерль Э. Феноменология. // Логос. - 1991. - 1. - с. 12-21
70. Дембо Т. Гнев как динамическая проблема. / В кн. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. -М.: Смысл, 2001
71. Демин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социс. - 2002. - 10
72. Джеймс У. Научные основы психологии. - СПб., 1902
73. Дридзе Т.М.

Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики. / Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. - М.: Изд-во КАНОН - пресс - Ц, 2001
74. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М., 1967
75. Дэвис Ф. Создай себе имидж: Как всем своим видом излучать успех. -Минск: Попурри, 1998
76. Егоров В.К.

История есть смена поколений. Преемственность поколений в условиях социалистического строительства: проблемы теории и практики. - М.: Молодая гвардия, 1986
77. Жизненные планы молодежи: Сб. статей. / Отв. ред.

М.Н. Руткевич. -Свердловск, 1966
78. Жизненные пути одного поколения. / Отв. ред.

М.Х. Титма. - М.: Наука, 1992
79. Жизненные силы человека: социальная метатеория или виталистская социологическая парадигма. / Под ред.

Л.Д. Деминой. - Барнаул: Изд-во Алтайского Ун-та, 2000
80. Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально -психологического исследования). / Отв. ред.

Л.В. Сохань. - Киев: Наукова Думка, 1987
81.Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно - структурная концепция. - М., 2002
82.3дравомыслов А.Г. Потребности.

Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986
83.3ейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во МГУ, 1981
84. Иваненков Е.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург: ДИМУР, 1999
85. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. - М.: Знание, 1989
86. Иконникова С.Н.



Содержание раздела