d9e5a92d

Чикагская школа и ее основные представители

16. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Развитие социологической науки на фоне американской культурной традиции. Особенности протекания процессов становления и институционализации социологического знания в Соединенных Штатах. Социологическая мысль на американской почве (разрушение имиджа Америки как культурной и интеллектуальной провинции). Европейские корни американской социологии.

Социально и культурно обусловленные особенности американской социологической традиции: эмпиризм (операционализм, верификационизм), утилитарнопрагматическая ориентация исследований, гипертрофия интереса к технологической стороне научно-социологических знаний, доминирование стабилизационных форм мышления над кризисными, социально-реформистские (мелиористские) идеологические симпатии и т.д.
Чикагская школа и ее основные представители. Характеристика черт общей исследовательской стратегии данной школы.

Социологическая теория и эмпирические исследования: стремление к сближению методологических позиций и когнитивных ориентаций. Основные творческие союзы (альянсы); возникавшие в контексте сотрудничества отдельных ученых-социологов в рамках Чикагской школы: Роберт Парк и Эрнст Берджесс, Уильям Томас и Флориан Знанецкий.
Социология Роберта Парка (1864-1944). Основные цели и задачи социологического знания по Парку. Социология как наука о коллективном поведении. Социология и ее отношения с другими общественными науками.

Амбивалентность системы теоретико-методологических позиций лидера чикагской социологической школы (противоречие между реалистической установкой, направленной на изучение макроструктур общественной жизни, и номиналистической установкой, ориентирующей исследовательский интерес в направлении анализа микроконтекста социальной жизни (явлений социального взаимодействия конкретных индивидов и групп)).
Теория социальной эволюции Парка. Уровни социально-эволюционных процессов (экологический, экономический, политический, социальный (культурный)). Биотические основания общественной жизни.

Постулирование и теоретическое оформление принципов социально-экологической методологии. Приспособление (биологических и социальных) организмов к окружающей их (биологической и социальной) среде как основной закон существования всех живых систем (биологических и социальных особей и их популяций). Общество как система, стремящаяся к обретению состояния равновесия.

Механизмы разрушения и восстановления состояния равновесия. Роль конкуренции и конфликтов в жизни биологических и социальных организмов.

Движение от конфликта к консенсусу как основная структурно-динамическая составляющая процессов социального развития.
Современная городская среда как основной объект притяжения исследовательских интересов лидера чикагской школы (город как социальная лаборатория). Город как социальный организм (как структурно-организованный макрокомпонент социальной реальности). Метод социального картографирования и опыт его практического применения.

Монографическое изучение социальной топографии Чикаго (описание феномена городских концентрических зон). Изучение явлений социальной напряженности и социально-конфликтных отношений в городской среде.


Теория межэтнического и межкультурного взаимодействия. Большой американский город как конгломерат, состоящий из различных (более или менее замкнутых) этнокультурных сообществ.

Исследование социальных проблем эмигрантских диаспор. Теория маргинальной личности (маргинальная личность как особый социально-характерологический тип).
У. Томас и Ф. Знанецкий: основные идеи их совместного произведения (Польский крестьянин в Европе и Америке). Особенности методической базы данного исследования (обоснование качественных методов, применение метода анализа личных документов). Теоретическая проблема данной работы механизмы приспособления индивида к внешним условиям окружающей его социальной среды. Трудности протекания социально-адаптационных процессов.

Теория мотивации социального поведения индивидов и ментальной типологизации социальных ситуаций. Социально-прагматические функции человеческого знания (знания как инструмент ориентации индивида в пространстве универсума социальной жизни).

Взгляд на проблему социальной адаптации индивида с точки зрения теории прогрессирующей социальной дифференциации (специфика протекания социально-адаптационных процессов в патриархальных и современных типах систем общественной организации). Приспособление через пассивность (конформизм; рутинное воспроизведение традиционных форм и стилей социального поведения) и приспособление через активность (творческое созидание новых моделей социального поведения и деятельности).

Попытка, построения универсальной классификации социальнохарактерологических типов адаптивного поведения.
Общая оценка научных достижений сообщества ученых представителей Чикагской школы. Влияние чикагской концептуально-методологической традиции на последующее развитие социологической науки на американском континенте (инвайронментализм (социальноэкологический подход), концепции микросоциологии (в том числе теории социального характера), широкое признание в среде американского социологического сообщества достоинств качественных (в том числе монографической) методических стратегий исследовательской деятельности и т.д.).
Литература к теме 16.
1. Баньковская С.П. Роберт Парк; Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология. Под. ред.

В.И. Добренькова.

М., 1994. С. 3-32.
2. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность).

Курс лекций. Екатеринбург Бишкек, 1997.

С. 4-16,43-75.
3. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность.

Ростов на Дону, 1999. С.374-394.
4. Ганс Г. Социология в Америке: наука и общество / Пер. с англ. З.П. Вольской, А.В.

Липского // Социологические исследования. 1990.

5. С.130-144.
5. Гуревич Е. Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический журнал. 1998.

1/2.
6. Знанецкий Ф. Исходные данные социологии //Американская социологическая мысль: тексты. Под ред.

В.И. Добренькова. М., 1994.

С. 62-77.
7. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. 1.
С.106-109.
8. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 3. / Ответ. ред. и сост.

Ю.Н. Давыдов. М., 1997.

С. 29-39,51-61,103-139,273-276.
9. Култыгин В.П. Классическая социология.

М.: Наука, 2000. С. 348-356.
10. Николаев В.Г. Проблема маргинальности: ее структурный контекст и социальнопсихологическая импликация // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ.

Социология. 1998. 2.
11. Оберемко О. А. Чикагская традиция и политическая наука Гарольда Лассуэлла // Социологический журнал. 1994.

N 1. С. 113-123.
12. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек. Личность и культурный конфликт.

Понятие социальной дистанции // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ.

Социология. 1998. 2.
13. Парк Р. Экология человека // Теория общества.

Сборник./ Под общ. ред. А.Ф.

Филиппова. М.,
1999. С.384-400.
14. Парк Р.Э. Эссе // Социальные и гуманитарные науки (отечественная и зарубежная литература). РЖ, Социология.

1997. 4.
15. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования.

1993. 3, 5.
16. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И.

Добренькова. М., 1994.

С.335-357.
17. Фотев Г. Флориан Знанецкий: гуманистическая социология // Современная американская социология / Под. ред. В.И.

Добренькова. М., 1994.

С. 50-62.



Содержание раздела