d9e5a92d

Структура APEC




На долю стран этой группировки приходится:


  1. 50% ВВП (мирового)

  2. 50% мирового экспорта товаров

  3. 40% населения

  4. 31% территории Земли.



В рамках этого соглашения было проведено 7 встреч. Первые 4 встречи проходили на уровне министров экономики и иностранных дел. В 1993 году (встреча в Сиэтле) переговоры велись на двух уровнях: как и раньше на уровне министров, так и на уровне глав государств.
С 1992 года проводится структуризация деятельности форума.

Структура APEC:


  1. Секретариат (15 человек)

  2. Комитет по торговле и инвестициям

  3. Группа высоких представителей (17 членов - экономисты и политики от всех государств, кроме Папуа Новой Гвинеи) с 1993 года

  4. Рабочие группы (всего 10 групп по различным отраслям деятельности: энергетика, инвестиции и т.д.).



С 1995 года формируется бюджет организации на основе взносов на общую сумму 2 млн. долларов (хотя для нормального функционирования необходимо минимум 38 млн.$).
В 1993 году создана тихоокеанская бизнес сеть. Кроме этого осуществлено 10 проектов:


  1. создание технопарков (для передачи технологий развивающимся странам);

  2. подготовка кадров;

  3. обмен информацией в сфере торговли и инвестиций;

  4. отмена количественных ограничений в сфере текстильной промышленности в течение 10 лет;

  5. инвестиционный кодекс - с целью предоставления гарантий по вложениям для инвесторов и привлечения капиталов из третьих стран.



Все проекты осуществляются на частном уровне - т.е. за счет самих предпринимателей.
В перспективе APEC может стать основой для ЗСТ. Однако, как утверждают сами участники, APEC не будет ЗСТ или таможенным союзом. Это происходит вследствие того, что в АТР широко распространен принцип открытого регионализма (по примеру ВТО).
Ноябрь 1994 году - саммит в /Богоре?/ принято решение о создании тихоокеанской зоны свободной торговли:


  1. 2010 год - для промышленно развитых стран (для Японии исключение - срок может быть продлен до 2020 года);

  2. 2015 - для НИС;

  3. 2020 - для остальных стран.



Ноябрь 1995 года - саммит в Осаке - принята программа создания ЗСТ в Тихом Океане: начало - 1997 год, основные направления работы:


  1. снижение пошлин;

  2. либерализация торговли услугами;

  3. гармонизация промышленных стандартов.



На саммите в ноябре 1996 года планируется разработать конкретные формы и методы создания ЗСТ и т.д.


ВЫВОДЫ

Специфика интеграции в АТР:


  1. В АТР происходит процесс углубления хозяйственной интернационализации на базе интенсификации внутрирегиональных потоков товаров и капиталов.

  2. Сохраняющиеся различия в экономическом развитии стран дают возможность углублению субрегиональных интеграционных процессов в рамках стран, имеющих приблизительно равные уровни экономического развития.

  3. Субрегиональная интеграция имеет специфику, что связано с возможностью придания организационно-политических форм происходящим прцессам; последние могут происходить и вне институциональных рамок, благодаря интенсификации взаимных связей на микроэкономическом уровне.

  4. Сильные позиции занимают в регионе США, Япония, КНР (тоже лидер в регионе). Они могут быть инициаторами создания экономической группировки, в том числе и на общерегиональном уровне.

  5. В ближайшем будущем трудно ожидать создание региональной экономической группировки в АТР с механизмом наднационального регулирования, учитывая как географические условия, так и экономико-политические факторы.

  6. Возможность создания широкого экономического пространства со свободным движением товаров и капиталов.


Лекция № 6 (22.03.1996)

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ИНТЕГРАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ.
(ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И АФРИКА)


  1. Основные направления и особенности латиноамериканской интеграции.

  2. Специфика региональных и субрегиональных объединений в Африке.

  3. Интеграционные тенденции на арабском Востоке.





Активные центры интеграции в развивающемYя мире - это Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и страны Азии. Интеграция на этом уровне - это инструмент ослабления трудностей.
Интеграция начала активно развиваться в 50-60-годы. В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория периферийной экономики. Глава этой школы - Рауль Пребеш - доказывал, что отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен.



Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт (импортозамещение). Большая роль уделялась региональной интеграции. С ее помощью предполагалось добиться следующих результатов:


  1. за счет регионального замещения импорта сократить зависимость от ПРС и как следствие в меньшей степени участвовать в неэквивалентном обмене;

  2. преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров;

  3. обеспечить преимущество количественного протекционизма;

  4. увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлечения иностранного капитала:

  5. расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в Л.Америку;

  6. возможность координации инвестиционной политики в региональном масштабе на основе объединения финансовых средств государств региона, за счет создания перераспредилительно-компенсационных механизмов и т.д

  7. региональная интеграция способствует снижению напряженности платежного баланса и таким образом вела бы к ослаблению проблемы внешней задолженности;

  8. осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.



На основании вышеизложенного широкое признание получил принцип договорной специализации, т.е. заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран. Что привело к ориентации на производственное сотрудничество + протекционизм. Все это привело в 60-70-х годах к созданию около 20 региональных объединений. Сегодня существуют несколько крупных региональных группировок:


  1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), в ее рамках образованы:

  2. Андская группа

  3. Лаплатская группа

  4. Амазонский пакт

  5. Карибское сообщество (КАРИКОМ) - которая раньше называлась Карибская ассоциация свободной торговли

  6. Центрально-американский общий рынок

  7. Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС)

  8. МЕРКОСУР (интеграция стран южного конуса)



Все объединения кроме указанного в п.5, которые создавались в 80-е годы, по масштабам и глубине региональных преобразований дают нам богатый опыт. Среди всех группировок можно выделить 4 группы:


  1. классические торговые союзы (ЗСТ), например, группировка указанная в п.2;

  2. многонациональные промышленно-координационные и консультационные организации (основное внимание уделяется: производственная интеграция, разработка совместных скоординированных планов развития энергетики, нефтедобывающей промышленности, станкостроения; пример - ЛАЭС;

  3. объединения, которые совместными усилиями разрабатывают отдельные проекты, например Лаплатская группа, занимающаяся вопросами экономики и экологии бассейна рек Ла-Плата, переходит к комплексным программам;

  4. активно развивается пограничная интеграция, как в АТР (треугольники роста), пример: Чили - Колумбия, Чили- Венесуэла, Колумбия - Эквадор - Венесуэла (эти страны входят в ЗСТ);



Кроме этих четырех типов можно выделить пятую разновидность регионализма: региональное сотрудничество в виде образования ассоциаций стран, производящих и экспортирующих определенный вид товаров. Примером этого может служить Латиноамериканская ассоциация производителей мяса, Ассоциация латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна - экспортеров сахара.
Деятельность этих объединений весьма противоречива. В 1960-70-е годы наблюдались такие негативные явления, как стагнация.


ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ЛАИ - крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.
Цель ЛАИ: создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:


  1. более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);

  2. средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);

  3. наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).


Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции.
Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития , возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-квартира - в Монтевидео (Уругвай).

Андская группировка - субрегиональная группировка, созданная в 1978 году. Соглашение вступило в силу в 1980 году.
Участники: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
Цель: совместное изучение, освоение, использование Амазонии, охрана ее ресурсов; между странами осуществляется равное распределение, на основе равных квот, финансовых вложений.



Содержание раздела