d9e5a92d

Моисеев С. - Международные резервные требования

Теоретические основы резервирования

Резервные обязательства возникли как своеобразное обеспечение по депозитам коммерчески банков. Впервые резервные обязательства были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной Резервной Системы.

В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других шестнадцати крупных городов США действовали такие же резервные требования.

Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в нью-йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%, из которых 2/3 средств размещалось на счетах региональных банков шестнадцати крупных городов более высокой иерархии.
Что же собой представляют современные резервные требования? Они характеризуются несколькими ключевыми параметрами, которые будут описаны ниже. Резервные требования, минимальные или обязательные резервы (reserve requirements, minimum reserves, legal reserves) являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами.

Резервы могут храниться в определенной форме как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка.
Резервная база (reserve base) - объем обязательств кредитной организации, служащий основой для расчета резервных требований. К определенному типу обязательств, входящим в резервную базу, например, по долгосрочным депозитам, резервные требования не предъявляются.
Резервный коэффициент или норма резервирования (reserve ratio) - установленное центральным банком или законодательным органом соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Коэффициенты могут дифференцироваться в зависимости от размера кредитной организации (резервного класса), видов обязательств (срочные депозиты, счета до востребования, долговые ценные бумаги), резидентства кредиторов банков и некоторых других условий.
Период расчета резервов (calculation period) - период времени в днях, в течение которого рассчитывается резервная база. Как правило, расчетный период равен одному месяцу, такая схема используется в Японии, Франции и других странах. В Канаде расчетный период составлял два полумесячных периода.

В США среднедневная база резервирования определяется за двухнедельный срок, начинающийся во вторник и заканчивающийся тридцатью днями позже.
Период поддержания или хранения резервов (maintenance or holding period) - период времени в днях, на протяжении которого резервы хранятся. Согласно стандарту Европейской Системы Центральных Банков период поддержания резервов составляет один месяц, начиная с двадцать четвертого календарного дня текущего месяца и заканчивая двадцать четвертым календарным днем следующего месяца.

В США период поддержания резервов тянется с четверга до среды двух последних недель месяца.
Период поддержания и период расчета резервов могут не совпадать, в результате чего резервные обязательства классифицируются в три группы, в зависимости от лага между двумя периодами:


1. запаздывающие резервы (lagged reserves) - период расчета резервов предшествует периоду их хранения;
2. полузапаздывающие резервы (semi-lagged reserves) - период расчета резервов частично совпадает с периодом поддержания;
3. своевременные резервы (contemporaneous reserves) - периоды расчета и поддержания резервов совпадают.
На практике своевременные резервы встречаются крайне редко. С момента возникновения обязательства до его учета в резервной базе проходит, по меньшей мере, два дня (такова специфика платежных систем), в результате чего резервные требования в лучшем случае могут быть полузапаздывающими. Однако для расчета полузапаздывающих резервов необходимо прогнозировать объем резервной базы в течение периода расчета.

Это добавляет неопределенности в управление ликвидностью в коммерческих банках и усложняет их работу. Во избежание лишних трудностей большинство центральных банков предпочитает запаздывающие резервы.
Усреднение (averaging) - требование поддержания резервов не на ежедневной, а на средней хронологической основе, например, на среднемесячной основе.
Вычеты из резервов (lump-sum allowance) - сумма, на которую кредитная организация, имеющая льготы, может сократить резервные отчисления. Чаще всего вычеты разрешают проводить мелким банкам, имеющим небольшой объем привлеченных ресурсов.

Тем самым мелкие банки, обычно выполняющие в регионах функции расчетных центров, освобождаются от административных издержек, связанных с управлением резервами. В еврозоне, например, одноразовый вычет для всех кредитных организаций составляет сто тысяч евро, что избавляет многие провинциальные банки от необходимости держать обязательные резервы.
Выплаты по резервам (remuneration of reserves) - процентные платежи, начисляющиеся на денежные суммы, которые банки хранят в виде обязательных резервов. Резервные требования обездвиживают активы и не приносят никакой выгоды кредитной организации. В качестве компенсации центральные банки иногда начисляют на резервы процент, ставка которого близка к краткосрочной рыночной ставке денежного рынка. Тем самым резервные требования превращаются в операцию рефинансирования.

Однако большинство центральных банков не практикует выплату процентов по резервам.
Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие.
¦S Денежный буфер. В случае резкого дефицита ликвидности на межбанковской рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх.

Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание центральный банк снижает резервный коэффициент и, тем самым, обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка.

Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах.
¦У Управление ликвидностью. Резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка.

Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде. Больше половины развивающихся стран и несколько развитых государств используют резервные требования в целях управления банковской ликвидностью.
У Регулирование денежного предложения. Обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков.

Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее
время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны, ?'' Налогообложение. Резервные требования представляет собой некоторое подобие налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража государства, ?'' Второстепенные регулирующие функции. В ряде случаев резервные требования выполняют функции, не характерные для большинства центральных банков.

Например, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.
В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах, чаще всего, используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные обязательства, определяемые на основе усреднения за определенный период времени, скажем, за месяц, могут снизить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период, по меньшей мере, равняется резервным требованиям.

Это сокращает дневные колебания ликвидности межбанковского рынка. Такого стабилизирующего эффекта можно достичь на любом уровне резервных требований, включая нулевую норму резервирования, вне зависимости от того, начисляются проценты на резервы или нет. В некоторых странах, например.

В США, Франции и Германии, банкам разрешено снижать объем резервов на счетах в центральном банке до нуля (но не ниже) в отдельные дни. В других странах, например, Мексике резервные обязательства обладают большей гибкостью, поскольку банки должны усреднять резервы вокруг нуля.

Однако отрицательный остаток на счетах в центральном банке должен обеспечиваться ценными бумагами.
Учитывая, что резервные требования представляют собой ограничения на функционирование банковской системы, в целях минимизации искажений, которые они вносят в финансовый сектор экономики, центральный банк должен придерживаться нескольких правил применения обязательных резервов:
- S норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
- S резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
- S обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы они не принуждали банки к арбитражным операциям;
- S государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание падения эффективности операций на открытом рынке.
Центральные банки многих стран в течение 1990-х гг. снижали или полностью отказывались от резервных требований. В США ФРС отменила обязательное резервирование по срочным вкладам в декабре 1990 г., а в апреле 1992 г. уменьшила норму резервирования по чековым депозитам с 12% до 10%. Канада сделала шаг дальше: закон о финансовых рынках, вступивший в силу в 1992 г., отменил резервные требования на два года по всем видам вкладов.

Опыт оказался удачным, и Канада полностью отказывались от резервных требований. Центральные банки Швейцарии.

Новой Зеландии, Бельгии, Австралии, Швеции, Дании, Великобритании и Мексики последовали за Банком Канады. Во многих странах. Например, Франции и Финляндии нормы резервирования снижены до минимума.

Чем объясняются тенденции снижения или отказа от резервных требований?
Как уже было сказано, обязательные резервы представляют собой для банков аналог налога. Из-за того, что центральный банк обычно не платит по резервным отчислениям процентов, банки теряют потенциальный доход, который они могли бы получить, выделяя эти средства на кредитование. Издержки, навязываемые банкам в виде неполученного дохода, делают стоимость привлеченных ресурсов для банков выше, чем для других финансовых посредников, на которых резервные требования не распространяются. Для компенсации потери дохода банки вынуждены поднимать процентные ставки по выдаваемым кредитам. В итоге между банковскими и небанковскими организациями возникает неравная конкуренция.

Чтобы поправить свою конкурентоспособность, банки идут на всевозможные ухищрения. Они передают депозиты на баланс небанковским посредникам, входящих вместе с банками в одни финансовые конгломераты. Нередко такие компании специального назначения регистрируются в оффшорных центрах, что делает их недосягаемыми для надзора и регулирования.

Во избежание арбитражного поведения и снижения дисторсий финансового сектора, денежные власти отменяют резервные обязательства.
Тем не менее, многие центральные банки сохраняют резервные требования. Они полагают, что резервирование обеспечивает большую стабильность денежного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предложением денег.

Ввиду того, что полноценных эмпирических данных, подтверждающих или опровергающих целесообразность отмены резервных требований все еще нет, вопрос о необходимости резервирования по-прежнему остается открытым. Многие экономисты для устранения сомнений предлагают ввести полное резервирование по обязательствам банков.

Финансовая система с полным резервированием

Смысл полного резервирования заключается в разрешении несоответствия между активами и пассивами банков. Если депозиты могут быть изъяты по первому требованию вкладчиков, то кредиты и другие разновидности активов не обладают такой высокой ликвидностью. Решение проблемы несоответствия посредством страхования депозитов от рисков и создания соответствующих фондов обходится для общества недешево, и экономисты не оставляют надежд разорвать гордиев узел между депозитами и кредитами. Полное резервирование означает, что банки будут вынуждены размещать все свои активы в высоко ликвидные и безрисковые финансовые инструменты.

Кредитная организация при 100%-ом резервировании превращается в банковский институт, который в зарубежной экономической теории называют narrow bank, т.е. узкоспециализированный банк (УСБ). В системе полного резервирования УСБ могут принимать вклады и проводить платежи, однако для них кредитная активность либо запрещена, или сильно ограничена. Единственное, чем занимаются УСБ, так это инвестирование привлеченных средств в высоко ликвидные активы. В системе традиционных универсальных банков денежные власти используют косвенные методы регулирования, например, требования к собственному капиталу, ликвидности, обеспечению и пр. Посредством косвенного регулирования центральный банк добивается, чтобы банки самостоятельно оптимизировали структуру своих балансов.

В системе УСБ денежные власти опираются на прямые методы регулирования. Центральный банк принуждает УСБ к безрисковой деятельности, в результате чего необходимость в пруденциальном надзоре отпадает.
Полное резервирование несет с собой несколько бесспорных преимуществ. Во-первых, оно замыкает банки на высоко ликвидные активы, ограничения минимизируют риски банковских организаций. Во-вторых, банки изолированные от кредитной деятельности, перестают зависеть от экономических и кредитных циклов в частности. В третьих, 100%-ое резервирование позволяет платежным системам функционировать максимально эффективно, без сбоев, возникающих вследствие дефицита ликвидности.

В четвертых, посредством узкоспециализированной банковской системы центральный банк может полностью контролировать денежное предложение.
УСБ являются современным воплощением принципа полного обеспечения денежной эмиссии, действовавшего в эпоху металлических денежных стандартов. По такому принципу, например, работали американские коммерческие банки в XIX веке и Банк Англии согласно Акту Пиля. Идея преобразования банковской системы в соответствии с правилом 100%-ого резервирования активно обсуждалась в США в период Великой Депрессии. Группа экономистов Чикагского Университета, куда входили Фрэнк Найт, Генри Саймонс и Ллойд Минтс, предлагала администрации президента Рузвельта сделать все банки УСБ.

Чикагский план ставил целью достижение стабильности банковской системы США, которая в период Великой Депрессии страдала от частых паник вкладчиков. План включал в себя два основных положения: отказ от частичного резервирования по счетам до востребования в пользу полного резервирования и разделение банковских организаций на депозитные банки и инвестиционные трасты. Преобразование банковской системы должно было не только восстановить доверие вкладчиков, но и обеспечить правительству контроль над денежным предложением и сокращение колебаний экономической конъюнктуры.

Хотя Чикагский план и не был принят, в дальнейшем он частично воплотился в Закон Гласса-Стигалла, который проводил разграничение между операциями финансовых институтов на рынке кредитов и ценных бумаг.
Идея 100%-ого резервирования была воскрешена в 1948 г. нобелевским лауреатом по экономике Морисом Аллэ, а затем подхвачена в 1959 г. М.Фридменом. Последний настаивал на полном резервировании для сокращения вмешательства государства в экономику через косвенное регулирование, а также для снижения нестабильности денежного мультипликатора. Все банки, по мысли М.Фридмена, должны были держать свои резервы по текущим счетам и вкладам до востребования на депозитах в ФРС США или в ее нотах.

В связи с тем, что при полном резервировании объем денежной массы равен денежной базе, случайные колебания денежного предложения отсутствуют, что и позволяет контролировать инфляцию. М.Фридмен разделил коммерческие банки на два института:
депозитные учреждения, которые на каждый доллар вкладов имеют доллар в резервах;
предоставление ссуд ими возможно только за счет собственного капитала;
- S инвестиционные трасты, привлекающие капитал путем эмиссии акций и долговых
ценных бумаг, и размещающие его в рисковые ценные бумаги и кредиты.
М.Фридмен настаивал на освобождении второй категории банков от всякого пруденциального надзора, чтобы их деятельность в отличие от депозитных учреждений была полностью рисковой. Предложение М.Фридмена отличается от Чикагского плана в том, что он рекомендовал начислять проценты по резервным обязательствам. По его мнению, выплата процентов решит три проблемы. Во-первых, она устранит неэффективное распределение ресурсов банков. Во-вторых, лишит банки стимулов избегать ограничений.

В третьих, перераспределит монополистическую ренту правительства, получаемую от денежной эмиссии.
Возможность 100%-ого резервирования дебатировалась в 1980-е гг. в США, когда финансовые инновации и кризис ссудо-сберегательных учреждений вынудил власти переоценить банковское регулирование. Было предложено несколько проектов, которые отличались между собой по нескольким параметрам.

Джеймс Тобин, лауреат нобелевской премии по экономике, и Фредерик Мишкин, профессор Колумбийского Университета, настаивали на том, чтобы текущие счета УСБ полностью обеспечивались рыночными краткосрочными векселями Казначейства США. Профессор Роберт Литэн из Брукингского Института настаивал на вложении всех средств, привлеченных на депозиты, в высоко рейтинговые ценные бумаги, включая долговые обязательства правительства или инструменты, гарантированные правительством. Профессор Джеймс Пьес из
Калифорнийского Университета (Беркли) ратовал за то, чтобы позволить УСБ использовать чековые счета для краткосрочного кредитования под залог ценных бумаг.
Чтобы банки не уклонялись от резервирования, было предложено законодательно ввести функциональную сегрегацию банковского дела. В проекте Р.Литэна предусматривалось создание финансовых холдинговых компаний, высоко диверсифицированных банковских конгломератов. В рамках холдингов должны были действовать УСБ и вспомогательные компании. Первые должны были заниматься платежами, приемом депозитов и инвестициями в долговые обязательства, а вторые -кредитованием и операциями с акциями и рисковыми ценными бумагами.

У Дж.Пьеса функции, выполняемые универсальными банками, распределены между двумя институтами. Компании денежных услуг осуществляют расчеты, прием вкладов и проводили операции в качестве взаимных фондов денежного рынка. Компании финансовых услуг оставались все прочие операции, включая страхование, кредитование и спекулятивные инвестиции. Лоуэл Брайан из McKinsey Со наряду с Фредериком Мишкиным предлагал разрешить УСБ кредитование, но с определенными оговорками.

У Л.Брайана кредитные операции ограничены ипотечными ссудами, а у Ф.Мишкина введено разделение депозитов на обеспеченные, средства с которых предназначаются для инвестиций в качественные ценные бумаг, и необеспеченные, служащие источником кредитов частному сектору.
Проекты УСБ можно классифицировать по двум признакам. По первому признаку, - срочности активов, - УСБ группируются на тех, кому разрешено держать только краткосрочные инструменты, и на тех, кому позволено владеть также и долгосрочными инструментами.

Второй классификационный признак подразделяет УСБ на группы в зависимости от возможности выдачи кредитов.
Введение 100%-го резервирования изменит не только структуру финансовой системы, но и окажет огромное влияние на экономику страны в целом. Среди наиболее важных последствий полного резервирования необходимо выделить следующие.
¦S Возникновение долговой экономики. В качестве обеспечения вкладов УСБ специалисты, чаще всего, рассматривают краткосрочные ценные бумаги правительства. Однако предложение государственных долговых обязательств может быть недостаточно, например, в силу законодательных ограничений на размер дефицита госбюджета и эмиссии облигаций или из-за государственной политики сокращения долга. В большинстве стран мира объем банковских депозитов превышает размер госдолга. Например, в еврозоне объем банковских вкладов составляет 78% ВВП, а в Японии - 112% ВВП.

В то же время капитализация рынка обязательств государственного сектора в этих странах достигает, соответственно, 55% ВВП и 93% ВВП. В случае введения 100%-го резервирования центральные банки будут вынуждены расширить спектр т.н. приемлемых долговых инструментов, включив в него обязательства корпораций.

Это не только навяжет банкам дополнительные издержки мониторинга рисков корпораций, но и ввергнет экономику в гонку наращивания долга. Рост сбережений должен будет приводить к увеличению долгов, в противном случае реальные процентные ставки по вкладам станут отрицательными, и сберегатели будут предпочитать размещать свои накопления за рубежом.
- S Отказ от косвенного регулирования и страхования вкладов. Создание УСБ означает замену косвенного регулирования банковской системы на прямое. Государство самостоятельно решает, какие риски для УСБ допустимы, а какие - нет. Переход на директивное ограничение рисков устраняет потребность во многих нормативах, например, достаточности собственного капитала кредитной организации. Кроме того, в связи с тем, что с точки зрения властей вероятность банкротства УСБ резко снизится, необходимость в страховании депозитов также исчезнет.

Однако в действительности, УСБ будут оставаться подвержены рискам, присущим операциям с государственными ценными бумагами. Колебания доходности, изменение ликвидности на различных сегментах рынка, риск невыполнения обязательств и пр. могут создать УСБ трудности с ликвидностью.

УСБ станут полностью зависимыми от конъюнктуры рынка госдолга.
'С Издержки реструктуризации финансовой системы. Переход на 100%-ое резервирование сопряжено с издержками создания новых УСБ или реорганизации в них старых универсальных банков. Однако большие потери, на мой взгляд, могут быть связаны с пересмотром финансовых портфелей. Полное избавление одних учреждений от государственных ценных бумаг и приобретение их другими способно вызвать бурю на финансовых рынках. Потрясений можно избежать, если реорганизация банковской системы будет проводиться путем выведения с баланса универсальных банков специализированного бизнеса или принятия нормы 100%-ого резервирования под государственные ценные бумаги.

В любом случае издержки составят, по меньшей мере, несколько процентов ВВП.
- S Состоятельность банковской системы. Насколько УСБ устойчивы по сравнению с традиционными универсальными банками? Если смотреть на УСБ как на взаимные фонды денежного рынка, то банковская система выглядит более стабильной. С УСБ сняты такие ограничения как, например, по собственному капиталу, в результате чего их относительные издержки ниже, а маржа - больше. УСБ могут успешно конкурировать по показателю доходности операций с другими финансовыми институтами, занимающимися низкорисковыми инвестициями.

Однако на проблему стабильности УСБ можно взглянуть и под другим углом. Ограничения на инвестиции неизбежно приводят к сокращению размера банков и уровня их доходов.

Эффект экономии на масштабе у УСБ меньше, они образуют карликовую банковскую систему. Хотя такая банковская система и обладает неплохими финансовыми характеристиками и высокой устойчивостью к шокам, она оказывает меньшее влияние на экономику страны, чем универсальные банки.



Содержание раздела