d9e5a92d

Отличие этносоциологии от западной социологии межэтнических отношений

Агеева, Н.М. Лебедевой, А.Н.

Оконечниковой и др. по межгрупповым взаимодействиям, по группам старообрядческого населения Кавказа, по группам мигрантов, русским меньшинствам в странах ближнего зарубежья (некоторые ученые называют его новым зарубежьем).
Конечно, четких границ между исследованием этнопсихологических явлений психологами и этносоциологами провести нельзя. Но все же исследования с психологической ориентацией всегда нацелены на изучение этнопсихологических явлений, которые формируются в процессе непосредственных контактов людей. Под этим углом зрения они изучают и установки, и ценности, и конфликты (мы они в непосредственном общении непременное условие изучения поведения, деятельности людей для психологов).

При таком подходе в центре внимания механизмы взаимодействия и общения.
Для этнопсихологического направления, развивающегося в рамках этносоциологии, характерно внимание, прежде всего к содержанию тех же феноменов ценностей, установок и других психологических образований и процессов. Но одно общение и взаимодействие групп не объясняет всего содержания и направленности мыслей, эмоций, действий, характерных для народов, этнических групп в конкретных исторических условиях.

Они определяются социальными интересами, культурными традициями, исторической памятью, политической и экономической ситуацией.
Отношения между этническими группами и обществом, внутри групп, а также между ними обусловливаются, как справедливо отмечает Г. Г. Дилигенский16, социальными и политическими институтами, отношениями между большими социальными группами, процессами и событиями исторического масштаба. Взаимодействие личности и общества это предмет этнопсихологических исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общности и макросоциальных ситуаций в целом задача, решаемая в русле этносоциологии. Ввести макросоциальный уровень в социальную психологию стремятся и зарубежные ученые Л. Тэджфел, С. Московиси, и отечественные психологи.

И все же, по признанию специалистов-психологов, эта тематика находится на периферии их интересов17, а для этносоциологов составляет центральное направление исследований, поскольку без изучения указанных взаимодействий понять психологические явления и процессы среде народов нельзя.
Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Для той и другой важно выяснить, например, в какой мере позиция Президента Татарстана М.Ш.

Шаймиева будет влиять на голосование татар и русских за кандидатов в депутаты Государственной Думы или за Президента россии; в какой степени актуализация русского национального самосознания определяет голосование за Конгресс Русских общин и т.п., как интересно было знать, скажем, влияние исламского фактора при появлении на политической арене партии НУР.
В Российской Федерации в целом и в ее республиках стоит вопрос о доступе к власти людей разных национальностей. Эту проблему тоже анализируют этносоциологи, изучающие представительство национальностей в исполнительных и представительных органах власти, в руководстве банков, предприятий, вузов, различных фирм, на телевидении и в прессе.
Политические интересы существенно влияли на развитие межнациональных и этнополитических конфликтов. Практически в конце 80-х и начале 90-х годов национальные проблемы (точнее этнонациональные) оказались главными в политической жизни страны. Национальные чувства были мобилизованы и приведены в действие при решении вопросов о сецессии (отделении) ряда союзных республик, прежде всего в Прибалтике, Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Молдове.

Ученые и политики спорили, в какой мере такие факторы, как изменения в стратификации этносов, социальный диссонанс, интересы политиков, стремящихся к власти, борьба за власть и др., определяют развитие конфликтов, каково их значение на отдельных этапах.
Общество должно знать, на какой тип политического и государственного устройства ориентированы социальные слои разных народов. Все, что связано с этническими интересами и ориентациями в сфере политики, составляет область совместного изучения этносоциологов и политологов.

Это касается и этнополитических конфликтов, проблемы асиметричности федерации.
В ходе экономической трансформации общества также потребовалось изучение этнонациональных факторов. Прежде всего, это было связано с экономическим национализмом мобилизацией этнических чувств для получения права контроля за ресурсами. Кроме того, возникла необходимость в специальном изучении готовности различных этнических общностей к участию в разных формах собственности. Не случайно, например, в Туве закон о частной собственности не принят именно в силу исторических особенностей хозяйственной деятельности.

В Саха (Якутии) стоит вопрос о готовности якутов, аборигенного населения, заменить уезжающих русских на добыче алмазов и золота.
Подобные примеры можно продолжать. Как меняется социальная дистанция контактирующих народов в связи с изменениями занятости в разных сферах экономической деятельности и как это будет влиять на социальную и этнополитическую стабильность в республиках?

Потребность общества, государства в решении всех этих вопросов существенно расширяет предмет этнической социологии.
Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относящиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего, социально-политической психологии, из экономики.

Отличие этносоциологии от западной социологии межэтнических отношений

Отношениям, в том числе межгрупповым конфликтам, дискриминации Этническая социология в нашей стране отличается от соответствующего научного направления в западной социологии. Если классическая работа
У. Томаса и Ф. Знанецкого Польский крестьянин в Европе и Америке, можно сказать, положила начало этнической социологии, то впоследствии в западной науке возобладала тенденция ко все большей специализации. Исследования имеют главным образом социально-психологическую направленность, посвящаются межгрупповым.
В западных словарях по социологии и учебниках мы не найдем термина этносоциология, ибо там эта дисциплина называется социология межэтнических отношений. Исследование социального развития этнических групп как самостоятельное направление отсутствует.

А если оно и изучается, то на примере так называемых развивающихся народов и именуется социологией развития.
Другое отличие заключается в объекте исследований. Вошедшие в учебные пособия примеры это анализ поведения в молодежном лагере, в ситуациях команды на корабле, т.е. в основном в малых группах или специально созданных ситуациях.

Кросс-культурные исследования, типа проведенных учеными Гарвардского Проекта по социальным и культурным аспектам развития под руководством А. Инкелеса в Аргентине, Чили, Индии, Израиле, Пакистане, Нигерии, представляют скорее исключение, чем правилу. По задачам, избранным для анализа ситуациям, выборке это исследование сходно с теми, которые проводились в 7080-х годах группой ученых Института этнологии (тогда этнографии) АН СССР по проекту Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций (рук.

Ю.В. Арутюнян).
В СССР объектом исследования были главным образом народы союзных республик (реже автономий) во взаимодействии с русскими. В современных условиях объектом стали, прежде всего, титульные народы республик Российской Федерации, русские в республиках РФ и в государствах ближнего зарубежья, а во многих областях России этнические меньшинства. Например, в Магаданской области изучается отношение местного населения к чеченцам и ингушам в связи с их экономической деятельностью, в Оренбургской к прибывающим из Казахстана казахам, в Ставрополье и Краснодаре к мигрантам из государств Закавказья. Но практически всегда объектом являются крупные этнические группы.

Социологическое изучение межэтнических отношений в западной науке, в отличие от отечественной социологии и этнологии, имеет более длительные, непрерывные традиции. Накопленный зарубежными учеными опыт, несомненно, полезен, и хорошо, что теперь он стал гораздо более доступен.
Многие исследования по методике социологических исследований, выполненные на материале этнических групп (шкала Богардуса и др.), в адаптированной форме широко используются в отечественной этносоциологии. Вместе с тем слепое копирование зарубежного опыта неуместно, тем более что и сами зарубежные ученые в последнее время особенно часто напоминают о необходимости учитывать в исследованиях социально-исторический и культурный контекст.

Функции этнической социологии и основные типы исследования

Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет теоретико-позновательную, прогностическую, практика-преобразовательную и просветительскую функции. Что касается первой теоретико-познавательной функции, то необходимо остановиться на следующих наиболее важных моментах развития этносоциологического знания.
Научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются, как уже отмечалось, народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями (например, татары в Татарстане, татарские и русские рабочие в Татарстане, татарская и русская бизнес-элита в этой республике и т.д.).
Специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В этнической социологии, возможно, в силу первоначальных профессиональных ориентацией исследователей, с самого начала привлекались как факты открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявились действия этнической общности, так и факты, характеризующие сознание групп.

Например, в Эстонии изучались и опубликованные работы в той или другой сфере знаний, авторы которых выражали общественные настроения, и участие в Балтийской цепи как акте общественного действия, направленного на демонстрацию национальных и политических интересов, а также проводились этносоциологические опросы с целью изучения этнического и политико-психологического сознания, ценностей, установок, ориентации.


Проблема объема, достоверности данных подробнее обсуждается в приложении о методике, здесь же подчеркнем важность для этносоциологии социально-исторических источников знания, в том числе запечатленных в культуре. В этом общество убедилось особенно в условиях развертывания межэтнических конфликтов.

Современный индивидуальный и коллективный опыт далеко не все мог объяснить в поведении людей при эскалации конфликтов. Многие факторы, которые влияли на их поведение, были значительно удалены по времени (например, депортации 40-х годов или подавление восстаний чеченцев в 2030-х годах).
Были и факторы, отдаленные в пространстве, например, политическая борьба в Центре, борьба за передел сфер влияния в экономике и т.д. Понимание причинно-следственных связей в этносоциологическом знании невозможно без учета как фактов прошлого, нашедших отражение в исторической памяти народов, так и этнокультурных особенностей восприятия людей.

Приведем лишь один пример. Землетрясение в Армении повлекло за собой многие человеческие жертвы. Ситуацию усугублял Карабахский конфликт.

В России началось движение помощи армянам, в котором выражались симпатии этому народу, в том числе поступали предложения принять на воспитание детей, оставшихся сиротами. В Армении же отдать детей, стариков из семьи считается, как и у многих других народов Кавказа, неблаговидным поступком.

Не случайно такие предложения вместо чувства благодарности вызывали, как правило, чувство неприятия, а некоторые даже говорили: Нас еще хотят оставить и без будущего.
Итак, мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.
Другой стороной научных исследований в этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.
К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета.

На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.
Следующую функцию социологических исследований в любой области называют практико-преобразовательной. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки.

Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании некоторые ученые считают возможным вычленить у науки так называемую практическую, или инженерную, функцию).
Практические рекомендации бывают разного уровня. Они могут касаться предвидения масштабных общественных процессов, а могут конкретных изменений в обозримой перспективе. Так, на основе анализа материалов, собранных в ходе повторявшихся (1970 1972, 19811982, 1989 гг.), сопоставимых (так называемых панельных) исследований проблем оптимизации развития наций в разных социальных и культурно-исторических условиях, этносоциологи Института этнографии в конце 80-х годов, когда национальные движения еще только начинались, предлагали использовать вариационный подход к разработке принципов государственного устройства, который мог бы помочь сохранить Советский Союз в новом варианте.

Практически они предлагали то, что впоследствии сохранило Россию асимметричность федерации, хотя и требующую совершенствования.
Это пример общественно-политического прогнозирования. Но были и локально-практические рекомендации.

Например, после исследований этноязыковых процессов давались рекомендации по тому или иному региону о количестве необходимых школ на национальном и русском языках.
Характер прогнозов и рекомендаций во многом зависит от типа исследований. В этносоциологии, как и в социологии, и в социальной психологии, есть два типа исследований фундаментальные и прикладные.
Прикладные исследования целиком ориентированы на разработку практических рекомендаций. Такого типа исследования проводились, например, этносоциологами в областях, где предполагалось восстанавливать республику немцев Поволжья.

Они были призваны ответить на вопрос: Как будет встречено местным населением образование такой республики?
Прикладные исследования требуют немалого профессионального мастерства. Кроме того, существуют два непременных условия их проведения: гражданская ответственность и социальная чувствительность, чуткость ученых. Бесстрастные ученые встречаются редко. Ответственность заключается в определении своей социальной, общественной позиции.

Стараться уйти от ангажированности это лишь одна из линий поведения, к которой должен стремиться профессионал, ставя на первое место достоверность выводов и прогноза. Обычно такие усилия предпринимаются ради сохранения своей чести или по причине заинтересованности в аттестации как качественного прогнозиста.

Второе условие социальная чувствительность и чуткость тоже крайне важно при работе в национальной среде. Социальная чувствительность это умение выявить наиболее значимые проблемы в жизни общества и людей, изучить их для того, чтобы предупредить негативные последствия. В нашей национальной сфере таких проблем бездна. Очень часто именно здесь таятся упрощенные представления в массовом общественном мнении, чреватые губительными последствиями.

В качестве примера можно привести приписывание причин негативных явлений в обществе и экономических трудностей злокозненным действиям лиц какой-то национальности. Подобными представлениями умело манипулируют политики.

Люди, переполненные переживаниями поиска врага, становятся опорой консервативных сил и практически действуют в ущерб своему народу. Вскрыть такого рода явления, информировать о них общественность и призваны ученые, чувствующие подобные угрозы.
Социальная чувствительность, чуткость должна быть присуща этносоциологу, проводящему исследование, и в том числе тогда, когда он формулирует вопросы, обращенные к респонденту, и делает выводы. Врачебный принцип не навреди здесь также необходим.

Опросы не должны провоцировать межэтнический негативизм, агрессивный национализм. Равно как и правдивые выводы, даже самые горькие, должны быть выражены в форме, не задевающей национального достоинства групп, относительно которых они сделаны.

Гуманистические принципы последовательно реализуются тогда, когда они пропитывают всю методологию и методы исследования.
С помощью этносоциологических исследований общество получает знания о реальном облике современных народов, их настроениях, ценностях, ориентациях. Материалы исследований передаются для публикации в школьных и вузовских учебниках, в прессу, на телевидение.

Они помогают преодолевать предубеждения, нетерпимость в отношении этнических групп, вокруг которых сформировался образ врага.
В условиях этнических конфликтов этносоциологи не раз участвовали в тренингах вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приемов подачи материалов об этических группах, участвующих в конфликтах. Всем этим этносоциология выполняет свои просветительские функции.

Примечание.

1.Подробнее об этом см.: Лашук Л.П. Введение в историческую социологию. М., 1977.

С. 28, 29.
2.Ключевский В.О. Сергей Михайлович Соловьев//Соч.

Т.7.М.,1959.С.134.
3.Там же. С. 147.
4.Ковалевский ММ. Социология.

Т. 2. СПб., 1910. С. 1, 3.
5.См.: Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941.

С. 279.
6.Сорокин П.А. Духовный облик М.М.

Ковалевского как мыслителя// Социологические исследования. 1989.

3. С. 108.
7.Лашук Л.П. Указ соч.

С. 79.
8.См.: Преображенский П.Ф. Курс этнологии.

М.Л., 1929.
9.См.: Социально-культурный облик советских наций (по материалам социологического исследования). М., 1986. С. 15
10.См.: Там же. С. 34-35.
11.См.: Козлов В.И. Национальности СССР.

М., 1982. С. 117, 121.
12.См.: Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований. По материалам Татарской АССР/Отв. ред. Ю.В.

Арутюнян. М. 1972; Бромлей Ю.В.

Этнос и этнография. М., 1973. С. 250; Брошей Ю.в , Шкаратан О.И.

О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии//Советская этнография. 1979. 4.
13.Социально-культурный облик советских наций. С. 4.
14.Сикевич З.В. Национальное самосознание русских.

М., 1996.
15.См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

С. 14-15.
16.См.: Дилигенский Г.К. Социально-политическая психология.

М., 1994.С.8.
17.Социальная психология. История, теория, эмпирические исследования. /Под ред.

Е.С. Кузьмина, В.Е.

Семенова. Л., 1979.

С. 47-50.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология.

М., 1994.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы, некоторые результаты исследования.

М., 1984.
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.

М., 1983.
Брошей Ю.В., Шкаратан О. И. О соотношении предметных областей этнографии, истории и социологии//Советская этнография. 1979. 4.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология.

М., 1994.
Перепелкш Л.С., Соколовский С.В. Этносоциология.

Новосибирск, 1995.
Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

С. 70, 71.
Социология в России. М., 1996.

Гл. 7.
Социальное и национальное. М., 1972.
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации.

М., 1997.
Шихарев П.М. Социальная психология в странах Западной Европы.

М., 1985.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск, 1967.



Содержание раздела