d9e5a92d

Критический активизм социальной программы Нового времени.

5. НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ ХУП - НАЧАЛА Х!Х ВВ.: ВЕХИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Европейское обществознание в эпоху Нового времени: новые веяния и новые мыслительные перспективы. Основные черты и особенности научного мировоззрения Нового времени. Влияние Реформации на новоевропейскую программу социального переустройства. Идея спасения личной верой.

Деистическая картина мира. Натурализм и понятие естественного состояния. Социологический подтекст в изложении теорий общественного договора и естественного права.

Десакрализация общественных институтов. Естественная религия. Естественное право.

Естественная мораль. Критический активизм социальной программы Нового времени.
1. Британская общественная мысль и Гуго Гроций.
Программа Великого преобразования наук и социальные воззрения Ф. Бэкона. Жизнь и сочинения Бэкона. Основы опытно-экспериментальной методологии.

Типы индукции. Очищение опыта от предрассудков-идолов.

Четыре вида предрассудков (идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра). Различение Бэконом естественного и гражданского состояний.

Сциентократическая утопия Новая Атлантида.
Социально-политические воззрения Г. Гроция. Понятие естественного закона и его отличие от закона божественного. Стремление к объединению как характеристика человеческой природы.

Взаимосвязь частных интересов с интересом социальным. Польза как движущая сила индивидуального и социального поведения. Учение Гроция о правовом регулировании войны.

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Социальные воззрения Т. Гоббса. Образ Левиафана: общество как искусственно созданный агрегат. Базисные теоретические установки социологического механицизма.

Жизнь и сочинения Гоббса. Пуританская революция в Англии ХУП века.

Номиналистическая позиция Гоббса и критика имен. Имена как знаки действительности. Понятие человеческой природы.

Самосохранение как движущая сила индивидуального и социального поведения. Естественное состояние как война всех против всех (bellum omnium contra omnes). Причины войны.

Естественность солидарного состояния и естественность войны. Естественное равенство у Гоббса в сравнении с естественным неравенством у Аристотеля. Понятие естественного права и естественного закона.

Учение о суверене. Учение о социальном теле.

Учение о социальных группах. Учение об общественном договоре и договорном характере социальности.

Разумное происхождение политического союза. Двадцать естественных законов.

Отличие взгляда Гоббса на естественное состояние от взгляда Гроция. Обоснование абсолютистской власти государства.
Типы государственного устройства в социально-политической доктрине Гоббса. Проблема социального порядка и условий его воспроизводства (гоббсова проблема).
Легитимистская реакция на социально-политическое учение Гоббса. Теория Р. Камберленда. Трактовка Камберлендом естественного состояния как разумного единения индивидов. Теологическое обоснование естественного дружелюбия у Камберленда.

Влияние аристотелевских идей на учение Камберленда о происхождении власти.
Антимонархическая социально-политическая доктрина Дж. Мильтона. Жизнь и литературно-публицистическая деятельность Мильтона. Свобода личности как основная характеристика естественного состояния.

Происхождение общественных союзов и власти. Суверенитет народа как принцип легитимации власти.

Контракт народа и короны. Право на восстание.

Взгляды Мильтона на свободу совести, свободу слова и печати. Вопрос о правах человека в английской демократической публицистике Х?ІІ века.
Социально-политические воззрения Дж. Локка.

Жизнь и сочинения Локка. Влияние картезианских идей на учение Локка о внешнем и внутреннем опыте. Влияние пуританской теологии на индивидуалистическую социальную доктрину. Локковская концепция общественного договора и естественное право на наказание.

Понятие естественного состояния. Отличие взгляда Локка на естественное состояние от позиции Гоббса.

Свобода и право собственности как принципы общественного устройства. Три вида законов. Роль божественной воли в регуляции социального поведения. Происхождение государства из права на наказание.

Личная свобода и равенство. Три функции государства: законодательная, исполнительная и федеративная. Принцип разделения властей.

Суверенитет народа и право суда над правителями.
Нравственно-эстетический идеал Э. Шефтсбери. Жизнь и сочинения Шефтсбери. Категория нравственного чувства как единства этического и эстетического начал. Отличие индивидуализма у Шефтсбери от эгоизма у Гоббса и Локка.

Самодостаточность нравственного чувства. Понятие энтузиазма.
Шотландская школа нравственной философии. Учение Ф. Хатчесона о высоких свойствах души: красота, сопереживание, добродетель. Аргументы Хатчесона против разумного эгоизма.

Концепция доброжелательства как внутреннего чувства. Учение Хатчесона о естественных правах человека и правах общества.

Учение о происхождении власти из народной воли и рассмотрение типов государственного устройства.
Социально-этическое учение А. Смита. Жизнь, сочинения и влияние Смита на общественную мысль.

Идея нравственного чувства как основы социальной взаимосвязи: сопереживание как осознание мотивов чужого поступка. Совесть как сила общественности в индивидуальном сознании.

Рационалистическая интерпретация сочувствия у Смита и ее отличие от сострадания у Руссо. Нравственная оценка эгоистических мотивов. Добро и польза: роль божественного провидения в их соединении. Влияние пуританской хозяйственной этики на учение Смита.

Трудовая теория стоимости. Принцип индивидуальной свободы.
Социальные воззрения А. Фергюсона. Жизнь и сочинения Фергюсона. Учение о трех естественных законах: самосохранении, общении, совершенстве как долге.

Четыре признака совершенства: мудрость, благость, умеренность, храбрость. Античный идеал общественного устройства у Фергюсона.

Учение Фергюсона об общественном прогрессе и генезисе бюрократии.
Д. Юм и начала утилитаристской социологии. Жизнь и сочинения Юма. Скептицизм как познавательная установка.

Утилитаризм: польза как критерий истины и добра. Общественная польза и сочувствие.

Внеразумность сочувственного социального отношения. Нравственная философия против сенсуалистического скептицизма Юма. Неизменная человеческая природа.

Привычки и аффекты как основа социальности. Учение о естественной истории.
Утилитаристская социальная доктрина И. Бентама. Жизнь и сочинения Бентама. Ипседиктизм Бентама и его отношение к философской традиции.

Принцип пользы в учении Бентама и его трактовка удовольствия. Концепция общего блага как суммы индивидуальных удовольствий. Демократия как власть большинства. Отличие доктрины Бентама от локковского индивидуализма: забота о всеобщем счастье как подчинение целому.

Бентамовская идея социальной калькуляции. Идея Паноптикона, социальная технология и утопия просвещенного деспотизма.
Э. Бёрк: консервативная версия утилитаристской социологической доктрины. Жизнь и учение Бёрка.

Ранний Бёрк и демократическая публицистика английского Просвещения. Отношение Бёрка к Французской революции 1789 года и идее народного суверенитета.
Демократическое обоснование реставрации королевской власти: монарх служит народу, не подчиняясь, а повелевая. Охранительная трактовка естественного состояния у Бёрка.

Утилитаризм Бёрка и его идея Вечного договора. Концепция правильной свободы и естественное неравенство.
2. Французская общественная мысль Х?ІІІ - начала XIX вв.
Социально-политическое учение Ш.Л. де Монтескьё. Духовная атмосфера во Франции середины ХУШ века. Светское общество, парижские салоны и королевский двор.

Персидские письма как социальная сатира. Законы общественной жизни и их дух.

Обоснование позиций социологического детерминизма. Влияние на Монтескьё учения Локка о народном суверенитете и естественном состоянии.

Расхождения Монтескьё и Гоббса. Учение Монтескьё о четырех естественных стремлениях. Политико-социологические изыскания Монтескьё.

Различение понятий природы и принципа правления (формы правления и обеспечивающие устойчивость их существования политические чувства). Республика, монархия и деспотия как типы общественного устройства.

Добродетель (умеренность), честь и страх как соответствующие республике, монархии и деспотии нравственные начала. Исследование влияния географической среды на особенности властных отношений в различных типах социально-политических систем.

Установление зависимости общественного устройства от величины территории государства, рельефа местности, температурно-климатических условий и плодородия почв. Север и Юг как критерий дифференциации социальных типов.

Концепция разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Идея равновесия властей (сдержек и противовесов) у Монтескьё и ее отличие от концепции Локка.

Учение о правах человека у Монтескьё.
Социально-политическое учение Ж.-Ж. Руссо. Жизнь, мировоззрение и личность Руссо. Ответ Руссо на вопрос Дижонской академии Содействовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?.

Взгляд Руссо на науку и культуру. Миф о природе.

Чувство и переживание в трактовке Руссо. Счастье и страдание как альтернатива разумному эгоизму. Романтизм и прекраснодушие. Руссоистская концепция естественного состояния: возникновение социальности из собственности.

Теоретическая интерпретация проблемы происхождения феномена социального неравенства. Бедствия культуры и теория общественного прогресса. Учение Руссо об Общественном договоре.

Индивидуальная свобода и подчинение целому. Понятие народовластия. Государство и народ.

Харизматическая миссия законодателя. Власть как отражение божественного совершенства. Влияние идей Монтескьё на политическое учение Руссо. Демократия, аристократия и монархия.

Кальвинистский идеал общественного устройства: принуждение к свободе. Влияние Руссо на революционную идеологию Х?ІІІ века.
Материалистическая социально-политическая доктрина К. Гельвеция и П. Гольбаха. Понятие интереса как аналога движущей силы социального поведения. Учение Гельвеция о пользе как основном мотиве деятельности. Естественная политика Гольбаха.

Механикоматериалистический детерминизм. Учение Гольбаха о естественном состоянии.


Консервативная социально-политическая доктрина Ж. де Местра. Мистическое учение о народной душе и династический принцип.

Роль силы в природе и обществе. Воины как высшее сословие.

Мифология палача и интерпретация страха как основы социального порядка. Учение де Местра об искупительной жертве.

Критика идеологии народного суверенитета.
Истолкование идеи прогресса в рамках историософских концепций А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А.Н.

Кондорсе.
Социально-экономические идеи А.Р.Ж. Тюрго. Влияние физиократической школы Кенэ, либерально-экономических взглядов Гурнэ, их рационалистической методологии и теории естественного права.

Теория классового деления общества на основе отношения к средствам производства. Разделение общественного труда. Роль земледелия в развитии общества и форм государственной власти. Значение собственности и имущественного ценза для приобретения прав гражданства.

Работа Тюрго Размышление о создании и распределении богатства. Теория прогресса: соотношение успехов разума и развития экономических отношений. Отношение к буржуазному абсолютизму.

Проект муниципалитетов органов сословного представительства как отход от принципов легального деспотизма.
Социально-политические воззрения Ж.А.Н. Кондорсе. Влияние школы физиократов, философских учений Руссо, Тюрго, Мабли, Рейналя. Идея исторического прогресса.

Десять эпох в историческом развитии человечества. Теория естественного права и идея равенства.

Государственная власть и институт собственности. Попытки обосновать разумность и необходимость буржуазного строя. Политический радикализм Кондорсе.

Математические идеи Кондорсе. Антимонархическая и демократическая программа социально-политических преобразований.

Введение к проекту Конституции Франции.
Л. де Бональд: жизнь, учение и политическая деятельность. Христианский традиционализм социальной философии. Догмат троичности и построение системы представлений о государстве и власти.

Отношение к собственности. Антикапиталистические идеи, призывы вернуться к патриархальному землепользованию. Отношение к революционным идеям Руссо.

Сходства и разногласия с социальными воззрениями Ж. де Местра.
Социальные идеи А. де Токвиля. Концепция свободы личности и становление ценностей эгалитаризма. Взгляд Токвиля на американскую демократию.

Гражданская община как альтернатива централизованной государственной власти. Тирания большинства. Социологический анализ предпосылок Великой французской революции.

Бюрократия и революция.
3. Социальные идеи в интеллектуальной традиции немецкой классической философии. Проблема гражданского общества в немецком идеализме. К истории понятия гражданское общество.

Немецкий идеализм и английская политэкономия. Попытка возродить понятие общества как этического единства.
И. Кант: идея человечества во всемирно-историческом развитии перенесение проблемы в область заданного. Понятие этической общности.

Государство и право.
И.Г. Фихте: понятие абсолютного государства; понятие замкнутого торгового государства.

Г.В.Ф. Гегель: различение семьи (нравственной сферы), гражданского общества (системы всесторонней зависимости) и государства (синтез семейной нравственности и гражданского общества).

Государство и народ.
Литература к теме 5.
1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии.

1989. N 3.
2. Арон Р. Шарль Луи Монтескье; Алексис де Токвиль // Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс - Политика, 1992.

С.33-85, 152-226.
3. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо.

М.: Мысль,1962.
4. Бадентэр Э., Бадентэр Р. Кондорсе. Ученый в политике / Пер. с фр. и вступ. статья
О.В. Захаровой; коммент А. Ревякина.

М.: Ладомир, 2001.
5. [Бентам И.] Избранные сочинения Иеремии Бентама / Пер. по англ.изд. Боуринга и франц.

Дюмона, А.Н. Пыпина и А.Н. Неведовского.

Т.1. СПб.: Русская книжная торговля, 1867.
6. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Сокр. перевод с англ. Е.И. Гельфанд; Предисл. К. О'Брайена.

М.: Рудомино, 1993.
7. Брандес Г. Реакция во Франции / Пер. с дат. М.В.

Лучицкой // Брандес Г. Собр. соч. Т^П.

СПб.: Просвещение, 1907.
8. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон Ф. Соч.: В 2-х томах. Т.1 / Пер. сост., общ. ред. и вступ. ст.

А.Л. Субботина.

М.: Мысль, 1977.
9. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.2. Изд. третье.

СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1913.
10. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. 2-е изд. Т.1,2.

СПб.: Типография В. Безобразов и Ко, 1908. С. 344-388.
11. Гегель Г.В.Ф.

Философия права / Пер. с нем. Б.Г.Столпнера, М.И.Левиной; Вст. статья
B. С. Нерсесянца. М.:Мысль,1990.
12. Гельвеций К.А. О человеке // Гельвеций К. Соч.: В 2-х томах.

Т.1 / Пер., сост., общ. ред. и вступ. ст. Х.Н. Момджяна.

М.: Мысль, 1973.
13. Герье В. Идея народовластия и Французская революция 1789 года. М.: Т-во Печатня
C. П. Яковлева, 1904.
14. Герье В. Философия истории от Августина до Гегеля. М.: Т-во Печатня С.П.Яковлева, 1915.

С. 61-76 (Ф.Бэкон).
15. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах.

Т.2. М., 1989.
16. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах.

Т.1. М., 1989.
17. Гольбах П. Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления // Гольбах П. Избранные произведения в 2-х томах. Т.2 / Пер. с фр.

Т.С. Батищевой и В.С. Полонского; Под общ. ред. и со вступ. статьей Х.Н. Момджяна.

М.: Соцэкгиз, 1963.
18. Гофман А.Б. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки.// Гофман А.Б.

Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов.

М., 1995; С. 1957.
19. Гроций Х. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А. Л. Саккетти.

Кн.1-3. М.: Госюриздат, 1956.
20. Гулыга А.В. Гегель.

М.: Соратник, 1994.
21. Давыдов Ю.Н. Ближайшие предшественники О. Конта // История теоретической социологии.

В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория социологии и первые программы науки об обществе).

М., 1995; С. 190-267.
22. Исаев С.А.

Алексис Токвиль и Америка его времени. СПб.: Наука, 1993.
23. История теоретической социологии.

В 5 томах. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория социологии и первые программы науки об обществе).

М., 1995.
24. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения в шести томах / Пер. с нем. Б.А. Фохта; Под общ. ред.

В.Ф. Асмуса, А.В.

Гулыги, Т.И. Ойзермана. Т.4.

Ч.2. М.: Мысль, 1965.
25. Кант И. Религия в пределах только разума: Пер. с нем. // Кант И. Трактаты и письма / Отв. ред. и авт. вступ. ст. А.В. Гулыга.

М.: Наука, 1980.
26. Кареев Н.И.

Происхождение современного народно-правового государства. СПб.: Типография М.М.

Стасюлевича, 1908.
27. Каримский А.М. Философия истории Гегеля.

М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
28. Кондорсе Ж.А.Н.

Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
29. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени.

М.: Наука, 1989.
30. Леви-Стросс К. Жан-Жак Руссо - основатель гуманитарных наук / Пер. с фр. М.К. Рыклина // Личность.

Культура. Общество. 2000.

Т.ІІ. Вып.1(2).

С.223-232.
31. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Локк Д. Соч.: В трех томах.

Т. 1 / Пер. с англ.
А.Н. Савина; Редакторы И.С.

Нарский, А.Л. Субботин; Примеч.

И.С. Нарского и
A. С. Субботина. М.: Мысль, 1985.
32. Лоне М. Политическое воспитание ребенка из народа: сын часовых дел мастера (1712-1728) // Век Просвещения / Ред. колл.: Ф. Бродель и др.

М.: Наука, 1870. С.7-59.
33. Мильтон Дж.

Речь о свободе печати, обращенная к английскому парламенту (1644): Areopagitica. СПб.: Книгоиздательство Светоч, 1905.
34. Монтескье Ш. Размышления о причинах величия и падения римлян.// Монтескье Ш. Избранные произведения.

М.: Госполитиздат, 1955.
35. Монтескье Ш.Л. О духе законов.

М.: Мысль, 1999.
36. О’Брайен К.К.

Манифест контрреволюции; Эдмунд Берк: биографическая справка // Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Сокр. перевод с англ. Е.И. Гельфанд; Предисл.

К. О'Брайена. М.: Рудомино, 1993
37. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж.

Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр.

М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.
38. Руссо Ж.-Ж.

Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр.

М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.
39. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 году по вопросу, предложенному этой же Академией: Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? //.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре.

Трактаты / Пер. с фр. М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998.
40. Ручка А.А., Танчер В.В. Очерки истории социологической мысли.

Киев: Наукова думка, 1992. С. 29-39.
41. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Вступ. ст. и коммент.
B. С. Афанасьева. М.: Соцэкгиз, 1962.
42. Смит А. Теория нравственных чувств / Вступ. ст.

Б.В. Мееровского; Подгот. текста, коммент. А.Ф. Грязнова.

М.: Республика, 1997.
43. Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с фр./ Предисл. Гарольда Дж. Ласки.

М.: Прогресс, 1992.
44. Токвиль А. Старый порядок и революция / Пер. с фр.

В.К. Панченко; Под ред.

Э.Д. Гримма.

СПб.: Слово, 1906.
45. Тюрго А. Рассуждение о всеобщей истории // Избранные философские произведения / Пер. с фр. И.А. Шапиро.

М.: Соцэкгиз, 1937.
46. Тюрго А.Р.Ж. Избранные экономические произведения.

М.: Соцэкгиз, 1961.
47. Фергюсон А. Наставления нравственной философии / Пер. с англ. В. Созоновича.

СПб.: Типография Шпора, 1804.
48. [Фергюсон А.] Опыт истории гражданского общества: Сочинение Адама Фергюсона / Пер. с англ. И. Тимпковского. Ч.1-3.

СПб.: Типография Гвардейского штаба, 1817-1818.
49. Филиппов А.Ф.

Систематическое значение политических трактатов Руссо для общей социологии // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр.

М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. С.325-340.
50. Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство / Пер. с нем. Э.Э.

Эссена; Вступ. ст.
В.И. Невского.

М.: Красная новь, 1923.
51. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи: Пер. с нем. Л.М.; Под ред.

Н.О. Лосского. СПб.: Издание Д.Е.

Жуковского, 1906.
52. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика // История эстетики в памятниках и документах / Пред. ред. кол. М.Ф. Овсянников и др.

М.: Искусство, 1973.
53. Хвостов В.М. Социология: Введение. Ч. 1. Исторический очерк учений об обществе.

М.: Издание Московского научного института, 1917. С. 99-200.
54. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира.

Вып. 1. М.: Типография Т-ва И.Д.

Сытина, 1897.
55. Шамшурин В.И. Учение Берка о человеке и обществе.

Идейные истоки неоконсерватизма // Социологические исследования. 1991. 6.
56. Шефтсбери Э. Эстетические опыты / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. А.В. Михайлова // История эстетики в памятниках и документах.

Ред. кол.: М.Ф. Овсянников и др.

М.: Искусство, 1975.
57. Эйхталь Э. Алексис Токвиль и либеральная демократия.

СПб.: ХХ век, 1902.
58. Юм Д. Трактат о человеческой природе / Пер. с англ. С.И. Церетели // Юм Д. Соч.: В 2-х томах.

Т.1. М.: Мысль, 1966.
59. Ярош К.Н. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве.

Харьков: Типография Зильберштейна, 1886.
РАЗДЕЛ II.
ПРЕДМЕТНОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХК СТОЛЕТИЯ



Содержание раздела