d9e5a92d

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам: количество людей, вынужденных обращаться к психологам, за последние 4-5 лет возросло в 1,5 раза. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества.

Например, 41-50% беженцев страдают от психических расстройств. Психиатры утверждают, что 80% выпускников детских домов имеют психические расстройства и являются их потенциальными пациентами.

Поэтому так остра необходимость развития системы психологической помощи населению, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологией работы в этой области.

Сущность и значение психологии в социальной практике


Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху технологических революций, которая сопровождается кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной структуры и в конечном счете возрастанием роли личностного фактора в жизнедеятельности общества.
Социальный работник часто должен ответить клиенту на вопрос о смысле нашего существования на Земле, имеющий для человека исключительное, жизненно важное значение, ибо тайна человеческого бытия, как писал Ф.М. Достоевский, не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.
Психология как наука возникла и опирается на знания, которые давно и активно применяются в религии, искусстве, медицине, в социальных технологиях управления массами.
Так, вся жизнь религиозного человека пронизана разнообразнейшими психотехническими приемами и средствами: исповедь священнику, помогающая облегчить душу после какого-то проступка и даже преступления; вечерняя молитва, позволяющая сбросить с себя тяготы прожитого дня, прийти в спокойное уравновешенное состояние и нормально заснуть; крестины и венчания, обряды поминовения усопших и т.д.
Практически на всех исторических этапах развития человеческой цивилизации те или иные лица, обладая атрибутами власти и определенными знаниями, монарх, президент, инквизитор, жрец, священнослужитель, шаман, целитель и т.д., применяли для достижения своих целей определенные психотехнические методы воздействия. Всякая власть, особенно диктаторская, нуждается в поддержании харизмы лидера государства, партии и т. д., поэтому психологические методы, способствующие манипулированию сознанием и поведением масс, обстоятельно разрабатывались и проходили широкую апробацию в социальной среде.

Различные психологические теории, применяемые в ряде западных стран, помогают им не доводить социальные конфликты до взрывов, побуждают трудящихся добровольно помогать капиталу.
Как известно, целитель, гуру и другие подобные специалисты в ходе воздействия на клиента повышают его эмоциональное возбуждение, применяя кроме различных растительных и минеральных средств различные процедуры, драматические обряды и ритуалы, в том числе, например, публичное покаяние в присутствии большого числа людей. Система психологического воздействия имеет магический, если не демонологический характер.

Эффект их воздействия в том, что индивид априори полон убеждения и веры в действенность применяемых к нему методов.
В этом случае удовлетворяются потребность человека в эмоциональном контакте и потребность в получении информации, которые служат для индивида, социальной группы смысловой канвой определенного действия.
Человек существо глубоко социальное, и желание жить в мире и гармонии с окружающим его обществом составляет неотторжимое качество нормально функционирующей психики. В неменьшей степени человек испытывает потребность жить в мире и согласии с самим собой, сохранять и постоянно поддерживать гомеостатическое состояние психики как основу нормальной жизнедеятельности и оптимальной социальной адаптации. Для каждого индивида психологическая защита реализуется на физиологическом, психологическом и социальном (поведенческом) уровнях.

Каждый из названных уровней представляет собой функциональную систему, регулируемую независимо от того, является ли деятельность осознаваемой или нет. Психологическая защита является активным психическим феноменом и определяется индивидуальными характеристиками личности.

Поэтому, воздействуя на эти индивидуальные характеристики, можно целенаправленно тренировать и усиливать механизмы психологической защиты.
Сегодня в психологии выделяются и утверждаются относительно самостоятельные отраслевые науки: инженерная психология, медицинская психология, юридическая психология, психодиагностика, психотерапия и др. По существу, каждый вид профессиональной деятельности включает в себя психологические аспекты.

Особенность социальной работы, ее технологических аспектов, развивающихся на стыке общей психологии, социальной психологии, психодиагностики и т.д., состоит в том, что она рассматривает целенаправленную социальную деятельность, учитывающую особенности психики человека, опираясь на социальную сущность индивидов.
Основная задача, которую ставит перед собой психология, это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно.
Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты:
наблюдение внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное;
опрос устный, письменный, свободный, стандартизированный;
тест тест-опросник, тест-задание, проективный тест;
моделирование математическое, логическое, техническое, кибернетическое;
эксперимент естественный, лабораторный.
Эти методы (и их варианты) предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получения путем их интерпретации выводов. Здесь применяются также методы математической статистики и количественного анализа.
Без соответствующих знаний в области психологии социальному работнику трудно претендовать на овладение методами психологического воздействия на клиента.
Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры обладают относительной самостоятельностью, но они в первую очередь зависят от той научной школы, в рамках которой они были созданы. Психология предоставляет большие возможности использования в социальной работе различных методов воздействия на личность.

Существующие психологические методы содержат не только разнообразные методологические и теоретические положения, но и предлагают различные технологии.
Кратко остановимся на характеристике возможных психологических подходов к технологии социальной работы.
Глубинная психология (психодинамические теории) психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (А.

Берн) и др.
Понятие психологическая защита было введено представителями психоаналитического направления и трактовалось ими как способность предотвращения грозных клинических последствий конфликта сознательного и бессознательного. Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа З. Фрейда. В ранней концептуальной схеме 3. Фрейда (сознательное подсознательное бессознательное) психологическая защита выступает как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. По Фрейду, защитные механизмы врожденны, запускаются в экстремальных ситуациях и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта.

В дальнейшем в эту первоначальную концепцию были внесены существенные коррективы: психологическая защита понимается уже не как врожденный, а как приобретаемый в процессе индивидуального развития структурный компонент психики; акцентируется направленность психологической защиты, прежде всего, на социогенные конфликты; механизмы и варианты психологической защиты рассматриваются как продукты развития и научения; набор защитных механизмов, в отличие от стереотипных схем 3. Фрейда (Оно Я Сверх Я), определяется как глубоко индивидуальная характеристика личности, обусловливающая общий уровень адаптированности.
Человек с раннего детства переживает различные кризисы, конфликты между внешними (социальными) силами и внутренними (бессознательными), где он (личность) пытается найти определенный баланс. Поэтому социальному работнику как психологу необходимо знать и научить клиента пользоваться самосознательным механизмом как регулятором развития личности, преодоления устойчивых отрицательных явлений, или комплексов.
Существуют различные варианты основных защитных механизмов личности, с помощью которых индивид оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний. Остановимся кратко на нескольких из них: вытеснение неисполнимые желания и неприемлемые представления вытесняются из сознания ради спокойствия, это приносит моментальное освобождение; замещение перенос болезненных симптомов на замещающий объект (недостатки: отреагировавший чувствует освобождение, а замещающий объект часто страдает, однако может возникнуть эффект бумеранга возврат негатива к первоначальному субъекту); сублимация энергия напряжения полностью реализуется в социально-полезной деятельности: творчество, спорт и т.д. (недостатки: упускаются причины напряжения, сублимированное напряжение не исчезает возможна фрустрация); бегство человек избегает критики и благодаря этому психологического напряжения (недостатки: причины не выясняются, возможны в будущем проблемы с саморегуляцией); оглушение наркотики (алкоголь) устраняют конфликты, страхи и т.п., достигается ощущение силы, создается иллюзия ухода от пугающей действительности (недостатки: зависимость от алкоголя, наркотиков, развитие болезней)и т.п.
Также важными механизмами психологической защиты являются: фиксация (задержка на одной стороне, форме защиты), регрессия (возврат при угрозе стресса в более раннюю стадию развития), перенос (перемещение бессознательных переживаний в физическую сферу, например в головную боль), провокационное поведение человек ведет себя так, чтобы спровоцировать у другого человека гнев или любовь.
Бихевиористское (психология поведения) направление в социальной работе социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др. Сущность этого направления заключается в том, чтобы использовать влияние окружения на поведение человека. Для бихевиоризма важны мысли и поступки человека, их мотивы.



Исходная методологическая позиция это акцент на конкретных действиях и поступках человека.
Поэтому при данном подходе социальному работнику как психологу необходимо вступить в такое взаимодействие с клиентом, которое раскрыло бы ему ценность и смысл жизни, его место в социальной действительности, индивидуальность, а с другой стороны, найти и показать перспективы жизнедеятельности, новые ценностные ориентиры.
В технологическом аспекте социальная работа строится на следующих методических принципах: открытость и ясность плана работы с клиентом для его активизации; анализ и владение информацией о поступках и поведении клиента; учет детерминированности поступка и его результатов предшествующим действием (функциональный анализ); совместная выработка социально значимых целей, предполагающих конкретный план действий на будущее. Возможны и другие методы, технические приемы, например: тренировка настойчивости, тренировка релаксации, моделирование поведения и поощрения за желаемое поведение, стратегия предотвращения рецидивов и многое другое.
Одной из форм психологической защиты, реализуемой на поведенческом уровне, являются феномены избегания (некоторых тем, имеющих эмоционально-личностное значение, ситуаций, книг, фильмов и т.д.) и ухода (из семьи, профессиональной или возрастной группы). Житейское понятие избегать трудностей часто обусловлено не столько стремлением к легкой жизни, сколько неспособностью приспособиться к изменяющимся условиям общения, обитания или деятельности.

Многие феномены психологической защиты проявляются в рамках высшей формы социальной регуляции нравственного выбора, реализуемого в виде молчаливого осуждения или одобрения, либо в виде активной защиты.
В социальной практике основное внимание следует направлять на достижение изменений в поведении клиентов оказывать им помощь в умении правильно организовать свое поведение. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, вопросов отношений детей и родителей, применении методов поощрения и наказания, полезны они и в работе с группой.
Когнитивная психология как направление возникла в связи с развитием кибернетики, информатики, программирования ЭВМ и в определенной степени явилась реакцией на недостатки психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления (например, бихевиоризм, гештальттеории и др.) в детерминации поведения человека. Здесь главным считается то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о себе, о мире и каким образом он ее использует при принятии решений, как действует в рамках определенной социальной действительности. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний, которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрывающей суть когнитивной психологии, является схема.

Когнитивные схемы (восприятие, память, мышление и другие когнитивные продукты) врожденные или приобретенные позволяют индивиду определенным образом воспринимать, преобразовывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем.
Сторонники когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Главный принцип когнитивной терапии состоит в том, что большинство человеческих эмоций и форм поведения, рациональных и иррациональных, обусловлено тем, что люди думают, воображают и во что верят.

Поэтому задача социальной работы состоит в том, чтобы помочь клиенту изменить его когнитивные правила и тем самым справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.
Когнитивная терапия эффективна при решении значительного числа эмоциональных проблем, с которыми приходится сталкиваться в практике социальной работы, особенно связанной с преодолением депрессии у клиента. Общее, что объединяет различные как когнитивные, так и бихевиористские подходы, опора в большей степени на мысли и поступки инвалидов.
Гуманистическое направление гештальттерапия (Р. Перле), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В.

Франкл), психодрама (Дж. Морено) и др. Основа теории гуманистического направления состоит в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не его окружения.

В этом состоит отличие от психодинамической теории, делающей акцент на прошлом, которое влияет на настоящее, и от бихевиористской теории, акцентирующей внимание на воздействии окружения на личность.
Гештальтпсихология (структурная психология) как направление ориентируется на естественные науки, представляющие собой образец научного знания.
Последователи этого направления стремятся исследовать формирование сложных, целостных психофизиологических систем, психических явлений односторонне через восприятие, память, мышление, личность и межличностные отношения. Гештальттерапия использует при этом широко схематические приемы микротехники для анализа психического воздействия на клиента.

Например, такие, как восприятие здесь и теперь, директивность, речевые изменения, метод пустого кресла и многое другое.
Большой вклад в развитие материалистического направления в психологии внесли и отечественные ученые. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явились исследования И.М. Сеченова, которые непосредственно повлияли на работу таких известных русских ученых, как В.М. Бехтерев, И.П.

Павлов.
Широко известны во всем мире труды отечественных ученых-психологов таких как Л.С. Выготский, С.Л.

Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В.

Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и многих других. Психология все больше выходит из рамок академической науки и активно применяется в социальной практике.

Кроме традиционных форм ее приложения (медицина, педагогика), она широко используется и в практике социальной работы.

Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе


Психология изучает психическую деятельность человека (ощущения, восприятие, память, волю, мышление и др.). Она исследует характер мышления человека, восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанную на этой основе интерпретацию событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.
Профессия специалиста социальной работы еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеет высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, только 8% из них.
Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний.

Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.
Согласно мировой практике, относительно использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими.

Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение.

По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.
К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в российском обществе. Для сравнения: во Франции рано или поздно к психологу обращается 80% населения, тогда как для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику и т.д.), работает комплекс: только психи обращаются к психологу и т.д.
Современная практическая психология становится конкретной живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развитии человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика.

Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.
Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:
сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;
психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;
психологическое консультирование, цель которого помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;
психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.
Важным направлением является психотерапия организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков.

Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.
Следует признать, что в отечественной технологии пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному работнику достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях.
Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту.

Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.
Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.
Первый тип. Решение социальных задач.

Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям.

В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.
Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы.

Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы хорошо плохо, которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.
Третий тип. Нравственные задачи.

Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.
Специалист социальной работы, как и врач, психолог, педагог и другие работники социальной сферы, обязан постоянно подвергать собственные действия нравственной экспертизе, следуя знаменитому девизу клятвы Гиппократа Не навреди!



Содержание раздела