d9e5a92d

Противоречия системы ценностей

Во - вторых, актуальным становится рассмотрение влияния объективных и субъективных факторов на жизненный успех в их единстве и взаимосвязи.
В - третьих, поскольку основой самоутверждения являются целедостижения личности, постольку факторы следует еще и дифференцировать на факторы, влияющие на представления личности о жизненном успехе (то есть, влияющие на процесс формирования цели достижения) и факторы, влияющие на представления личности о способах достижения успеха.
И в - четвертых, социологический подход (равно как и психологический, антропологический, философский) охватывает несколько концепций, в которых различно решается проблема соотношения объективных и субъективных факторов, детерминирующих представления об успехе. Как ранее мы отметили, наше исследование будет проведено в контексте интегративной концепции жизненного успеха.
Поскольку основной акцент в исследовании успеха мы делаем на самоутверждение личности в конкретной среде, постольку наибольший для нас интерес представляет такая социально - демографическая группа как молодежь. Это обусловлено тем, что именно общность молодых характеризует их стремление к самоутверждению в мире взрослых.
Молодежь традиционно является объектом многочисленных социологических исследований. Интерес к этой группе вполне закономерен, поскольку молодежь является субъектом социальных трансформаций.

Ее представления о жизненном успехе в современной России формируются в условиях обновления среды существования и, как результат, противоречивости системы ценностей, детерминирующих успех.
К рассмотрению противоречий системы ценностей, детерминирующей представления молодежи о жизненном успехе мы обратимся во втором параграфе нашей работы.

§ 2. Противоречия системы ценностей, детерминирующей представления молодежи о жизненном успехе.

Система ценностей пронизывает собой все формы общественного сознания; она является одним из важнейших элементов системы детерминации человеческой деятельности. Говоря словами В. Брожика, представляющего направление символического интеракционизма в науке, человек не только превращает вещи в общественные иероглифы, т.е. делает их ценностями и затем использует, но и постоянно читает эти иероглифы, ибо ценностная предметность вещи является для человека зеркалом, в котором он видит самого себя и которое наполняет его чувством удовлетворения, вселяет надежду, радость или печаль, рождает волю и желание развивать это ценностную предметность в совершенно определенном направлении...

Стремление расшифровать смысл общественных иероглифов, которыми стали окружающие человека вещи, -это не простое любопытство, а желание понять себя, проникнуть в тайну собственного бытия.
Таким образом, как мы отметили в первом параграфе данной главы, феномен жизненного успеха не может быть рассмотрен в отрыве от такого понятия как ценность.
Соответственно, представления личности о жизненном успехе, детерминированы иерархической структурой жизненных ценностей личности, которая, в свою очередь, закономерно отражает господствующую в том или ином обществе систему ценностей как показателя развития культуры и общества.
Изучение ценностей молодежи относительно жизненного успеха позволяет выявить степень ее адаптации к новым условиям, определить ее инновационный потенциал, детерминирующий состояние и развитие российского общества в будущем.
Исследовательское поле проблемы ценности формируется на стыке нескольких гуманитарных наук: социологии, культурологии, аксиологии, философии и др.
Существует множество концепций ценностей, ее типологий, ценность полифункциональна. Категория ценность зачастую используется наряду с такими понятиями как эталон, идеал, благо, норма и др.
Таким образом, в науке существует множество определений категории ценность. Однако природа ценностей едина.

Следовательно, наша задача состоит в вычленении универсальных признаков, сохраняющихся в любом виде ценностей.
Для этого необходимо обратиться к нескольким методологическим подходам, существующим в науке, к проблеме определения природы ценности.
Большая роль в формировании теоретико-методологической базы исследований ценностей принадлежит философскому подходу.
В нем можно выделить несколько концепций ценности.
Первую концепцию можно обозначить как значимостную. К ней относятся такие исследования ценностей, в которых акцент делается на такую сущностную характеристику ценности как значимость.

В соответствии с этим, ценность определяется как значимость объекта для удовлетворения потребностей субъекта.
Значительный вклад в развитие данной концепции ценности и аксиологии в целом внес немецкий философ Г. Риккерт. Он пишет: Правда, ценности для нас связаны всегда с оценками, но они именно связаны с ними, а потому-то их и нельзя отождествлять с действительными реальными оценками.

Как таковая ценность относится к совершенно иной сфере понятий, чем действительная оценка, и представляет поэтому совершенно особую проблему ...Проблема ценности есть проблема значимости (Geltung) ценности, и этот вопрос ни в коем случае не совпадает с вопросом о существовании акта оценки ...Ценность может обладать значимостью даже и при отсутствии акта оценки, выражающего то или иное к ней отношение.
Кроме того, здесь можно отметить работы Г.Я. Головиных, А.В. Гулыги, О.Г.

Дробницкого, В.П. Тугаринова и др .
Однако значимость могут иметь, по замечанию В.П. Тугаринова, не только полезности, но и вредности, которыми являются войны, болезни, преступления. Таким образом, значение может быть как положительным, так и отрицательным.

Отсюда делается вывод о том, что ценность - это всегда положительная значимость объекта.
Часть исследователей, как В.А. Василенко, К.А.

Шварцман, А.Ф. Шишкин придерживаются иной позиции в исследовании природы значимости в ценности. Они отмечают, что ценности могут иметь как положительное, так и отрицательное значение.

Так, например, категории красоты и безобразия, добра и зла и т.д., по мнению авторов, имеют одинаковую ценностную природу.
Однако мы поддерживаем позицию А.В. Гулыги, В.П.

Тугаринова, а также, позицию Б.В. Орлова и Н.К. Эйнгорн в том, что ценность имеет лишь положительное значение, именно поэтому она называется ценностью, потому что является ценным по отношению к субъекту.

Так, например, А.В. Гулыга пишет: Ценностей со знаком минус не бывает...

В теории ценностей все величины имеют знак плюс...В теории ценностей сама противоположность положительна... Положительной противоположностью красоты является не безобразное, а другая красота, положительной противоположностью добра -другое добро.
Таким образом, в данной концепции акцент делается на такую сущностную характеристику ценности как ее значимость для субъекта.
Мы признаем познавательные возможности данной концепции при анализе природы ценности. Однако ее основной недостаток состоит в том, что в ней акцент делается преимущественно на потреблении ценности субъектом.

Однако ценность связана не только с потреблением, но и производством, созиданием, преобразованием природы и опредмечиванием человеком своих сущностных сил.
Вторая концепция ценности - оценочная. К ней относятся такие исследования ценности, в которых акцент делается на оценку как специфическую форму существования ценности.

Следовательно, ценность определяется как критерий и способы оценки значимости объекта, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах, установках, целях. В этом направлении ценность исследуется в работах С.Ф. Анисимова, В. Брожика, В.Д.

Диденко и др.
Мы согласны с учеными в том, что ценность - это определенная оценка предметов материальной и духовной культуры, однако не сводится только лишь к ней. Оценочная концепция, как и предыдущая, акцентирует внимание лишь на одной характеристике ценности.

В данной концепции такой сущностной характеристикой ценности является оценка объекта.
Наибольшими познавательными возможностями при изучении феномена ценности обладает, на наш взгляд, лишь та концепция, которая рассматривает ценность в единстве ее нескольких характеристик.
Такой концепцией может считаться интегративная, которая так или иначе представлена в работах Б.В. Орлова и Н.К. Эйнгорна, Я.А.

Розина.
Ценность рассматривается учеными в двух ипостасях.
Во - первых, ценность - это созданный, преобразованный человеком предмет материальной или духовной культуры, в котором опредмечены его сущностные силы. Это преобразование предмета есть самоутверждение человека в социальной среде.
Во - вторых, поскольку ценность имеет природно - вещественное и социальное бытие, постольку это и утилитарное потребление вещественного тела предмета, и распредмечивание в нем объективированных социальных смыслов, социальных связей.
Таким образом, именно социальное бытие ценности, потребление скрытых в ней социальных смыслов и значений и есть объект оценки социальной группой, обществом в целом.
Мы согласны с мнением ученых в том, что природа ценности двуедина: это и созданный, и потребляемый человеком предмет.
Следовательно, ценность с позиции данной концепции можно определить как созданный субъектом (человеком, группой, обществом в целом) предмет материальной или духовной культуры, в котором опредмечены его сущностные силы, и который самоутверждает его в социальной среде; это и утилитарное потребление предмета, и распредмечивание субъектом объективированных в нем социальных смыслов и значений.
Особый интерес представляет рассмотрение социологического подхода к определению категории ценность. В нем под ценностью подразумевается, прежде всего, социальная ценность.
В социологической науке социальная ценность рассматривается как элемент социальной системы, имеющий особое значение в индивидуальном и общественном сознании. Разделяемые индивидами и социальными группами ценности служат основой для оценки их поступков с точки зрения соотношения с общественной системой ценности.
Значимый вклад в развитие социологического подхода к проблеме ценности внесли работы таких ученых как М. Вебера, Т. Парсонса, У. Томаса и Ф. Знанецкого.
Так, например, в исследованиях У. Томаса и Ф. Знанецкого социальная ценность рассматривается как объективный культурный элемент социальной жизни, детерминирующий правила поведения социальной группы, посредством которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующий тип действия среди своих членов. Социологи пишут: Под социальной ценностью мы понимаем любой факт, имеющий доступные членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности ...



Социальная ценность, таким образом, противоположна естественной вещи, которая имеет содержание, но как часть природы не имеет значения для человеческой деятельности и считается бесценностной, но когда естественная вещь приобретает значение, она становится за счет этого социальной ценностью. Регулирующая функция ценностей реализуется посредством их влияния на формирование установок -субъективных характеристик членов социальной группы, определяющих реальную или возможную активность индивида в социальном мире .
Данные категории позволяют зафиксировать два уровня функционирования ценности. С одной стороны, она имеет личностное значение, опосредованное сознанием отдельного человека.

С другой стороны, она имеет групповое значение - значение отдельной ценности, разделяемое всеми членами социальной группы одинаково. У. Томас и Ф. Знанецкий отмечают, что если члены определенной группы идентичным образом реагируют на определенные ценности, то это происходит потому, что они были социально приучены делать именно так, потому, что традиционные правила поведения доминирующие в данной группе,
навязывают ее члену определенные способы решения практических
2
ситуации, встречающихся в жизни .
Таким образом, ориентация человека на определенные ценности детерминирована, с одной стороны, природной предрасположенностью, с другой стороны, социальной заданностью.
В теории социальных систем Т. Парсонса понятие ценности является основополагающим. Ценности являются ядром социальной системы, за счет которых достигается ее равновесие. Равновесие, в свою очередь, реализуется посредством согласия как в малых, так и в больших социальных групп относительно ценностей.

Ценности, таким образом, являются стандартом поведения группы.
По его мнению, все ценности имеют социальное значение. Социолог отмечает, что поскольку ценности являются скорее культурными, а не личностными характеристиками, постольку они оказываются общепринятыми . Т Парсонс, так же как У. Томас и Ф. Знанецкий подчеркивает влияние ценностей на действия индивида.
Следовательно, в социологическом подходе к анализу ценностей акцент делается на следующем.
Во - первых, ценность является компонентом социальной системы, регулирующим поведение человека и социальной группы (групп) в обществе.
Во - вторых, ценность обладает значимостью для человека, социальной группы, общества - удовлетворяет их потребности и интересы.
Таким образом, под социальной ценностью (далее ценностью) мы понимаем предмет материальной или духовной культуры, обладающий значимостью для личности, социальной группы, общества в целом и регулирующий их жизнедеятельность.
Разделяемые личностью ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей, оформляются в ценностные ориентации. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов.
Следовательно, ценностные ориентации, как и ценности, являются важнейшими детерминантами деятельности человека, в том числе, являются детерминантами его целедостижений.
Существенно обогащает наше представление о природе ценности рассмотрение различных ее классификаций, существующих в науке.
В соответствии с делением культуры на материальную и духовную, ценности, в самом общем виде, можно дифференцировать на материальные и духовные.
Однако различие материальных и духовных ценностей весьма условно, поскольку они не являются взаимоисключающимися понятиями. Так, например, большая часть ценностей духовной культуры имеет материальный носитель - картина, скульптура, книга и т.п. Специфика материальных ценностей состоит в том, что они имеют утилитарную функцию -удовлетворяют утилитарные потребности субъекта (ценность денег).

Специфика же духовных ценностей заключается в том, что они выполняют человекотворчекую функцию - функцию воспитания и развития личности (ценность любви, добра, дружбы, самореализации и т.п.).
Ценности можно классифицировать также на инструментальные и терминальные: ценности - средства и ценности цели.
Еще одна классификация - классификация по временному критерию. В соответствии с этим, выделяются прошлые, настоящие и будущие ценности.
Ретроспективные ценности непосредственно не удовлетворяют наши потребности. Однако они сохраняют свой статус в плане преемственности, накопления культурно - исторического опыта предшествующих поколений.
Актуальные ценности обусловливают настоящее бытие, соответствуют достигнутому в настоящий период уровню развития культуры. Как пишут Б.В Орлов, Н.К. Эйнгорн: Особенностью актуальных ценностей является и то, что ценность не сводится к фиксированию и утверждению достигнутого, ценность всегда эталонна, ориентирована на более совершенное, высшее, идеальное, причем эталонное извлекается из любого исторического времени. Поэтому актуальные ценности - это сложная диалектическая связь прошлого, настоящего и будущего, это напряженная работа по их диалектизации, гармонизации.

Актуальная ценность - это постоянное творчество будущих ценностей, постоянный и напряженный поиск перспектив развития и совершенствования человека.
Кроме того, ценности классифицируются, в зависимости от сферы и вида деятельности, на экономические, политические, правовые, религиозные, научные, моральные, эстетические, художественные.
Таким образом, система ценностей, как внутренний стержень культуры, детерминирована состоянием и развитием политики, экономики и других сфер общественной жизни.
Изменение политической, экономической, социокультурной ситуации в нашей стране неизбежно приводит и к изменениям в системе ценностей.
Система ценностей в современной России имеет противоречивый характер. Ее противоречивость обусловлена рядом обстоятельств.
Во - первых, современный этап развития общества характеризуется динамизмом обновления среды обитания, быстрой сменой предметов материальной культуры. Речь идет о динамизме развития, как России, так и мира в целом.
Однако мировоззрение человека, его ценности и стереотипы поведения не могут меняться с той же быстротой. Поэтому зачастую можно наблюдать такое явление, как дезадаптированность человека к измененным жизненным условиям - человек продолжает жить и работать по схемам, которые непригодны в новой обновленной среде.
Этим, на наш взгляд, и вызвано существование в системе ценностей россиян так называемых старых и новых ценностей, ценностей советского и постсоветского общества.
Во - вторых, современный этап развития российского общества характеризуется заимствованием западных ценностей и апробацией их на российской почве. И здесь можно говорить о противоречии российских ценностей, т.е. тех ценностей, которые закономерно вырабатывались в ходе развития российского государства, и западных ценностей, т.е. чуждых нашей культуре, противоречащих ей - индивидуализм, прагматизм, предприимчивость, рационализм.
Существование данных ценностей на Западе вполне естественно и отражает закономерности исторического развития религии, политики, экономики и культуры.
Влияние религии, а именно, протестантизма, на формирование духа капитализма в Германии хорошо показано в работе М. Вебера Протестантская этика и дух капитализма. Социолог пишет: Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его.

Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна и она должна быть использована для подтверждения своего призвания ... время бесконечно дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, не отдан приумножению славы Его.
Таким образом, ценности призвания, богатства, времени, предприимчивости, предписаны религией протестантизма, а жизнь в соответствии с ними является дорогой к спасению лишь немногих, к неравному распределению благ.
Следовательно, индивидуализм в поведении человека, формировании им своей жизни, движении к успеху является социально одобряемым и необходимым механизмом самоутверждения личности в социальной группе на Западе.
В православии, в отличие от протестантизма, идея спасения рассматривается несколько по - иному. Путем к спасению является не только и не столько труд, сколько покаяние. Это означает, что спасенным может быть каждый, кто покается за свои грехи.

Поэтому в России, исходя из религиозных, политических, экономических особенностей ее формирования вполне закономерно существование таких ценностей, как коллективизм, патернализм.
Мы не будем подробно рассматривать влияние религии на формирование системы ценностей в России и на Западе.
Стоит сделать акцент на специфике политического, экономического и социального развития нашей страны в советский и постсоветский период, детерминирующего формирование ценностей относительно успеха.
Советский период развития российского общества характеризовался доминированием государства над человеком, государство контролировало все сферы жизнедеятельности человека, вплоть, казалось бы, до такой приватной сферы как семья. Таким образом, система ценностей логически отражала существующие в стране приоритеты. Главная ценность советского периода - это государство: приоритет, престиж страны на мировой арене.

Поэтому успехом в тот период являлся успех Страны Советов, успех в деле строительства коммунизма, а не успех в жизни конкретной личности. Специфика отношения к человеку состояла в том, что он рассматривался как средство развития советской страны, а не его цель.
Следовательно, человек являлся лишь винтиком в системе. Он работал, прежде всего, на государство, на страну, на промышленность, а уже потом только на себя.
Изменения происшедшие в 90-е гг. в сфере политики: смена политического режима с тоталитарного на демократический, гласность, плюрализм мнений, падение занавеса между Россией и Западом; изменения в сфере экономики: становление рыночной экономики, рыночных отношений, конкуренции; влияние Запада на все сферы жизни российского общества, изменения в культуре - все это повлекло за собой отчуждение человека от государства.
Современный человек в достижении успеха преследует личную выгоду - работает только лишь на себя и ни в коей мере на государство.
Советский период характеризовался относительной стабильностью развития всех сфер общественной жизни, соответственно, была стабильна и жизнь каждого отдельного человека. Стабильность заключалась в уверенности в завтрашнем дне, в стабильности реализации жизненных планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.

Государство представляло определенные гарантии человеку: гарантия на получение образования, гарантия на трудоустройство, гарантия на получение квартиры и т.д. Таким образом, оно брало на себя ответственность за благополучие своих граждан.
Поэтому советский период характеризовался доминированием в обществе таких ценностей как коллективизм, патернализм.
Постсоветский период развития России, напротив, характеризуется, как ранее мы отметили, нестабильностью развития всех сфер жизни общества. Соответственно, нестабильна и жизнь отдельного человека. Он неуверен в завтрашнем дне, неуверен в реализации жизненных планов и проектов, и вообще, в целесообразности планирования, неуверен в будущем своих детей, неуверен, что завтра проснется живым.

Государство не предоставляет никаких гарантий в настоящий период.
Особенности экономического развития Советского Союза: существование плановой экономики, уравнительное распределение доходов, независящих от количества и качества, вложенных человеком усилий в выполнение плана, детерминировали существование в сознании отдельной группы людей таких ценностей как усредненность, безынициативность. Данная группа в достижении успеха руководствовалась такими стереотипам как инициатива наказуема, работа не волк, в лес не убежит, приедет барин, барин нас рассудит, пока рак на горе не свиснет.
С другой стороны, социальные соревнования, награды, грамоты, существующие при социализме для морального стимулирования достижений личности, детерминировали существование в сознании другой группы людей таких ценностей как предприимчивость, практицизм, рационализм.
Особенности экономического развития России в 90-е гг.: становление рыночной экономики, возникновение такого явления как конкуренция -стремление быстрее всех ухватить, урвать, успеть; банкротство и ликвидация многих предприятия, сокращение кадров выкинули человека на обочину жизни.
Поэтому успешность или неуспешность его жизненного пути зависит отчасти от собственных усилий личности, от способности быстро адаптироваться к измененным обстоятельствам. Причем процветание человека в будущем зависит от количества и качества вложенных усилий уже сейчас.
Таким образом, можно говорить о существовании таких ценностей в сознании отдельной группы людей как предприимчивость, личное благополучие, рационализм, инициативность, карьера и жизненный успех. Кроме того, одной из важнейших ценностей становится время.
В достижении жизненного успеха данная группа людей руководствуется такими стереотипами как время - деньги, я должен состояться, работать - состояться - доказать - утвердиться, работаю на себя, при этом мне помогает Бог.



Содержание раздела