d9e5a92d

Потребительская кооперация

Анализ работ известных экономистов, а также теоретиков и практиков кооперативного движения показывает, что среди исследователей нет единого мнения о кооперативе как о субъекте экономической деятельности (авторам известно более 20 определений кооператива), причем их взгляды во многом взаимоисключают друг друга: некоторые относят кооператив к домашним хозяйствам и рассматривают его в терминах науки о финансах, другие - к предпринимательским хозяйствам, иные - к общественным организациям или к государственной структуре и т.п.
Отсутствие единой экономической трактовки кооператива как хозяйства и предприятия не позволяет обосновано применять к нему методы экономического анализа, поскольку последние подразумевают наличие строго определенного объекта исследований.
Корни этих затруднений лежат далеко в прошлом: основными понятиями теории кооперации служат кооперативные принципы, которые были впервые сформулированы в 1895 г., т.е. в то время, когда науки об экономике и организации производства еще не существовало (официальный год ее выделения из политэкономии - 1898 - год открытия первых торговых высших учебных заведений). Поэтому, первые кооперативные принципы сформулированы в терминах политэкономии, что традиционно сохраняется до нашего времени.
Основополагающий критерий, определяющий уровень развития любой науки - наука настолько является наукой, насколько она формализована.
И действительно, сравнивая по этому критерию теорию экономики и организации производства и теорию кооперации можно отметить, что к настоящему времени эти науки достаточно формализованы.
Но их развитие происходит на различных методологических основах.
Методологический подход к теории кооперации образно можно сформулировать следующим положением: знание принципов освобождает от знания деталей.
Это вполне обосновано. Многообразие видов кооперативов, национальных особенностей развития кооперативного движения в разных странах с различными типами экономик вынуждает исследователей использовать укрупненные показатели (кооперативные принципы), описывающие общие черты кооперативов.

Именно кооперативные принципы выделяют кооперативы из других видов хозяйств и служат критерием их истинности.
В отличие от теории кооперации, теория экономики и организации производства является более прикладной, чем теоретической наукой и основана на детальном изучении экономических явлений и процессов, которые формализуются в более современном виде: в виде формул, графиков, таблиц и т.п.
Длительное время эти науки развивались параллельно: кооперативные принципы задавали общие правила ведения кооперативного хозяйства, а кооперативные предприятия использовали экономические методы в своей практической деятельности.
Но современный уровень развития экономики, характеризующийся созданием общемирового рынка, интеграцией предприятий различных форм собственности привел к парадоксу: предприниматели, стремясь к получению наибольшей прибыли стали активно применять кооперативные принципы (иногда несколько видоизменяя их, иногда в чистом виде), причем более активно, чем кооператоры.
Например, использование кооперативных принципов Экономического участия членов, Демократического управления и контроля позволяют предпринимателям увеличить товарооборот, повысить привлечение средств населения в свой бизнес и т.д.


Использование кооперативных принципов Забота об обществе, Информации..., Членства... кроме чисто социальных выгод дают дополнительный экономический эффект.
То же самое относится и к другим кооперативным принципам.
Поэтому сегодня в полной мере проявилось противоречие: предприниматели заново открывают для себя те эффективные методы организации и деятельности хозяйств, которые уже более сотни лет повсеместно используются кооператорами.
Второй немаловажный аспект этой проблемы: формализация общих правил ведения кооперативных хозяйств в виде кооперативных принципов не позволяет в полной мере использовать заложенные в них возможности для развития самих кооперативов.
Это вызвано тем, что сегодня кооперативы действуют гораздо в более сложных условиях: для того, чтобы быть конкурентоспособными кооператоры вынуждены применять предпринимательские методы ведения своих хозяйств, что выходит за рамки кооперативных принципов.
Изложенная в пособии теория призвана устранить это противоречие.
Ее основой является формализация структуры каждого кооперативного принципа в терминах экономики и организации производства, что позволяет построить мост между двумя науками и применить к изучению деятельности кооперативов методы современного экономического анализа.
Перед изучением пособия следует ознакомится с некоторыми общими замечаниями:
1. Разночтения в трактовке кооператива как субъекта экономической деятельности позволяют предположить, что кооператив является более сложным экономическим и социальным образованием, чем потребительские или предпринимательские хозяйства, и следовательно, его объективный анализ невозможно выполнить в рамках какой-либо одной экономической или социологической теории.
Поэтому методологической основой теории служат:
- канадская школа теории кооперации;
- французская школа политэкономии;
- немецкая школа экономики и управления;
- социологическая теория факторов М.М. Ковалевского.
2. В общем виде теория потребительской кооперации основана на следующих концептуальных положениях:
- структурно-факторное моделирование;
- социально-экономическое моделирование;
- компьютерный экономический анализ;
- социологические исследования.
3. В пособии изложены лишь основы теории кооперации, а именно один из ее разделов, касающийся применения структурно-факторного и, частично, социально-экономического моделирования для создания формализованных моделей кооперативных принципов и кооперативных хозяйств. Детальное изучение остальных разделов теории выходит за рамки общеобразовательного курса.

<

h2>



Содержание раздела