Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.
Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.
1.2.3. Финансы государственных предприятий
В финансовой системе зарубежных стран ваNное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность в этих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.
Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.
1. Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.
Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.
2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.
3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50—60% всей продукции ряда государственных компаний).
Сферу деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах отражает таблица 2.
Государственные предприятия в зарубежных странах различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.
Важнейшее значение имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями.
Отличительной чертой государственных корпораций является их "автономность", т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета.
Смешанные предприятия — это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.
Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов.
Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.
Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты.
Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ.
Табли^а 2
Сфера деятельности государственных предприятий в развитых зарубежных странах
Страна |
Промышленность |
Наука |
Транспорт, связь |
Социальная сфера |
Кредитная система |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Великобритания |
Атомная, угольная, электроэнергетическая, сталелитейная, судостроительная, аэрокосмическая, многие военные заводы |
Наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности. Свыше 60% всех средств на научные работы финансируется государством |
Железнодорожный транспорт, заграничные авиалинии, почта, телеграф, телефон, радио |
Национальная служба здравоохранения Коммунальное хозяйство |
Банк Англии |
США |
Атомная управление передано частным предприятиям, военные предприятия, крупные гидростанции, некоторые химические заводы |
Доля участия правительства в финансировании НИОКР 53 65% |
Часть железнодорожных дорог, аэродромы, местный транспорт |
Предприятия экономической и социальной инфраструктуры, системы водо- и газоснабжения, муниципальные больницы, жилые дома, спортивные учреждения |
Часть кредитных учреждений, входящих в состав ФРС |
Франция |
Угольная, газовая, электроэнергетическая, авиапромышленность, автомобильные заводы Рено |
Доля государства в расходах на НИОКР 70% |
Воздушный транспорт |
Коммунальные предприятия |
Банк Франции, ряд депозитных банков, многие страховые компании |
Германия |
Военная, металлургическая, горно-добывающая, электроэнергетическая промышленность, Энергетика |
Средства связи, система шоссейных дорог, автострад и водных путей сообщения |
Коммунальные предприятия |
Ряд кредитных учреждений |
|
Япония |
Электроэнергетическая Газовая |
Доля государства в расходах на НИОКР 30 33% |
Железнодорожный транспорт, предприятия связи |
Коммунальные предприятия, дорожное дело |
Часть кредитно-финансовых институтов |
Италия |
Угле-, нефте-, газодобывающая, судостроение, тяжелая промышленность |
Доля государства в расходах на НИОКР более 60% |
Авиатранспорт, радио, телевидение, телефон, телеграф, почта |
Различные муниципальные предприятия (около 400) |
Государственный Национальный институт страхования, Банк Италии, Банки национального значения |
Канада |
Военная, электроэнергетика, угледобыча, черная металлургия, атомная |
Доля государства в расходах на НИОКР около 50% |
Транспорт, связь |
Коммунальные предприятия |
Ряд кредитных учреждений |
Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором — отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.
1.3. Сущность и экономическое значение
финансов частных предприятий
Основными видами организации предприятий в развитых зарубежных странах выступают картели, синдикаты, тресты и концерны. Но подавляющая часть объединений (корпораций) имеет форму концерна. Это мощные монополистические объединения, масштабы экономической деятельности которых можно сравнивать с валовым национальным продуктом целых государств. Например, только активы 500 крупных корпораций США в 90-х гг. составляли более 2000 млрд. долларов США, прибыли — свыше 100 млрд. долларов США.