d9e5a92d

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Экологический кризис это кризис существова ия и -дустриального общества и его отношения к природе, которое характеризуется ее беспощадной эксплуатацией.
С появлением человека начинается процесс наруше ия экологической гармонии, экологического равновесия.
Присваивая природу в процессе своей трудовой деятельности, человек не учитывал или учитывал недостаточ о закономерности, господствующие в биосфере, что приводило к а-рушению равновесия в природной среде.
Изучение человека как социальной личности не долж о заслонять изучение его биологии и специфической экологии с
обязатель ы учето исторического и обществе ого развития человеческой популяции. Каждая эпоха и ела свои особе ости, и на это пути эволюция человека как бы прошла три этапа с различной долей биологического, социального и природ ого (рис. 1.)
На первом этапе, весьма продолжительно по вре е и, тягостном и мучительном по существу, человек адаптировался в основном к окружающим его враждебным природ о-кли а-тическим условиям. Эволюция живого мира в этот период происходила в постоянном контакте с двумя группа и факторов внешней среды: 1) низкомолекулярными неорганически и чужеродными соединениями, эндогенными токсина и ксе о-биотиками; 2) высокомолекулярными белковы и или други и сложными соединениями, вирусами, бактерия и, гриба и, простейшими, обладающими антигенными свойства и.
В процессе исторического развития при постоя о взаимодействии с окружающей средой обитания у человека и высших животных сформировались две мощные защит ые систе-
ы, предохра яющие в утре юю э доге ую среду от повреждающего действия этих факторов: филоге етически более древняя онооксидазная детоксицирующая систе а печени и более молодая иммунная система. Между этими система и существует тесная функциональная взаимосвязь.

Окислительная систе а печени и иммунная система выполняют роль своеобразных в утренних санитаров и цензоров, устраняя эндотоксины и балластные продукты обмена теми же механизмами, что и эндотоксины, а также постоянно элиминируя собственные поврежде ия, поддерживая тем самым постоянство внутренней среды и клеточный гомеостаз.

В тесной связи с указанными систе а и а-ходится выделительная защитная система, предназначе ая для удаления из организма продуктов деградации токсинов ксенобиотиков и антигенных субстанций.
В каменном веке люди не доживали до зрелого возраста, смертность среди них была крайне высока. Этому способствовали враждебные силы природы, утомительный поиск и хро и-ческая нехватка пищи, хищные звери, многочисленные болезни и эпидемии, высокая детская смертность, отсутствие стационарных жилищ.

Плотность населения повсюду была оче ь из-кой. По оценкам исследователей, к началу палеолита (при ер-но около 1 млн лет назад) общая численность людей а зе ле составляла всего 125 тыс. человек.

По оценкам антропологов, неандерталец жил не более 2530 лет.
Около 300 тыс. лет назад с наступлением езолита численность людей все же достигла примерно 1 млн человек. Люди уже не жили только на Африканском континенте, но и в Евразии. Жизненные условия их несколько улучшились благодаря использованию пещер для обитания и применению ог я.
И, наконец, в период неолита фактически произошел первый демографический взрыв. Этому во многом способствовало создание примитивных орудий труда и изменение средств существования и прежде всего способов добычи пищи.

Бродячий охотник, ранее занимавшийся лишь сбором даров природы, в период неолита переходит на оседлый образ жизни, строит примитивные дома, образует первые небольшие поселения, приручает диких животных, начинает культивировать расте ия.
На втором этапе общественного развития по ере появления орудий труда, совершенствования технических средств у человека уже появляется воз ож ость адаптировать окружающую природу для своих потреб остей, для своей безопас ости. Прогрессирующее улучшение жизненных условий, ес отря а болезни цивилизации, привело к увеличению продолжительности жизни и значительному росту населения.
И, наконец, в двадцатом столетии человечество перешло к третьему этапу. В условиях современного развития ировой экономики человеку уже приходится адаптироваться е столько к природным условиям, сколько к им же созданны отри а-тельным факторам антропогенного происхождения.
Примерно лет двести назад, в начале XIX столетия, ир был в экономическом и экологическом отношении от оситель о однородным. Экономический раскол начал фор ироваться и прогрессивно расти, главным образом за счет приложе ия а-учного знания.
Технический прогресс, особенно в его урбанистическо обличии не только не ведет к улучшению нравов, о и у е ь-шает число даже тех добродетелей, которые были з ако ы человечеству издавна. Создав мир высокопроизводитель ой техники, комфортную искусственную среду обитания для людей и существенно потеснив природный мир, человек создал ловушку для себя.

Техносфера как разрушительная сила привела к деградации природного элемента. Деградация одного ко по е та по мере того, как природа на всех ее уровнях все более пропитывается техникой, ведет рано или поздно к деградации другого, и в конечном итоге к разрушению ценностей и благ.
Есть основание полагать, что в последующих поколе иях с неизбежностью будет воспроизводиться в жизни человеческого рода и природы происходящая сейчас интеграция живого и техники (биосферы и техносферы), созданной человеко . А это, вероятно, приведет к деформированию человеческого рода (если он выживет) не только на социальном, но и а биологическом уровне.
Таким образом, в условиях нарастания техноге ой среды идет не только процесс разрушения способности природы к воспроизводству возобновляемых природных ресурсов, о, что особенно тревожно, и процесс разрушения способ ости человека как вида к воспроизводству. А ведь заповедь не убий логически оз ачает и е арушай способ ости творе ия поддерживать жиз ь.
Для из енения характера нынешнего неустойчивого развития общества, для приведения в соответствие деятель ости и численности человечества с законами природы на да о ало времени. Человеческая история достигла такого этапа, за которым неизбежны конфликты, хаос и апокалипсис.

Са а пла ет Земля требует решительных действий, чтобы предотвратить опасность.
Человечество с тревогой начинает осознавать, что о о вступило в принципиально новую эпоху мировой цивилизации эпоху выживания, когда решается фундаментальный вопрос: существовать нам дальше или человеческой цивилизации раз и навсегда исчезнуть с планеты Земля с ее материальной и духовной культурой.
К концу нынешнего столетия годовые потери, связа ые с экологическими бедами, будут неуклонно возрастать. Это е-избежно произойдет, так как общая стратегия и ероприятия, связанные с защитой окружающей среды недостаточны и оставляют все больше стран незащищенными перед угрозой экологической катастрофы.
Причины здесь более глубокие и связаны прежде всего с серьезными изменениями и преобразованиями в роде человеческом как на социально-экономическом, так и на экологофизиологическом и психологическом уровнях. Человек отделяется от природы и постепенно, не замечая этого, в ходе и ду-стриализации сам попадает в ярмо технологических процессов и становится надприродным существом.
Промышленное развитие создало не только особый ир техники, но и городской мир. Если в 1800 году в городах ира проживало всего 5 % населения (50 млн человек), то к 2000 году число горожан возрастет более чем в 10 раз и составит 51 % (3,2 млрд человек).

И хотя города с динамично развивающи ся крупнопромышленным и энергоемким производство в цело занимают всего 0,5 % земной суши, они оказывают губительное воздействие на природу.
Взрывная урбанизация (после 1950 года на планете появилось около 2 млрд новых горожан) позволила не только ко -центрировать население и технику в городах, но корен ы об-разо преобразовать жиз едеятель ость человека, из е ить качестве ые показатели всего уклада, образа и стиля жиз и людей.
В чем же причина деградации природы и человека?
Что было первично?
Дело в том, что изначально существующие при ципы и формы научно-технического развития, которые определили успех техногенной цивилизации, отражали особое представление о природе человека и его деятельности.
Человек рассматривался как активное существо, призва -ное преобразовывать мир, т. е. он как бы противопоставлялся миру и дистанцировался от него. Деятельность человека рассматривалась как направленная вовне, на преобразова ие среды обитания.

Нам нечего ждать милостей от природы...
На ранних этапах своей истории человек адаптировался в основном к враждебным силам природы и старался как ож-но больше взять от нее. Но даже далекий предок вскоре по ял, что бороться с природой нелегко и неблагоразу но, а лучше, изучив ее повадки, адаптировать природу для своих целей.

И здесь человек преуспел и перестарался. С появление человека наряду с живой оболочкой начала нарождаться и фор ировать-ся духовно-нравственная сфера.

Разум и нравственность и еют много общего, но это не аналогия.

Духовно-нравстве ый пласт землян изменялся в различные исторические эпохи.
Каждая страна, каждый народ имеет свой специфический, самобытный тип культуры, сложившийся не в вакуу е, а в определенных природно-климатических и социальных условиях. Причем для каждого социального организма эта систе а выступает в качестве своего рода генома, в соответствии с которы он воспроизводится.
Природа задала нам три программы: для себя, для рода, для вида. Иначе: себе, семье, всем людям.

Эгоиз тре ировать не нужно, его оказалось сверх достаточно.
Сколько же отдавать людям? Отдайте без еры, ва воздастся.
Все равно человек каждый раз измеряет свои чувства. И хотя хорошее отношение, получаемое от окружающих ас людей в ответ на свои поступки это важное условие душев ого комфорта, образование само по себе не может улучшить породу и природу человека.

В свое вре я Марк Тве справедливо за е-тил, что человек еди стве ое живот ое, которое у еет краснеть, и у него для этого есть ного оснований. Как это и парадоксально, но с годами, с развитием науки, с росто своего могущества человек становится по отношению к природе все более прагматичным, хищным, бесстыдным и безнравстве ы .


Становление индустриально-городской цивилизации явилось мощным фактором, приведшим человека через ауч о-технический прогресс к кризисному состоянию. Обеспокое -ный ростом и давлением техники на общество и природу Николай Бердяев в работе Смысл истории одним из первых заметил, что с концом Ренессанса и переходом к аши о у производству обнаруживается новое отношение человека к природе.

Завоевывается и покоряется человеку са а в еш яя природа, и от этого меняется сама человеческая природа.
Если предшествующая стадия ознаменовалась орга ич ы отношением человека к природе и ритм человеческой жиз и соответствовал ритму жизни природной, то с известного о-мента истории происходит очень радикальный сдвиг и переворот: переход к механическому и машинному укладу жиз и. По моему глубокому убеждению, победоносное появление аши-ны есть одна из самых больших революций в человеческой судьбе.
Это действительно был переворот, существенно из е ив-ший соотношение человека и природы, ослабивший зависимость исторического ритма от цикличных природных процессов. Это была одновременно и победа машины над человеко , насилие над природой.

И этот процесс интеграции человека и техники стремительно углубляется.
И когда говорят об экологическом кризисе, кризисе цивилизации, то сюда относят не только острые глобальные проблемы среды обитания, но и проблемы, связанные с коре ы-ми изменениями в самом человеке: деградацией культуры и орали, деформацией структуры ценностей, идеалов, потреб остей и интересов современного человека.
Твердо установлено, что никакие изменения глуби ых социальных структур невозможны без изменения шкалы це -ностей, заложенных в культурной матрице соответствующего вида общества. Культура духовно-нравственная, научная, творческая выступает своеобразной канвой, на которую акла-дывается узор, сцепляющий все огообразие ко крет ых про-гра поведе ия, обще ия и деятель ости людей.
Еще в традиционных древних культурах до инировала и ая шкала ценностей. Там было иное понимание природы человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

Напри ер, древнекитайская культура предостерегала от вмешательства в природные и социальные процессы и требовала адаптирова ия к ним, угадывая ритмы изменений. В книге Цинь выс еивается человек, который, чтобы ускорить рост злаков, начал тя уть их за верхушки и в конце концов вырвал их с корне .
Однако опыт оказался мало поучительны для аших е-давних лидеров самого высокого ранга, стремящихся из-за своей некомпетентности и невежества насиловать природу и свой народ, засеяв кукурузу на обширной территории стра ы от Москвы до самых до окраин, монокультуру (хлопок) практически на всей территории Средней Азии, стре ящихся повернуть вспять сибирские реки, затопить водами гидроэлектростанций необъятные просторы Сибири, без достаточ о обос о-ванных расчетов настроить АЭС. В результате трагедия Арала, Чернобыля, пустые закрома, больная Земля и озлобле ое больное общество.
Цивилизованный мир ощутил, пока лишь и туитив о, надвинувшуюся опасность безнравственности и голого праг а-тизма, особенно в деяниях верхнего эшелона власти. Мы только тогда построим демократическое общество, основан ое а господстве Закона, если это общество будет, с одной сторо ы, гуманно, морально, интеллектуально, духовно и культур о, а с другой социально справедливо и основано на науч ой базе, на высоком профессионализме исполнителей.
2. ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Наш соотечественник В.И. Вернадский еще в двадцатых годах нашего столетия писал, что, в сущности, науч ая ысль при правильном подходе государственной работы е долж а сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, ос овой силы государства.

Борьба с ней болезненное, преходящее явле ие в государственном строе.

Его труды проникнуты ощуще ие еди -ства Зе ли, человека, ауки, связи их с кос осо . Великий ыслитель подчеркивал, что человек впервые реаль о по ял, что он житель планеты и ожет (должен) ыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной лич ости, семьи или рода, государства или их союзов, но и в пла етар-ном аспекте.
Как это созвучно со словами французского ученого Л. Пастера: Наука должна быть самым возвышенным воплоще ие отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятель ости.
Наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества, гибели нашей планеты. Не вошла еще в жизнь научная мысль; мир еще живет под влиянием неизжитых представлений о прогрессе, основа ых на прагматизме и не отвечающих реальности совре енного з а-ния.
Глобальная по своему влиянию на судьбы ира ауч о-техническая революция в настоящее время развертывается в разных регионах неравномерно. Антропогенное загрязне ие охватывает всю планету, а благами цивилизации в ос ов о пользуются лишь менее одной трети населения Зе ли.

Доход а душу населения в развитых странах в 1520 раз выше, че в развивающихся.
Но даже в высокоразвитых странах во имя прогрессив ого и безграничного роста богатства был забыт человек, в утре -ние мотивы его души и бесценный разум, его мечты, страда ия и надежды, его такая противоречивая, такая многострадаль ая и короткая жизнь.
Сегодня мы живем дольше и нам, как биологическо у виду, пророчат безграничное социальное будущее. Но на ельзя обольщаться. Уже сегодня мы не располагаем той природ ой жизненной силой, что имели наши предки.

В новой вре е ой и пространственной нише мы вынуждены искусственны и средствами компенсировать наши пробелы.

Пока еще на это удается, но мы неукротимо движемся к критической черте. На это пути главную опасность для человека и природного ира представляет тех осфера, это все ир ое порожде ие общества, приведшее ас к кризису.
Если говорить о внутренних отивах, которые приводят людей в сферу такой сложной и синтетической науки, как экология человека, то одни ищут здесь удовлетворение свое у профессиональному честолюбию, другие непосредстве ые практические результаты.
Но есть еще и люди, пришедшие в эту жизне о важ ую область по зову сердца, ощущая надвигающуюся опас ость, убегая от обыденной повседневности. Их влечет от чисто лич ого существования к познанию деформированного совре е ого мира и деградирующего человека.

С годами ир ста овится еще более тревожным и бестолковым, а главное бездушным.
Если не принять в международном масштабе проду а ых цивилизованных и решительных действий по ликвидации или хотя бы по нивелированию существующего эконо ического раскола, то этот процесс будет ускоренно расти, создавая очередную угрозу миру. Речь идет не только о материаль о , о и моральном расслоении человечества.
Духовно-нравственная сфера неравномерно окутывает различные регионы, страны, континенты. Это зависит от уров я цивилизации, сложившихся культурных традиций, це остей, приоритетов.

Россия всегда была генератором идей и источ и-ком жертвенности. Именно в российской культуре заложе ощ-ный потенциал подлинной общечеловечности.
Спасти себя можно, лишь спасая других. Спасение лишь ь в особом, экогармоничном синтезе культур, в их слиянии в I одно органичное целое.

Без этого у нас нет будущего. I
В российской действительности неоднократно власт ы и структурами насильственно насаждался западный опыт. Это выглядело как трансплантация, как искусственный орга , в едря-емый в чужую культуру.

Сталкиваясь с противоречащи и его укладу традициями, он трансформировал их.

Сопротивле ие традиций не всегда приводило к отторжению транспла тируемой культуры. Через определенное время такая слож ая и учительная ассимиляция приводила к всплеску культур ых дви-же ий, обогащающих как всю ацио аль ую, так и европейскую, и ировую культуру.
В частности, так было после петровских и более позд их реформ, когда прорубалось окно в Европу, и все, что тра с-плантировалось и затем усваивалось, возвращалось в Европу в виде новых достижений. Однако Россия в силу особой традиционной социальности и неповторимой национальной са обыт-ности, после многократных трансплантаций, так и е стала Европой, она осталась гибридом, имевшим, по выраже ию Плеханова, европейскую голову на азиатском туловище.

Причем эта и без того немногочисленная, но более духовно- рав-ственная, цивилизованная европейская голова вре я от времени, в период социальных бурь, волнений отсекалась в первую очередь.
Здесь, вероятно, кроется и вечная российская пробле а интеллигенция и народ и трудно понятое умом противоречивое бытие нашего могострадального Отечества. Как ни вспо -нить здесь Гегеля, который в свое время с грустью говорил о том, что единственный урок, который можно извлечь из истории народов, это то, что сами народы никогда не извлекают уроки из своей истории.
Но ведь функция памяти состоит в том, чтобы регистрировать человеческую совесть и нравственность, спасать от забвения, от духовной смерти добрые деяния прошлого. Только а этой основе может совершенствоваться человек.

Надо спешить. Цена времени сейчас непомерно повысилась.

Методы одер-низации, трансплантации и заимствования чужой техноге ой культуры в социальное тело России мало эффективны, так как сама техногенная цивилизация исчерпала резервы своего роста и развития и оказалась перед лицом глобальных пробле . Фактически речь идет о небывалом по масштабам гигантско эксперименте над человеческой телесностью, поставленно в планетарном масштабе.
В результате научно-технического прогресса генофо д человечества под влиянием мутагенной среды, сфор ирова ой экологически вредными отходами антропогенной технологической деятельности оказался под угрозой порчи и поло а с е-предсказуемыми, а может быть и катастрофически и последствиями. Этому способствует также резкое усложнение соци-аль ой ди а ики и увеличивающиеся ерв о-психические стрессовые агрузки а орга из человека. Пробле а выживания в этих условиях требует из енения ногих ценностей и структур.

Речь идет о новом планетарном сообществе и новой стратегии взаимодействия человека с природой, а главное, чтобы при новом типе цивилизованного развития у всего человечества доминировала не экономическая, а духовно-нравстве ая шкала ценностей.

Цивилизованное общество, складывающееся из людей очень разных, может зиждиться только на взаи о уважении, компромиссах, и, как подметил Илья Эренбург, люди должны научиться при необходимости применять электропылесос к своим собственным мозгам.
В отличие от ужасов внезапной катастрофы, экологический коллапс характеризуется хотя и остро развивающейся, о относительно продолжительной мучительной с ертью разу -ных обитателей городов, стран и целых континентов. Как здесь не вспомнить предостережения Ж. Ламарка, который еще полтора столетия назад писал, что
можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
Проходят десятилетия, а мы все так же остае ся глухи и к крикам нашей оскверненной Земли и мало что делае для сохранения природы и рода человеческого.
Сегодня имеет место негативное отношение к биологиза-ции процессов, протекающих в общественно развитии человечества. Среди определенного круга специалистов существует уверенность в фатальной предопределенности, пред ачерта -ности общего развития Вселенной, а в ней нашей пла еты, а на планете живого мира и человечества.

То есть видят предопределенность как реализацию событий, запуще ых екой заведенной пружиной первичным толчком. Есть также представители так называемого финализма предела, ко ца. Такую окраску имели взгляды Гегеля о мировом духе, который приходит к познанию самого себя, к абсолютному знанию.

В современной литературе в духе финализма трактуются также пред-ставле ия В.И.

Вер адского о оосфере, как ко еч о этапе взаи одействия человека с окружающей его средой обита ия.
Здесь следует и еть в виду, что кро е ира живых существ и человеческого познания есть еще и другие сферы, в которых также происходят определенные процессы. Прежде всего речь идет о социальных структурах общества, его духовно-нравстве -ном и культурном потенциале, определяющем не только сферу потребления и технологий, но и весь комплекс экологических, этических и правовых проблем.
Для того чтобы избавиться от грязных технологий, человечеству кроме познания следует прежде всего добиться соблюдения высоких морально-этических принципов в межчеловеческих отношениях, так как первым деградирует человек, а зате природа. Существует четкая зависимость между позна ие и биологическими корнями человечества.

Если так, то еха из эволюции действителен не только на биологическо уров е организации материи, но и на более высоких уровнях.
Согласно современным экологогенетически дан ы показатели биологической эволюции имеют наивысшие з аче ия при свободном течении природных процессов в экосисте ах. Антропогенные нарушения уменьшают их.

Вероятно, оце очные показатели прогресса науки также будут наивысши и при свободном их развитии.
Для формирования ноосферы базисной предпосылкой должен быть прогресс науки и культуры, приумножение людей, обладающих даром интуиции, большим багажом знаний и высокими духовно-нравственными качествами. Без этого е будет прогресса и истинного в ноосферу перехода.

Без этого икакие даже самые совершенные компьютеры ничего нового е дадут.

Только при этом мы сможем пережить теперешние тяжелые времена упадка экономики, культуры и общественной орали, пережить, не разрушившись.
Какова картина будущего прогресса человечества: тех и-ческого, физического и нравственного?.. Начнем с важ ейшего с нравственного прогресса.

Распространятся знания. Каждый получит столько сведений, сколько может вместить его у . З а-ние полезного и вредного для человека станет очевидны . Возможность грандиозных боен все более и более устраняется.

Человек ставится в условия, способствующие его правдивости и чест ой жиз и. Нравстве ость и добрые качества улучшаются подборо . Че иже качество людей, те е ее и дают воз-ожности раз ножаться...



Содержание раздела