d9e5a92d

Прогнозирование ожидаемых чистых экспортных поступлений


2. Прогнозирование ожидаемых чистых экспортных поступлений, возможных новых внешних займов и прочих видов финансирования, достаточных для обслуживания внешнего долга.

3. Прогнозирование внутренних налоговых поступлений. Проектируемые государственные доходы должны быть достаточными для обеспечения в местной валюте эквивалента обязательств государства по обслуживанию внешнего долга. Сложности со сбором налогов и адекватным обеспечением прочих видов государственных расходов могут серьезно ограничивать способность правительства обслуживать внешний долг.

Наряду с вышеуказанными задачами правительство должно использовать возможности выплаты своих долгов раньше срока или их рефинансирования на благоприятных условиях.

Заемную политику правительства следует рассматривать в контексте макроэкономической политики. Как свидетельствует мировая практика, долговые проблемы редко возникают в странах, где проводится такая экономическая политика, при которой основные экономические переменные — особенно процентные ставки и валютный курс — отражают реальные экономические соотношения, где правительства подкрепляют свою инвестиционную программу эффективными мерами по мобилизации бюджетных ресурсов и повышению внутренних сбережений.

Эффективное управление внешним долгом включает три специфических взаимосвязанных процесса:

1. Выбор подходящего вида финансирования.

2. Решение о размере заимствования.

3. Создание системы статистики внешнего долга (ведение полной и своевременной отчетности о существующем долге страны).

В условиях ограниченности финансовых ресурсов страна-заемщик должна выбрать из имеющихся источников внешнего финансирования наилучшую комбинацию, которая удовлетворяла бы как потребностям отдельных финансируемых проектов, так и экономики страны в целом. Необходимо учитывать, что льготные кредиты доступны лишь беднейшим развивающимся странам. Максимальную выгоду из льготного финансирования можно извлечь, если комбинировать его с другими типами кредитования (экспортные кредиты и международные банковские кредиты).

Кредиты, получаемые на финансовых рынках, должны быть встроены в общий финансовый пакет, оптимальный в смысле сочетания различных видов финансирования как для экономики в целом, так и для отдельного инвестиционного проекта. На уровне инвестиционного проекта оптимальность может означать:

1. Максимально возможную долю льготных кредитов или же минимальную долю финансирования на рыночных условиях.

2. Максимально возможную долю таких заемных ресурсов, срок выплаты по которым легко может быть продлен путем рефинансирования.

3. Минимизацию платежей по обслуживанию долга, подлежащей выплате в период до завершения проекта, т.е. до того как он начнет приносить финансовую отдачу.

Общий финансовый пакет должен отвечать национальным финансовым приоритетам. Это требует оценки следующих аспектов:

• источники финансирования, какой объем финансовых средств может обеспечить каждый из них в данный момент и в перспективе;

• валютная структура внешних займов, которая минимизировала бы риски, связанные с колебаниями валютных курсов;

• риски, связанные с изменением процентной ставки в период выплаты долга;

• влияние новых долговых обязательств, возникающих в результате привлечения займов, на структуру обслуживания уже существующего долга;

• общие перспектив доступа к внешним источникам финансирования.

Объем привлекаемых внешних займов для любой страны определяется двумя факторами: во-первых, сколько иностранного капитала страна может эффективно поглотить; во-вторых, какой объем долга она может обслуживать без риска возникновения проблем с внешними платежами. Каждый из двух факторов будет зависеть от эффективности общего экономического управления.

Управление рисками, связанными с колебаниями сырьевых цен, валютных курсов и мировых процентных ставок, является частью управления внешним долгом. Например, в ситуации, когда экспортная выручка поступает в долларах США, а ее внешние долги должны быть выплачены в йенах, падение курса доллара по отношению к йене увеличит долговые обязательства страны-должника. Такая же проблема может возникнуть в связи с плавающей процентной ставкой по кредитам: повышение евродолларовых ставок приведет к увеличению долгового бремени страны. Понижательная тенденция цен на сырье для страны, где сырьевой экспорт — основной источник валютных поступлений, также создаст трудности с обслуживанием долга.



Традиционно управление рисками осуществлялось методами и инструментами, отличными от рыночных. Риски, связанные с изменениями процентных ставок, перекладывались с кредиторов на заемщиков путем замещения кредитных контрактов с фиксированными ставками контрактами с плавающими ставками. Страхование валютного риска осуществлялось путем форвардных сделок, но это применялось лишь к краткосрочным контрактам. В качестве механизма сглаживания амплитуды ценовых колебаний использовались меры компенсационного финансирования при неблагоприятных последствиях ценовых изменений, предпринимались попытки стабилизации мировых цен с помощью товарных соглашений. Подобные схемы оказались неудовлетворительными.

Мировая практика выработала методы рыночного характера с использованием финансовых инструментов как средства страхования от потерь в связи с возможным изменением цены. Инструменты хеджирования могут быть рассчитаны на короткий (один год и менее) и длительный срок. К краткосрочным инструментам относятся фьючерсы и опционы. Фьючерс — это соглашение о совершении покупки или продажи (товаров, ценных бумаг или активов) в будущем по сегодняшней цене. Опцион — это контракт, дающий его владельцу право на покупку или продажу определенного количества валюты, товара или установление процентных ставок на фиксированном уровне до или на дату, установленную в контракте.

Опционы позволяют осуществлять ценовое страхование путем гарантирования минимальной цены продажи (при товарном экспорте путем покупки опциона "пут") или максимальной цены покупки (при заимствовании валюты путем покупки опциона "колл"). Продаваемые на биржах фьючерсы и опционы могут использоваться даже странами, не имеющими доступа на рынок долгосрочных сделок.

Долгосрочные инструменты, к которым относятся свопы и опционы, могут иметь срок действия до 20 лет и дают возможность осуществлять более эффективное и на более продолжительный срок управление рисками.

При операциях своп кредитный риск несут оба участника контракта, поскольку одна из сторон должна уплачивать разницу по завершении сделки. При товарно-индексированной ссуде проценты и основные платежи в погашение займа, по которым наступает срок, варьируются (обычно в определенной пропорции) в зависимости от изменения цены на данный товар. Долгосрочные опционы дают возможность гарантировать минимальную или максимальную цену в течение длительного периода времени.

Формой страхования потерь, обусловленных возможным изменением валютного курса, может выступать валютный своп, соглашение о котором заключается во время привлечения заемных средств. Например, страна имеет доступ к источнику финансирования в японских йенах, но не хотела бы увеличивать размер той части задолженности, которая должна погашаться в этой валюте. Допустим, что заемщик привлек 5-летний заем в 10 млрд. йен под 5% годовых. Через свой банк заемщик организует сделку своп, позволяющую обменять долговые обязательства по этому займу на долговые обязательства в долларах США. Для такого свопа требуется партнер, предпочитающий иметь долговые обязательства в йенах вместо обязательств в долларах США. Партнер, продающий заемщику долг, выраженный в долларах, принимает долг, выраженный в йенах и являющийся зеркальным отражением изначально привлеченного йенового займа. Заемщик йенового займа имеет уравновешивающие друг друга активы и пассивы в йенах. Результатом соглашения своп становится создание искусственных долларовых заимствований.

Механизм свопа процентных ставок аналогичен.

Несмотря на существование свопов и других инструментов управления рисками, у большинства стран-заемщиков отсутствует целостный интегрированный подход к управлению активами и пассивами (обязательствами). Как следствие, у многих стран наблюдаются серьезные несоответствия между их активами (которые включают товарный экспорт) и их пассивами (которые включают товарный импорт). Методы управления рисками, основанные на знании рыночных механизмов, весьма действенны в плане уменьшения этих дисбалансов и могут эффективно применяться, что требует создания соответствующих стрктур в стране.

Информация о внешнем долге и платежах в счет обслуживания долга имеет большое значение для повседневного управления валютными операциями, внешним долгом и планирования стратегии иностранных заимствований. На уровне наибольшей детализации эта информация позволяет правительству обеспечивать своевременный расчет с кредиторами. На более агрегированных уровнях данные задолженности необходимы для оценки текущих потребностей в иностранной валюте, прогнозирования будущих обязательств по обслуживанию долга, оценки последствий дальнейших иностранных заимствований и управления внешними рисками.



Содержание раздела