d9e5a92d

Соединенные Штаты Европы


самостоятельности во внешнеторговой политике, вывели в
компетенцию "Общего рынка" весь комплекс торгового и
гражданского права, регулирующий конкуренцию, а также
деятельность картели и монополии.
Явное намерение учредителей "Общего рынка" состоит в том,
чтобы со временем создать из него одно государство --
Соединенные Штаты Европы, где национальные государства будут
регулировать лишь ограниченную, локальную часть
законодательства. Но достичь этих целей пока не удается.
В области внешнеторговой политики национальные правительства
на нынешнем этапе пока располагают следующими возможностями:
-- вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
-- заключать договоры о так называемых "добровольных
ограничениях экспорта" (прежде всего со странами, имеющими
крайне низкие цены на продукцию текстильной и электронной
промышленности, например, с Японией, Южной Кореей и т. д. );
-- использовать по соглашению импортные квоты на торговлю
текстильными волокнами;
-- сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями
Великобритании (Commonwealth) или ФРГ с ГДР.

Даже в области воздушного транспорта "Общий рынок"
стремится, хотя и с ограничениями, к проведению единой политики
(ст. 3 Устава). В 1985 г. Европейский совет и Совет министров
путей сообщения приняли решение к 1992 г. создать единый рынок
в области транспорта.
Итак, несмотря на существование больших препятствий, "Общий
рынок" делает все возможное для достижения своих целей --
создания единого рынка и, видимо, через определенное время даже
для создания единого союзного государства.
В каждодневной же практике этих стран проблема коллизии
национального права отдельных государств с законодательством
"Общего рынка" означает, что крайне необходимо постоянно
проводить консультации: какие общеевропейские правила
существуют в той или иной сфере и как они дополняют или
изменяют национальное законодательство по тому или иному
вопросу.


ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) --
СТРУКТУРА И

ПЕРСПЕКТИВЫ


ЕАСТ -- вторая европейская организация по облегчению и
расширению торговли, которая существует с 4 января 1960 г.,
когда в Стокгольме была подписана соответствующая конвенция.
В период создания ЕАСТ в ее состав входили Австрия, Дания,
Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания.
Сейчас ЕАСТ насчитывает шесть стран-членов: Австрия,
Финляндия, Исландия (с 1970 г.), Норвегия (включая Шпицберген),
Швеция и Швейцария. По особому протоколу договор ЕАСТ
распространяется и на Лихтенштейн, который состоит в таможенной
унии со Швейцарией.
В отличие от "Общего рынка", ЕАСТ является "малой зоной
свободной торговли", в которой страны-члены частично не
отказываются от своего суверенитета. В ЕАСТ не существует
наднациональных органов, имеющих право издавать законы.
В торговле между странами-членами ЕАСТ режим свободного
беспошлинного торгового оборота действует только в отношение
промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ в
принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.
В отличие от "Общего рынка", каждое входящее в ЕАСТ
государство оставляет за собой внешнеторговую автономию и
сохраняет свои таможенные пошлины в торговле с третьими
странами, в силу чего не существует и единого таможенного
тарифа.
Членами ЕАСТ являются в основном те нейтральные страны
Европы, которые при создании ЕАСТ не считали целесообразным
хотя бы частично отказаться от своего суверенитета.

В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало
соглашение с "Общим рынком", по которому постепенно были
снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные
товары. Беспошлинная торговля между этими странами базируется
на системе сложных правил, разработанных в зависимости от
происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного
тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует
только для товаров, произведенных в странах-членах. Следует,
однако, иметь в виду, что промышленные товары часто состоят из
компонентов, купленных за границей. Данное обстоятельство
привело к разработке детализированных правил, определяющих ту
долю стоимости товара (в %), которая приходится на ввозимые


компоненты, не изготовляемые в странах-членах ЕАСТ.
По мере роста значимости "Общего рынка" значение ЕАСТ
постепенно уменьшается, и поэтому, начиная с 70-х годов,
Великобритания, Дания, Португалия выходят из ЕАСТ и вступают в
ЕС.
Попытки заключить общее соглашение между "Общим рынком" и
ЕАСТ, чтобы таким путем слить их в единую организацию,
охватывающую всю Западную Европу, не дали конкретных
результатов. Слишком значительными были различия в точках
зрения на целесообразность и необходимость создания
наднациональных органов. Страны-члены ЕС постепенно начинают
все больше и больше отказываться от своего суверенитета в
интересах создания Соединенных Штатов Европы. Нейтральные
страны Европы пока не могут решиться на подобный шаг.

Органы ЕАСТ

Высшим органом ЕАСТ является Совет, состоящий из
представителей всех стран-членов (по одному голосу) и могущий
принимать решения фактически лишь на основе единогласия по той
простой причине, что ему не присущ наднациональный характер.
Совет заседает регулярно, два раза в месяц в Женеве, где
руководители постоянных миссий представляют свои страны. Состав
президиума Совета меняется каждые 6 месяцев, причем происходит
поочередная смена его членов,
Текущую работу ведет секретариат ЕАСТ, который возглавляется
Генеральным секретарем.

Совет рассматривает вопросы, связанные со стимулированием
торговли между странами-членами и активизацией сотрудничества с
третьими странами и международными организациями. Он принимает
решения, которые имеют обязательную силу дSя стран-членов (в
результате действия принципа единогласия). Из-за сложности
правил, связанных с происхождением товаров, управление ЕАСТ
требует специальных знаний в области торговой политики,
таможенной регламентации и общей экономической политики.
Поэтому Совет создал ряд комиссий, которые, однако, имеют
право разрабатывать только рекомендации. Существуют следующие
комиссии:
-- комиссия внешнеторговых экспертов;
-- комиссия по проблемам технических препятствий во внешней
торговле;
-- комиссия экспертов по таможенным вопросам и правилам
происхождения товаров;
-- экономическая и консультативная комиссия, состоящая из
видных представителей экономических кругов стран-членов и
вносящая на рассмотрение совета предложения и рекомендации;
-- комиссия депутатов парламентов стран-членов;
-- комиссия по сельскому хозяйству и рыболовству;
-- комиссия по проблемам экономического развития;
-- бюджетно-финансовая комиссия.

Министры финансов, торговли и транспорта западноевропейских
стран регулярно встречаются независимо от того, являются ли эти
страны членами "Общего рынка" и ЕАСТ или нет. Особенно тесные
контакты такого рода устанавливаются между немецкоговорящими
странами: ФРГ, Швейцарией и Австрией. При определении тех или
иных мер финансовой и торговой политики все западноевропейские
страны вынуждены учитывать реакцию других стран. В большинстве
случаев такие меры не принимаются самостоятельно, без
консультаций со своими соседями и крупнейшими торговыми
партнерами.

Экономическая мощь "Общего рынка", динамичность его
расширения и сильная зависимость отдельных стран Западной
Европы от торговли с ним в ближайшем будущем поставят перед
остальными странами Европы альтернативу: либо вступить в ЕС и
частично отказаться от своего суверенитета, но зато
пользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо
оставаться в стороне, отрезать себе путь к процессу объединения
Западной Европы со всеми отрицательными последствиями для
собственной экономики. Эти последствия для таких стран далеко
не одинаковы. Например, Швейцария, экспорт которой
распределяется сравнительно равномерно по всем странам мира, их
может перенести легче, чем Австрия, около 60% внешней торговли
которой приходится на страны "Общего рынка". Но движение к
объединению Европы, стимулом которого является "Общий рынок", в
будущем, вероятно, активизируется, и члены ЕАСТ в интересах
своей собственной экономики будут вынуждены либо вступить в ЕС,
либо найти определенную формулу ассоциирования.

ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ НОРМ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ



ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ


Право служило и служит тому, чтобы упорядочить
сосуществование людей в обществе путем разработки разрешающих и
запрещающих нормативов. Понимание правовых проблем отдельной
личности в значительной мере облегчается, если понятны
взаимосвязи, определяющие их. Правовая организация отдельных
государств в значительной степени подвержена влиянию их
политического строя. Знание теории "ступенчатой структуры"
различных правопорядков позволяет менеджеру, работающему на
международном уровне, охватить и понять весь комплекс
взаимосвязей и взаимозависимостей современного мира.
Главным при анализе того или иного правопорядка является
конституционное право, которое прежде всего определяет, кто



Содержание раздела