d9e5a92d

Финансы государственных предприятий


Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.

Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.


1.2.3. Финансы государственных предприятий

В финансовой системе зарубежных стран ваNное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность в этих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1. Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.

3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50—60% всей продукции ряда государственных компаний).

Сферу деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах отражает таблица 2.

Государственные предприятия в зарубежных странах различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями.



Отличительной чертой государственных корпораций является их "автономность", т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета.

Смешанные предприятия — это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов.

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты.

Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ.


Табли^а 2

Сфера деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах

Страна

Промышленность

Наука

Транспорт,

связь

Социальная сфера

Кредитная система

1

2

3

4

5

6

Великобритания


Атомная, угольная,

электроэнергетическая,

сталелитейная, судостроительная, аэрокосмическая, многие военные заводы

Наукоемкие

отрасли обрабатывающей

промышленности. Свыше 60% всех средств на научные работы финансируется государством

Железнодорожный

транспорт,

заграничные авиалинии, почта, телеграф, телефон, радио

Национальная служба здравоохранения Коммунальное хозяйство


Банк Англии

США

Атомная управление передано частным предприятиям, военные предприятия, крупные гидростанции, некоторые химические заводы

Доля участия правительства в финансировании НИОКР 53 65%

Часть

железнодорожных дорог, аэродромы, местный транспорт

Предприятия экономической и социальной инфраструктуры, системы водо-

и газоснабжения, муниципальные больницы, жилые дома, спортивные учреждения

Часть кредитных учреждений, входящих в состав ФРС

Франция

Угольная, газовая, электроэнергетическая, авиапромышленность, автомобильные заводы Рено

Доля государства в расходах на НИОКР 70%

Воздушный транспорт

Коммунальные предприятия

Банк Франции, ряд депозитных банков, многие страховые компании

Германия

Военная, металлургическая, горно-добывающая, электроэнергетическая промышленность,

Энергетика


Средства связи, система шоссейных дорог, автострад и водных путей сообщения

Коммунальные предприятия

Ряд кредитных учреждений

Япония

Электроэнергетическая

Газовая

Доля государства в расходах на НИОКР

30 33%

Железнодорожный транспорт, предприятия связи

Коммунальные предприятия, дорожное дело

Часть кредитно-финансовых институтов

Италия

Угле-, нефте-, газодобывающая, судостроение, тяжелая промышленность

Доля государства в расходах на НИОКР более 60%

Авиатранспорт, радио, телевидение, телефон, телеграф, почта

Различные муниципальные предприятия (около 400)

Государственный

Национальный институт страхования, Банк Италии, Банки национального значения

Канада

Военная, электроэнергетика, угледобыча, черная металлургия, атомная

Доля государства в расходах на НИОКР около 50%

Транспорт, связь

Коммунальные предприятия

Ряд кредитных учреждений


Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором — отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.


1.3. Сущность и экономическое значение

финансов частных предприятий

Основными видами организации предприятий в развитых зарубежных странах выступают картели, синдикаты, тресты и концерны. Но подавляющая часть объединений (корпораций) имеет форму концерна. Это мощные монополистические объединения, масштабы экономической деятельности которых можно сравнивать с валовым национальным продуктом целых государств. Например, только активы 500 крупных корпораций США в 90-х гг. составляли более 2000 млрд. долларов США, прибыли — свыше 100 млрд. долларов США.



Содержание раздела