d9e5a92d

Познание и обучение

Кто из них сильнее? Для ответа на этот вопрос важен метод. Так один скажет: если слон встанет на муху, а другой скажет: но мухи кусают слонов...

Рассматривать взаимодействие отдельной мухи со слоном не имеет смысла, по весовой категории, кроме этого практического пересечения их интересов по обеспечению жизни на конкурентной основе у них нет. Сравнение жизненных сил слона и мухи возможно при следующих условиях: во-первых, сравнивать жизненные силы целой популяции, а не одной особи, во-вторых, сравнивать по результату действия этих сил.
Результат действия жизненных сил определяется достижением главной цели жизни - производство и воспроизводство непосредственной жизни. Очевидно, что в достижении этой цели жизненные силы популяции слонов и популяции мух равны.

Равенство жизненных сил популяций природы определяет динамическое равновесие живого в природе.
В динамическом равновесии жизненных сил происходит развитие жизненных сил популяций, а это определяет общее биологическое движение. Необходимо отметить, что в движении развития природы темп развития различных популяций одинаков. Это следует исходя из следующего: чем сложнее психическая деятельность, тем меньше численность популяции, на пример, изменчивость растений мала, но их численность по сравнению с численностью животных велика.

Таким образом, в природе наблюдается единый темп познания окружающего.
3.3.Познание и обучение
Рассмотрим динамический процесс развития природы, нарушающий замкнутый цикл производства жизни популяции, здесь познание или приспособление играет огромную роль: выживает наиболее быстро приспособившийся. Динамика развития живого отражается в процессе увеличения жизненных сил живого.
Проследим основные этапы процесса повышения жизненных сил на примере очень малого его изменения. Исходим из предположения о начальном равновесии жизненных сил популяций в природе.

В результате случайного события один индивид популяции нашел более выгодный способ обеспечения себя едой, обнаружив какую-то полезную для него закономерность в природе. В результате этого познания к его существовавшей жизненной силе прибавилась еще одна сила (интенсивность процесса жизнеобеспечения увеличилась) и общая жизненная сила индивида увеличилась.
Через некоторое время его опыт перенимает вся популяция, в результате чего жизненные силы популяции возрастают. Это позволяет популяции-новатору занимать жизненное пространство, подавляя другие конкурирующие популяции.

Но превосходство популяции-новатора длится не долго, так как конкурирующая популяция в свою очередь находит новые знания. Эти знания позволяют не только противостоять популяции-новатору, но и в определенный момент превзойти жизненные силы конкурентов.
Этот процесс поочередного возрастания жизненных сил происходит в природе постоянно, проявляясь как динамическое колебание жизненных сил относительно положения равновесия. Выделим основные стадии приспособления или познания: во-первых, творчество - добыча знаний отдельной особью, во-вторых, обучение- передача знаний всей популяции. Сам процесс познания можно представить формулой:
познание = творчество + обучение Из примера очевидно, что творчество характерно не только для человека наличие творчества есть у всего живого. Можно дать такое определение понятия творчество: творчество- это случайное обнаружение полезного знания отдельной особью. Для сравнения можно дать существующее в настоящее время определение: Творчество- деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности4.
Для существующих форм развития биологического движения: живое, животное, человек
творчество, как случайный процесс, не имеет принципиального различия , а принципиальное различие в познании заключается в способах обучения индивидуумов популяции.
Генное обучение заключается в том, что необходимое для популяции изменение фиксируется путем размножения индивида с данными изменениями в генном аппарате. Это самый медленный способ обучения, но зато самый основательный, присутствующий во всех формах живого.
Подражательное обучение характерно для животных и обеспечивается их психической деятельностью. При подражании индивид имеет обратную связь с индивидом- учителем, благодаря этому усвоение и закрепление знаний происходит интенсивнее по сравнению с генным способом обучения.

Индивд - учитель является носителем знаний, на начальной стадии развития особи эту роль играет мать.
Первым шагом становления человека как вида является написание изображения видов деятельности на картинках для передачи знаний. Примером тому могут быть наскальные рисунки сцен охоты.

Эти рисунки использовались для показа технологии охоты на животных для многих поколений племени. Кто рисовал эти рисунки и разрабатывал технологию индивид- творец для обучающегося не имеет значения с точки зрения получения знаний, но труд индивида- творца запечатлен в этих знаниях.
В настоящее время для человека самым важным носителем знаний является книга. Книга как носитель знаний имеет множество форм исполнения - от живописи на теле до интернета.

Особенностью этого способа передачи информации является отсутствие непосредственно индивида - учителя, для обучения достаточно знания как читать книгу.
Теперь можно дать такое определение слова человек: ЧЕЛОВЕК- ЭТО ПРИМАТ С КНИЖНЫМ СПОСОБОМ ОБУЧЕНИЯ.
У предживого пока не известен способ передачи информации, а известные способы обучения для различных стадий развития биологической материи можно свести в таблицу:
Таблица 4 Способы обучения и носитель знания

Генный Подражательный Книжный Носитель знания
Предживое - - - Нет
Живое + - - Творец
Животное + + - Учитель
Человек + + + Книга

Из таблицы видно, что каждый последующий способ обучения берет основой для своего развития предыдущий. Именно развитие способов обучения является основным критерием развития биологической формы движения материи. Кратко можно сказать что человек- это книжный примат.
При определении человека как книжного примата стирается граница между социальной и биологической формой движения материи по критерию наличия творчества, сознания , труда. Социальное движение становится подвидом биологической формы движения материи, в социальном движении участвует не только человек, но и другие популяции живого с менее развитой психикой, например муравьи.
Хотя 98% генотипа человека совпадает с приматами, на 99% человек совпадает с ними по подражательному обучению, но овладение книжным способом обучения качественно выделило его в природе. Это выделение человека оказалось на столько качественным, что он стал создавать продукт сверх необходимого - прибавочный продукт.
3.4. Прибавочный продукт
При экономическом подходе говорить о затратах труда у всего живого сложно, ну какая заработная плата у березы? Но ведь люди живут и без заработной платы, на пример, в натуральном хозяйстве.

Все живое в результате своей деятельности создает необходимый для жизни продукт. Может ли живое, за исключением человека, создать прибавочный продукт? Прибавочный продукт, как продукт сверх необходимого, должен воссоздаваться и использоваться живым постоянно.

Например, белка постоянно создает запасы на зиму более необходимого продукта, но они все не используются белкой, а съедаются другими животными или прорастают весной. Может произойти и так, что продуктов для существования белок нарождается много, в этом случае возрастает поголовье белок.

В следующем году при нормальном урожае возросшее поголовье белок не может прокормиться, и их численность уменьшается до первоначальной величины.
Что же предопределило более высокий темп развития человеческой популяции? Жизненные силы всего живого находятся в динамическом равновесии, из этого следует, что темп познания каждого живого одинаков. Однако надо признать, что темп познания природы исключительно у человеческой популяции превосходит темп познания всего остального живого. Это происходит благодаря письменному способу обучения.

Этот способ передачи знаний позволяет получать долговременный избыточный продукт - прибавочный продукт.
Прибавочный продукт есть результат использования знания, по - этому можно сказать, что кроме жизненной силы индивида появляется сила знания в человеческом производстве жизни. У живого также есть сила знания, создающая избыточный продукт, но, как было показано ранее, она не переходит в долговременную форму.

Как было показано на примере с белками, на новом витке развития жизненных сил живого сила знания уравновешивается действиями конкурентов и жизненных сил популяции хватает только на получение необходимого продукта.
Интересным случаем является робинзонада. У Робинзона Крузо не было ни капитала, ни орудий труда, ему не кого было эксплуатировать, но он создавал прибавочный продукт.

Создание прибавочного продукта возможно определить по наличию у Робинзона расширенного производства. Исходя из идеологии капитала, можно сказать, что без капитала не может быть прибавочной стоимости. Исходя из идеологии рабочего класса, можно сказать, что раз нет эксплуатируемых, то не может быть прибавочной стоимости.

Из этого следует, что по существующим идеологиям у Робинзона Крзо не может быть прибавочной стоимости. В противоположность существующим идеологиям - по идеологии творчества Робинзон создает прибавочный продукт.

Это происходит только при условии использования Робинзоном чужого труда по созданию знаний. Для этого ему необходимо было вспомнить, как выращивать зерно, как обжигать глиняные горшки и другое.
4.СОЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ
4.1.Предмет
Социальные формы движения изучает наука под названием научный социализм, здесь рассматривается отношения по распределению необходимого продукта. Начальные формы этого движения можно найти в наивысших формах биологического движения в популяциях, ведущих стадный образ жизни.

Основной задачей этой главы является определение основных этапов социалистических способов производства.
По теории марксизма развитие общества после капитализма включает в себя следующие этапы: переходный, социализм и коммунизм. Переход из одного этапа в другой определяется субъективным восприятием вождей, так как противоречия социалистического общества не несут антагонистического характера, и разрешаются автоматически, по мере развития производительных сил.


Необходимо социалистическое движение поставить на научные рельсы, дать системное описание. Будем рассматривать эту проблему с точки зрения распределения необходимого продукта или, в конкретной экономике, систему распределения заработной платы (ЗП).

Систему ЗП необходимо отделять от системы стимулирования, так как система стимулирования только компенсирует недостатки существующей системы отношений для получения наивысших результатов.
В истории социалистических стран основной формой управления государством являлась диктатура пролетариата, в связи с этим будем называть эту форму управления пролетарским социализмом. Предлагаемая форма управления государством основывается на идеологии творчества, по этому назовем ее творческий социализм.
По теории марксизма прибавочный труд есть труд непосредственных работников в сфере производства товара. В соответствии с этим при капитализме владелец предприятия отнимает у рабочих все, созданное их трудом, за исключением необходимого для существования продукта. Отобранная прибавочная часть труда становится прибылью предпринимателя, в этом заключается процесс эксплуатации наемного труда. Логично предположить, что в результате обобществления средств производства пропадает и эксплуатация труда рабочих, но практически оказалось, что фактически у рабочих опять забирают прибавочный труд.

Можно назвать много мотивов для этого, но становится ли существо процесса отторжения прибавочного продукта от рабочих другим?
Прошло много оправдывающих теорий, на пример, И.В. Сталин считал , что прибыли не должно быть.

Позднее изобрели теорию о производительном и непроизводительном труде, теорию о малой значимости прибыли и величии плановости при социализме и другие.
4.2.Досоциалистические общества
Для объективности сравнения форм ЗП необходимо рассматривать общественные формации в период расцвета их производительных сил, когда производственные отношения не являлись еще тормозом развития производительных сил. Фундаментом анализа является тот факт, что при любой общественной формации трудящиеся зарабатывают свой хлеб, затрачивая свой труд.

Таким образом, в каких-то ни было формах, но труд работника должен всегда оплачиваться.
Главный вопрос - как перераспределяется заработная плата, от чего зависит, каким законам подчиняется. В самом общем случае можно назвать следующие факторы, распределения ЗП: отработанное время, количество обработанных изделий, новая техника.
Рассмотрим форму распределения ЗП при рабовладельческом строе. Раб приравнивается к животным, по - этому ему выделяется ежедневно необходимое количество пищи, одежды и жилья для восстановления его сил.

Эта форма ЗП является только функцией времени и не зависит от количества товаров и внедрения НТ. Условно эту форму оплаты можно назвать повременной и описать формулой:
ЗП = к х Т
где: к - коэффициент;
Т - время.
При феодализме форма оплаты труда имеет более сложную форму, крестьянин был заинтересован в совершенствовании орудий и методов ведения хозяйства.
Рассмотрим формы распределения ЗП на оброчной форме земельной ренты. В результате года работы крестьянин выходит на рынок с товаром.

Стоимость этого товара равняется произведению цены товара Ц на количество Н. Из полученной суммы денег крестьянин выплачивает оброк О и расплачивается за стоимость орудий труда Зо. В его пользовании находится остаток от всех этих выплат, который представляет его заработную плату ЗП:
ЗП = Ц х Н - О Зо
Такой способ распределения можно назвать остаточным. Крестьянин может активно влиять на величину своей оплаты труда за счет уменьшения затрат труда применением НТ.

Этим объясняется радикальное изменение отношений трудящихся при феодализме и при рабовладельческом строе.
Заинтересованность крестьян в развитии производительных сил применением НТ позволило феодальным хозяйствам развивать свои производительные силы большими темпами по сравнению с рабовладельческим обществом. Это, в конечном счете, предопределило поражение рабовладения.
При капитализме преимущественной формой оплаты труда является сдельная. Это связано с высокой степенью разделения труда, благодаря чему становится выгодно использовать работника целый месяц на одной операции. Оплата труда трудящегося определяется как произведение количества обработанных товаров Н на величину единичной оплаты товара Зе:
ЗП = Н х Зе
Такая форма оплаты труда стимулирует у трудящихся экономию собственных затрат труда, так как чем больше сделано тем больше оплата. При этой форме платы работнику безразлично, какая величина стоимости орудий труда для изготовления товара.
Остается еще одна форма оплаты труда, существовавшая при первобытно - общинном строе. Тогда величина прибавочного продукта составляла ничтожные доли от всего вновь созданного продукта и даже слабое, по нынешним меркам, воздействие могло уничтожить существование человека. Форму оплаты при этих условиях можно назвать критической. В этих условиях формируется безразличное отношение к экономии материальных ресурсов и отрицательное отношение к экономии трудовых ресурсов.

Об отрицательном отношении к экономии трудовых ресурсов говорит то, что пленных воинов съедали или убивали. Это было связано с тем, что запасов еды в обществе хватало прокормить только себя и затраты по охране пленных не окупались.

По мере развития производительных сил это положение изменилось - настала эра рабовладения. Все формы заработной платы можно свести в таблицу 5:
Таблица 5
Способ распределения заработной платы общественно экономической формации

Общественно-экономическая формация Способ распределения
Название Формула
Первобытнообщинный строй критический по силе
Феодальный остаточный ЗП=Ц х Н - О - Зо
Капиталистический сдельный ЗП=Н х Зе
Рабовладельческий повременный ЗП=К х Т


Система распределения ЗП важна тем, что она отражает интересы непосредственных трудящихся в стремлении к свободе. Именно это движение определяет время смены общественно- экономических формаций.

Без интересов трудящихся нет движущей силы революции: раб отдает свою жизнь за свое светлое будущее - феодализм. Анализ системы распределения ЗП показал принципиальное различие досоциалистических общественных формаций.
4.3.Социализм пролетарский
Марксистская теория заработной платы была очень эффективна для революционизации рабочего класса при капитализме. Уже по расчетам К. Маркса величина прибавочного продукта была равна величине необходимого, что вполне достаточно для обоснованного недовольства. По мере ликвидации частной собственности в Рссии принадлежность прибавочной стоимости рабочему была выхолощена теоретиками марксизма.

В период развитого социализма величина прибавочного продукта превышала величину необходимого в 2,3 раза, что является фактом для раздумий. Основное противоречие заключается в том, что, если по марксистской теории весь созданный продукт отдавать рабочему, то у предприятия не будет прибыли.

И как следствие этого теряет смысл экономическое развитие и превозносится плановость и социалистическое соревнование.
В развитии СССР можно проследить несколько качественно различных форм распределения ЗП. Так, на пример, оплата труда по карточкам принципиально отлична от сдельной оплаты труда, хотя по объему работа может быть сделана одинаковая.
В первые годы завоевания Советской власти после отражения военной агрессии государство приступило к экономическому строительству. Уровень развития производительных сил был очень низок, большая часть общественного производства разрушена. Предстояла работа в кратчайшие сроки восстановить хозяйство. Голод, безработица.

В эти суровые годы в Конституции 1918 года провозглашается: не трудящийся, да не ест, этим вводится всеобщая трудовая обязанность. Главная задача этого периода была реализовать в советских деньгах товарную массу и, в первую очередь, решить критическую ситуацию обеспечения трудящихся хлебом. Естественно, в условиях безработицы внедрять НТ, сокращающую количество работающих, нет смысла.

Этот период развития форм ЗП включает в себя критический и уравнительный (повременный) этап, он завершился после ликвидации безработицы в середине 30-х годов.
С ликвидацией безработицы ликвидируется и карточный способ распределения хлебопродуктов. Государство впервые в истории человечества гарантировало право на труд в Конституции 1936 года и оплату труда в соответствии с его количеством и качеством. Переход на более прогрессивную - сдельную форму оплаты труда обеспечил мощное развитие производительных сил общества. Примером тому было развитие стахановского движения по всей стране.

К концу 70-х годов уровень жизни населения вырос до такой степени, что стали без карточек продаваться предметы одежды.
Конституция 1977 года зафиксировала окончание этапа сдельного формирования оплаты труда и практически не дала направления дальнейшего развития системы распределения ЗП. Не было теоретической основы для дальнейшего развития: то использовали сдельную форму оплаты, то повременную, то остаточную. Для распределения по остаточной системе распределения ЗП необходимо было отказаться от затратного принципа ценообразования, но этого не возможно было сделать без отказа от марксизма.

Отсутствие движния привело к кризису развития Советского общества.
4.4.Социализм творческий
Способ распределения ЗП является вторичным по отношению к распределению прибавочной стоимости, в пределах социалистического общества эти способы качественно определяют ступени развития. Для рассматриваемых формаций необходимо определить критерии развития производительных сил и характер производственных отношений.
Рассматривая различия производственных отношений досоциалистических формаций, мы приходим к выводу, что отношение к внедрению НТ является главным фактором различия. При оценке форм ЗП необходимо сравнивать отдельно отношение к экономии материальных и трудовых ресурсов. При таком подходе все сказанное выше можно свести в таблицу 6:
Таблица 6
Досоциалистические формы оплаты труда

Формация Форма оплаты
труда
Отношение к экономии ресурсов
Материальных Трудовых
Первобытнообщинная Критическая О -
Рабовладельческая Уравнительная О О
Феодальная Остаточная + +
Капиталистическая Сдельная О +

где: О, -, + - безразличное, отрицательное, положительное отношение. Из таблицы видно, что последовательность развития форм оплаты не соответствует последовательности изменения отношения к экономии ресурсов. Это связано с тем, что в досоциалистических формациях интересы трудящихся сочетаются с интересами эксплуататорских классов.
Для социалистических формаций интересы трудящихся являются главными, по - этому последовательность смены форм оплаты должна соответствовать последовательности нарастания положительного отношения к экономии затрат труда. Такая последовательность развития форм оплаты труда показана в таблице 7:
Таблица 7
Последовательность развития форм оплаты труда социалистического общества

Форма оплаты труда Отношение к экономии ресурсов
Материальных Трудовых
Критическая О -
Уравнительная (повременная) О О
Сдельная О +
Остаточная (хозрасчетная) + +


Из таблицы видно, что даже при социализме невозможно всегда сформировать положительное отношение трудящихся к экономии всех ресурсов. Для компенсации отрицательного и безразличного отношения должна служить система стимулирования.
Развитие производительных сил необходимо рассматривать относительно основного закона социализма: всемерное удовлетворение потребностей трудящихся. Потребности эти состоят из следующих составляющих:
а) пища,
б) одежда,
в) жилье,
г) культура.
В последовательном полном удовлетворении этих потребностей и состоит основная задача социалистического развития. Последовательность эта состоит в том, что уровень развития производительных сил общества не позволяет сразу удовлетворить все потребности на достаточном уровне. Сначала общество удовлетворяет эти потребности на необходимом уровне, а затем, по мере развития, достигается достаточный уровень.

Факт удовлетворения последующей потребности отражает новый качественный уровень развития производительных сил, это в свою очередь обязывает пересматривать форму распределения заработной платы.
Количественным критерием развития производительных сил является норма прибавочной стоимости. В политической экономии норма прибавочной стоимости показывает во сколько раз сила знания создает больше продукта чем рабочая сила.

При норме прибавочной стоимости равной единице происходит качественный скачек производительных сил и производственных отношений человечества и природы.
Как ранее было показано, развитие социализма в СССР прошло три этапа. Эти этапы имеют различные уровни производительных сил и принципиально разные производственные отношения, по - этому их относим к разным способам производства.
Таким образом, в социалистическом обществе возможны разные способы производства три из которых уже были пройдены в России: критический, уравнительный и сдельный. Для выяснения дальнейших способов производства последовательно выстроим их в таблице 8:
Таблица 8
Способы производства при социализме

Способ производства Годы конституции Уровень производительных сил
Критический 1917-1924 Выжить
Уравнительный 1924-1936 Пища
Сдельный 1936-1977* Одежда
Остаточный 1977-2000** Жилье
Коммунистический 2000 - ... Культура


Содержание раздела