d9e5a92d

Основные черты урбанизации в современном мире

В 25% жилых помещений не было проточной воды и водяных туалетов. 47% всех болезней, присущих россиянам в то время, были инфекционного характера. Уровень детской смертности колебался от 20 до 29 на тысячу жителей.

С 1883 по 1917 г. Москва перенесла 32 эпидемии (оспа, тиф, холера).

Основные черты урбанизации в современном мире

Условно можно выделить урбанизацию в узком смысле слова, как рост городского населения и рост городов, и в широком смысле слова, как исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества. Повышение роли городов наблюдалось на всем протяжении истории человечества, но лишь в ХIХ веке начинается существенная концентрация людей в городах, которая усиливается в ХХ веке и достигает своего пика после второй мировой войны.

Современная урбанизация это процесс появления уже не только крупных городов, но и объединений городов агломераций.
В содержательном плане урбанизации понимается как целостный процесс, содержанием которого являются изменения культурного значения и социальных функций городской концентрации населения, орудий производства, капитала, наслаждений, потребностей (Долгий В. М., Левада Ю. А., Левинсон А. Г. 1974).
В рамках наиболее развитого в российской урбанистике экологического подхода к урбанизации под последней подразумевается концентрированное выражение форм, способов, принципов организации человеком окружающей среды, ареалов окружающей территории, способности осваивать неосвоенное пространство, организовывать его в соответствии с объективными предметными закономерностями среды (Ахиезер А. С. 1988).
Для современной урбанизации характерны следующие особенности:
1. Концентрация, интенсификация, дифференциация и разнообразие городских видов деятельности в городах и агломерациях.
2. Распространение вне центров и урбанизированных ареалов городского образа жизни.
3. Развитие крупных городских агломераций.
4. Усложнение форм и систем урбанизированного расселения: переход от точечных агломераций к линейным к узловым, полосовым.
5. Увеличение радиусов расселения в пределах агломераций и урбанизированных районов, связанных с местами приложения труда, зонами отдыха и т. д. (Пивоваров Ю. Л. 1994).
Урбанизация неминуемо затрагивает и существенно деформирует структуру пригородов, размеры сельской местности сокращаются. Стремительное развитие пригородов (субурбанизация) и внедрение городских норм условий жизни на селе (рурурбанизация) сущностные черты современной урбанизации.
За последние 40 лет с 1950 по 1990 г. городское население земного шара увеличилось в 3,6 раза, а его доля в общей численности населения превысила 45%. В 1990 г. горожане составляли 75% всего населения в Северной Америке; 73% в Европе; 71% в Латинской Америке, Австралии и Океании; 66% в бывшем СССР; 34% в Азии и Африке.
Уже в ХIХ веке становится заметной тенденция увеличения численности населения в крупнейших городах. В 1800 году в мире насчитывалось 750 городов с населением более 5 тыс. жителей, из них лишь около 50 имело 100 тысяч и более жителей.

В 1900 году городов с теми же параметрами насчитывалось уже более 300, в 43 из них проживало более 500 тыс. жителей, а в 16 свыше одного миллиона.
В 1950-1990 гг. количество городов с населением более 1 млн. человек увеличилось с 77 до 275. Ныне в агломерациях-миллионерах проживает 1/3 всех горожан мира.

В 1950 г. в мире были лишь две сверхагломерации с населением выше 5 млн. человек: Нью-Йорк и Лондон, в 1990 г. 20, из них 14 в развивающихся странах. В результате слияния агломераций, вдоль транспортной магистрали возникают мегалополисы. В США один мегалополис Босваш сформировался вдоль Атлантического побережья: Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон.

Другой вдоль побережья великих озер: Чикаго, Детройт, Кливленд, Питтсбург. Самый большой в мире мегалополис сложился в Японии вдоль Тихоокенского побережья, в нем проживает свыше 70 млн. человек.

Особенности урбанизации в России

В отечественной литературе существуют различные подходы к периодизации процесса урбанизации в советской России (А. В. Дмитриев, А. М. Лола, М. Н. Межевич. 1988., Пивоваров, Ю. Л. 1994).

Взяв за основу наиболее общий подход к систематизации, выделим два этапа урбанизации на территории России.
Первый этап охватывал период индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, а также восстановления и реконструкции народного хозяйства в послевоенное время и продолжался по существу вплоть до начала 70-х гг. Его отличает стремительная концентрация производства в крупных городах, создание новых городов в регионах интенсивного освоения.
С середины 70-х гг. назрели предпосылки перехода от экстенсивных форм управления развитием системы городского расселения к интенсивным. В целом этот переход был вызван ослаблением управляемости расселением, истощением ресурсов, необходимых для экстенсивной фазы размещения производства, расселения населения, развития инфраструктуры. Нарастали также многообразные негативные социальные и экологические последствия от чрезмерной индустриализованности процессов урбанизации. Города, воспринимавшиеся как придатки заводов, шахт, рудников, нефтянных и газопромыслов, стали создавать проблемы, неведомые технократическим устремлениям их создателей.

До поры до времени все это объяснялось несоответствием реальности существовавшей нормативной базе: недостаточным количеством строившегося жилья, мест в детских садах и школах, числа магазинов и предприятий бытового обслуживания.
В начале 70-х гг. явно усилились интеграционные процессы в системе территориальной организации производства и в расселении. Возросло воздействие крупнейших городов на окружающую территорию, активизировались связи между городами. Начала формироваться
специфическая городская культура, сглаживавшая острые углы технократически сконструированного городского пространства.
Социально-экономические и политические трансформации российского общества привели к серьезным изменениям в развитии внутригородских процессов. Среди видимых проявлений этого изменения можно назвать отмеченное статистикой существенное замедление динамики роста крупных городов. Городские власти, подавляющего большинства российских городов, были вынуждены отказаться от модели жилищного конвейера- жилищной политики, сложившейся в России с 60-х гг. Инвестиционные потоки, определяющие рост городов, регулируются в настоящее время властями субъектов Федерации, городскими властями и частными инвесторами, а не федеральными органами и отраслевыми министерствами.

Все это лишь отдельные штрихи несомненно нового этапа развития урбанизации в России, начавшегося с середины 90-х гг.
В числе особенностей урбанизации в России, а также на территории других государств, бывшего СССР можно выделить следующие (Пивоваров Ю. Л. 1994):
1. Незавершенный односторонний характер развития самого процесса. Урбанизация расценивалась лишь как побочный эффект индустриализации. Миграция из села не сопровождалась созданием подлинно городского образа жизни.

Многие горожане продолжали репродуцировать элементы сельского образа жизни.
2. Высокие темпы роста городского населения (см. таблицу 1).
3. Крупногородской характер урбанизации.
4. Асимметричность размещения городского населения между югом и севером, востоком и западом страны.
5. Деформация функциональной структуры городов, преобладание монопрофильных, узконаправленных центров (городов одной отрасли).
6. Низкое качество городской среды.
7. Экологическое неблагополучие урбанизации. Свыше 100 городов выделяются критическим состоянием экологии.
Таблица 1. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ГОРОДСКИХ
ПОСЕЛЕНИЙ И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СССР

ЧИСЛО ЧИСЛЕННОСТЬ ДОЛЯ
ГОДЫ городов поселков городского типа всех городских поселений городского населения (млн. человек) городского населения, среди всего населения, %
1926 709 1216 1925 26, 3 18
1939 1194 1568 2762 60, 4 32
1959 1679 2940 4619 100, 0 48
1970 1935 3570 5505 136, 0 56
1979 2061 3845 5906 163, 6 62
1989 2190 4026 6216 188, 8 66
1990 2200 4042 6242 190, 6 66


Пивоваров Ю. Л. 1994. Современный урбанизм. Курс лекций.

Москва: Российский открытый университет.
В целом характер расселения людей в СССР был подчинен интересам общественного производства, что создало неоправданные масштабы движения населения на север страны, привело к деградации Нечерноземья, перекосам в развитии городов в целом.
Эту же тенденцию можно проиллюстрировать на примере России (см. таблицу 2).
Таблица 2. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ, 1950-1992

Годы Численность населения, тыс. человек Доля в общей численности, % Годовой прирост, %
Всего Город Село Город Село Всего Город Село
1950 101438 43749 57689 43, 1 56, 9 1, 0 4, 9 - 1, 1
1955 110537 54305 56232 49, 1 50,9 1, 2 2, 0 1, 0
1960 119046 63740 55306 53, 5 46, 5 1, 4 3, 7 - 1, 2
1965 126309 73195 53114 57, 9 42, 1 0, 7 2, 1 - 1, 2
1970 130079 80981 49098 62, 3 37, 7 0, 5 1, 8 - 1, 6
1975 133775 89310 44465 66, 8 33, 2 0, 7 2, 0 -1, 9
1980 138291 96590 41702 69, 8 30, 2 0, 6 0, 2 - 1
1985 142823 102822 40001 72, 0 28, 0 0, 7 1, 3 - 0, 8
1986 143835 104146 39689 72, 4 27, 6 0, 9 1, 5 - 0, 7
1987 145115 105698 39417 72, 8 27, 2 0, 8 1, 3 - 0, 5
1988 146343 107126 39218 73, 2 26, 8 0, 7 1, 2 - 0, 5
1989 147378 108368 39010 73, 5 26, 5 0, 4 0, 8 - 0, 5
1990 148041 109238 38802 73, 8 26, 2 0, 3 0, 5 - 0, 1
1991 148543 109799 38744 73, 9 26, 1 0, 1 - 0, 1 0, 7
1992 148 704 109672 39032 73, 8 26, 2 0, 0 - 0, 6 1, 8
1993 148673 108920 39753 73, 3 26, 7


Вишневский А.Г. (ред). 1994.

Население России. Второй ежегодный демографический доклад.

Москва: Евразия.

Основные теории размещения городов

Процесс зарождения городов уходит в глубь столетий, и, как правило, современные города находятся на месте древних поселений. Однако история знает не мало случаев, когда процветающие города приходят в упадок и утрачивают свою былую роль. В англо-американской литературе существуют три основные теории расположения городов:
1. Теория транспортного изменения была впервые представлена в работах К. Кулия (C. Cooley). В основе данной теории происхождения городов лежит смена доминирующих транспортных средств доставки грузов. Развиваются те города, в которых сконцентрированы доминирующие виды транспорта.

Так, первоначально американские города появились вдоль Атлантического побережья, вдоль Великих озер, а также крупных рек. Водные пути до появления железных дорог всегда были важнейшими транспортными путями.



Впоследствии возросла роль городов, выросших в местах крупных железнодорожных узлов.
2. Другая теория, объясняющая расположение города, основывается на выяснении функциональной специализации города. Однако эта теория имеет более ограниченный спектр объяснений и характеризует, главным образом, лишь города, специализирующиеся на обработке сырья, связанные с особыми условиями окружающей среды и местом расположения. Многие столицы американских штатов создавались таким образом, чтобы можно было в течение одного дня любому, из проживающих в штате, за один день езды на лошадях добраться до столицы и вернуться обратно.

Однако особенно ярко специализированная функция города проявилась в случае шахтерских, металлургических центров. Эти города, специализируясь на развитии лишь одной отрасли, впоследствии сталкиваются с катастрофическими трудностями собственного развития.
3. Теория центрального места города получила свое отражение в работах германских географов В. Кристаллера (W. Cristaller. 1933) и А. Лэма (A.

Lam). Концепция базируется на утверждении, что для поддержания городской территории необходимо значительное количество продуктивных сельскохозяйственных земель. Возникают отношения, в которых город создает зону торговли, также необходимую для функционирования сельской территории.

Жители города и пригородов нуждаются в разного рода взаимных услугах. Для того, чтобы оказываемые услуги были прибыльны, необходимо статистически определяемое количество потребителей. Кроме того,
чтобы жители пользовались услугами, необходимо, чтобы они проживали не дальше определенного расстояния. Существует своего рода порог (threshold), дальше которого потребителям перестает быть удобно и выгодно пользоваться удаленной булочной, больницей, что в свою очередь создает потенциальную возможность появления новых булочных, больниц.
Поэтому и сами города можно рассматривать как причудливую сеть взаимопереплетения границ различных порогов. Однако из общей заинтересованности горожан в услугах различного уровня и появляется необходимость развития города именно в определенном месте.
У приведенных выше подходов существует достаточное число критиков. Во многих странах постулированное деление городов не было обнаружено.

Наряду с этим высказывались и мнения, что названные теории применимы лишь к развитым странам. Вместе с тем становление многих городов можно объяснить и с помощью теории транспортного изменения и функциональной специализации города одновременно.

Теории структурирования городского пространства

Тема разделения пространства города на отграниченные зоны одна из наиболее популярных в городской социологии. Существуют несколько основных схем такого разделения.

Первая теория концентрических зон Э. Берджесса (A. Burgess. 1925), одного из наиболее авторитетных авторов Чикагской социологической школы.

Он выявил тенденцию, свойственную, по его мнению, большинству городов о разделении их на определенные зоны, населенные представителями одного социального класса. Центром города в его анализе предстает центральный деловой район2 (central business district CBD), окруженный зоной перехода внутренним городом3, которая застроена заводскими корпусами мануфактурного производства и жильем рабочего класса, затем идет зона резиденций высшего класса, застроенная зданиями соответствующего типа и пригородная зона, населенная людьми, приезжающими на работу в город.

Рабочие не имеют большого выбора места проживания, ибо оно определяется стоимостью жилья и транспорта для проезда до места работы.
Но рост городов приводит к расширению индустрии и увеличению численности населения. В свою очередь, происходят процессы вторжения (invasion) других социальных групп на уже занятую тем или иным классом территорию.

В результате "старожилы" покидают насиженные места и оставляют, занимаемые ими раньше, части города " захватчикам". В результате подобных действий происходит появление новых "зон" для проживания горожан: пригородов для среднего класса и гетто в зонах перехода.
Под влиянием социологов Чикагской школы в послевоенные годы во Франции под руководством П.-А. Шомбар де Лова (Лейбович О. Л., Трущенко О.Е. 1990) было осуществлено структурирование Парижской агломерации. Она была разделена на семь зон.

Первая ядро Парижа, центральный деловой район (CBD). Вторая зона аккультурации, пролетарские кварталы и кварталы богемы, места проживания деятелей культуры, концентрации науки, места отдыха и развлечений.

Третья смешанная зона; переход от центра к ближним пригородам. Место концентрации мелких и средних предприятий, а также наиболее роскошные места проживания знати. Четвертая место концентрации крупных и крупнейших предприятий, с высокой плотностью застройки в ближнем пригороде.

Пятая средний пригород, жилые кварталы. Шестая отдаленные пригороды с сельхозугодьями и бывшими деревнями, постепенно превращающимися в города-спутники. Седьмая пограничная, еще не входившая в агломерацию, но уже испытывающая ее влияние.

На основании предложенной системы была установлена граница агломерации. Большие надежды на дальнейшее развитие Парижа возлагались Шомбар де Ловом не только на действие экономических и географических факторов, но и на деятельность планификаторов по целенаправленному изменению городского ландшафта.
Вторая секторальная теория Х. Хойта (H. Hoyt). Работа была выполнена в США по заказу Федеральной Жилищной администрации во время великой депрессии 30-х гг.

Основанием для анализа были данные арендной стоимости жилья в 142 американских городах. Обнаруженная закономерность лучше укладывалась в рамки секторных графиков, чем в схематические
2 Down-town (англ.) более употребимое название этой части города.
3 Inner-city (англ.) чаще всего именно так называют эту и прилегающую к ней части крупного города в англоязычной литературе.
изображения концентрических зон. Ученый обнаружил также, что города в большей степени развиваются вдоль рек, железнодорожных и транспортных путей, чем вокруг центрального делового района.

И, кроме того, определил, что самая высокая рентная стоимость жилья существовала не в какой-то зоне, а в одном из секторов города. Кроме всего прочего, группы населения с высоким доходом селились, как правило, в нескольких секторах вдоль транспортной магистрали, имеющей хорошую связь с городом.
Напротив, жилье для малоимущих концентрировалось вокруг центральной деловой части. Таким образом, Хойт прогнозировал дальнейший рост городов в нескольких локальных направлениях, где будет концентрироваться наиболее дорогостоящее жилье.
Третья многоячеистая теория К. Харриса (С. Harris) и Е. Ульмана (E Ullman. 1945). Эти авторы вообще отвергают понятие единого центра города и указывают на наличие множественных центров в каждом городе.

Так, могут существовать финансовые, правительственные, университетские центры города. Более того, эти центры находятся в различных частях города. При использовании теории в предсказании дальнейшего развития города, авторы советуют обратить внимание на следующие моменты. Различного типа деятельности требуют услуг разного рода.

Развитие тяжелой и легкой промышленности нуждается в близости железной дороги, водных путей и портов. Деятельности определенного типа нуждаются в объединении. Торговцам необходима широкая пешеходная зона перед витринами их магазинов. Некоторые виды деятельности взаимоисключают друг друга.

Дома для людей с высоким достатком никогда не будут строиться рядом с промышленными корпусами. Для некоторых видов деятельности выгодно расположение в центральной части, например, для различного рода складских помещений, но они никогда не будут размещаться там по причине высокой ренты в центральной части города.
Три классические теории деления городского пространства имели огромную роль в предвидении развития городов. Однако все они появились до второй мировой войны. В последующие годы каждая из теорий неоднократно подвергалась проверке и по многим основаниям результаты районирования оказывались не верными. Так, в 1960-е гг. совмещение социально-пространственного анализа с анализом городской структуры позволило выявить связи между семейным статусом и теорией концентрических зон, экономическим положением и секторальной теорией, расовыми признаками и многонуклеарной структурой города.

Таким образом, вопрос о создании модели городской структуры адекватной ситуации 1990-х гг. остается весьма актуальным.
Одной из наиболее плодотворных попыток последнего десятилетия является работа М. Уайта (M. White). Используя контурный анализ, ученый создал серию (около 400) социально-топографических карт, в основе каждой из которых лежал определенный признак. Таким образом, была обнаружена зависимость по всем 21 городам выборки между зонами и плотностью, временем постройки жилья, типом жилья и его качеством.

В соответствии с концентрическим зонированием распределялись такие показатели, как доход, ценность жилья, рента, собственность жилья, и в меньшей степени образование. Карты показали, что профессионалы в большей степени размещены в соответствии с нуклеарным принципом, голубые воротнички секторальным.

Расселение расовых и этнических групп в значительной степени происходило на основе нуклеарных образцов.
Итак, из приведенных выше суждений совершенно ясна сложность и многогранность процесса структурирования города. Социальная и экономическая структуры развиваются гораздо быстрее, чем пространственная. В свою очередь, пространство города подвержено существенным воздействиям человека, войнам, пожарам, реконструкциям и т. д.
М. Уайту удалось разработать модель города, соединяющую семь элементов городской структуры воедино. Центр города, по-прежнему, центральный деловой район (CBD) со всеми его признаками.

Зона стагнации та часть города, которую Берджесс назвал "зоной перехода". Она в наибольшей степени пострадала от спекуляций владельцев недвижимостью, ожидавших распространение деловой части на эти районы. Отсутствие инвестирования в эту часть города привело к повсеместному ее упадку.

Ниши бедности и меньшинств сконцентрированы во внутреннем городе или старейших пригородах. На территории города имеются анклавы элиты. Наиболее богатые семьи живут на периферии метрополиса.

Происходит рассеивание среднего класса, представители которого занимают огромную часть территории метрополиса. Они живут начиная от границ центральной части города, но главным образом в пригородах. В зависимости от состава семьи осуществляется выбор необходимого типа жилья.

Черные представители среднего класса, как правило, проживают в сегрегированных анклавах.
Места институциональной принадлежности и общественного сектора госпитали, университеты, исследовательские центры, деловые центры, штаб-квартиры корпораций и т. д. оказывают существенное влияние на использование земель и развитие жилищного строительства. В свою очередь, принятие решения о каких-либо изменениях городской инфраструктуры существенным образом способно изменить значимость территории для поселения.
Эпицентры и коридоры другая часть выделенной схемы. Беспрецедентное движение населения в пригороды привело также и к перемещению туда деловой активности.

Сегодня в пригородах большинства городов сформировались эпицентры, сконцентрировавшие в себе многие функции центральной деловой части города. Кроме того, весьма распространенным типом поселения является по-осное расселение вдоль транспортных коридоров, связывающих радиальные автомагистрали.

Эти места заселены, как правило, высокооплачиваемыми специалистами.
Следует подчеркнуть роль политического воздействия на городские процессы в использовании земельного пространства городов. С начала века города все в большей мере испытывают на себе воздействие: городского зонирования; повышения роли городского правительства в обеспечении городской инфраструктуры; увеличения роли федерального правительства в функционировании рынка жилья; городской реконструкции.
Процесс зонирования городской территории предполагает искусственное повышение платы за землю в различных частях города для привлечения внимания к той части территории, что требует инвестирования. В большинстве американских городов существуют подобные планы развития. Города начали реализовывать целенаправленную политику в этом направлении. Значимость развитой городской инфраструктуры для ценности конкретной городской территории очень велика.

Поэтому принятие решений о создании тех или иных инфраструктурных решений, без сомнения, политический процесс. Начиная с времен великой депрессии, американское правительство проводит активную жилищную политику, за счет субсидирования большого количества программ для малообеспеченных семей. С одной стороны генеральная политика правительства на увеличение среднего класса, а с другой стороны это поддержка строительной индустрии.

Реализация правительством программ финансирования жилищного строительства происходит через квазиправительственные агентства (quango), такие как федеральная национальная ипотечная ассоциация (Fanni May) и правительственная национальная ипотечная ассоциация (Ginnie May).



Содержание раздела