d9e5a92d

Основные характеристики жизненного успеха

В первой главе работы мы показали, что жизненный успех молодежи -феномен сложный, многогранный.
В этом параграфе мы обратимся к анализу основных объективных и субъективных факторов, детерминирующих представления молодежи о жизненном успехе и способах его достижения.
К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно -образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы - группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно - образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности. Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, гендерные возможности.
К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха.
Обратимся к рассмотрению первой группы объективных факторов.
Как мы уже отмечали, молодость - это достаточно продолжительный период жизни личности, за время которого происходит изменение формы доминирующей деятельности.
Поскольку мы делаем акцент на учебно - образовательной и профессионально - трудовой формах деятельности, постольку важным является рассмотрение специфики представлений об успехе учащейся, студенческой и работающей молодежи.
Проведенное нами исследование выявило общее в представлениях различных групп молодежи о жизненном успехе.
Во - первых, основным критерием, определяющим успех в жизни молодежи, является наличие счастливой семьи, детей. Данный критерий стоит на первом месте во всех группах молодежи; так, связывают успех в жизни с наличием семьи 62% школьников, 60% студентов и 81% работающей молодежи.
Значение данного критерия для учащейся, студенческой и работающей молодежи обусловлено, на наш взгляд, спецификой восприятия семьи данной социально - демографической группой.
Результаты глубинного интервью показали, что семья в сознании молодых имеет такие черты как: крепкая, дружная, хорошая, понимающая, любимая, веселая, счастливая, гармоничная. Семья - это люди, которые могут всегда в чем-то помочь, с которыми можно всем поделиться (Сергей, 16 лет); семья - это те, к кому приятно идти домой (Ярослав, 18 лет).
Следовательно, представления молодежи о семье как одном из значимых достижений обусловлены особенностями молодежного возраста -эмоциональностью восприятия, ценностью межличностного общения, стремлением к признанию, одобрению значимыми другими, стремлением быть понятым.
С другой стороны, доминирование данного критерия в сознании молодежи обусловлено тем, что семья воспринимается как социальное убежище от суетности современной жизни. Следовательно, семья является адаптационной нишей, благодаря которой обретается приемлемый для молодого человека образ жизни.
Социологи отмечают, что на первый план выходит такой мотив вступления в брак и создания семьи как получение психологической, эмоциональной защиты в семье. На втором плане находятся мотивы рождения и воспитания детей, самореализации в детях.
Таким образом, специфика представлений молодежи о достижениях в семейной сфере состоит в том, что успехом является: во - первых, гармония в отношениях между мужем и женой, во - вторых, рождение и воспитание детей.
Кроме того, особенности представлений молодежи детерминированы тем, что данная группа находится на ранней стадии жизненного цикла. Поэтому жизнь воспринимается молодыми по идеальному стандарту: жизненный успех составляют как достижения в семейной сфере, так и достижения в профессиональной сфере.
Таким образом, мы можем подчеркнуть, что традиционные семейные ценности занимают центральное место в иерархии ценностей современной молодежи. Семья рассматривается как главный критерий успеха, к которому другие критерии могут присоединяться с разной степенью частоты.

Таблица 1. Представления молодежи о жизненном успехе.
(в %% от ответов)
Учащаяся Студенческая Работающая
молодежь молодежь молодежь
иметь счастливую семью, детей 61,99 60,00 81,41
быть независимым, свободным 22,22 22,22 17,95
признание окружающими, слава 10,53 7,22 4,49
власть 3,51 5,00 1,92
иметь разнообразный досуг 7,60 8,33 9,62
наличие своего дела, бизнеса 19,88 16,11 21,15
удовлетворенность в интимной жизни, любовь 11,11 20,00 8,97
много путешествовать 5,26 10,00 7,05
высокий заработок 46,20 43,89 51,92
иметь хороших друзей 49,12 27,78 23,72
душевное равновесие, гармония 9,94 20,00 13,46
иметь интересную, любимую работу 26,90 35,56 30,13
стать мастером своего дела 15,20 10,56 12,82
иметь солидное положение в обществе 6,43 8,33 9,62
Другое 0,58 0,56 0,00
* Общее число ответов больше 100%, так как респонденты могли отмечать несколько вариантов ответа
Во - вторых, другим, не менее важным, критерием успеха в жизни молодежи является наличие высокого заработка. Его значение более существенно в сравнении с другими критериями - наличием интересной, любимой работы и профессиональной самореализацией (стать мастером своего дела).
Последние два отмечаются у школьников, студентов и работающей молодежи приблизительно в 1,5 и в 2 раза, соответственно, реже, нежели критерий высокого заработка.
Следовательно, представления молодежи о жизненном успехе детерминированы осознанным или неосознанным принятием группы с такими ценностями как деньги, личное благополучие. Такой группой являются бизнесмены, предприниматели, которые в сознании молодых ассоциируются с богатством, а не с профессионализмом.
Таким образом, здесь речь идет о наличии в молодежной среде ориентации на прагматический успех, т.е. стремления обеспечить себе нормальное социальное положение за счет материального благополучия.
Более того, ориентация прагматического характера достаточно устойчива, поскольку ее наличие фиксируется в более ранних исследованиях.
Сегодня успех в российском обществе ассоциируется не столько с профессиональной самореализацией, сколько с деловой предприимчивостью, умением успеть, ухватить. Замещение ценностей профессионального труда материальными ценностями является вполне закономерным процессом, и может рассматриваться, на наш взгляд, как реакция на экономический кризис, нестабильность жизни, продолжающуюся инфляцию.
Таким образом, превращение денег из фактора сопутствующего успеху в фактор критериальный, определяющий наличие успеха, дало четкое различие между профессиональным и деловым успехом.
Стабильно развивающееся общество выдвигает ценность профессионального успеха в число наиболее значимых социокультурных установок. В таком обществе профессиональный успех выступает не только критерием оценки достижений личности, но и основой ее самоидентификации.
Деловой успех, который характерен для современного российского общества - успех в том конкретном деле, которым мы сегодня обеспечиваем достойную жизнь, независимо от того по своей ли профессии работаем.
Молодежь нередко обвиняют в бездуховности, инфантилизме, социальной незрелости, но мы считаем, что такие обвинения не совсем оправданы. Мы согласны с мнением Ю.Р. Вишневского и В Т. Шапко в том, что, стремление к материальному благополучию является отражением не только и не столько потребительских запросов молодых людей (в модной одежде, в различных предметах досуговой деятельности), сколько потребности в самосохранении и выживании.
На наш взгляд, прагматическая ориентация на успех не должна рассматриваться как достижение цели любыми способами в ущерб нормам
морали, нравственности. По результатам нашего исследования, такие
качества как наглость, хитрость, эгоизм рассматриваются молодежью как
менее необходимые качества для достижения успеха в современном
российском обществе. Напротив, на первый план у всех групп молодежи
выходят такие качества, как целеустремленность, образованность,
уверенность в себе, коммуникабельность, профессионализм и трудолюбие.
Таблица 2. Мнение молодежи о качествах, необходимых для достижения успеха в России.
(в %% от ответов)____
Учащаяся Студенческая Работающая
молодежь молодежь молодежь
целеустремленность 15,96 14,91 16,85
коммуникабельность 7,74 13,42 10,92
образованность 15,48 12,39 15,77
наглость 3,99 3,78 2,83
трудолюбие 9,55 7,57 8,63
хитрость 4,96 3,21 2,43
честолюбие 1,33 1,72 1,48
предприимчивость 6,41 10,09 7,41
профессионализм 10,16 8,60 10,92
эгоизм 0,73 1,15 0,81
независимость 2,54 2,98 2,56
обаяние 5,68 4,59 2,02
уверенность в себе 13,30 14,22 14,96
честность 1,93 1,26 2,29
другое 0,24 0,11 0,13
* Общее число ответов больше 100%, так как респонденты могли отмечать несколько вариантов ответа
Вместе с тем существуют и различия в представлениях об успехе между учащейся, студенческой и работающей молодежью.
Школьников в большей степени, чем другие группы молодежи, характеризует потребность быть понятым и принятым в группе. Значение референтной группы, в частности, компании друзей в этом возрасте достаточно велико. Как подтверждают результаты эмпирического исследования, компания друзей является довольно значимым ориентиром в достижениях молодого человека. Более того, наличие хороших друзей рассматривается школьниками как существенный критерий успеха в жизни. Так считают 49% школьников, тогда как в группе студентов и работающей молодежи лишь 27,7%и23,7 % соответственно. Значение данного критерия для учащихся вполне закономерно, так как им свойственно стремление подражать и принадлежать к, так называемой, группе равных (peer group) -неформальным молодежным объединениям, в которых реализуется потребность в общении, совместной досуговой деятельности.
Значение группы равных для школьников - равных не только по возрасту, но и по статусу, нормам, ценностям, моделям поведения -обусловлено несколькими причинами.


Во - первых, молодежь во все времена характеризует протестное поведение по отношению к взрослым и одновременно конформное поведение внутри группы, что вызвано маргильностью статуса молодежи.
Во - вторых, в условиях современной России семья, как ранее отмечалось, частично утрачивает свою роль в социализации молодого поколения в силу того, что зачастую оказывается неспособной подготовить молодых людей к самостоятельной жизни. Социализирующую роль на себя берет группа друзей, которая способствует взаимной адаптации сверстников.
В компании друзей происходит экспериментирование с различными средствами внешнего самоутверждения - одеждой, манерами, жаргоном, специфическими увлечениями.
В группе друзей складываются собственные нормы, ценности, модели поведения, в ней удается найти приемлемый стиль жизни и общения. Иначе говоря, в группе обретается идентичность.
Следовательно, представления учащейся молодежи о жизненном успехе детерминированы осознанным или неосознанным принятием группы с такими ценностями как общение, друзья.
Студентам свойственно стремление к самоутверждению, индивидуализации в группе, поиск и формирование основ для будущей успешной жизни. Такой основой может считаться сфера личной жизни. Довольно значимым критерием успеха в этой группе являются удовлетворенность в интимной жизни, любви. На долю этого критерия приходится 20% ответов студентов (для сравнения, в группе учащейся молодежи это 11%, в группе работающей молодежи - 9%). Значение данного критерия успеха закономерно для группы студентов, так как именно этот возраст характеризует потребность достижения гармонии в отношениях с противоположным полом.
Следовательно, представления студенческой молодежи о жизненном успехе детерминированы осознанным или неосознанным принятием группы с такими ценностями как любовь, секс.
Группу работающей молодежи характеризует процесс включения в трудовую деятельность, достижение материальной независимости, с одной стороны, и создание собственной семьи - с другой. Наше исследование показало, что такие критерии успеха, как наличие счастливой семьи, детей и высокого заработка (о которых мы говорили ранее) отмечаются чаще именно работающей молодежью по сравнению со школьниками и студентами (см. табл. 1).
Следовательно, представления работающей молодежи о жизненном успехе детерминированы осознанным или неосознанным принятием группы с такими ценностями как семья, брак, дети - с одной стороны, деньги, личное благополучие - с другой.
Также следует выделить в группе объективных факторов влияние такого фактора как уровень материального благополучия молодого человека.
В ходе исследования мы обнаружили, что для группы малообеспеченных молодых людей успехом является наличие высокого заработка, душевное равновесие, гармония. Молодые люди данной группы отмечают вышеназванные критерии успеха в два раза чаще, чем среднеобеспеченные и хорошо обеспеченные (см. табл. 5 Приложения).
Доминирование этих критериев не является удивительным, по нашему мнению, поскольку связано со стремлением малообеспеченных молодых людей в удовлетворении базовых социальных потребностей (в еде, в жилье), когда речь идет, прежде всего, о выживании человека в условиях нестабильной России.
Таким образом, достижение материального благополучия стоит в ряду приоритетных жизненных задач молодых людей данной группы, оставляя позади достижения в работе, например, профессиональную самореализацию.
Группы среднеобеспеченных и хорошо обеспеченных молодых характеризует то, что наряду с критерием высокого заработка значение имеют такие критерии успеха как наличие своего дела, бизнеса, иметь интересную, любимую работу (см. табл. 5 Приложения).
Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблемы материального характера в этих группах стоят не так остро как в группе малообеспеченных, поэтому и существуют потребности другого уровня, в частности, потребность в обеспечении профессионального статуса. Причем, показателями статуса является не только наличие интересной, любимой работы, но и наличие преимущественно своего дела, бизнеса (т.е. позволяющее играть по своим правилам, а не по чужим). Поэтому наряду с предыдущими критериями, значение в группах среднеобеспеченных и хорошо обеспеченных имеет такой критерий успеха как свобода, независимость, возможность командовать людьми. Хотя часть опрошенных, отмечающих последний критерий мала, лишь 8%, малообеспеченные молодые не отмечают его вообще.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о существовании в сознании молодежи двух противоречивых ориентаций на успех.
С одной стороны, существует персонификация личных достижений, когда личная стратегия достижения формируется в ориентации на достижения уже успешных людей. В соответствии с этим успех имеет подражательный характер - воспроизводит модель успеха других людей.
С другой стороны, существует деперсонификация достижений. В этом случае успех имеет ярко выраженный индивидуалистический характер, поскольку стратегия достижения формируется в ориентации на личностные критерии успешности.
Более того, существование персонификации и деперсонификации достижений обусловлено противоречивостью самого феномена жизненного успеха. В жизненном успехе диалектически сосуществуют субъективное и объективное, индивидуальное и коллективное, свобода и необходимость.
С одной стороны, жизненный успех индивидуализирует личность в ее социальной среде, делает ее не такой как все, поскольку основой достижений являются личностные критерии успешности - неуспешности.
С другой стороны, успех типизирует личность, делает ее такой как все, поскольку в любом обществе, в любой социальной группе существуют стереотипы успеха. Поэтому личность в своих достижениях изначально не свободна, так как вынуждена ориентироваться на социальные критерии успеха - своего рода эталон достижений, чтобы не быть изолированным от социума, а быть признанным.
Таким образом, актуальным становится изучение мнения молодежи о своих кумирах.
Таблица 3. Мнение молодежи о своих кумирах, (в %% от ответов)
Учащаяся Студенческая Работающая
молодежь молодежь молодежь
родители, родственники 40,46 24,32 25,64
знакомые, коллеги 16,18 19,46 22,44
друзья 15,03 12,97 10,90
учителя, преподаватели 5,78 5,95 8,33
звезды музыки 8,67 5,41 4,49
звезды спорта 12,14 9,19 7,69
звезды кино, театра 13,29 4,32 4,49
общественно-политические 10,40 14,05 14,74
деятели
научные деятели 8,67 7,57 13,46
никто не является кумиром 27,17 37,30 25,64
другое 19,65 14,05 17,31
* Общее число ответов больше 100%, так как респонденты могли отмечать несколько вариантов ответа
Исследование показало, что амбивалентность ориентации на успех присуща всем группам молодежи, однако можно выделить и специфические черты.
Довольно значительное число школьников, около 40%, хотели бы быть похожими в своих достижениях на родителей, родственников, тогда как так считают лишь 24% студентов и 26% работающей молодежи. Кроме того, 27% учащихся хотели бы быть похожими только лишь на себя.
В противоположность школьникам, студенты в большинстве своем хотели бы быть похожими на себя - 37%. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что студенты зависимы от родительской семьи, но эта зависимость уже не такая сильная как у школьников. Так, например, имеет место относительная материальная независимость - часть студентов имеет собственный источник дохода.
Работающую молодежь в противоположность предыдущим двум группам характеризует следующее. Молодые люди данной группы хотели бы быть похожими в одинаковой степени на: 1) родителей, родственников -26%, 2) коллег - 22%, 3) на себя - 26%. Мы объясняем это двумя причинами. Первая состоит в том, что представители данной группы молодежи застали два периода развития России - советский и постсоветский. Следовательно, можно говорить о расслоении внутри группы работающей молодежи. Вторая причина состоит в том, что в этом возрасте на счету у многих молодых людей существуют значительные достижения в различных сферах жизни. Поэтому нередко достижения знакомых или коллег являются ориентиром в поведении молодого человека.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что формирование представлений молодого человека о жизненном успехе происходит в результате влияния такого объективного фактора как заданные референтные группы, т.е. те, группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека - семья, учебно -образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи).
При возрастающей потребности в независимости современной молодежи сохраняется ее зависимость от родительской семьи. К этому выводу приходят и другие социологи. Так, например, Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шапко исследуя социокультурную динамику студентов 90-х, отмечают, что возрастает их стремление к самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее.
Исследование показало, что более половины опрошенных молодых людей хотели бы, чтобы их жизнь отчасти сложилась также как и у родителей, родственников. Это стремление тем сильнее, чем более успешными оценивают молодые люди своих родителей, родственников. Родители, родственники, а если быть точнее их авторитет, профессионализм в достижении успеха выступает фактором одобрения, неодобрения усилий молодого человека. Следовательно, жизненный опыт родителей влияет на образ желаемых достижений молодого человека.
Кроме того, как ранее мы отметили, проведенное исследование показало влияние учебно - образовательной и профессиональной группы на формирование представлений молодежи об успехе в жизни.
Так, например, группу работающей молодежи характеризует сильная идентификация с профессиональной группой. Идентифицируют себя со своими коллегами более 50% молодых людей этой группы. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что этому возрасту в большей степени свойственна оценка своей жизни с точки зрения достигнутого и оставшегося нереализованным, следовательно, происходит сравнение не только реальных и предполагаемых достижений, но и сравнение своих достижений с достижениями своих сверстников.
Соответственно, группу учащейся и студенческой молодежи характеризует идентификация с учебно - образовательной группой. Сравнивают себя со своими одноклассниками и сокурсниками 40% школьников и студентов.
Значит, мы можем подчеркнуть, что такой объективный фактор как заданные референтные группы оказывает достаточно сильное воздействие на формирование представлений молодежи о жизненном успехе.
Также, в группе объективных факторов, детерминирующих представления молодежи о жизненном успехе необходимо отметить гендерные возможности.
По результатам нашего исследования влияние данного фактора существенно не меняет иерархию критериев успеха, однако вносит определенные коррективы.
Исторически складывалось, что пространством для самоутверждения женщин являлась семейная сфера, а пространством для самоутверждения мужчин - сфера профессиональная, общественно - политическая.
Это было обусловлено четким разграничением социальных ролей женщины и мужчины. Как пишет Л.Л. Рыбцова: ...женщина должна быть прежде всего матерью, хранительницей очага, ее мир - это дом, ведение хозяйства, воспитание детей; мужчина - добытчик, кормилец, коммуникатор, осуществляющий связь между семьей и обществом.
С появлением новых социально - экономических условий: развитием промышленности, расширением сферы услуг, формированием индустрии досуга происходит выход женщины из приватной сферы и ее вовлечение в профессиональную деятельность.
По мере включения женщин в производство, мужчины, так или иначе, включаются в домашнее хозяйство.
Происходит размывание представлений о традиционно женских и традиционно мужских ролях.
Результаты исследований Л.Л. Рыбцовой показали, что основной характеристикой образа современницы, по мнению женщин, является умение успешно сочетать профессиональные и семейные обязанности - 62,7% .
Более того, социолог отмечает, что сравнительный анализ исследований 1990 и 1996 гг. выявил возрастание ценности интересной, содержательной работы: в 1990 г. это отметили 15,5% респонденток, а в 1996 г. уже более половины - 51,7%; увеличение ценностной ориентации на
профессиональный рост: в 1990 г. - 14,2%, в 1996 г. - 29,7%\
Таким образом, сближение гендерных ролей, которое фиксируется в исследованиях Л.В. Карцевой, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбцовой, Г.Г. Силласте, С.В. Скутневой, В.Г. Ушаковой, Э.А. Янковои определяет сходство представлений мужчин и женщин (в нашей работе - юношей и девушек) об успехе в жизни.
Результаты исследования показывают, что как для юношей, так и для девушек успех в жизни связан с достижениями в профессиональной и семейной сферах (см. табл. 6 Приложения). Однако основной ценностью для девушек является все - таки семья: критерий наличия счастливой семьи, детей отмечают 73,8% девушек и 57, 6% юношей.
Следовательно, представления юношей и девушек о жизненном успехе детерминированы осознанным или неосознанным принятием группы с такими ценностями как семья, брак, дети; принятием группы и такими ценностями как работа, профессионализм.


Содержание раздела