d9e5a92d

Ганган А. - АМЕРИКАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Уже очевидно, что одной из ключевых проблем, явившаяся катализатором нынешнего кредитного, а затем и глобального экономического кризиса, стала бесконтрольная эмиссия со стороны банков сложных структурных деривативов. Забыв о базовых принципах рискменеджмента, финансовые организации на протяжении последнего десятилетия массово выдавали кредиты (в частности ипотечные) всем желающим, не взирая на платежеспособность заемщика. Подобная безответственность и, отчасти, алчность банкиров, объяснялась развитой американской системой перераспределения рисков, путем секьюритизации и выпуска сложных производных бумаг. По сути, кредитные организации, выдававшие займы на жилье, ничем не рисковали, поскольку сразу после оформления ипотеки перепродавали свои длинные пассивы в виде ипотечных облигаций (или набора закладных) другим участникам финансового рынка, перекладывая тем самым часть риска по возможным дефолтам на них. Более того дополнительно защитить себя от неплатежей по обязательствам держатели облигаций могли за счет покупки кредитно-дефолтных свопов (CDS).

Т.е., приобретая какие-либо долговые инструменты (в т.ч. секьюритизированные облигации), финансовые институты также могли приобрести страховку и в случае дефолта эмитента получить стоимость бумаги по номиналу. Большую популярность у спекулянтов получили беспоставочные кредитно-дефолтные свопы, когда, даже не имея исходного актива (например, облигаций), субъект мог приобрести страховку на него (в надежде, что эмитент долговых обязательств объявит дефолт). В итоге, сложилась ситуация, когда стоимость актива была на порядок меньше суммы контрактов-CDS на него.

И вся эта система была относительно стабильна, пока рос рынок жилья в Америке.
На фоне постоянно растущих цен на недвижимость, даже ненадежные заемщики всегда могли рефинансировать свои долги за счет возросшей стоимости их имущества. Но, как показывает практика, ни одна долговая пирамида (пусть даже официально она называется система ипотечного рефинансирования) долго существовать не может. Эта же практика показывает, что рост стоимости любого материального актива не бесконечен, так как спрос рано или поздно насыщается, приводя к снижению цены.

И спрос упал, а вместе с ним упало одно из главных достояний американской экономики - ее двухуровневая система ипотечного кредитования.
Обвал цен на рынке жилья привел к массовым невыплатам по текущим ипотечным платежам, и сделал невозможным для многих заемщиков рефинансирование их долговых обязательств, как итог - волна дефолтов и наступление страховых случаев по CDS. Все это привело к крушению многотриллионного рынка сложных структурных деривативов и к острейшему дефициту ликвидности на финансовых рынках. Институциональные инвесторы начали ажиотажно выводить средства из большинства активов, что вызвало стремительное падение на мировых фондовых биржах.

Лопнувший пузырь на жилищном рынке, без преувеличения, поставил мировую финансовую систему на грань краха, и только оперативное вмешательство и астрономические вливания государственных властей смогли предотвратить коллапс в мировой экономике.
С момента рецессии в США (2007 год) основные игроки рынка внебиржевых деривативов списали около $1,5 трлн. При этом, по данным Банка международных расчетов, на конец 2008 года общий объем производных инструментов, не участвующих в организованных торгах (на биржах), превышал $590 трлн. (для справки: мировой ВВП составляет около $60 трлн., рынок CDS - $42 трлн.).
В этой связи американскому руководству становится очевидно, что в случае дальнейшего бесконтрольного оборота подобных финансовых продуктов фатальные последствия для нынешней системы рано или поздно неизбежны.
Именно поэтому в июне Президент США представил Конгрессу план по реформированию финансовой системы страны. По мнению самого Барака Обамы, новый законопроект является самым радикальным со времен Великой Депрессии.

Главная идея, звучащая в тезисах главы Белого Дома, заключается в необходимости комплексного контроля и регулирования финансового сектора и его субъектов, чтобы исключить в дальнейшем любые системные риски, способные угрожать стабильности системы. Иными словами, необходимо ужесточить надзор над институциональными участниками финансового рынка
(инвестиционными банками, хедж-фондами, ипотечными агентствами, страховыми компаниями и др.), чьи недальновидные действия чуть не привели к краху всей финансовой системы Америки.
В частности, предполагается ужесточить требования к собственному капиталу подобных организаций и их качеству (ликвидности). Данная мера направлена на борьбу с теми огромными кредитными плечами, с которыми на сегодняшний день работают многие банки (соотношение собственных средств к заемным у многих кредитных организаций достигает пропорций 1 к 40). Ведь в случае системообразующих институтов (например, AIG) такой леверидж таит огромные угрозы, так как банкротство подобных компаний может повлечь за собой крах сотен более мелких контрагентов.

Теперь же предполагается, что эти риски будут отслеживаться и ограничиваться за счет более жестких нормативных требований.
Помимо этого планируется создать новый надзорный орган - CFPA (Consumer Financial Protection Agency), главной целью которого будет контроль над рынком финансовых продуктов для частных потребителей. Новое агентство будет контролировать условия выдачи всех видов потреб. кредитов, начиная с ипотеки, заканчивая пластиковыми картами.

Расчет сделан на то, что CFPA сможет предотвратить выдачу займов заведомо неплатежеспособным клиентам, а значит, можно будет избежать появления нового сегмента sub-prime (выдача кредитов лицам с низкими доходами и плохой кредитной историей).
Что касается профессиональных участников рынка, то озвученный президентский план предполагает обязательную государственную регистрацию хедж-фондов.
В целом, основные функции надзора и регулирования финансовой системы по-прежнему останутся за ФРС и Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Особое место в новом законопроекте занимает регулирование рынка внебиржевых деривативов (в т.ч. CDS), сделки по которым, согласно президентскому плану, должны проходить клиринг и регистрироваться на биржах. Никаких трансакций банк-клиент, только с участием третьей независимой стороны, что гарантирует исполнение стандартизированных обязательств всеми участниками сделки.

Организованные торги по этим инструментам позволят снять проблему конфликта интересов, когда один и тот же институт в одном лице выступает эмитентом, маркетмейкером и брокером.
Теперь эмиссия и оборот новых финансовых инструментов (очередного экзотического финансового продукта) будет находиться под пристальным мониторингом, что, по замыслу Белого Дома, не позволит раздуть новый триллионный рынок сложных и рискованных производных активов. Несмотря на то, что подобная реформа давно назрела, процесс принятия закона будет весьма тяжелым и длительным, учитывая значительное присутствие финансовых лоббистов в Конгрессе.

Ведь по сути предложенный Обамой план существенно ограничивает банки (и других участников) в спекулятивной маневренности. А просто так разрушить систему, приносившую им долгое время колоссальные сверхприбыли, они не позволят.



Содержание раздела