d9e5a92d

СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Элементы социологического знания в античных и средневековых концепциях естественного права. Сословно-корпоративная организация общественной жизни в Средневековье.

Иерархическое устроение мира. Менталитет Средневековья. Теоцентризм и провиденциализм как основные характеристики концептуальных построений христианской общественной мысли эпохи Средневековья.

Социологическая мысль на службе у святых отцов. Платонизм и аристотелизм в общественной мысли Средневековья: Блаженный Аврелий Августин и Святой Фома Аквинский: основы их социологических воззрений.

Учение Августина о двух градах и предопределении. Социальные воззрения Фомы Аквинского.

Учение Фомы о блаженстве и заслугах. Понятие о естественном и божественном законах.

Проповедническая деятельность Бертольда Регенсбургского и его учение о призвании человека.
Отношение христианских богословов к реально существовавшим в эпоху Средневековья социальным порядкам; критико-апологетический дуализм как важнейшая содержательная характеристика этого отношения (проблема оправдания осуждения мирской власти и социального неравенства).
Литература к теме 3.
1. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского / Пер. и прим. М.Е. Сергеенко; Издание подготовил А.А.

Столяров. М.: Ренессанс, 1991.
2. Геръе В.И. Философия истории от Августина до Гегеля. М.: Т-во Печатня С.П.Яковлева,1915.

С. 6-11.


3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.

М.: Искусство, 1984.
4. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников.

М.: Искусство, 1989.
5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

М.: Искусство, 1990.
6. Дигесты Юстиниана: Избранные фрагменты /Пер. и прим. И.С. Перетерского.

М.: Наука, 1984.
7. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология Х!Х в. Учебное пособие для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2000.

С.48-62.
8. Косминский Е.А. Историография Средних веков.

М.: Изд-во МГУ, 1963.
9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Изд. группа Прогресс, 1992.
10. Попов И.В. Личность и учение Блаженного Августина.

Т.1. Ч.1,2.

Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1916.
11. Соловъев В.С.

О причинах упадка средневекового миросозерцания // Соловьев В.С. Соч.: В двух томах. Т.2 / Вступ. ст.

В.Ф. Асмуса; Сост. и подг. текста Н.В.

Котрелева. М.: Правда, 1989.
12. Стам С.М. Диалектика общности и личности в Средние века // Вопросы истории.

1993. N 3. С. 34-48.
13. Творения Блаженного Августина. 2-е изд.

Киев: Типография И.И. Горбунова, 1901-1912.
14. Хвостов В.М.

Социология: Введение. Ч.1. Исторический очерк учений об обществе.

М.: Издание Московского научного института, 1917. С.58-73.
15. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в ХІ? и Х? веках во Франции и в Нидерландах / Пер. с нидерл. В.В.

Ошиса. М.: Наука, 1988.

Гл. III.
16. Честертон Г.К.

Святой Фома Аквинский // Честертон Г.К. Вечный человек / Пер. с англ.

Н.Л. Трауберг, Л.Б. Сумм.

М.: Политиздат, 1991. С. 265-356.
17. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. Вып. первый.

М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1897.
18. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Пер. с лат.

Н. Цветкова; С предисл. С.Г. Лозинского и М.П. Баскина.

М.: Атеист, 1930.



Содержание раздела