d9e5a92d

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В управлении наглядно проявляется эффективность технологизации. Управленческие отношения представляют собой сложную систему взаимообусловленных и переплетающихся отношений экономического, технического, организационного, политического, идеологического, правового, морального, социального (в узком смысле), психологического характера.

В практике социального управления, в социальной работе их разделение почти невозможно, ибо оно связано непосредственно с человеком, через которого познаются, формируются и индуцируются эти отношения. Социальная работа призвана решать не столько задачи организации совместной деятельности, сколько экономические, политические, правовые, психологические, технологические и другие задачи, то есть задачи социальной жизнедеятельности индивида в целом.

Сущность управления в социальной работе


Существуют различные позиции относительно систем управления в области социального обслуживания. В частности, иногда считается, что администраторы, получившие подготовку для работы в сфере государственного управления, могут полностью заменить специалистов, профессионально подготовленных для сферы социального обслуживания.

Однако вряд ли правильно здесь игнорировать определенную дифференциацию. Так, управленческие кадры в области социальной работы должны обладать способностью решать социально-политические вопросы, вникать в содержательные, этические аспекты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответствии с общественными ценностями и законами.
Начало XX века ознаменовалось рождением научного менеджмента, у истоков которого стояли такие ученые и практики, как Фридерик У. Тейлор, Франк Б. Гилберт, Генри Л. Ганнт, X. Манстерберг, X. Эмерсон и другие. Становление и развитие управленческих отношений сопровождались совершенствованием социальных технологий.
Существуют различные точки зрения (как в терминологическом, так и в содержательном аспектах) и по отношению к административному управлению и менеджменту. Например, американские специалисты считают, что административное управление и менеджмент одно целое.

В Западной Европе, наоборот, менеджмент используется как основное понятие, а административное управление относится к внутренним задачам организации.
Впервые термин менеджмент стал употребляться в США и первоначально означал умение объезжать лошадей. Оно произошло от глагола to manage (управлять), а тот, в свою очередь, от латинского manus (рука). То есть в буквальном переводе менеджмент означает управление людьми.

Менеджерами называют лиц, имеющих, в соответствии с законодательством, обязанности по руководству корпоративным бизнесом и имуществом. Сегодня в США термин менеджмент означает процесс, который обеспечивает интеграцию и эффективное использование материальных и человеческих ресурсов фирмы для достижения стоящих перед ней целей.

По сути менеджмент это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рыночных отношений.
Сейчас на Западе все большее значение приобретает концепция человеческих ресурсов, в основе которой лежит признание экономической целесообразности капиталовложений, связанных с управлением рабочей силой, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.
В соответствии со своими потребностями компании участвуют в образовательных программах, чтобы обеспечить себя в будущем образованной и технически подготовленной рабочей силой. Выступая в Американской федерации учителей, Д. Кридон, президент Метрополитен лайф иншуренс компани, заявил: Бизнес начинает действовать исходя из признания того, что ему нужны хорошо образованные служащие, клиенты и избиратели. В качестве другого примера, когда бизнес действует одновременно и в своих интересах, и в интересах общества, можно привести систему здравоохранения. Компании по страхованию жизни поддерживают меры против курения на рабочем месте.

Это сокращает расходы на медицинскую помощь и может принести более высокие прибыли страховым компаниям. Одна страховая компания в Америке даже ввела программу ранней диагностики и профилактики гипертонических заболеваний служащих банка самого распространенного заболевания, поскольку это экономически выгодно фирме.
В целом западные социологи, делая вывод о необходимости профессионализации менеджмента, утверждают, что на смену собственническому менеджменту, целью которого являлось обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в бизнес XX века пришел профессиональный менеджмент, несущий определенную социальную ответственность перед обществом.
Развитие профессионального менеджмента привело к изменению специфики деятельности менеджера. Она состоит в том, что менеджер это не столько должность, сколько профессия, требующая комплекса профессиональных, управленческих, психологических, экономических и, конечно, творческих качеств личности.
В настоящее время очевидно, что управленческая деятельность по своей сути технологична, она имеет определенные стандарты, закономерности, которые должны знать все управленцы, независимо от сферы своей деятельности. Однако для управленца, работающего в социальной сфере, необходимы и специфические знания, так как в первую очередь он решает проблемы личности, способствует реализации ее жизненных интересов, потребностей.
Управление в рамках отдельной организации представляет собой совокупность следующих процессов:
формулирование социальной политики и ранжирование ее в виде оперативных целей;
разработка программы и руководство ее реализацией;
организация финансирования и обеспечения материальными и кадровыми ресурсами;
руководство деятельностью по налаживанию взаимодействия между другими организациями (по вертикали и по горизонтали);
организация и контроль за работой кадров;
выполнение представительских функций и связь с общественностью;
просвещение, обучение и воспитание;
оценка и внедрение инноваций с целью повышения эффективности работы.
Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления. Эти методы включают специализированные способы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных, получение экспертных оценок, исследование содержания управленческих функций, структур управления, управленческих групп и социальной обусловленности их действий.
Можно в связи с этим выделить два понятия управления: методологическое (содержательное) и процессуальное (технологическое). Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловленные естественно-историческими закономерностями, отношениями и механизмами управления) и характер общественных интересов.

Второе понятие характеризуется технологически в виде набора функций и процедур.
Еще в начале XX века А.А. Богданов выступил с идеей создания всеобщей организационной науки тектологии. Ее особенность (как всеобщей организационно-технологической науки) состояла в том, что она давала общее описание самых разнообразных процессов возникновения и распада организаций. Идеи А.А.

Богданова оказали впоследствии влияние на развитие многих исследований этого направления.
Интересно отметить, что в работах 50-60-х гг. при описании управления в обществе фигурирует только термин управление (Н. Винер, О. Ленге, Г. Клаус, Б.В. Бирюков, И.И.

Болтников, К.К. Вавилов, К.И. Варламов), и лишь в 70-е гг. появляется термин социальное управление (В.Г.

Афанасьев, Ю.А. Тихомиров, Т.В. Керимова, П.Н. Лебедев, A.M.

Омаров, Г.И. Петров, Л.Н. Суворов).

Необходимо подчеркнуть, что социальное управление неразрывно связывалось с социальными процессами.
В отечественной науке исследования в области организационных методов заметно отставали от исследований в области экономических и социально-психологических методов управления. Достаточно сказать, что среди работ, посвященных методам управления, литература по экономическим методам составляет примерно 85%, социально-психологическим 14%, организационным всего 1%.
В современной России практически нет достаточно глубоких исследований о роли и значении управленческих технологий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы. Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения.

Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.
Основываясь на изучении работ по теории организации, теории управления производством, праксиологии, можно дать следующее определение организационных методов управления. Это способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, обеспечивающие определенный уровень (качество) их организованности, и осуществляется организационное воздействие как на систему в целом, так и на ее части и элементы для достижения поставленных целей.
Управление явление социальное. Любое общество нуждается в управлении людьми, социальными группами, в корректировании их поведения, и это является необходимым условием нормального функционирования общества.

На определенном этапе общественного развития в связи с возникновением кооперации и разделения труда неизбежно возникает особая отрасль деятельности управленческая.
Менеджмент как система знаний развивался по нескольким направлениям. Первое направление развитие теории организационного управления получило название классической, или традиционной школы. Многие компоненты этого направления играют и сейчас важную роль.

Однако определенная недооценка человеческого фактора, упрощенное представление о мотивах человеческого поведения, имевшие место в традиционной школе, вызвали к жизни второе направление в теории управления это школа человеческих отношений, или человеческого поведения. Особое внимание в этой технологии управления уделяется психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, рассматриваются такие категории, как групповые отношения, групповые нормы, проблемы конфликта и сотрудничества, коммуникационные барьеры, неформальная организация и др.



Таким образом, в теорию управления были введены социально-поведенческие элементы в интегрированном виде.
Третье направление это так называемая эмпирическая школа. Она объединяет исследователей, которые определяют управление прежде всего как изучение практического опыта с целью его обобщения, тиражирования и передачи практикам, обучение студентов и т.д.

Представители этой школы стремятся синтезировать основные идеи двух первых школ классической и человеческих отношений.
Четвертое направление теории организации управления школа социальных систем, разрабатывающая системный подход к вопросам организации управления, обращает преимущественное внимание на взаимодействие частей системы с целым. Представители этой школы занимаются исследованиями организации как целого, моделируя организационные процессы и их сочетания друг с другом, благоприятные для достижения цели, стоящей перед организацией.
Пятое направление образует новая школа науки управления. Ее представители считают важнейшей целью исследование процессов принятия решений с применением новейших математических методов и средств.

Эта школа ставит перед собой задачу повышения рациональности решений, к ней также можно отнести большое число исследователей, принимающих участие в разработке различных управляющих и прогнозирующих систем.
Этот краткий и далеко не полный перечень основных теорий управления показывает междисциплинарный характер знаний, на основе которых могут быть развиты принципы административной практики. Вместе с тем эти теории не всегда могут быть адаптированы к отечественной системе управления, так как здесь необходимо учитывать уровень жизни, традиции, приоритеты и возможности в развитии системы социальной защиты и т.д.
В настоящее время все больший интерес вызывает теория управленческого поведения, рассматривающая сходство и различия в поведении мужчин и женщин. Для России, на наш взгляд, эта проблема весьма актуальна, ведь среди социальных работников подавляющее большинство женщины, как и в других сферах социальной деятельности: в медицине, например, в России 80% составляют женщины (в США, наоборот, только 20% женщин работают врачами), такая же картина в педагогической деятельности и т.д.

По мнению американского ученого Р. Кантера, установки, убеждения и поведение являются функцией организационных и иерархических структур, а не половых различий. Моральное состояние, степень удовлетворенности сотрудников и продуктивности подразделений организации зависят от уровня власти и возможностей, которые открываются перед людьми с учетом их половых различий. Как правило, женщины занимают более низкие позиции в организационной иерархии и обладают меньшей властью и меньшими возможностями для продвижения по службе.

В значительной степени их поведение является следствием их социального статуса.
Идеи Кантера повлияли на некоторых исследователей, изучающих социальные службы. Так, Р. Норман и А. Манкуско указывают, что управление традиционно считается рациональным и ориентированным на достижение целей, а следовательно, мужским делом, даже для тех профессий, где преобладают женщины.

Разница между мужчинами и женщинами проявляется и в том, что женщины больше внимания уделяют межличностным отношениям, участию в принятии решений, планированию непредусмотренных обстоятельств и коллективному руководству. Отмечается предпочтительность женщин для горизонтальных и матричных, а не вертикальных структур, равно как и их стремление к принятию решений на коллегиальных и согласительных началах.
Как частное проявление общего процесса технологизации социальной деятельности выступает технологизация управления. В ней отражаются практически все проблемы, возникающие при внедрении социальных технологий в общественную практику. Как правило, технологии создаются не для уникальных видов деятельности, а для многократно повторяющихся.

Необходимо также учесть, что продуманная разработка социальных технологий начинается в сфере управления и только потом распространяется на другие виды человеческой деятельности. По существу, социальные технологии результат развития технологии управления.

Сегодня они являются важнейшим направлением развития системы социальной защиты населения.
Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которой особенно трудно приспособиться к новым социально-экономическим условиям; во-вторых, в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки в новых сферах деятельности. Таким образом, введение термина социальная технология управления преследует три цели:
добиться еще большей стандартизации отдельных (структурных) этапов процесса управления;
обеспечить возможность применения целесообразной последовательности в управленческой деятельности;
достичь быстрого и крупномасштабного тиражирования новых видов деятельности, эффективных технологий в социальной сфере.
В целом же, технологизация это технологическое совершенствование управления. А управление общественными процессами это сознательное и целенаправленное воздействие субъекта на объективно существующие общественные отношения и процессы.

Это искусство знать точно, как предстоит сделать это самым лучшим и дешевым способом.
Может быть предложена следующая принципиальная блок-схема технологии управления. Одна из главных социальных потребностей современного общества совершенствование системы организации управления, обусловленное необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть экономический кризис, а значит, улучшить качество жизни и психолого-нравственную стабильность людей. Для того чтобы определить путь достижения поставленной цели, выявить проблемы, возникающие при этом, и наметить способы их решения, необходимо выяснить особенности процессов управления на этапе перехода к новым экономическим отношениям.
Управление в обществе это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и на общество в целом. Управление социальными процессами в обществе всегда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями.
Цивилизованность общества во многом определяется уровнем культуры управления, которая включает в себя научные знания о характере управления и его принципах, практический опыт организации людей, координацию их действий с целью повышения их эффективности. XXI столетие будет веком сознательной технологии, когда люди будут использовать технологии для того, чтобы укрепить собственное тело и стимулировать умственные способности, и когда технологии будут все больше принимать человеческие качества.

Характеристика основных методов управления


Управления без технологии не существует. Организация управления как социальной деятельности всегда преследовала цель получение лучших, более эффективных результатов при тех же затратах труда.

А это невозможно без соблюдения соответствующей технологии.
Система управления предполагает:
механизм управления цели, средства, методы, функции, принципы;
структуру управления кадры, технику управления, организационно-штабную структуру;
процесс управления органы управления, технологию, материальную часть органов управления;
рационализацию системы управления внедрение достижений науки в управление, обновление кадров, совершенствование хозяйственной системы управления.
Как и любая деятельность, социальное управление включает многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.
Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.
В системе управления используется достаточно большое число методов административного воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.
Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.
В положениях аппарата управления, как правило, имеются следующие разделы: общая часть, основные задачи, функции, права, взаимосвязи с другими подразделениями, ответственность.
Регламентный метод включает в себя следующие положения:
организационную структуру, состав органов управления (самоуправления) коллектива и его подразделений;
конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления (самоуправления);
порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления (самоуправления) в процессе профессиональной деятельности;
перечень форм и методов управления (самоуправления) в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов; формы общее собрание, конференция, комиссия и др.; методы коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза и др.;
конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам;
порядок выборности ответственных руководителей на всех уровнях;
порядок, формы и сроки информирования (отчетности) руководителей (органов управления) о состоянии положения дел организации;
системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования;
порядок изменения и дополнения регламента управления коллектива.
При составлении регламентов необходимо соблюдать ряд технологических требований:
а) нормирование необходимо сочетать со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);
б) нормы (правила) должны отражать последние данные науки и прогрессивного опыта;
в) нормы (правила) не должны быть чрезмерно жесткими или слишком вольными;
г) регламенты не должны быть слишком детальными, что сковывает инициативу исполнителей;
д) нормативы (регламенты) необходимо разрабатывать адресно, чтобы они способствовали укреплению личной ответственности, не допускали обезличенности в управленческом процессе.
Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим деятельности, не допускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину.
Есть и другие виды регламентов, с помощью которых организуется труд работников: единый распорядок работы (дня); регламенты проведения совещаний и заседаний; регламенты-сценарии проведения различных встреч.
Ориентация это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.
Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная (комбинация), символическая (символы, пиктограммы, эмблемы, значки), графическая (карты, схемы, таблицы), цветовая.
Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.
Инструктирование процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.
Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется две формы использования этих методов: письменно-документальная и устная.

Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.
Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а также сроки исполнения и предполагают систематический контроль и проверку исполнения.



Содержание раздела